СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по теме "Погода" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На уроке по данной теме было дано понятие погоды, причины изменения погоды. Урок показывает межпредметные связи с биологией, литературой, изобразительным искусством. Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по теме "Погода" 6 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: География.

Класс 6

Тема урока: «Погода».

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты.. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода- воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

- Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

Цель, адаптированная на ученика:

    • Объяснять элементы и явления погоды,

    • Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды

    • Уметь работать с источниками географической информации

- Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Технология построения урока: Системно - деятельностная.

- Методы и приемы: частично-поисковый.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Погода, метеорология, воздушная масса, синоптическая карта

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация

Оборудование:

  1. УМК Учебник «География. 6 класс», Е.М. Домогацких, Москва, «Русское слово», 2015.

  2. Атлас для 6 кл.

  3. Мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Личностные:


- готовность к учебной деятельности;


- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;


- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


- формирование умений оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, самостоятельность;





Познавательные:


-построить речевое высказывание в устной форме;


-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;



- сопоставление,

формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать;


-проводить классификацию по заданным критериям;






Регулятивные:


-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;


- принимать учебную задачу;


- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


- высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке.




Коммуникативные:


- строить монологические высказывания.



- использовать речь для регуляции своего действия;




-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


- умение сотрудничать в коллективе



- слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.



Создание проблемной ситуации




















Целеполагания:




«Открытие» новых знаний














































Учебные действия по реализации плана.

































Урок начинается под мелодию из французского фильма, которая звучит в прогнозе погоды на канале РТР.(Приложение№1)

Пожалуйста, представьте себе ситуацию, когда встречаются незнакомые люди, и что чаще всего является темой их разговора?

Совершенно верно, темы могут быть разными, но если не знаешь, о чем говорить с человеком, можно говорить о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой.

Итак, о чём сегодня пойдёт речь?

Действительно, говорить мы будем о погоде .

Значит, тема урока? (Слайд №1)

Запишите в тетради тему урока «Погода».

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир - мир земной атмосферы. В роли путеводителя - наш старый, искренний друг - вопросительный знак (прикреплен на доске). Под грудой вопросов согнулся он дугой. Давайте поможем ему выпрямиться и превратиться в знак восклицательный. Это произойдёт тогда, когда мы вместе с вами ответим на следующие вопросы: "Что такое погода? Почему погода меняется? Зачем её нужно изучать?" (Слайд №2).

Сформулируйте цели сегодняшнего урока используя любые из глаголов: изучить, узнать, выяснить, обобщить, закрепить. (Слайд №3)


Давайте определим понятие «погода»?

Для этого я дам вам несколько подсказок. На доске (на экране) скрыто определение погоды. Отвечая на мои вопросы, вы постепенно откроете всё предложение.

(На интерактивной доске (на экране) определение понятия погода.

Итак, подсказка № 1. Многие поэты описывали в своих произведениях атмосферные явления. Александр Сергеевич. Пушкин писал (Слайд №4)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

У Николая Михайловича Рубцова мы читаем:

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом,

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады над нашим домом…

Скажите, пожалуйста, в каком слое атмосферы происходят явления, описанные в стихотворениях поэтов? Достаточно ли знать только это?

Подсказка № 2. (Слайд №5) Сводка из интернета на сегодня в Красноярске — –8 °С, в Москве — –6°С, а в Сочи — +9 °С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас понятие полное?

Подсказка № 3. (Слайд №6) Прогноз погоды на 09.02 в Волгограде был следующим: утром -14, небольшой снег, днем -12, ночью – 15; О чем говорит данная подсказка?


Так что же такое погода?

Прочитайте определение. (Слайд №7)

Ребята, давайте посмотрим прогноз погоды, который нам показывают на канале Россия, и выявим основные элементы погоды, которые называет диктор, и запишем их в тетрадь. (Видеоролик. Приложение№2).

Назовите элементы погоды? (Температура, облачность, ветер,

осадки, давление, влажность).(Слайд№8)

Одно из главных свойств погоды  изменчивость.

