Громкие чтения сказки Г.-Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик»
для учащихся 2 класса
Цели: способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»,
- направить воспитательный акцент на различие добра и зла, на утверждение общечеловеческих ценностей,
- развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать с текстом,
- прислушиваться к высказываниям одноклассников, продолжать работу по формированию умения анализировать текст,
- выделять в тексте главное и обобщать прочитанное, воспитывать духовность и уважительное отношение к окружающему нас миру чувств.
Оборудование: выставка с портретом Г.-Х.Андерсена, книга Андерсена «Сказки», две-три книги для маленьких читателей «Стойкий оловянный солдатик» разных форматов и издательств, выполненная раскраска к сказке, силуэт солдатика и танцовщицы, распечатанные раскраски, цветные карандаши, фломастеры для детей.
Библиотекарь: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Сегодня вы успеете сделать на уроке много интересного: прослушать сказку, раскрасить картинку к этой сказке, ответить на вопросы викторины по прослушанной сказке. Все интересные события относятся к сказке Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», которой в 2018 году исполняется 180 лет!
Ребята, Ганс Христиан Андерсен родился в далекой стране Дании, в очень бедной семье, в доме частенько не было хлеба, не говоря об обуви и об одежде, но в этой нищенской жизни были свои радости. Андерсен очень любил свой дом, в котором родился, навсегда в его памяти осталась чистая комната, сапожный верстак и книжная полка. Отец часто читал своему сыну, раскрывая мудрость и красоту книг. А затем в семье случилось несчастье – умер отец и мальчик рано пошел работать на фабрику. Но его по-прежнему тянуло к книгам и скопив немного денег, он уехал в город Копенгаген. Много было приключений в жизни Ганса, хороших и не очень, но с молодости он серьезно занялся литературой. Андерсен много путешествовал по родной стране и за ее пределами – в Германию, Францию, Англию, Голландию, Швецию и другие страны, познакомился с выдающимися людьми его времени. А намного позже к писателю пришла мировая слава, он прославился своей литературной деятельностью, а после смерти в Королевском саду, в Копенгагене поставили памятник Андерсену с надписью «Воздвигнут датским народом»
(далее следует обзор выставки: перечислить наиболее известные сказки писателя, продемонстрировать иллюстрации из книги, затем раздать детям раскраски и объяснить, что пока они будут слушать сказку «Стойкий оловянный солдатик» необходимо раскрасить картинку, а затем ответить на вопросы викторины)
Библиотекарь выразительно в ролях читает сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Библиотекарь: Ребята, вы прослушали сказку, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
-
Кто была матерью оловянных солдатиков? (старая оловянная ложка)
-
Сколько солдатиков было в коробке? (25)
-
Чем отличался один-единственный солдатик от своих братьев? (у него была только одна нога)
-
Кем была девушка, стоявшая в дверях картонного дворца? (танцовщица)
-
Чем занимались ингушки ночью? (играли – и в гости, и в войну, и в бал)
-
Что произошло в двенадцать часов ночи? (крышка табакерки открылась, и в ней вместо табака оказался тролль)
-
Какое несчастье случилось утром с солдатиком? (упал из окна третьего этажа на мостовую)
-
Что с солдатиком сделали мальчишки, которые его нашли? (сделали бумажный кораблик, посадили в него солдатика, и пустили в плаванье по водосточной канаве)
-
Что требовала водяная крыса от солдатика, которая жила под мостками? (паспорт, пошлину)
-
Что сталось с солдатиком, когда кораблик размок и солдатик пошел ко дну? (его проглотила большая рыба)
-
Какое чудо произошло с солдатиком? (солдатика достали из брюха рыбы в том доме, где жили его братья)
-
Как тролль отомстил солдатику? (малыш схватил ни в чем не повинного солдатика и швырнул его в печку)
-
Что произошло с танцовщицей? (ее подхватило ветром и она очутилась в печке, где и сгорела)
-
Что обнаружила горничная наутро в печке? (оловянное сердечко и блёстку, похожую на обгорелый уголь)
Библиотекарь: Молодцы, ребята, вы внимательно прослушали сказку, хорошо ответили на вопросы, а теперь давайте подведем итоги. Ответьте мне, о чем эта сказка? чему она учит? какая концовка у сказки? что символизирует солдатик? какие выводы мы можем сделать? чему полезному нас учит эта сказка?