Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) Ивановой Агнии Афанасьевны
Сценарий урока литературы в 6-м классе
«Если вдруг война…»
по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Тип урока: урок анализа эпического произведения (урок прохождения новой темы).
Вид урока - урок-диалог.
Технологии на уроке: системно-деятельностный подход (по ФГОС), информационные технологии, метод проекта (творческое домашнее задание).
Оборудование урока: текст рассказа «Кавказский пленник», маршрутные листы, презентация по иллюстрациям к рассказу, сырные лепешки и кукла из тестопластики.
Цели:
1) Раскрыть основную идею рассказа, провести сопоставительный и пообразный анализ главных героев рассказа, закрепить термины теории литературы: портрет, идея, отношение автора.
2) Совершенствовать навыки сопоставления, умения анализировать эпический текст, способствовать развитию творческого воображения;
3) Способствовать воспитанию толерантного отношения к разным народам, воспитанию чувства доброты, милосердия, мужества на примере рассказа «Кавказский пленник».
Этапы урока:
Организационная часть.
Мотивация к учебной деятельности. Использование презентации по иллюстрациям рассказа: изображения Дины, Жилина, Костылина, горцев, Кавказа.
Как и где встретились эти люди? Что их свело вместе? Почему они оказались рядом?
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:
На войне есть 2 воюющие стороны. Кто с кем воюет в рассказе? (Татары с русскими)
Давайте рассмотрим мир татар, как их называет автор, на самом деле, это черкесы или чеченцы.
Что мы узнаем о них из рассказа? Как они живут? (Их деревня называется аул. Их вера ислам. Молиться зовет мулла. Женщины одеты в рубахи и шаровары, мужчины – в бешметы. У мужчин всегда есть кинжал. Они иногда носят шапку из барашка. Воду на голове приносят женщины…)
Каких главных героев рассказа из мира татар мы узнали? Заполнение маршрутного листа. (рыжий, черный - Абдул, старик). Что мы узнали о них? (У них есть семьи, дети, хозяйство, даже работники). Они занимаются пчеловодством, животноводством.
Как они относятся к Жилину и Костылину? (Они по-разному относятся. Старик относится как к врагам, а другие – как к источнику денег).
Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи: А это правильно, использовать войну для обогащения, для получения выкупа? (На войне нехорошо делать богатство на крови, на страданиях других людей. На войне как на войне должно быть).
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:
Мир русских представляют 2 офицера: Жилин и Костылин. Как они выглядят? (А Жилин хоть не велик ростом, а удал был. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет...)
Как ведут себя, когда попали в плен? (Жилин надеется только на себя, пытается сбежать. Костылин ведет себя как слабый человек, не способен защитить даже самого себя, надеется только на помощь со стороны).
С кем из них вы пошли бы в разведку? Кто из них мужественнее?
Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи:
На войне проверяется человек, особенно мужчина. Надо быть стойким, смелым, мужественным, настоящим солдатом.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:
Кто помог Жилину сбежать? (Дина)
Как изображен портрет Дины? Что особенно подчеркивает автор? (Она худенькая; глаза как звездочки, прыгает как козочка).
Как Дина относилась к Жилину в начале рассказа? Когда и почему ее отношение изменилось? (Жилин удивил ее, он подарил ей игрушку – глиняную куклу).
Меняется ли Дина в течение рассказа? (Она смеется, плачет. Она открытый человек, у нее душа открытая всем чувствам).
Почему Дина помогла сбежать Жилину? (Она увидела в нем доброго человека, а не врага).
Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи:
Если вдруг война, и в деревню привезут врагов-пленных. Вы бы помогли им сбежать? Как бы вы поступили? (Дина пожалела Жилина как человека. На войне нельзя терять человеческий облик. Война не должна калечить души людей, превратив их в вечных врагов).
Включение в систему знаний – обобщение знаний об идее рассказа
Учитель достает сырные лепешки и куклу (мальчик и девочка обмениваются).
Слово учителя: сырные лепешки – это символ очага, семейной жизни, символ дома, символ мирной жизни. Дина дает сырные лепешки Жилину для спасения его жизни. А Жилин дает куклу, которую Дина баюкает как ребенка. Это новая жизнь, это начало новой жизни. Автор как бы говорит: война бессмысленна, надо жить мирно, сосуществовать мирно, строить новую жизнь. Два мира должны не враждовать, а должны жить мирно и в доброте. Вот главная идея рассказа. Жилин понял это, когда он попал в плен, когда узнал Дину. И Дина спасла Жилина, поняв, что он добрый человек.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ от лица Дины;
Подготовить пересказ от лица Жилина;
Заполнить маршрутный лист.
Рефлексия деятельности.