СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)/ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Божии заповеди»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с содержанием и нравственным смыслом христианских заповедей

Просмотр содержимого документа
«Сценарий учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)/ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Божии заповеди»»

Сценарий учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)/ модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Божии заповеди»

ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с содержанием и нравственным смыслом христианских заповедей.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с историей возникновения христианских заповедей, с Божиими заповедями, моральными законами;

- способствовать развитию навыка работы с литературой, умения выделять необходимую информацию;

- воспитывать уважения к православным духовным ценностям

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- анализировать события истории Ветхого Завета;

- устанавливать причинно-следственные связи между эпизодами событий библейской истории;

- делать выводы.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- осуществлять контроль учебной деятельности.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события и аргументировать её;

- оформлять мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

-соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

- проявлять способность к сопереживанию.

Методы обучения: словесный, метод стимулирования и мотивации (создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, опоры на жизненный опыт, успех в обучение и т.д.), метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, слушание музыки и исполнение песни, устный рассказ по картине, просмотр видеофрагмента.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литературное чтение.

Оборудование и средства наглядности: интерактивная доска, магнитная доска, книги по теме урока, иллюстративный и дополнительный материал.

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность; эмоциональный настрой учащихся)

Приветствие.

Учитель. Ребята, посмотрите на предмет, который находится перед Вами. Как вы думаете, зачем я принесла этот предмет? Какие возникают ассоциации, когда Вы видите этот предмет.

Ответы, предположения детей учитель записывает на доске (твердость, тяжесть, гора, скала).

Учитель. Да, Вы правы у меня также этот вызывает камень ассоциацию со словами тяжесть, твердость, гора, вершина. В ходе занятия будем дописывать слова-ассоциации с камнем, которые будут возникать. (н-р: грех) Как вы думаете, могут ли быть (либо вы знаете, что были) чудеса связанные с камнем? Ответы детей.

2 этап. Актуализация знаний (повторение знаний по пройденному материалу)

Учитель. Мы с вами знаем, для православных чудо – это тайна. А необычность чуда – свидетельство участия в нем всемогущего Бога. Основой духовной жизни православных христиан являются церковные Таинства. Расскажите, что такое церковные Таинства?

Дети. Особые священнодействия (священные действия), в которых происходит непосредственное общение верующих людей с Богом, и во время них тайным образом действует на человека благодать Божия.

Учитель. Правильно. Какие вы знаете Таинства, совершаемые в Православной Церкви?

Дети. Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение Слайд 2

Учитель. Выполните задание Слайд 3

-в телефоне пройдя по ссылке, которую я вам отправила в группе Viber или

- в ноутбуках найдите на рабочем столе ярлык «задание»

https://learningapps.org/watch?v=p88a6gzd219 Слайд 4

Задание «Найди пару».

Выбери в соответствии с определением церковное Таинство.

1. Таинство, во время которого читаются молитвы и священник три раза погружает в воду взрослого или окунает в купель ребенка. (Таинство Крещения)

2. Таинство, совершаемое перед Причащением, на котором верующие в присутствии священника признаются Богу в своих грехах, имея твердую решимость их больше не совершать. (Таинство Покаяния (Исповеди))

Подводится итог

3 этап. Определение темы и задач занятия (вовлечение учащихся в действия по планированию и прогнозированию).

Учитель. Ребята, что общего между этими Таинствами, Таинством Крещения и Покаяния?

Дети. Очищение от греха...

Учитель. Верно. Какая у вас ассоциация со словом грех? (ответ) Верно, камень. (Дописать на доске ассоциацию) Есть такое выражение: «как камень на душе лежит». Значит, тяжёлое, гнетущее чувство. Ребята, что такое грех? (ответы детей)

Учитель. Правильно. Грех – это действие вопреки воле Бога, вольное или невольное нарушение его заповедей. Слайд 5

Итак, какой вывод можно сделать? Чтобы не грешить, мы не должны нарушать Божии заповеди, а для этого мы должны их знать. Каждый православный христианин должен знать заповеди Божии и их выполнять.

На доске открывается надпись: «Заповеди Божии. ….». Слайд 6

Учитель. Ребята, какая тема занятия?

