Сценарий урока "Алканы. Изомерия. Получение" разработан для 10 класса естественнонаучного профиля по ФГОС (3 часа/нед). На уроке применены технологии развития критического мышления, приемы смыслового чтения. Формы работы - групповая, индивидуальная, для проведения урока использовался мобильный компьютерный класс.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Алканы. Изомерия. Получение"»
Сценарий урока химии в 10 классе на тему: «Алканы (гомология, изомерия, номенклатура, способы получения)».
Тип урока: Урок получения новых знаний на профильном уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна (3 ч/нед).
Урок разработан с использованием элементов технологий развития критического мышления, ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке формируются и развиваются УУД.
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
смысловое чтение;
развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.
Регулятивные УУД:
умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Цель урока: создать условия для конкретизации представлений об алканах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
конкретизация представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов; об электронном и пространственном строении молекул алканов;
формирование представлений о способах получения алканов; умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, ноутбуки, магнитная доска.
Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин).
Раздаточный материал: шаростержневые модели, рабочий лист, тестовая работа.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, друг друга, гостей |
Стадия «Вызов» | Прием «Ассоциации»: предлагает ознакомиться с изображением на слайде презентации (сл. 1) и предметами на столе (зажигалка, свеча), озвучить ассоциации, которые вызывают эти предметы (подводит к определению темы урока). Уточняет тему урока (сл. 2) | рассматривают изображения на слайде презентации и предметы, высказывают предположения о теме урока, формулируют тему урока. |
2.Целеполагание 3.Актуализация опорных знаний | Предлагает план изучения класса алканов. (сл. 3) Совместно с учащимися определяют цель урока. (Слайд 4) Предлагает выполнить задание на соответствие по терминам | Делят пункты плана по принципу ЗХУ). Формулируют цель урока (по плану). Самостоятельно выполняют задание на соответствие по терминам, осуществляют самопроверку |
4. Изучение нового материала, оперирование знаниями в новых ситуациях Стадия «Осмысление» | Изучение класса соединений согласно предложенного плана: Нахождение алканов в природе. Гомологический ряд алканов. Строение молекул алканов. Изомерия и номенклатура. Получение алканов. Проводит фронтальный опрос по пунктам плана: определение класса алканов, общая формула, гомологический ряд алканов, физические свойства. | Конкретизируют ранее полученные знания. Создают опорный конспект на базе Рабочего листа. Сообщения учащихся: «Алканы в природе». |
| |
Предлагает выполнить задания для групп, используя обучающие презентации на ноутбуках и текст учебника. 4. Изомерия и номенклатура алканов: Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов». При составлении структурных формул изомеров гексана должно получиться 5 формул изомеров с соответствующими названиями (на листах А 3 и в рабочих листах) и шаростержневая модель одного из изомеров. | Выполняют лабораторный опыт, записывают формулы изомеров на листы А 3, дают названия веществам согласно правил международной номенклатуры ИЮПАК, осуществляют взаимопроверку. Делают вывод о видах изомерии алканов. |
Физические свойства алканов Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд 16) Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин) | Работа с учебником, записывают в тетрадь. |
5. Способы получения алканов. Выделение УВ из природного сырья. Гидрирование алкенов, алкинов и циклоалканов. Синтез (реакция) Вюрца. Декарбоксилирование солей карбоновых кислот (демонстрирует видео) Для каждой реакции условия протекания. | Сообщение учащихся «Ректификация». Изучают новый материал, используя обучающие презентации на ноутбуках и текст учебника, выполняют задания для групп, записывают на доске уравнения реакций. Делают выводы о способах получения алканов. |
6.Стадия «Рефлексия» | Подводит итоги урока: Какова была темы урока? Какие цели были поставлены? Что нового сегодня вы узнали? Достигли ли мы поставленных целей? Как вы считаете, какая группа сегодня работала более результативно? Кто достоин поощрения в индивидуальном зачете? Домашнее задание: &11, (до с. 75), выполнить задание № 8 * если осталось время: предлагает решить ситуационную задачу, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан. «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» | Возвращаются к плану урока (ЗХУ), делают выводы о том, что узнали. Подводят итоги урока. Решают ситуационную расчетную задачу. |
Калинкина Нина Валентиновна, МБОУ лицей № 1 г. Пролетарска Ростовской области (для РМО химиков 28.10.2016 г.)