СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока технологии в 5 классе по теме "Выпиливание лобзиком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока технологии в 5 классе по теме "Выпиливание лобзиком"»

Тема урока «Выпиливание лобзиком»

5 класс

УМК: «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под ред. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.


Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум


Планируемые результаты

 

  1. Предметные:

    1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала

    2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

    3. Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры

    4. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

    5. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании

  • Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании

 

  1. Личностные :

    1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, её выразительности и оттенков).

    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

    3. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.

    4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

    5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

    6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

    7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

    8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике

    9. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

    10. Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

    11. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

 

III. Метапредметные :

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

    3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

 

  1. Профориентационные :

    1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

    3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

    4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

    5. Сформировать представление о профессии столяр, краснодеревщик, декоратор

 

 

Цели:

Образовательная: расширить знания учащихся о способах обработки древесины; научить учащихся такому приёму художественной обработки древесины как выпиливание лобзиком

Развивающая: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость и чувства ответственности при коллективной работе


Оборудование:

Для педагога

  • ноутбук

  • проектор

  • экран

  • презентация «Выпиливание лобзиком»

  • образцы выпиленных изделий

  • альбомы по выпиливанию

  • план-конспект урока


Для обучающихся

  • лобзик ручной

  • пилки

  • заготовка из фанеры с рисунком

  • выпиловочный столик

  • наждачная бумага

  • напильники

  • верстак столярный

Этапы занятия

  1. Организационный этап – 2 мин

  2. Проверка домашнего задания – 7мин

  3. Актуализация опорных знаний – 3 мин

  4. Изложение нового материала – 15 мин

  5. Техника безопасности – 3 мин

  6. Закрепление нового материала – 5 мин

  7. Практическая часть -40 мин

  8. Проверка и подведение итогов -10 мин

  9. Уборка рабочих мест – 5 мин












Ход урока

I. Мотивация

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы готовы к работе на уроке.

Слайд 2

Я хочу прочитать вам высказывание Вольтера:

«Труд избавляет человека от трёх зол: скуки, порока и нужды». Это значит, что если вы будете трудиться, вам никогда не будет скучно, некогда будет заниматься плохими делами и вы всегда сможете заработать.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Проверим домашнее задание

Вспомним тему прошлого урока

Ученики: Отделка изделий из древесины.

Учитель: Ответьте на вопросы. За правильные ответы в оценочном листе вы ставите «+» ; неправильные – «-» в колонке «Проверка домашнего задания».

Фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое отделка изделий из древесины? (Ответ: это окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия).

2.Какие виды отделки вы знаете? (Ответ: тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование.

3.Для чего применяется тонирование? (Ответ: для окрашивания древесины в более тёмный, чем натуральный, цвет – от жёлтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже чёрного (под цвет морёного дуба); при этом текстура древесины не закрашивается).

4.Что такое морилка? (Ответ: это порошковый краситель на водной основе).

5.Что такое лакирование? (Ответ: это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твёрдое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины).

6.Какие правила безопасной работы при лакировании вы знаете? (Ответ: работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении; избегать попадания лака на руки и одежду; по окончании работы тщательно вымыть руки с мылом).

Слайд 3

Проверка задания №3 в тетради. Кроссворд

По горизонтали:

2. Профессия рабочего, занимающегося лакированием деревянных изделий.

4.Инструмент для выпиливания

5. Вид окрашивания изделий из древесины

По вертикали:

1.Приспособление для закрепления заготовки при её обработке.

3. Раствор для отделки поверхности изделий из древесины

Если кроссворд выполнен правильно, ставим + в колонке «Проверка домашнего задания»

III. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.

- Как можно пилить фанеру, не по прямой линии, а криволинейной?

Учащиеся: Воспользоваться инструментом с узким режущим полотном.