Дети. Тема занятия: «Заповеди Божии». Слайд 7

Учитель. Какую цель перед собой поставим исходя из темы занятия?

Дети. Цель нашего занятия: познакомиться с понятиями, заповедями и их содержанием……

Учитель. Сформулируем шаги/план, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели с помощью опорных слов. Слайд 8

определить понятия Заповеди Божии

раскрыть содержание и значение заповедей

4 этап. Введение новых знаний (погружение учащихся в учебный материал).

Учитель. Давайте выясним, что мы уже знаем о заповедях. Ответы детей

А теперь сформулируем вопросы, которые возникли и на которые хотим найти ответы.

Когда были даны заповеди? Кому? Где? При каких обстоятельствах? На чем записаны? Сколько их?

Давайте обратимся к словарю православной лексики и определим (уточним) понятие, что же такое Заповеди Божии.

Словарь

Заповеди Божиинравственные и духовные законы, определяющие внешнюю и внутреннюю жизнь христианина, данные Богом и обязательные к исполнению. Слайд 9

Учитель.

Ребята, предлагаю вам через чтение фрагмента стихотворения Лидии Ретивской «Чудо на горе Синай» познакомиться с этой библейской историей. Узнать, где были даны, кому, и какие события сопровождали их приобретение. Готовы? Начинаем.

Выразительное чтение стихотворения Лидии Ретивской «Чудо на горе Синай» в сопровождении иллюстраций из книги (художник — Серёжа Попов), которые отображаются на большом экране, с помощью документ-камеры. Иллюстрация

(фрагмент) Читает заранее подготовленный ребенок.

Давно-давно Господь оставил

Народам мира десять правил.

И каждый добрый человек

Их помнить должен весь свой век.

Господь избрал народ еврейский,

Чтоб в суете земной житейской

Законы людям принести

И души грешные спасти.


До новой христианской эры, Иллюстрация 1

До нашей православной веры

Жил Моисей, святой пророк.

Тогда евреи долгий срок

В плену в Египте пребывали.

Там их младенцев избивали,

И весь народ стонал тогда

От непосильного труда.

Послушайте, как это было.


Мать Моисея так любила, Иллюстрация 2

Что от злодеев укрывать

Старалась долго эта мать.

Но только стало невозможно,

Она в корзинке осторожно

Снесла младенчика к реке

И положила в тростнике.

А Моисеева сестренка

В тот час устроилась в сторонке,

Все наблюдала издали.

Тут мыться к берегу пришли

Служанки с дочкой фараона. Иллюстрация 3

Вдруг видят, в тростнике ребенок

Один в корзиночке лежит

И комариный рой жужжит.

Царевне жаль, ребенок плакал.

И вот велит она за плату

Скорей кормилицу сыскать,

Вскормить дитя да воспитать.

И Моисеева сестренка

Нашла кормилицу ребенку,

Призвав на помощь мать свою.

Так Моисей в чужом краю

Рос при дворце и не был мучен,

Но был премудростям научен.

Он рос, не зная правды всей.

Как только вырос Моисей, Иллюстрация 4

Увидел свой народ в страданьях,

Тяжелом гнете и рыданьях.

В другую землю он тогда

Пасти отправился стада.

Однажды в полдень той порою

Пас под высокою горою

Овец своих он жарким днем.

И вдруг увидел, как огнем

Терновый куст горит, пылает

И чудно-дивно не сгорает.

И ангел Божий над кустом,

И голос слышится при том:


Я твой Господь и Я есть Сущий,

Непостижимый, Всемогущий, Иллюстрация 5

Я все могу, Мне нет препон.

В Египте Я увидел стон,

Жестокий гнет, беду, стенанья

И материнские рыданья

Народа вашего и вот,

Пойди и выведи народ

Из угнетенья на свободу,

Я дам свидетельство народу,

Как на земле по правде жить

И чем на свете дорожить.

Иди теперь в Египет смело

И делай божеское дело.

Не бойся, буду Я с тобой

При трудной участи любой.

Я даровал народам время

И нахожусь Я рядом с теми,

Кто сам идет всегда со Мной

По жизни маленькой земной.

Ты людям обо Мне расскажешь

И чудеса Мои покажешь.


Так Моисея Бог избрал,

А фараона покарал,…

…Свое упорство царь сломил

Народ из плена отпустил.


Тогда евреев очень много

В пустыню вышло на дорогу. Иллюстрация 6

Сам Бог указывал им путь,

Куда идти, где повернуть.

В столпе из облаков шел днями

И в огненном столпе ночами.

Дорога трудная была,

Но с Божьей помощью скала Иллюстрация 7

Чудесно источала воду.

Во время голода народу

Перепелов Господь давал

И манну с неба изливал.


Пройдя дорожные невзгоды,

На третьем месяце похода

Тот многолюдный пеший строй

Остановился под горой.

Синай – у той горы названье. Иллюстрация 8

И вот Господь дает заданье

Черту проделать у горы

По сторонам и до поры

Чтоб за черту не наступали.


На третье утро засверкали

Удары молний в вышине

И Сам Господь сошел в огне.

Гремели громы, все дымилось,

Как будто печка распалилась.

Затрепетал народ вокруг.

Раздался сильный трубный звук

И становился все сильнее.

И говорил Бог с Моисеем.

Бог десять заповедей дал,

Чтоб Моисей их передал

Евреям, под горою ждущим

И всем когда-либо живущим.


Бог десять заповедей дал

И на скрижалях (каменных досках) записал.

Учитель. Скажите, какие чувства вы испытывали, слушая данную историю? (Тревогу, взволнованность, радость, счастье…) В каких эпизодах? (Ответы детей)

Учитель. Ребята, давайте уточним, на какие вопросы мы уже нашли ответы.

Мы узнали, где были даны заповеди, и при каких обстоятельствах?

Дети. Да. На горе Синай. Сверкали молнии, гремел гром, слышались трубные звуки, которые становились сильнее и сильнее, все дымилось, и Бог сошел на гору в огне. Весь народ стоящий у черты у подножия горы трепетал.

Учитель. Через кого Бог передал заповеди?

Дети. Через пророка Моисея.

Учитель. А кто такой пророк?

Учитель предлагает прочитать в словаре учебника на стр.179 значение слова «пророк». Пророк - посредник между Богом и людьми, особо избранный человек, через которого Бог передает людям свои повеления.

Учитель. Пророк Моисей - провозвестник и истолкователь воли Бога.

О каких чудесах вы узнали, которые сотворил Господь для евреев?

Дети. Горел терновый куст и не сгорал. Источил воду из скалы, камня, питал их перепелами и манною, отражал врагов на них нападавших.

Учитель. В какое время жил Моисей и когда были даны заповеди?

Ответ детей. До новой христианской эры, до нашей православной веры.

Учитель Если заповеди даны до христианской веры, т.е. до рождения Иисуса Христа. Значит, в какой книге они записаны, в Ветхом или Новом завете?

Дети. В Ветхом завете.

Учитель (показывает Библию) Верно. А точнее это книга Исход глава 20.

Сколько заповедей? На чем они записаны?

Дети. Десять заповедей. Записаны на скрижалях.

Учитель. Бог десять заповедей дал,

Чтоб Моисей их передал

Евреям, под горою ждущим

И всем когда-либо живущим.

Мы все должны их выполнять,

И вот что Бог велел принять:…

(учитель раздает задания (см. приложение «Раздаточный материал»)

5 этап. Осознание и осмысление (развитие читательской и информационной компетентности)

Работа в паре

Учитель. Что велел принять Бог, и что мы должны выполнять, мы узнаем через работу в парах. Каждая пара получила одну заповедь, которую должна изучить и свои знания по ней передать другим ребятам. Учитель озвучивает и поясняет задание.

Задание.

1. Прочитайте, как звучит заповедь на церковнославянском языке и русском.

2. Раскройте содержание и значение заповеди, используйте предложенный дополнительный материал и учебник (содержание урока 22, стр.123-125)

3. Из предложенных слов выберите ключевые слова к данной заповеди и приклейте их на чистый лист.

4. Подготовь выступление по заповеди, поясните, как выбранные ключевые слова раскрывают заповедь.

