Сценарий урока-праздника «Прощание с Букварём» (1 класс)
Ведущий: - Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня у нас радостный день -
сегодня у нас праздник! А праздник - это шутки, игры, песни.
Мы с вами собрались не зря,
Трудились первоклассники немало!
Сегодня праздник Букваря!
А Букварь всех книг начало.
- Наши первоклассники сегодня нарядные, красивые, а главное умненькие ребята. Умные потому, что научились читать, писать, и помогла им в этом первая книга, которую они взяли в руки.
Вы эту книгу полюбили,
Вы в ней все буквы изучили.
И как вам радостно сказать: -
«Вы все умеете читать».
Что это за книга, ребята?
Дети: Букварь!
Ведущий: Правильно! Это букварь. Вы закончили первую школьную книгу-букварь. Совсем недавно, первого сентября вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь.
- А чему научил, прочтет ……
l-ая ученица:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: Дети, а где же наш виновник торжества - Букварь? Без него у
нас не получится праздник. Давайте хором позовем его: «Букварь, где ты?»
Дети зовут, выходит мальчик, у него на груди висит макет букваря. Музыка.
Букварь:
Учились вы по мне,
Я книга школьная - букварь!
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать,
Про горы, про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без букваря!
Появляется Кикимора.
Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Букварь! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю и ничего прекрасно себя чувствую!
Букварь: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в
болоте жизнь простая, некультурная плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без букваря, без книги и грамоты обойтись не могут.
Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать
грамоту! Не зачем и вам не советую! Ребята вам нужна грамота?
Дети: ДА!!!
Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному
писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням - есть хочу. Буль-буль - пить. Хрр-хрр - спать.
Ведущий: Показать то конечно можно, если ты и твой друг находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?
Кикимора: А я картинку нарисую. (На слайде появляется картинка).
Ведущий: И что это значит?
Кикимора: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.
Ведущий: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки.
Ведущий: Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.
«Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости - спущу с горки. Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо? Не показывайся после такого письма ко мне на глаза! Твой бывший друг Леший».
Кикимора: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а
получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!
Ведущий: Не расстраивайся, такое бывало, пока люди не придумали алфавит.
Кикимора: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.
Ведущий: Поможем ребята?
Дети: Да!
Ученик 1: Есть на белом свете дом.
Обитают буквы в нём.
Буквы прописные,
Буковки строчные,
Книжные, тетрадные,
Очень аккуратные.
Ученик 2: Невелик и прост на вид,
Дом зовётся - АЛФАВИТ.
Славно буквы там живут,
Любят свой нелёгкий труд.
Ученик 3: Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Букварь: Ребята, а я хочу проверить, как вы усвоили буквы.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра "3". (3)
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква…. (Ю).
Букварь: Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши друзья.
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему-
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.
Ведущий: Дорогой наш Букварь наши первоклассники приготовили для тебя танец.
Кикимора: А вот и Баба-Яга.
Заходит Баба-Яга.
Баба-Яга: Ба, какие люди! Что это за скопление народа!... А, я вижу, вы здесь о школе говорите?
Кикимора: Да, ты попала на праздник Букваря.
Баба-Яга: А я много загадок знаю.
Дети, сядьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором громко отвечайте.
Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)
Кто шагает с сумкой книг
Утром, в школу… (ученик)
В коридоре топот ног
Кто зовёт всех в класс… (звонок)
Долгожданный дан звонок
Это кончился… (урок)
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ... (Тетрадь)
Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят. (Буквы)
У каждой девчонки,
Любого мальчишки
Есть эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем ... (Букварь) Молодцы! Умненькие детишки!
Ведущий: Дорогой букварь, а наши дети умеют не только отгадывать загадки, но и показывать сценки.
Дети показывают сценку._______
Сценка « Оля учит буквы»
Автор: Старшая сестра учит младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы в слова.
Ст. сестра: Что тут написано, Оленька?
Мл. сестра: Не знаю.
Ст.сестра: Это какая буква?
Мл. сестра: «А».
Ст. сестра: Молодец. А это?
Мл. сестра: «У».
Ст. сестра: А вместе?
Мл. сестра: Не знаю.
Ст. сестра: Ну как же не знаешь? Это «А», а это «У». А если их сложить, что получается?
Мл. сестра: Не знаю.
Ст. сестра: А ты подумай.
Мл. сестра: Я думаю.
Ст. сестра: Ну и что?
Мл. сестра: Не знаю.
Ст. сестра: Ну, вот что. Представь себе, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
Мл. сестра: (немного подумав): - Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!».
___________________________
Кикимора: Какие умные ребята все буквы знают, петь умеют, танцевать умеют. Я тоже так хочу. На следующий год обязательно пойду в школу!
Ведущий: А это кто, ребята?
Кикимора: А я знаю кто это! Это Золушка! Ух, как вырядилась!
Золушка: Здравствуйте дети, гости, родители! Я вижу, у вас здесь проходит праздник Букваря. А давайте мы проверим ребят, точно ли они научились быть очень внимательными на уроках или только притворяются. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»
Итак, начинаем.
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- ЭТО Я ...
КТО из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я ...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я ...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- ЭТО Я ...
КТО из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я ...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я ...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я ...
Золушка: А теперь узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать.
Задание 1: Нужно прочитать слова и исправить ошибки, допущенные в словах под картинками:
бинт корова лайка киска
- Молодцы, справились! А сейчас мы узнаем, насколько вы хорошо знаете стихи.
Задание 2: Нужно найти и исправить ошибки в стихах:
Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (не врачей, а грачей)
Синеет море.
Перед нами летают майки над волнами. (не майки, а чайки)
Говорит, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Врач напомнил дяде Мите,
- не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)
Золушка: Замечательно! Вы все испытания прошли!
Букварь:
Позади нелёгкий труд,
Медленного чтения:
Вам сегодня выдаю
УДОСТОВЕРЕНИЯ,
В том, что вы букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки.
(вручение удостоверений)
Ведущий: Ребята, давайте сделаем подарок Кикиморе. А что ей подарить?
Дети: Букварь.
Кикимора: Ой, спасибо! Вы такие добрые, умные, хорошие и дружные. Чтобы мне вам подарить? Я вам песню подарю, а вы мне поможете!
Песня «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик;
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Кикимора: А теперь в лес побегу Водяного грамоте учить буду! Букварь, ты мне поможешь?
Букварь: Конечно, помогу!
Ах! Совсем забыл, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
ЭТО ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
До свидания, ребята!
Литературное чтение: Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я вас поздравляю с окончанием курса Букваря и вручаю вам новую книгу «Литературное чтение». И надеюсь, что ваше дальнейшее путешествие в страну знаний будет ещё увлекательней и интересней!
Ведущий: Я ещё раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов.
______________________________________________________________________________
Образец удостоверения об окончании Букваря:
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Выдано
______________________________
В том, что он (она)
изучил (а) Букварь
в 1 классе
МБОУ «Тыловайская СОШ»
Букваря прочитана
Последняя страница.
Ты любишь трудиться,
Не любишь лениться.
Другие учебники ждут впереди.
Смелее, дружок,
В страну знаний иди!
Учитель: