СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по химии по теме "Вода" 8-9 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках и занятиях внеурочной деятельности использую комплексные задания. Отличительной особенностью этих заданий является то, что для их выполнения ученик применяет комплекс предметных, метапредметных и личностных умений, адекватно отражающий состав всей системы планируемых результатов обучения.

         Пример подобного комплексного задания будет рассмотрен в сценарии урока по теме «Вода».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по химии по теме "Вода" 8-9 классы»

Сценарий урока по химии по теме «Вода»

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного [3].

Ход урока

I. Вступление.

Эпиграф (1 слайд).

Учитель: 

«Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете.»

Как вы думаете, о каком веществе такие слова написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери? (о воде)

Действительно, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами.

Записываем в тетрадях: Тема урока: «Вода». (2 слайд).

Какие цели урока мы могли бы преследовать? Что мы можем узнать воде? (Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.)

(на доске написан план урока)

II. Распространение воды.

4 слайд, 5 слайд

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

Подготовленное (заранее) учеником сообщение 1. «Вода на Земле» (приложение 1)

Учитель: Но оказывается вода есть и в космосе.

Сообщение 2. «Вода в космосе» (приложение 2)

Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Сколько воды в организме человека? (65–75%)

А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды. 

6 слайд.

Сообщение 3. «Вода в живом организме»

IIIФизические свойства (работа с учебником).

7 слайд.

На доске таблица «Свойства воды».

Стр. 51-52 учебник – прочитать текст о физических свойствах воды.

Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода (ответ учащихся).

IV. Особенности воды.

8 слайд.

V. Строение молекулы воды.

9 слайд.

Учитель. Вы знаете, что связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.

Куда смещаются электроны?

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение (демонстрация схемы).

Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.

А противоположный процесс? – диссоциация

Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.

В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.

Работа по карточкам. (1ученик выполняет задание на доске)

Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.

Даны вещества:

Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2

VI. Химические свойства. Повторение.

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.

Из пройденного материала вам известно, что с водой взаимодействуют оксиды.

  1. Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?

  2. Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)

Задание 2. Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций

  • SO2 + H2O =

  • СaO + H2O =

  • CuO + H2O =

  • N2O5+ H2O =

  • SiO2 + H2O =

Дополнительные вопросы.

  1. Какие оксиды не взаимодействуют с водой?

  2. Назовите тип реакций

  3. Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?

Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вода проявляет окислительные свойства в реакции с активными металлами, например с натрием.

Физкультминутка. 10 слайд. Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока

  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных

  3. Подберите к этому слову 3 глагола

  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова

  5. Подберите синоним к этому слову.

Пример «синквейна», написанного учащимися.

  1. Вода.

  2. Бесцветная, жидкая.

  3. Растворяет, орошает, питает.

  4. Не все то золото, что блестит.

  5. Жизнь.

VII. Круговорот воды.

11 слайд.

(Схему на слайде комментирует ученик)

Дополнение учителя.

Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.

Учитель. Для чего же нужна вода человеку?

Предполагаемые ответы учащихся

(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности).

Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.

VIII. Охрана водных ресурсов.

12, 13 слайды.

Сообщение 8 из учебника с. 56-58

Учитель. 14 слайд.

Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья.

Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества. Особенно много растворенных веществ в морской и океанической воде.

  • Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;

  • Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.

Сейчас мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Музей воды города Москвы, где познакомимся с очисткой природной воды (видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=-pyBdbpx7aE&t=1225s (время 20:25). После просмотренного фрагмента попробуем составить схему модели системы очистки питьевой воды (в виде схемы, состоящей из блоков с названиями операций; стрелками покажи направление движения воды).

Водоочистка. 15 слайд. Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. (Схема)

Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.

Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование (0,7 г хлора на 1 т воды).

Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.

Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.

А теперь вам надо разделиться на 3 группы. В вашем распоряжении текст, к которому вы найдете задания. Группа 1 выполняет задания 1,4,8; группа 2 - задания 2,5; группа 3 – 3,6 (Приложение 4).

IX. Контроль за усвоением изученного материала.

Работа с тестом

Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:

•Здоровье;

•Природные ресурсы;

•Окружающая среда;

•Опасности и риски;

•Связь науки и технологий.

От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях: с точки зрения содержания – экологические вопросы; с точки зрения компетенций – методы научного исследования.

X. Рефлексия.

17 слайд.

На столах у учеников лежат три цветные карточки, с помощью которых проведем оценку урока.

Синяя карточка – «3», жёлтая карточка – «4», красная карточка – «5».

Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем уроке?

Как вы оцениваете работу ваших одноклассников на уроке?

Как вы оцениваете урок в целом?

XI. Домашнее задание.

18 слайд.

§20, задание 1,2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!