Заслушивание выступлений. Презентация 10 заповедей (слайд 11 нажать на гиперссылку)

Учитель. Молодцы ребята, все справились с заданием.

Ребята, по какому принципу можно разделить эти заповеди?

Дети. Заповеди 1-4 – это отношение к Богу, а 5 -10 – отношение между людьми.

Учитель. Правильно. К данному библейскому сюжету о десяти заповедях обращались не только писатели и поэты, но и музыканты.

Учитель. Если бы вы были композиторами, какими средствами выразительности вы бы создали музыкальный образ, раскрывающий нам десять заповедей?

Дети. Характер – сдержанный, торжественный, призывный, строгий. Лад – мажорный, темп – умеренный, динамика …, тембр…

Учитель. Только инструментальную музыку бы вы использовали?

Дети. И вокальную.

Учитель. Значит, раскрыли бы образ через песню. А какие слова должны звучать в песне?

Дети. Из заповедей.

Учитель. Давайте послушаем музыкальное произведение Сергея Воробьева и сравним. Совпадает ли музыкальный образ с тем, который создали мы или есть отличие?

Слушание песни и просмотр видеоряда «Десять заповедей» Слайд 12

Анализ музыкального произведения.

Учитель. Совпадает музыкальный образ, раскрывающий десять заповедей с тем, который создали мы или есть отличие?

Дети. Совпадает.

Учитель. Но все же отличия есть. В чем? Ответы детей (исполняет смешанный хор и солист в сопровождении фортепиано…).

Учитель. Молодцы. Ребята, а что все заповеди объединяет, какая главная христианская ценность?

Дети. Любовь.

Учитель. Давайте найдем и прочитаем подтверждение этому в учебнике на странице 125 в последнем абзаце. Что говорил Иисус Христос? (читают)

Учитель. А что означает любовь ко всем людям в понимании христиан?

Ответы детей

Правильно. Любовь означает, что человек не сделает ничего, что может навредить другому или его оскорбить. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте». Учитель предлагает выразительно исполнить знакомую песню «Так дано много», в которой поется о христианских ценностях.

Исполнение песни «Так дано много» Слайд 13

слова протоиерея Андрея Логвинова, музыка Ирины Болдышевой

Так дано много!

Так легка трата:

возлюби Бога,

полюби брата,

Накорми пташку,

пожалей кошку,

дай больным чашку,

а другим — ложку.

Припев:

Так уж Всевышний

создал: мы — люди,

не когда дышим,

а пока — любим…

Учитель. Приобретение Божьих заповедей – важное и радостное событие в жизни людей. Бог раскрывает секреты счастливой жизни для людей через выполнение заповедей.

Обратите внимание на характер песен раскрывающие нам Божии заповеди. Одинаковый или разный? Почему у них разный характер? Ответы детей (Песня «Так дано много» звучит мягко и с любовью, так как в ней поется о любви. Песня «Десять заповедей» звучит строже, т.к. в ней указывается чего делать нельзя).

Молодцы! Оказывается, через разный характер песен и разные средства выразительности можно создать музыкальный образ, раскрывающий Божии заповеди.

А теперь давайте рассмотрим и сравним две картины художников, которые выбрали данный сюжет Ветхого завета. Это картина голландского художника Рембрандта и французского Филиппа де Шампань. Название картин детям не сообщается. Слайд 14

Опорные пункты

1. Центральный образ, его внешний вид, чувства, действия.

2. Цветовое решение картины. 

3. Какие чувства вы испытывали, глядя на репродукции?

4. В чём отличие между картинами?

Предположительное содержание ответов детей.

На первой картине преобладает золотой фон, который говорит о том, что Моисей только спустился с горы и он в божественном свете. Показана его сила, так как каменные скрижали он держит над головой. Вместе с этим разочарование и неопределенность действия. В глазах печаль, грусть, отчаяние,

гнев.

На второй картине преобладает синий цвет, на одежде золотые украшения. В глазах облегчение, спокойствие, надежда. Мы видим Моисея с приоткрытым ртом и приподнятыми бровями, с указкой, как учителя обучающего заповедям. Как будто темный цвет вокруг светлого лица Моисея говорит о темноте всего мира, в котором он учит и рассказывает о пути к свету.

