СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературы в 6-м классе по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" "Если вдруг война..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок прохождения новой темы. Используемая технология - диалоговая. Урок основан на системно-деятельностном подходе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературы в 6-м классе по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" "Если вдруг война..."»

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) Ивановой Агнии Афанасьевны


Сценарий урока литературы в 6-м классе

«Если вдруг война…»

по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»


Тип урока: урок анализа эпического произведения (урок прохождения новой темы).

Вид урока - урок-диалог.

Технологии на уроке: системно-деятельностный подход (по ФГОС), информационные технологии, метод проекта (творческое домашнее задание).

Оборудование урока: текст рассказа «Кавказский пленник», маршрутные листы, презентация по иллюстрациям к рассказу, сырные лепешки и кукла из тестопластики.

Цели:

1) Раскрыть основную идею рассказа, провести сопоставительный и пообразный анализ главных героев рассказа, закрепить термины теории литературы: портрет, идея, отношение автора.

2) Совершенствовать навыки сопоставления, умения анализировать эпический текст, способствовать развитию творческого воображения;

3) Способствовать воспитанию толерантного отношения к разным народам, воспитанию чувства доброты, милосердия, мужества на примере рассказа «Кавказский пленник».

Этапы урока:

  1. Организационная часть.

  2. Мотивация к учебной деятельности. Использование презентации по иллюстрациям рассказа: изображения Дины, Жилина, Костылина, горцев, Кавказа.

Как и где встретились эти люди? Что их свело вместе? Почему они оказались рядом?

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

  • На войне есть 2 воюющие стороны. Кто с кем воюет в рассказе? (Татары с русскими)

  • Давайте рассмотрим мир татар, как их называет автор, на самом деле, это черкесы или чеченцы.

  • Что мы узнаем о них из рассказа? Как они живут? (Их деревня называется аул. Их вера ислам. Молиться зовет мулла. Женщины одеты в рубахи и шаровары, мужчины – в бешметы. У мужчин всегда есть кинжал. Они иногда носят шапку из барашка. Воду на голове приносят женщины…)

  • Каких главных героев рассказа из мира татар мы узнали? Заполнение маршрутного листа. (рыжий, черный - Абдул, старик). Что мы узнали о них? (У них есть семьи, дети, хозяйство, даже работники). Они занимаются пчеловодством, животноводством.

  • Как они относятся к Жилину и Костылину? (Они по-разному относятся. Старик относится как к врагам, а другие – как к источнику денег).

  1. Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи: А это правильно, использовать войну для обогащения, для получения выкупа? (На войне нехорошо делать богатство на крови, на страданиях других людей. На войне как на войне должно быть).

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

  • Мир русских представляют 2 офицера: Жилин и Костылин. Как они выглядят? (А Жилин хоть не велик ростом, а удал был. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет...)

  • Как ведут себя, когда попали в плен? (Жилин надеется только на себя, пытается сбежать. Костылин ведет себя как слабый человек, не способен защитить даже самого себя, надеется только на помощь со стороны).

  • С кем из них вы пошли бы в разведку? Кто из них мужественнее?

  1. Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи:

На войне проверяется человек, особенно мужчина. Надо быть стойким, смелым, мужественным, настоящим солдатом.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

  • Кто помог Жилину сбежать? (Дина)

  • Как изображен портрет Дины? Что особенно подчеркивает автор? (Она худенькая; глаза как звездочки, прыгает как козочка).

  • Как Дина относилась к Жилину в начале рассказа? Когда и почему ее отношение изменилось? (Жилин удивил ее, он подарил ей игрушку – глиняную куклу).

  • Меняется ли Дина в течение рассказа? (Она смеется, плачет. Она открытый человек, у нее душа открытая всем чувствам).

  • Почему Дина помогла сбежать Жилину? (Она увидела в нем доброго человека, а не врага).

  1. Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи:

Если вдруг война, и в деревню привезут врагов-пленных. Вы бы помогли им сбежать? Как бы вы поступили? (Дина пожалела Жилина как человека. На войне нельзя терять человеческий облик. Война не должна калечить души людей, превратив их в вечных врагов).

  1. Включение в систему знаний – обобщение знаний об идее рассказа

Учитель достает сырные лепешки и куклу (мальчик и девочка обмениваются).

Слово учителя: сырные лепешки – это символ очага, семейной жизни, символ дома, символ мирной жизни. Дина дает сырные лепешки Жилину для спасения его жизни. А Жилин дает куклу, которую Дина баюкает как ребенка. Это новая жизнь, это начало новой жизни. Автор как бы говорит: война бессмысленна, надо жить мирно, сосуществовать мирно, строить новую жизнь. Два мира должны не враждовать, а должны жить мирно и в доброте. Вот главная идея рассказа. Жилин понял это, когда он попал в плен, когда узнал Дину. И Дина спасла Жилина, поняв, что он добрый человек.

  1. Домашнее задание:

  • Подготовить пересказ от лица Дины;

  • Подготовить пересказ от лица Жилина;

  • Заполнить маршрутный лист.

  1. Рефлексия деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!