СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи. Синтаксические языковые нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи;  готовить обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 10 классе "Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи. Синтаксические языковые нормы"»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с.Глебово, д. 37


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ:




Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Алтухова Марина Ивановна

Цели урока: подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи; готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Задачи урока:

1) формирование у учащихся лингвистической компетенции:

повторение определения языковой нормы, ее видов, определения грамматических ошибок, их видов; повторение некоторых синтаксических грамматических норм; закрепление умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки;

2) развитие умений

общеучебных (работа с теоретическим материалом),

интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

специальных умений (знание языка предмета).

3) создание условий для воспитания культуры умственного труда (развитие умения ставить цели, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения грамматических задач).

Оборудование урока: классная доска классная доска, рабочая тетрадь, сборник Н. А. Сениной для подготовки к ЕГЭ, раздаточный материал.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационный этап.

  • Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

  • «Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

  • «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

  • «Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

  • Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

  • А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

  • Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

  • Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?


  1. Актуализация опорных знаний.

  • Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?


(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)


(Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основные признаки нормы: относительная устойчивость; общеупотребительность; обязательность.)


  • ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Для успешной сдачи ЕГЭ вы должны знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

  • Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм.

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Стилистические нормы

Нормы правописания


  • Сегодня на уроке мы продолжим разговор о языковых нормах, конкретную же тему урока назовем немного чуть позже.



  1. Работа по теме урока.


  • Целеполагание.

  • Как называется раздел языкознания, изучающий строй языка и его законы, включающий в себя морфологию и синтаксис? (грамматика)

  • Что изучают морфология, синтаксис?

  • Морфология - раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

  • Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, простые и сложные предложения, тексты.

  • Таким образом, единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы синтаксиса – предложения.

  • Предположите, какова тема сегодняшнего урока.

  • Определите цели и задачи урока.

  • Сегодня мы действительно познакомимся с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ.


  • Анализ языкового материала. Знакомство с типами синтаксических ошибок. (Коллективная работа)

  • Как вы считаете, что же такое синтаксические языковые нормы?

  • Давайте познакомимся с типами синтаксических ошибок.

  • Нам необходимо познакомиться с типами синтаксических ошибок, в приведённых примерах исправить ошибки и записать отредактированные предложения в тетрадь.


Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал.)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Работы были выполнены согласно плана.

Сразу по приезду в село все отправились в магазин.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.

Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.


Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Изображая любой предмет,

художником создаётся точная его копия.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. 

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного изучения родного языка».

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 


  • Закрепление.


1.Устная работа с раздаточным материалом: найдите в предложении грамматическую ошибку, исправьте её. (Выполнение задания сопровождается показом фотографий памятников А.М. Горькому).


1) Памятники А.М. Горького можно встретить в различных городах России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

2) Памятник А.М. Горького в Нижнем Новгороде является одним из самых любимых и почитаемых.

3) Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником.

4) Открытие памятника, созданного скульптором Верой Мухиной, состоялось 2 ноября 1952 года.

5) Памятник, установленный на четырехгранном постаменте, вырастающий из гранитной скалы, поднят высоко над площадью.

6) Памятник входит в число объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенный в Нижнем Новгороде.

7) Об истории создания памятника можно прочитать в газете "Нижегородской правде".


2. Работа в парах: укажите номера предложений с грамматической ошибкой.


1) Воздух был пропитан жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченными дождем.

2) Диск луны был велик, кроваво-красный.

3) Всех, кто видели это, оковал страх, - впервые при них так убивали женщину.

4) Боясь чего-то, осторожный человек наступил на гордое сердце ногой.

5) Когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес меня в горы.

6) Луна освещала не только ее сухие, потрескавшиеся губы, а также заостренный подбородок и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы.

7) Приказывая мне молчать, старуха вдруг замолчала сама, задумалась.


  • Из каких произведений М. Горького взяты строки


3. Работа с текстом.

Раздаточный материал

Распределить предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Ответы занести в таблицу.

Исправить ошибки и составить связный текст – домашнее задание.


А. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых (которым) можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Б. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, а также (но и) нашей личности, нашей души, ума.

В. Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируются (формируется) и выражается человеческая мысль.

Г. Общительные люди обаятельны, а те, кто не могут (не может) связать и двух слов, не интересны.

Д. Плохо выраженная мысль – это леность не только речевых усилий, а также (но и) леность мысли.

Е. Образец правильной и красивой речи мы находим в книгах, раскрывающим (раскрывающих) чудесный мир литературы и дающих ответы на многие вопросы.

Ж. Благодаря творчества (творчеству) писателей люди становятся добрее, щедрее душой, обогащают свою речь.

З. Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается (не сомневаются) в этом.

И. Все, кто любят (любит) русскую культуру и русскую речь, знают имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Й. И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, это клад, это достояние».


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

ОТВЕТ:

1

2

3

4

5

6

7













Ключ к заданию:

1

2

3

4

5

6

7

А, Ж

Г, З, И


Б, В, Д


Е

Й





  1. Знакомство с формулировкой задания 8 в контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ. Работа в сборнике Н. А. Сениной.


  1. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Коллективная работа.

  • Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов

2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д







  1. Подведение итогов изучения материала о синтаксических нормах.

  2. Рефлексия.

Достигли ли вы поставленных целей?

Что сегодня было для вас самым главным?

Что было самым трудным?

Что было интересным?


  1. Домашнее задание. Одно задание вы получили в ходе урока. Второе: задание

№ 8 в формате ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

 

 

1) Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток.

2) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя.

3) По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.

4) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

5) Толстой-публицист не только приобрел огромную известность в России, но и во всем мире.

6) Ю. Олéша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.

7) Гулко пришлепывая сандалиями, взвилась на дороге пыль.

8) Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

9) Приём, который оказала Чайковскому публика на фестивале в Нью-Йорке в 1891 году, был радушным и искренним.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!