Например: летом рано утром всходит солнце, безветренно ни облачка. Чем выше поднимается солнце, тем становится теплее, исчезает роса, появляются облака, изменяются атмосферное давление, усиливается ветер и т.д.

Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем.

Работа с текстом учебника. стр.133-34.

В процессе самостоятельной работы в парах, из текста параграфа запишите в тетрадь: «Что такое воздушная масса? Каковы свойства воздушной массы? Как изменяется погода с приходом воздушной массы?


Прослушивание учащихся после работы с текстом. (Слайд №9)



Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда?

Послушаем сообщение учащегося. (Метеорологи). (Слайд №10)


Мини-исследование в группах.

Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду. Организует работу в группах, раздает памятки «Правила работы в группе».

Уважаемые синоптики, перед вами отрывок из стихотворения, репродукция картины. (Приложение №4) В течении 3 минут, вы составляете прогноз погоды на основе характеристик, из предложенных репродукций, отрывка выбираете те, которые соответствуют вашему прогнозу, и предоставляете отчёт по следующему плану:

I группа

Прочитайте стихотворения с выражением.

Назовите время года, явление, описанное в стихотворении.

Объявите прогноз погоды.

II группа

Прочитайте название картины.

Назовите время года, явление, описанное на картине.

Объявите прогноз погоды.

III группа

Назвать поведение животных и состояние растений, определяющие изменение состояния погоды.

IV группа. Опишите словами погоду каждого из этих дней.


Прослушивание групп. (Слайды №№11-13)

Слушают.

Отвечают на вопрос. (один из вариантов погода).





Отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ. ( о погоде)

Отвечают «Погода».

Запись в тетради темы урока «Погода».









Формулируют цели урока.



Отвечая на вопросы учителя, учащиеся постепенно открывают всё предложение и узнают, что же такое погода.)







Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ.

(самый нижний слой, наиболее изученный слой, тропосфера)


(нет)







Читают определение, Запись в тетради понятия «Погода».


Просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в тетрадь элементы погоды, озвученные в нем.














Добывают информацию из текста учебника стр.134-135, 132.

Вступают в диалог.

Формулирует определение понятия « Воздушные массы» и их свойства.


Сообщения учащихся.

Вопросы.











Учащиеся в группах обсуждают варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы.






Физкультминутка


Выполняют физминутку

Практическая работа



(Слайд №14) Задание 1. Используя карту погоды в атласе на странице 22-23, опишите погоду в городах (работа в парах) 1 ряд-Красноярск, 2ряд –Якутск, 3 ряд-Хабаровск

Для этого: а) изучите легенду карты; б) найдите географические объекты на карте; в) опишите погоду в каждом из них.


Поверка работы. Прослушивание учащихся.

Работа в парах. Выполнение практической работы



Выступление учащихся

Закрепление.





На протяжении всего урока с нами был вопросительный знак. Давайте выясним, сможем ли мы помочь ему превратиться в знак восклицательный.

Что такое погода?

Что является причиной изменения погоды?

Что такое воздушные массы?

Как называется наука, изучающая состояние атмосферы?

Почему изменчивость погоды – одно из главных ее свойство?

Какие параметры погоды отображаются на синоптических картах?


(На доске вместо? знака появляется ! знак)

Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, помогли мы выпрямиться вопросительному знаку; впрочем, он очень важный и нужный знак. ОТКУДА? КУДА? ПОЧЕМУ? Да без него, сутулого, никуда.

Отвечают на вопросы



Рефлексия.







Оценивание

Предлагает устно составить синквейн по теме урока. (Слайд №15)

1строка – 1 существительное

2строка - 2 прилагательных

3строка – 3 глагола

4строка – твое отношение к теме

5 строка – ассоциации.


Оценивание учащихся.

Работают в группе, составляют синквейн.






Оценивают друг друга


Домашнее задание.


(Слайд №16)

1 уровень. Выучить определения, пересказ параграфа.

2 уровень. Выучить определения, пересказ параграфа. На к/к отметить: точки с самой высокой температурой и самой низкой температурой на Земле.  Территории с самым малым количеством осадков и с самым большим (найти информацию в географическом справочнике или в Интернете).

          

Выбирают уровень сложности домашнего задания, записывают его в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!