Учитель. Почему же так отличаются картины? Почему у Моисея разное выражение лица? Чего мы еще не знаем? Давайте попробуем найти ответ в книге «Библии для детей».

Моисей пробыл на горе Синай сорок дней. Это время оказалось очень долгим израильтянам. Они подумали, что Моисей уже более не вернется, поэтому пошли к Аарону и сказали: «Сделай нам бога, который бы вел нас далее по пустыне, потому что мы не знаем, что случилось с Моисеем, отчего он не возвращается».

«Хорошо, - ответил Аарон, - я сделаю вам бога, принесите только ваши золотые браслеты, серьги и кольца». … Аарону принесли золото, из которого он и слил золотого тельца (изображение египетского божества). … На утро израильтяне принесли тельцу жертвы и начали молиться и плясать кругом него от радости.

В это время, когда они плясали вокруг тельца, Моисей спускался с горы и увидел это. И теперь вы можете догадаться, отчего он так разгневался, что даже разбил каменные доски, на которых были записаны заповеди. (Давайте снова обратимся к первоисточнику, прочитаем тот стих который и изображен на картине Исх.32:19) …Моисей же на другой день пошел на гору к Богу и молился Ему: «Милосердный Боже! Народ очень согрешил, сделав себе идол. Но прости ему этот грех! Если же не хочешь простить, то позволь мне умереть за них!»

Бог простил им грех.

Вскоре после этого Моисей снова взошел на гору Синай и получил опять доски с десятью заповедями.

Вывод. Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Идолопоклонничество и маловерие являются тяжкими грехами против Бога.

Ребята, так почему же так отличаются картины?

Дети. На картине Рембрандта изображен Моисей, разбивающий скрижали.

- Дайте название картинам и сравните с названием, которое дали авторы картин. Ответы детей. Картина Рембрандта называется «Моисей, разбивающий скрижали Завета». Картина Филиппа де Шампань - «Моисей и его десять Заповедей». Слайд 15

6 этап. Рефлексия (включение учащихся в оценочную деятельность)

Учитель. Какие задачи мы ставили?

Получилось ли решить поставленные задачи?

Какие трудности у вас возникали?

Оцените собственную учебную деятельность на занятии, ответив на вопросы (см. приложение):

- Достиг цели ….. (да/нет)

- Справился ….. (самостоятельно, с помощью)

- Было трудно ……(в чем затруднение)

Учитель. Давайте вернемся в начало занятия. Так почему я принесла камень?

Дети. На горе Синай на каменных скрижалях были даны Богом десять заповедей, которые люди должны выполнять.

Учитель. Молодцы! Слайд 16

Такой наказ, такой урок

Господь послал на долгий срок.

Чтоб люди память освежали,

На досках каменных-скрижалях

Все десять правил выбил Он.

Вот так написан был закон.

-Ребята, что является самым ценным для людей?

Дети. Поведение, отношение к Богу, друг к другу.

Учитель. Приведите пример.

Дети. Любовь, милосердие, доброта, вера.

Учитель. Если по какой-либо причине одна из заповедей нарушается, то православный христианин должен исправляться. Как?

Дети. Через поступки, Таинство Покаяния, имея твердую решимость больше не совершать данный грех.

Учитель. Исповедь – это лекарство души. Святые отцы говорят, что исповедь – это обещание Богу доброй совести. Когда готовятся к исповеди, очень важно суметь услышать голос собственной совести. Само слово «совесть» для православных людей означает со-весть – «совет с Богом».

Совесть есть голос Божий в человеке, осознание добра и зла, тайник души, одобряющий или осуждающий поступки, вложенная Богом любовь к добру и истине.

7 этап. Итог занятия.

Учитель. Желаю, чтобы вы были богаты добрыми человеческими качествами, и вы совершали только хорошие поступки, даже если этот выбор будет сложным. Слайд 17

Жизнь не бывает без страданий,

Без неудач, без испытаний,

Но с верой в Бога за спиной

Проделать легче путь земной.

И только с милосердным Богом

Поговорить легко о многом.

В печали, радости, беде

Не забывай Его нигде.

Поможет Он в борьбе любой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!