Учитель: Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. А чтобы узнать, как называется такой инструмент, отгадайте загадку:

Слайд 4

Сам с изогнутой дугой, режет узенькой пилой,
доски тонкие, фанеру разделяет точно в меру

Учащиеся: Лобзик

Совместное формулирование темы и целей урока.

Тема нашего урока «Выпиливание лобзиком». Вы познакомитесь с одним из видов художественной обработки древесины, устройством лобзика, правилами безопасности при работе лобзиком и выпилите салфетницу к праздничному столу.

Салфетки на обеденном столе - это не только практичное, но и очень красивое дополнение к общей сервировке.

Первые бумажные салфетки появились 9 июля 1461 года во Франции. А с появлением бумажных салфеток возникла необходимость и в салфетницах.

Сегодня существуют множество самых разных моделей салфетниц.

Изготавливают их из керамики и стекла, металла и пластика, дерева и ткани.

Это будет неплохим подарком к Новогоднему столу.



Мы продолжаем работу над проектом «Праздничный стол», где вы изготовите вазы для фруктов, хлебницу, конфетницу, выточите вазу для цветов для сервировки праздничного стола. Работа будет проходить не только на уроках, но и на занятиях по внеурочной деятельности.


Выпиливание лобзиком – один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя:

1. Об искусстве выпиливания лобзиком

2. Об устройстве лобзика

3. Настройка лобзика

4. Приспособления для выпиливания

5. Рабочая поза при выпиливании

6. Технология выпиливания


1. Об искусстве выпиливания лобзиком

Слайд 5

Человек всегда стремился украсить свое жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой, выжиганием, чеканкой и другими видами прикладного искусства.

При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т. д.). Художественное выпиливание из дерева — один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Ещё в далёком прошлом русские искусные выпиловщики, гравёры и резчики создавали многие замечательные культурные ценности. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт. С появлением фанеры её стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выпиленными при помощи лобзика.

Выпиливание широко распространено и в наше время

Слайды 6, 7

Можно полюбоваться работами мастеров


2. Об устройстве лобзика

Учитель: Так что же такое лобзик?

Слайд 8

Лобзик – инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры.


Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями.

Слайд 9

3. Настройка лобзика

Слайд 10 В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.

Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке пилка закреплена правильно?

!!правильно неправильно неправильно

Рис. 2. Положение пилки в лобзике.

Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе её в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи. Слайд 11

Пилку в лобзике закрепляют сначала в нижнем, а затем в верхнем зажиме

Рис. 3. Крепление пилки в лобзике

4. Приспособления для выпиливания

Слайд 12

Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик, который крепят в крышке верстака струбциной. Иногда его называют (по внешнему сходству) «ласточкин хвост».

Рис. 4. 1 – ласточкин хвост; 2 - струбцина.

Во время работы заготовка прижимается к столику, при этом разметочная линия должна находиться над прорезью.

Слайд 13

5. Рабочая поза при выпиливании


Рис. 5. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.

Учитель: При работе сидя и стоя, спину держим ровно. Высота выпиловочного столика должна находиться на уровне груди.


Слайд 14

6. Технология выпиливания

При выпиливании лобзик перемещаем в вертикальной плоскости без перекосов пилки с лёгким нажимом, чтобы не поломать её.

Рис. 6. Движение лобзика при работе.

Слайд 15

Способы выпиливания


Рис. 7. Способы выпиливания:

а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.


Слайд 16

Приёмы работы с лобзиком.

Рис. 8. Приём работы с лобзиком.

Придерживаем заготовку левой рукой, а выпиливаем правой


Слайд 17

Выпиливание острых углов

Рис. 9. Выпиливание острых углов:

а – внутренних; б – внешних.

При выпиливании острых углов можно сделать пропилы с двух направлений


Слайд 18

Выпиливание по внутреннему и внешнему контуру

Выпиливание: а – по внутреннему контуру;

б – по внешнему контуру.


Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку.

При выпиливании по внутреннему контуру рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют пилку и закрепляют её в рамке.

Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.

Слайд 19

Технология вставки пилки лобзика во внутренний контур заготовки

Технология вставки пилки лобзика во внутренний контур заготовки более подробно показана на этом слайде.

В фанере просверливается или прокалывается отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая её до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают её в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.

Слайд 20

V. Техника безопасности

Учитель: У вас на столе лежит памятка по работе с ручным лобзиком (приложение 2), которая остаётся у вас до окончания занятия и пригодится вам при выполнении практической части темы. Если у вас возникнут вопросы, затруднения, вы можете обратиться к памятке.

Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке

Работайте в спецодежде.

Сидите прямо, не горбясь, и дышите через нос.

Работайте лобзиком с хорошо насаженной и исправной

ручкой.

Надёжно закрепляйте пилку в рамке.

Работайте по всей длине пилки.

Пилите строго под прямым углом к заготовке из

древесины.

Не нажимайте на лобзик при движении вперёд.

Не спешите и не увеличивайте частоту движений.

Прижимайте заготовку из древесины к выпиловочному

столику.

Не делайте резких движений лобзиком, не наклоняйтесь

низко над заготовкой.

Не сдувайте опилки, а убирайте их щёткой-смёткой.

Делайте перерыв через каждые 15—20 минут.


Слайд 21

Физминутка для глаз


VI. Закрепление нового материала

Слайд 22

1.Откройте рабочие тетради страница 27. Выполните Задание 14 №2*.

Задание 14 №2. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

кизбол, нефара, калип, товзагока, фильдан, лоши.


Слайд 23

(Ответы: лобзик, фанера, пилка, заготовка, надфиль, шило).

За правильно выполненное задание «+», Неправильно выполненное задание «-» в оценочный лист к колонку «Закрепление нового материала».


Слайд 24

2.Задание 14 №3. Впиши недостающие буквы в следующих словах:

р _ _ ка; з _ б _ я; з _ ж _ м; в _ н _ ; и _ де _ _ е.


Слайд 25

(Ответы: ручка, зубья, зажим, винт, изделие).

За правильно выполненное задание «+», Неправильно выполненное задание «-» в оценочный лист к колонку «Закрепление нового материала».

Проектор отключить


3.Работа с ноутбуком

Тест

За правильно выполненный тест «+», Допустили ошибки «-» в оценочный лист к колонку «Закрепление нового материала».



VII. Практическая часть

Предварительный инструктаж

Учитель: Надеваем рабочую одежду. Приступаем к выполнению практической части. Будем выпиливать лобзиком салфетницу. Ребята получили домашнее задание: разработать салфетницу в форме яблока, груши, так как яблоко – символ нашего поселка и одно из семи чедес Курского края. Существует в Курской области премия общественного признания «Человек года» -- «Курская антоновка». Её вручают людям, прославившим родной край. Такую премию в 2014 году вручили и нашему ученику Ильяшенко Илье.

На верстаках лежат: рисунок, заготовка (фанера), копировальная бумага, карандаш, лобзик, щётка, наждачная бумага, клей, краска, кисточка, памятки. При выполнении практической работы во избежание травм соблюдаем правила техники безопасности.

Практическую часть будем оценивать по следующим критериям:

1.Соблюдение правил безопасной работы;

2.Соблюдение приёмов выпиливания;

3.Качество выпиленного изделия;

4.Качество зачистки изделия после выпиливания;

5. Оформление изделия.


 Технологическая карта.

п\п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1

Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм

Линейка, карандаш

2

Перевести основу заготовки на фанеру

Фанера, карандаш, шаблон, копировальная бумага

3

Выпилить детали

Ручной лобзик, выпиловочный столик, сменные режущие полотна

4


Отшлифовать детали

Шлифовальная шкурка

5


Собрать изделие

Клей

6

Отделка изделия

Гуашь, кисти



Текущий инструктаж Во время выполнения работы учащимися учитель: постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей; следит, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами; подсказывает и корректирует положение рук при выпиливании; контролирует ход практической работы.

Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые пятиклассниками ошибки при выпиливании лобзиком:

- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;

- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.

Физминутка

VIII. Проверка и подведение итогов

  1. Характеристика успехов и ошибок в работе.

  2. Оценка выполненных работ.

  3. Выставление оценок в журнал и дневники.

IХ. Рефлексия

Слайд 26

Продолжите фразы

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4.Теперь я могу…

5. Мне захотелось…

С каким настроением вы уходите с урока?


Слайд 27

Х. Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание

1.Изучить § 16

2.Подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос:

- Как выпиливать лобзиком?

3. Выполнить задание 14 (1, 4) в рабочей тетради;

4. Найти в Интернете или книгах и журналах информацию об электрических лобзиках, ознакомиться с принципом их работы.

XI. Уборка рабочих мест.



Закончен урок и выполнен план!

Спасибо ребята огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились!

Что на уроке вы не ленились!























Приложение 1.

Оценочный лист.


п/п

ФИ обучающегося

Этапы урока

Итого

Оценка

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

1

Дунайцев Артём






2

Жуков Алексей






3

Матюхова Ксения







Оценочный лист.


п/п

ФИ обучающегося

Этапы урока

Оценка

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

Практи-ческая часть

1

Дунайцев Артём






2

Жуков Алексей






3

Матюхова Ксения







Приложение 2.

Памятка по работе с ручным лобзиком.


1.Подготовка лобзика к работе.

1.Подготовь пилку и отпусти гайки-барашки.

2.Закрепи нижнюю часть рамки в зажиме верстака, чтобы были свободны руки.

3.Закрепи пилку в нижнем зажиме у ручки. Зубья полотна должны быть наклонены к ручке.

4.Сожми рамку свободной рукой, вставь полотно в верхний зажим и прочно закрепи.

5.Проверь натяжение на «музыкальность». Слегка оттяни ногтем полотно и резко отпусти; если услышишь музыкальный звук, значит, ты хорошо подготовил лобзик к работе.


2.Основные правила при работе с лобзиком.

1.Сидеть или стоять нужно прямо, при этом заготовка должна быть на уровне груди.

2.Не начинай работу сразу, проверь рабочую позу, убери левую руку с линии распила.

3.Начинай работу медленными движениями, равномерно и без рывков.

Пилка обязательно должна располагаться вертикально.

Левой рукой придерживай и поворачивай фанеру, а правой двигай вверх-вниз пилку, старайся не нажимать на неё слишком сильно. Если пилку необходимо вынуть из полотна – это делается также пилящими движениями, но в обратную сторону.

4.Сначала выпили внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.

5.В местах изгиба линии рисунка медленно поворачивай заготовку, не прекращая движений лобзиком.

6.Заготовки после выпиливания обрабатывают напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой.


3.Правила безопасной работы с лобзиком.

1.Работу выполняй хорошо подготовленным лобзиком.

2.Во время работы не наклоняйся низко над изделием; следи, чтобы лобзик располагался вертикально.

3.Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

4.При выпиливании не делай рывков лобзиком и не допускай изгибов пилки.

5.Не сдувай опилки, применяй для этого щётку-смётку.






Приложение 3.


Оценочный лист практической работы обучающегося.


п/п

ФИ обучающегося

Критерии оценки качества работы обучающегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Дунайцев Артём











2

Жуков Алексей











3

Матюхова Ксения













Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 14 в рабочей тетради;

2.правильное выполнение теста

3.соблюдение правил безопасной работы;

4.надёжное закрепление пилки в зажимах лобзика;

5.надёжное крепление выпиловочного столика к крышке верстака;

6.соблюдение приёмов выпиливания;

7.совпадение выпиленных контуров с разметкой;

8.время выполнения задания;

9.качественно выпиленное изделие;

10.качественная зачистка изделия после выпиливания.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!