2
Тема урока: «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»»
Класс: 7-А
Цель урока:
Познакомить учащихся с летописным источником произведения А.С. Пушкина.
Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Воспитывать у учащихся любовь к древнерусской литературе, к творчеству А.С. Пушкина.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, выразительное чтение, чтение по ролям, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста.
Оборудование урока: летописное предание о смерти князя Олега, портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, иллюстрации к балладе В.М. Васнецова.
Ход урока
I. Слово учителя
Учитель рассказывает об интересе Пушкина к истории родной страны, знакомит учащихся с историей создания баллады «Песнь о вещем Олеге».
- Тема исторического прошлого России всегда волновала поэта. Баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 г., в ней дается поэтическая версия смерти великого русского князя, который прославился своими удачными военными походами и победами над сильным врагом. Пушкин опирался на летописное сказание.
Автор назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».
II. Индивидуальные сообщения учащихся
1) Южная ссылка
2) Экскурс в историю (князь Олег)
III. Чтение летописного предания о смерти князя Олега
IV. Выразительное чтение по ролям «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
Читают подготовленные учащиеся.
V. Жанр произведения
Учащиеся должны доказать, что «Песнь о вещем Олеге» - это баллада.
VI. Словарная работа
Учащийся представляет проект «Устаревшие слова баллады «Песнь о вещем Олеге»»
VII. Сопоставление летописи и баллады
Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя.
(Возможно составление сравнительной таблицы)
VIII. Беседа по тексту
Учитель предлагает учащимся вопросы для характеристики главных героев баллады. Ребята определяют авторскую позицию. Рассматривается микротема «Поэт и поэзия».
IX. Изобразительно-выразительные средства баллады
В балладе можно отметить использование следующих изобразительно-выразительных средств:
- эпитеты («вещий Олег», «грозной броней», «на светлом челе» и др.),
- метафы («не ведаешь ран», «годы таятся во мгле» и др.),
- сравнения («гробовая змия …как черная лента»),
- олицетворения («лукавый кинжал», «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.),
- устаревшие синтаксические,
- архаизмы, старославянизмы («на тризне плачевной», «ты под секирой ковыль обагришь», «и холод и сеча ему ничего» и др.).
X. Работа с иллюстрациями Васнецова
XI. Подведение итогов урока. Составление синквейна
Домашнее задание
Выучить отрывок баллады