Организа ционный | Приветствие обучающихся, настрой на занятие | Приветствие учителя, настраиваются на изучение химии . | Включение в ритм работы, готовность к уроку. |
2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности. | Задает вопрос классу: Как практически распознать кислоту? Как распознать практически основание? С помощью индикаторов можно распознать только растворимые кислоты и основания, а как практически распознать нерастворимые кислоты и основания? Выполнение заданий на карточках. Представитель одной из групп выступает с ответом. Учитель сообщает, что вещества с такими свойствам называют амфотерными и предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи, отслеживает ответы, корректирует их. | Предлагают ответы. (Добавить индикатор, например, лакмус, в кислой среде становися красный). Добавить индикатор, например, фенолфталеин, он станет малиновый. Предлагают ответы. (Кислота должна раствориться в щелочи, а основание – в кислоте) Работают в группах по 5 человек, выполняют задания по получению амфотерного гидроксида цинка, проводят реакции его взаимодействия с кислотой и щелочью, наблюдают растворение полуенного вещества в обеих пробирках записывают наблюдения в технологическую карту урока, делают выводы. Записывают тему урока, ставят задачи: | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, сто еще не изучено; планирование своей деятельности, преобразование практической задачи в познавательную; внесение необходимых дополнений и корректив в свою деятельность в случае расхождения. Познавательные: проведение наблюдения, выдвижение предположения, моделирование процесса и осуществление их экспериментальной проверки. Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы. |
3. Актуализация знаний. | Задание 1 группе: Воспользуйтесь материалом Интернет или справочниками на ваших столах, ответьте, что значит «амфотерность», амфотерный оксид и гидроксид; сформулируйте определение.. Задание 2 группе: Охарактеризуйте химические свойства амфотерных гидроксидов. Задание 3 группе: Что произойдет, если вместо гидроксида для реакции взять оксид цинка? Задание 4 группе: Составьте классификацию соединений хрома в зависимости от его степени окисления. | Просматривают справочные материалы, текст учебника, выводят определение амфотерных соединений как веществ с двойственными свойствами. Представитель от группы выступает с ответом. Обсуждение в группах, выступление с ответами представителей. (Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с кислотами и со щелочами.) Оксид цинка обладает амфотерными свойствами, поэтому тоже будет реагировать с кислотами и щелочами. Пользуются текстом учебника, составляют схему. После обсуждения представители от групп выступают, остальные слушают и заполняют технологические карты. | Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Предлагает учащимся записать в тетрадях и технологических картах уравнения проведенных ими реакций. | Составляют уравнения проведенных реакций, обсуждают результаты в группе, работают с учебником, справочными таблицами. | Познавательные: преобразование объекта наблюдения в уравнения хим.реакций, составление общей картины о свойствах амфотерных оксидов и гидроксидов. |
5. Первичная проверка понимания. | Дает задание группам: Предложите способ получения гидроксида хрома (III) и проведите реакции, характеризующие его амфотерность. | Составляют уравнения реакций, пользуясь справочными таблицами, записывают в тетради и технологические карты. | Регулятивные: постановка цели работы, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит изучению. Познавательные: установление причинно-следственных связей в свойствах амфотерных соединений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации. |
6. Информвция о домшнем задании | Дифференцированное по сложности задание: Осуществить составленные вами цепочки превращений. Составить расчетную задачу с использованием свойств амфотерных соединений. | Выбирают задание по своим способностям. | Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция,оценка. Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений. Личностные: проявление собственной идентичности. |
8. Рефлексия. | Вопрос: Почему классификация химических элементов, предложенная Берцелиусом, на металлы и неметаллы является неточной? | Предлагают ответы (т.к. в природе существуют вещества со свойствами металлов и неметаллов). Представляют учителю заполненные технологические карты. | Познавательные: осознание значения классификации для изуения материала,развитие формирования единой естественнонаучной картины мира. Личностные: осознание своей значимости в этом мире. |