СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока химии в 9 классе "Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конструкт урока по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды" , в ней отражены актуальность изучаемой темы и универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока химии в 9 классе "Амфотерные оксиды и гидроксиды"»

Сценарий урока в 9 классе по теме

«Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Предмет: Химия

Класс: 9

Тема: Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.

Работа в группах.

Актуальность: В основе любой науки лежит классификация (животные, растения, минералы, явления, языковая классификация и др.), но не следует забывать, что классификация – это всего лишь условное распределение объектов, в котором всегда имеют место исключения.

Классификация химических элементов на металлы и неметаллы также условна, потому что в природе существуют элементы с двойственной природой – амфотерные элементы. Нельзя провести четкую границу при делении гидроксидов на кислоты и основания, т.к. существуют соединения, одновременно проявляющие свойства кислот и оснований – амфотерные гидроксиды.

Таким образом, изучая любую классификацию, нужно помнить, что она относительна и необходима для систематизации материала. Природа живет по единым законам и там классификация не требуется.

Цель: Сформировать представление об амфотерности оксидов и гидроксидов как веществ с двойственными свойствами.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить особенности химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов;

  2. организовать деятельность учащихся по составлению химических реакций с участием амфотерных соединений;

Развивающие:

  1. Выделять сходство и различие в свойствах амфотерных соединений со свойствами кислот и оснований;

  2. Развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов;

  3. Анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.

Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты:

Предметные: Усвоение понятий «амфотерность», «амфотерный оксид», «амфотерный гидрокид», освоение написания реакций с участием амфотерных соединений, умение классифицировать оксиды металлов.

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.

Личностные: устойчивый познавательный интерес.

Оборудование: растворы хлорида цинка, сульфата алюминия, сульфата железа (III), гидроксидов натрия и калия, серной и соляной кислот; пробирки, штатив.


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

  1. Организа

ционный

Приветствие обучающихся, настрой на занятие

Приветствие учителя, настраиваются на изучение химии .

Включение в ритм работы, готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Задает вопрос классу:

Как практически распознать кислоту?



Как распознать практически основание?




С помощью индикаторов можно распознать только растворимые кислоты и основания, а как практически распознать нерастворимые кислоты и основания?

Выполнение заданий на карточках.

Представитель одной из групп выступает с ответом.







Учитель сообщает, что вещества с такими свойствам называют амфотерными и предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи, отслеживает ответы, корректирует их.


Предлагают ответы. (Добавить индикатор, например, лакмус, в кислой среде становися красный).



Добавить индикатор, например, фенолфталеин, он станет малиновый.




Предлагают ответы.

(Кислота должна раствориться в щелочи, а основание – в кислоте)




Работают в группах по 5 человек, выполняют задания по получению амфотерного гидроксида цинка, проводят реакции его взаимодействия с кислотой и щелочью, наблюдают растворение полуенного вещества в обеих пробирках записывают наблюдения в технологическую карту урока, делают выводы.


Записывают тему урока, ставят задачи:





Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, сто еще не изучено; планирование своей деятельности, преобразование практической задачи в познавательную; внесение необходимых дополнений и корректив в свою деятельность в случае расхождения.

Познавательные: проведение наблюдения, выдвижение предположения, моделирование процесса и осуществление их экспериментальной проверки.

Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.


3. Актуализация знаний.

Задание 1 группе: Воспользуйтесь материалом Интернет или справочниками на ваших столах, ответьте, что значит «амфотерность», амфотерный оксид и гидроксид; сформулируйте определение..


Задание 2 группе: Охарактеризуйте химические свойства амфотерных гидроксидов.



Задание 3 группе: Что произойдет, если вместо гидроксида для реакции взять оксид цинка?


Задание 4 группе: Составьте классификацию соединений хрома в зависимости от его степени окисления.

Просматривают справочные материалы, текст учебника, выводят определение амфотерных соединений как веществ с двойственными свойствами. Представитель от группы выступает с ответом.




Обсуждение в группах, выступление с ответами представителей. (Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с кислотами и со щелочами.)


Оксид цинка обладает амфотерными свойствами, поэтому тоже будет реагировать с кислотами и щелочами.


Пользуются текстом учебника, составляют схему.

После обсуждения представители от групп выступают, остальные слушают и заполняют технологические карты.

Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации

Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Предлагает учащимся записать в тетрадях и технологических картах уравнения проведенных ими реакций.

Составляют уравнения проведенных реакций, обсуждают результаты в группе, работают с учебником, справочными таблицами.

Познавательные: преобразование объекта наблюдения в уравнения хим.реакций, составление общей картины о свойствах амфотерных оксидов и гидроксидов.


5. Первичная проверка понимания.

Дает задание группам:

Предложите способ получения гидроксида хрома (III) и проведите реакции, характеризующие его амфотерность.

Составляют уравнения реакций, пользуясь справочными таблицами, записывают в тетради и технологические карты.

Регулятивные: постановка цели работы, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит изучению.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в свойствах амфотерных соединений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

6. Информвция о домшнем задании

Дифференцированное по сложности задание:

  1. Осуществить составленные вами цепочки превращений.

  2. Составить расчетную задачу с использованием свойств амфотерных соединений.


Выбирают задание по своим способностям.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция,оценка.

Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.

Личностные: проявление собственной идентичности.

8. Рефлексия.

Вопрос: Почему классификация химических элементов, предложенная Берцелиусом, на металлы и неметаллы является неточной?

Предлагают ответы (т.к. в природе существуют вещества со свойствами металлов и неметаллов).


Представляют учителю заполненные технологические карты.

Познавательные: осознание значения классификации для изуения материала,развитие формирования единой естественнонаучной картины мира.

Личностные: осознание своей значимости в этом мире.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!