Сценарий урока «Монгольская империя и изменение политической карты мира»
Цель: подвести учащихся к осознанию процесса объединения монголов в единое государство во главе с Чингисханом как историческому событию, изменившему политическую карту мира в XIII веке.
Задачи:
развивающие: способствовать развитию умений анализировать, систематизировать и оценивать информацию из разных источников;
образовательные: ввести новые исторические понятия «курултай», «нойоны», «нукеры», «улус», «хан», «Великая Яса»; организовать деятельность учащихся в группах по изучению особенностей образования Монгольской империи; исследованию завоевательных походов Чингисхана;
воспитательные: научить учащихся оценивать роль личности в истории.
Оборудование: ПК учителя; проектор; интерактивная доска
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
1 Организационный момент
2 Мотивационно-целевой этап
На слайде надпись.
Ипатьевская летопись:
(Переложение на современный язык:
В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы хоть и вышли на сражение, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - [вплоть] до реки Днепра.
Диалог с детьми:
О чём повествует Ипатьевская летопись? (о сражении моавитян (татар) с половцами)
В каком веке произошло это событие? (в ???? веке)
Что об этом сражении мы знаем со слов летописца?
Как вы думаете, по какой причине были перебиты половцы? Свой ответ аргументируйте из летописи! (пришло неслыханное войско, моавитяне безбожные, значит, были очень жестокими).
Сделайте предположение, долгим ли было сражение? (вероятно, долгим, так как половцы сопротивлялись, [вплоть] до реки Днепра).
- Ребята, неслыханным войском безбожных моавитян руководил Чингисхан.
В XIII веке этот монгольский воин сумел завоевать большую часть существующего ныне мира и погубить около сорока миллионов человек.
Слайды: Монумент Чингисхану
- На слайдах вы видите Монумент Чингисхану. Его установили в 2006 году, когда в Монголии отмечали 800-летний юбилей империи. Памятник Чингисхану в Монголии стал крупнейшим монументом в мире, изображающим конного всадника. Эта статуя является символом новой Монголии.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Ответы…
«Монгольская империя и изменение политической карты мира».
- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: Как жестокий завоеватель может быть национальным героем? Какие у вас есть предположения? ( )
Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что жестокий завоеватель может быть национальным героем?
- Почему?
Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что жестокий завоеватель НЕ может быть национальным героем?
- Те, кто еще не определился?
Спасибо!
Итак, мнения разделились. И не случайно. Ведь мы только приступили к изучению новой темы.
Давайте продолжим наш урок и попробуем ответить на проблемный вопрос в конце урока.
- Каждой группе я предлагаю 5 слов, которые обязательно каким-то образом связаны с Монгольской империей. Прошу вас через в течение 3-х минут составить рассказ из этих слов.
Слова: племена, юрта, война, лошадь, Темучин.
Рассказы групп
- А вот ещё задание для вас. Это задание называется «Верно-не верно». У вас есть 2 минуты на то, чтобы выбрать из 4-х утверждений верные и неверные.
«Верю – не верю»
-
Монголы были кочевниками-скотоводами.
-
С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер.
-
«Монголы родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь проходит на охоте».
-
Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Субэдэй.
(спрашиваю каждую группу)
Раздаю текст
- Как использовать прием "Инсерт" на уроках
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.
Работа с текстом.
В начале XIII века на Русь стали доходить слухи от купцов, путешественников о появлении на востоке мощной державы степных кочевников. Это были монгольские племена, одним из которых были монголы, другим – татары. Племена объединились под началом монголов. Монголы были кочевниками-скотоводами. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. На установку юрты тратилось не более часа, а на её разборку и того меньше. На стойбищах монголы располагались кольцом: в центре находилась ставка вождя (хана). Вожди племен носили звучные прозвища: Батыр – богатырь, Сычен – мудрость, Букэ – силач. Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ.
С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников писал o них: « Они родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Воины росли крепкими, ловкими, смелыми.
Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин.
Опрашиваю несколько человек:
- при чтении с пометками, какие пометки были сделаны вами больше? (я это знаю, это новая информация для меня, это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения)
В чем сходство данного текста и вашего рассказа?
А теперь вернёмся к утверждениям: «Верно-не верно».
-
Монголы были кочевниками-скотоводами.
-
С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер.
-
« Монголы родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь проходит на охоте»
-
Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Субэдэй.
Видеоролик
Учитель: В 1206 году на КУРУЛТАЕ Темучин был избран Великим ханом – Чингисханом.
Картина «Курултай»
1. Рассмотрите иллюстрацию и опишите одежду собравшихся на Курултае.
2. Предположите, какой социальный статус у собравшихся?
Работа с иллюстрацией. Учащиеся описывают одежду собравшихся, высказывают предположения о их социальном статусе, формулируют определение понятия «курултай» (собрание монгольской знати).
Сейчас вам представится возможность попасть на курултай – съезд монгольской знати и побыть в роли нойонов – князей.
Первая группа составляет психологический портрет Чингисхана Характеризует его как человека и политического деятеля. Представляет свою работу в форме сообщения, используя дополнительный и иллюстративный материал, предложенный учителем.
Дополнительный материал для первой группы.
Чингисхан происходил из знатного нойонского рода. Он родился 1155 году. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.
Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу. «Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромило и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками походил он на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).
Дополнительный материал для второй группы
Вторая группа анализирует причины военных успехов монголов
Подчинив себе большую часть монголов, Чингисхан провел ряд реформ:
1. Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;
2. Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;
3. Ввел управление своим личным имуществом;
4. Дал большие преимущества своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
5. Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.
В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.
Дополнительный материал для третей группы
- Спасибо! Сейчас вы своим выбором повлияли на дальнейшую судьбу многих стран и народов.
Выполнение задания на изучение и закрепление исторических понятий.
На доске прикреплены термины в хаотичном порядке. От каждой группы ученик составляет по одной паре.
Курултай – Вече;
Нойоны – Князья;
Русская правда – Великая Яса;
Хан – Вождь;
Нукеры – Дружина
Улус - Удел
Рефлексия
Встаньте, пожалуйста, кто считает, что жестокий завоеватель может быть национальным героем?
- Почему?
Встаньте, пожалуйста, кто считает, что жестокий завоеватель НЕ может быть национальным героем?
- Те, кто еще не определился?
Сегодня вы придете домой и расскажете маме про Чингисхана… Что вы узнали о нем и о его империи?
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Учитель: Спасибо за урок!
5