Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, готовность к уроку. | Личностные: - готовность к учебной деятельности; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - формирование умений оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, самостоятельность; Познавательные: -построить речевое высказывание в устной форме; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - сопоставление, формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать; -проводить классификацию по заданным критериям; Регулятивные: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - принимать учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: - строить монологические высказывания. - использовать речь для регуляции своего действия; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умение сотрудничать в коллективе - слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. |
Создание проблемной ситуации Целеполагания: «Открытие» новых знаний Учебные действия по реализации плана. | Урок начинается под мелодию из французского фильма, которая звучит в прогнозе погоды на канале РТР.(Приложение№1) Пожалуйста, представьте себе ситуацию, когда встречаются незнакомые люди, и что чаще всего является темой их разговора? Совершенно верно, темы могут быть разными, но если не знаешь, о чем говорить с человеком, можно говорить о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой. Итак, о чём сегодня пойдёт речь? Действительно, говорить мы будем о погоде . Значит, тема урока? (Слайд №1) Запишите в тетради тему урока «Погода». Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир - мир земной атмосферы. В роли путеводителя - наш старый, искренний друг - вопросительный знак (прикреплен на доске). Под грудой вопросов согнулся он дугой. Давайте поможем ему выпрямиться и превратиться в знак восклицательный. Это произойдёт тогда, когда мы вместе с вами ответим на следующие вопросы: "Что такое погода? Почему погода меняется? Зачем её нужно изучать?" (Слайд №2). Сформулируйте цели сегодняшнего урока используя любые из глаголов: изучить, узнать, выяснить, обобщить, закрепить. (Слайд №3) Давайте определим понятие «погода»? Для этого я дам вам несколько подсказок. На доске (на экране) скрыто определение погоды. Отвечая на мои вопросы, вы постепенно откроете всё предложение. (На интерактивной доске (на экране) определение понятия погода. Итак, подсказка № 1. Многие поэты описывали в своих произведениях атмосферные явления. Александр Сергеевич. Пушкин писал (Слайд №4) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… У Николая Михайловича Рубцова мы читаем: Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады над нашим домом… Скажите, пожалуйста, в каком слое атмосферы происходят явления, описанные в стихотворениях поэтов? Достаточно ли знать только это? Подсказка № 2. (Слайд №5) Сводка из интернета на сегодня в Красноярске — –8 °С, в Москве — –6°С, а в Сочи — +9 °С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас понятие полное? Подсказка № 3. (Слайд №6) Прогноз погоды на 09.02 в Волгограде был следующим: утром -14, небольшой снег, днем -12, ночью – 15; О чем говорит данная подсказка? Так что же такое погода? Прочитайте определение. (Слайд №7) Ребята, давайте посмотрим прогноз погоды, который нам показывают на канале Россия, и выявим основные элементы погоды, которые называет диктор, и запишем их в тетрадь. (Видеоролик. Приложение№2). Назовите элементы погоды? (Температура, облачность, ветер, осадки, давление, влажность).(Слайд№8) Одно из главных свойств погоды изменчивость. Например: летом рано утром всходит солнце, безветренно ни облачка. Чем выше поднимается солнце, тем становится теплее, исчезает роса, появляются облака, изменяются атмосферное давление, усиливается ветер и т.д. Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Работа с текстом учебника. стр.133-34. В процессе самостоятельной работы в парах, из текста параграфа запишите в тетрадь: «Что такое воздушная масса? Каковы свойства воздушной массы? Как изменяется погода с приходом воздушной массы? Прослушивание учащихся после работы с текстом. (Слайд №9) Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда? Послушаем сообщение учащегося. (Метеорологи). (Слайд №10) Мини-исследование в группах. Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду. Организует работу в группах, раздает памятки «Правила работы в группе». Уважаемые синоптики, перед вами отрывок из стихотворения, репродукция картины. (Приложение №4) В течении 3 минут, вы составляете прогноз погоды на основе характеристик, из предложенных репродукций, отрывка выбираете те, которые соответствуют вашему прогнозу, и предоставляете отчёт по следующему плану: I группа Прочитайте стихотворения с выражением. Назовите время года, явление, описанное в стихотворении. Объявите прогноз погоды. II группа Прочитайте название картины. Назовите время года, явление, описанное на картине. Объявите прогноз погоды. III группа Назвать поведение животных и состояние растений, определяющие изменение состояния погоды. IV группа. Опишите словами погоду каждого из этих дней. Прослушивание групп. (Слайды №№11-13) | Слушают. Отвечают на вопрос. (один из вариантов погода). Отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ. ( о погоде) Отвечают «Погода». Запись в тетради темы урока «Погода». Формулируют цели урока. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся постепенно открывают всё предложение и узнают, что же такое погода.) Отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ. (самый нижний слой, наиболее изученный слой, тропосфера) (нет) Читают определение, Запись в тетради понятия «Погода». Просматривают сюжет, затем перечисляют и записывают в тетрадь элементы погоды, озвученные в нем. Добывают информацию из текста учебника стр.134-135, 132. Вступают в диалог. Формулирует определение понятия « Воздушные массы» и их свойства. Сообщения учащихся. Вопросы. Учащиеся в группах обсуждают варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы. |