СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Алканы. Изомерия. Получение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока "Алканы. Изомерия. Получение" разработан для 10 класса естественнонаучного профиля по ФГОС (3 часа/нед). На уроке применены технологии развития критического мышления, приемы смыслового чтения. Формы работы - групповая, индивидуальная, для проведения урока использовался мобильный компьютерный класс.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Алканы. Изомерия. Получение"»

Сценарий урока химии в 10 классе на тему: «Алканы (гомология, изомерия, номенклатура, способы получения)».

Тип урока: Урок получения новых знаний на профильном уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна (3 ч/нед).

Урок разработан с использованием элементов технологий развития критического мышления, ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке формируются и развиваются УУД.

Личностные УУД:

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • смысловое чтение;

  • развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

  • развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.

Цель урока: создать условия для конкретизации представлений об алканах как классе органических соединений.

Задачи:

Образовательная:

  • конкретизация представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов; об электронном и пространственном строении молекул алканов;

  • формирование представлений о способах получения алканов; умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.

Развивающая:

  • создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;

  • развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

  • отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.

Воспитательная:

  • способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, ноутбуки, магнитная доска.

Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин).

Раздаточный материал: шаростержневые модели, рабочий лист, тестовая работа.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика 

1.Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей

Стадия «Вызов»

Прием «Ассоциации»: предлагает ознакомиться с изображением на слайде презентации (сл. 1) и предметами на столе (зажигалка, свеча), озвучить ассоциации, которые вызывают эти предметы (подводит к определению темы урока).

Уточняет тему урока (сл. 2)

рассматривают изображения на слайде презентации и предметы, высказывают предположения о теме урока, формулируют тему урока.

2.Целеполагание









3.Актуализация опорных знаний

Предлагает план изучения класса алканов. (сл. 3)

Совместно с учащимися определяют цель урока.

(Слайд 4)



Предлагает выполнить задание на соответствие по терминам 


Делят пункты плана по принципу ЗХУ).

Формулируют цель урока (по плану).



Самостоятельно выполняют задание на соответствие по терминам, осуществляют самопроверку


4. Изучение нового материала, оперирование знаниями в новых ситуациях

Стадия «Осмысление»

Изучение класса соединений согласно предложенного плана:

    1. Нахождение алканов в природе.

    2. Гомологический ряд алканов.

    3. Строение молекул алканов.

    4. Изомерия и номенклатура.

    5. Получение алканов.

Проводит фронтальный опрос по пунктам плана: определение класса алканов, общая формула, гомологический ряд алканов, физические свойства.

Конкретизируют ранее полученные знания.

Создают опорный конспект на базе Рабочего листа.

Сообщения учащихся: «Алканы в природе».




Предлагает выполнить задания для групп, используя обучающие презентации на ноутбуках и текст учебника.

4. Изомерия и номенклатура алканов:  

Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов».

При составлении структурных формул изомеров гексана должно получиться 5 формул изомеров с соответствующими названиями (на листах А 3 и в рабочих листах) и шаростержневая модель одного из изомеров.


Выполняют лабораторный опыт, записывают формулы изомеров на листы А 3, дают названия веществам согласно правил международной номенклатуры ИЮПАК, осуществляют взаимопроверку.

Делают вывод о видах изомерии алканов.

Физические свойства алканов

Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд 16)

Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин)

Работа с учебником, записывают в тетрадь.

5. Способы получения алканов.

  • Выделение УВ из природного сырья.

  • Гидрирование алкенов, алкинов и циклоалканов.

  • Синтез (реакция) Вюрца.

  • Декарбоксилирование солей карбоновых кислот (демонстрирует видео)

Для каждой реакции условия протекания.

Сообщение учащихся «Ректификация».

Изучают новый материал, используя обучающие презентации на ноутбуках и текст учебника, выполняют задания для групп, записывают на доске уравнения реакций.

Делают выводы о способах получения алканов.

6.Стадия «Рефлексия»

Подводит итоги урока:

Какова была темы урока?

Какие цели были поставлены? Что нового сегодня вы узнали?

Достигли ли мы поставленных целей?

Как вы считаете, какая группа сегодня работала более результативно?

Кто достоин поощрения в индивидуальном зачете?

Домашнее задание: &11, (до с. 75), выполнить задание № 8
* если осталось время: предлагает решить ситуационную задачу, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан.

«Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?»






Возвращаются к плану урока (ЗХУ), делают выводы о том, что узнали.

Подводят итоги урока.

















Решают ситуационную расчетную задачу.


Калинкина Нина Валентиновна, МБОУ лицей № 1 г. Пролетарска Ростовской области (для РМО химиков 28.10.2016 г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!