СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме " Разбор словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать по­нятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мо­тивацию к познавательной деятельности.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать сло­восочетания по плану; объяснять языковые явления.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме " Разбор словосочетания"»

Урок 3 4. Разбор словосочетания.


Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать по­нятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мо­тивацию к познавательной деятельности.


Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать сло­восочетания по плану; объяснять языковые явления.


Ход урока


  1. Организационный момент.


II. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Упражнение 136 - выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.

( Ответ. Основная мысль высказывания – во втором и последнем предложениях)

  1. Упр. 138 — устные рассказы.


  1. Выборочный диктант.


Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в сло­восочетаниях.


Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издале­ка, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперёд и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарём, забраться в глушь, день хорош.

(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола это сущест­вительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)


  1. Работа по теме урока


  1. Работа с учебником.


  1. Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).


  1. Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.


На футбольном матче.

Главное слово - (на) матче. На матче (каком?) футбольном. Фут­больном - зависимое слово. Главное слово выражено именем сущест­вительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным и свя­зано с главным при помощи окончания.

Смотрели внимательно.

Главное слово - смотрели. Смотрели (как?) внимательно. Внима­тельно - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависи­мое слово выражено наречием и связано с главным по смыслу.

Хранить память.

Главное слово — хранить. Хранить (что?) память. Память — зависи­мое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выра­жено существительным в винительном падеже и связано с главным при помощи окончания.


  1. Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.


  • Какими частями речи выражены главные слова в словосо­четаниях упр. 139?


Словосочетания с главным словом — существительным назы­ваются именными (имя существительное).


  • Как мы назовем словосочетания с главным словом - гла­голом? (Глагольные.)

Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.


Верный друг твоё имя пятый элемент ударил по мячу говорит красиво помог мне


  1. Роль прилагательных – эпитетов в поэтической речи.


Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.


  1. Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Ф.И. Тютчев


  1. Стеклянный, редкий и ядреный,

С весёлым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный

Затих, прохладою дыша.

И.А. Бунин


- Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания «существительное + прилагательное». (Примерный от­вет. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде;

2)стеклянный, редкий и ядреный дождь; с весёлым шоро­хом, лес зелёный.)


- Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зелёный.)


- В чём необычность остальных словосочетаний?


- Какую роль играют прилагательные в этих словосочета­ниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изо­бразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают опреде­лённое настроение.)


- Как они называются? (Эпитеты.)


- Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный... и ядреный дождь, с веселым шорохом!


  1. Подведение итогов


- Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)


- Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?


Домашнее задание

  1. § 26-27.

  2. Упр. 140.

  3. Тест № 11.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя