СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока мужества, посвященный 35-ю вывода войск из Афганистана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий включает достаточный исторический экскурс в события, стихи, песни о войне в Афганистане, краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока мужества, посвященный 35-ю вывода войск из Афганистана.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Улан-Удэ








СЦЕНАРИЙ




Тема: Урок мужества:
Война в Афганистане (1979-1989 гг.)

35 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана

Разработчик: учитель истории и обществознания Цыпышева Н.В.












2024г.


Цель: формирование знаний об интернациональной помощи нашего государства дружественным странам и патриотического воспитания школьников.

Задачи:

Образовательная: познакомить с событиями войны в Афганистане и ролью СССР в этим процессах.

Развивающая: развивать знания, умения, навыки по работе с историческим материалом.

Воспитательная: воспитывать чувство долга, патриотизм, уважение к героическому прошлому нашей страны.


Формируемые компетенции:

Познавательные:


1) базовые логические действия:

 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

2) базовые исследовательские действия:

 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;


Коммуникативные:

1) общение:

 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Регулятивные:

1) самоорганизация:

 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

2) самоконтроль:

 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

 оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

 выявлять и анализировать причины эмоций;

 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;


Оборудование и материалы:

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Клипы песен: группа «Голубые береты» - «Пароль-Афган», Александр Розенбаум «Черный тюльпан».

  • Презентация



Ход мероприятия


Вступление: звучат мелодии военных песен группы «Голубые береты».


Ведущий: Память и боль - Надежда Шевцова



Где только нет сынов твоих, Россия?
Они сражались и побеждали зло:
В Отечественной много покосило,
В войне Афганской сколько полегло?

Пусть несопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны,
Они лежат в одной земле теперь.

Какая вера, и какая сила
Их повела в последний бой?
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем Боль.

Она с годами – нет, не утихает,
По всей земле убитые кричат,
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат.


Учитель, постановка учебной задачи: доброе утро, ребята. Сегодня мы вспоминаем героические страницы истории нашей страны. Войдя в класс, вы слышали песни, которые звучали, послушали стихи, о чем пойдет сегодня речь, как вы думаете? Совершенно верно, о войне в Афганистане. Что вы знаете об этой войне? Сегодня мы узнаем об этом подробнее. 15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Давайте обратимся к презентации, которая поможет нам получить историческую справку об этом событии.


3 ученика рассказывают с помощью презентации об основных вехах войны:

Война в Афганистане – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советский войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира. 25 декабря 1979 года в Кабуле высадился первый эшелон 103-й воз-душно-десантной дивизии. Всего до 1 января 1980 года в ДРА были введены 50 тысяч военно-служащих, в том числе одна воздушно-десантная и две мотострелковые дивизии 40-й армии.

Этапы войны: Первый этап (декабрь 1979 -февраль 1980) -ввод основного состава ОКСВ, размещение по гарнизонам, общее устройство, организация охраны постоянных пунктов дислокации и различных объектов.

Второй этап (март 1980 -апрель 1985)- был самым активным -участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции совместно с афганскими соединениями и частями, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА.

Третий этап (май 1985 -декабрь 1986)- характеризуется операциями советской авиации и артиллерии -переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций афганских войск.

Четвертый этап (январь 1987 -февраль 1989) -участие в проведении политики национального примирения, продолжение работы по укреплению вооруженных сил ДРА и поддержка боевых действий афганских частей и подразделений, планирование и проведение вывода советских войск с территории Афганистана на территорию СССР.

В Афганистане советские воины не только воевали, защищали афганский народ в трудной ситуации, но и внесли большой гуманитарный вклад: строили и ремонтировали жилые помещения и предприятия, восстанавливали учебные заведения, больницы, системы орошения, помогали в других работах.

За годы пребывания в Афганистане советские люди восстановили полторы сотни школ, лицеев, училищ, детских домов, 30 больниц, 35 мечетей, около 150 километров ороси-тельных сетей, многие десятки колодцев и скважин. Афганской армии было оставлено 180 военных городков со всем комплексом инфраструктуры.

14 апреля 1988 года были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Согласно этим договоренностям, которые вступили в силу 15 мая 1988 года, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана, а американские и пакистанские власти обязались полностью прекратить финансирование афганских мятежников.

К середине августа 1988 года была выведена половина ограниченного контингента советских войск. Западные партнеры ответили на это увеличением поставок оружия моджахедам, фактически нарушив Женевские соглашения.

15 февраля 1989 года, командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним пересек границу, разделявшую СССР и Афганистан. «За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет... Я хочу сказать еще, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо памятники ставить», — заявил Борис Громов журналистам, стоя на мосту через реку Амударья.

Эта война была первой крупной антитеррористической войной новейшей истории. Она наглядно продемонстрировала высокие моральные и боевые качества советских воинов.

За мужество и героизм, проявленные в ходе войны в Афганистане, более 200 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тыс. награждены посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории Демократической Республики Афганистан, прошли военную службу 620 тысяч человек. За этот период погибли в боях, умерли от ран и болезней свыше 14 тысяч человек.

Ведущий:


Под Баграмом колонну сегодня встречают снаряды.


Пулеметы стучат, и с камней метко бьют снайпера,


И уходят они, старшине оставляя награды,


Положив их на письма, что не дописали вчера.



Автоматы ударят, повиснут сигналов ракеты,


Вновь ложатся мальчишки лицом в те чужие пески,


Им уже не подняться, в крови голубые береты,


Из-за них называют в Афгане десант – «васильки».


Учитель: В Улан-Удэ есть всем известный Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой» («Черный тюльпан») сооружен он в 1998 году по инициативе Совета ветеранов Афганистана. Посвящен воинам Бурятии, погибшим при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан и во время боевых действий в Чечне.

В октябре 2020 года прошла модернизация мемориала. В комплексе реконструированы мемориальные стены, устроен мемориальный камень в память о локальных войнах, на котором высечены названия 22 стран, где принимали участие наши воины-интернационалисты.

Показ видеоклипа А.Розенбаума «Черный тюльпан».


Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствует ветеран боевых действий в Афганистане и других горячих точках _____________. Давайте послушаем его рассказ о тех трудных днях, а после вы сможете задать ему вопросы.


Рефлексивный лист:

  1. Что я узнал сегодня на уроке мужества?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какие чувства у меня вызывает эта тема? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Чему я научился? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Какой обсуждаемый вопрос показался мне самым важным?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!