СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Золотой луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на примере рассказа «Золотой луг» проверить уровень сформированности достижения обучающимися навыков сознательного чтения текстов, методами сравнения и обобщения расширить знания о природе Земли и края, показать учащимся разнообразные приемы наблюдения при помощи различных видов восприятия  

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Золотой луг"»

Тема: Михаил Пришвин «Золотой луг»

Цель: на примере рассказа «Золотой луг» проверить уровень сформированности достижения обучающимися навыков сознательного чтения текстов, методами сравнения и обобщения расширить знания о природе Земли и края, показать учащимся разнообразные приемы наблюдения при помощи различных видов восприятия


Задачи:

  1. На примере чтения рассказа, используя разнообразные виды работ, совершенствовать навыки правильного, сознательного чтения.

  2. Расширять имеющиеся знания детей о растениях (Земли и края), о лекарственных свойствах, определить сходства и различия между несколькими раннецветущими растениями Дальневосточного региона.

  3. Обогащать словарный запас учащихся, через знакомство с новыми

словами из текста рассказа.

4. Развивать наблюдательность, память, связность речи при ответах на вопросы, формировать у детей познавательный интерес в работе с занимательным, наглядным и дидактическим материалом.

5. Через слова авторов рассказа, стихотворений, цитат обратиться к пониманию чувства доброты, любви, бережного отношения к природе. Обсудить с ребятами возможные приемы увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты.


Оборудование: учебник чтения, карточки со словами речевой гимнастики и с таблицей, интерактивная доска, слайды, электронная лупа, ручные лупы, очки, «живые цветы «багульника», «примулы», «медуницы»


Ход урока:

I.Организация класса

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем.

Урок чтения начнем.

- Создадим друг другу хорошее настроение.

- Как мы это сделаем?

- Посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь так, как улыбается нам солнышко (слайд 1).

Я желаю вам удачи и успехов. Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

II.Очковая терапия (очки сняли, протерли, одели)

III.Речевая гимнастика

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

- прослушать со слов учителя;

- прочитайте самостоятельно несколько раз;

- произнести вслух.

- Как вы понимаете это стихотворение?

- Что значит беречь природу?

- (Не срывать цветы, не ломать ветви деревьев, не сорить в лесу)

V.Сообщение темы и цели урока

- Какую тему изучаем? (Лето наступило)

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу над темой

«Лето наступило». Познакомимся с новым рассказом.

Девизом урока я вам опять предлагаю слова: «Умейте делать открытия!»

VI.Проверка домашнего задания

- Проверим домашнее задание.

- Над каким рассказом работали дома?

К. Паустовский «Заботливый цветок»

- О каком цветке вы прочитали? (О кипрее. Слайд 2)

- Откройте учебники на стр.230

- Как еще названо это растение?

- (Иван-чай)

- Почему?

- Потому что его листья заваривают вместо чая.

Почему автор называет кипрей заботливым цветком?

- Зачитать.

(Цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком)

- Как вы думаете, чтобы все это заметить, каким нужно быть человеком?

(Наблюдательным)

- Прочитав рассказ «Заботливый цветок» какие открытия для себя вы сделали?

1.Цветок кипрей называется иван-чай, так как его листья заваривают вместо чая;

2.Кипрей заботливый цветок, так как выделяет теплоту;

3.Все растения приносят пользу, поэтому мы должны бережно относится к ним.

VIII. М Пришвин «Золотой луг»

- Сегодня мы с вами знакомимся с рассказом замечательного писателя М.М. Пришвина. (Слайд 3)

1.Вступительное слово учителя

С детства М. Пришвин был очень любознательным, наблюдательным и свои рассказы и сказки он посвящал неразрывной связи человека и природы. Он, считал, что «чудеса» совершаются везде и всюду и во всякую минуту жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем.

- А какой человек может увидеть эти чудеса и почувствовать сердцем?

(человек любознательный, наблюдательный, который любит природу и заботится о ней).

Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы мы с вами читали.

Слайды 4, 5, 6.7

«Ребята и утята»,

«Лисичкин хлеб»

«Кладовая солнца»

- О чем же пишет Михаил Пришвин в своих рассказах? (О родной природе, о бережном отношении к ней. )

Эти книги можете взять у нас в библиотеке.

Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил её и берёг.

В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со всеми читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное «Золотой луг»- участок земли, покрытый травянистой растительностью.

- Посмотрите внимательно на написание слов в названии нашего рассказа.

- Какие знакомые орфограммы вы увидели в этих словах?

- Вспомните, какие изменения в природе происходят в мае месяце у нас в

Хабаровском крае?

(В мае появляются листья на деревьях, зеленеет травка, появляются первые цветы).

- Какие весенние цветы нашего края вы знаете? ( Кипрей, подснежник, мать и мачеха, примула, ландыш, тюльпан, багульник)

- Я вам сейчас покажу некоторые весенние цветы нашего края. Слайд 8, 9, 10,11

Показываю ветку с цветами багульника, медуницу и примулу («живые»).

- А какие первые цветы появляются на поляне около нашей школы, а чтобы не гадать, поможет нам в этом загадка.

Загадка

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

- Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

- Одуванчик появляется весной, в мае месяце, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Ребята, может кто-нибудь из вас догадался: какое растение будет героем рассказа «Золотой луг?»

- Сейчас я вам прочитаю рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

2. Словарная работа.

- чтение по слогам

- чтение с ударением

- чтение как говорим

Выясняю понимание трудных слов.

Забава - игра, увлечение

Деловито – серьезно (по делу)

Фукнет – дунет.

Промысел – какое либо дело, добывание чего-нибудь, занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.

Около полудня – середина дня, соответствующая двенадцати часам

Подкарауливать – выслеживая, выжидая, дождаться появления кого-нибудь.

Зазеваешься – заглядевшись, не увидеть, не заметить кого-нибудь другого.

3.Чтение текста учителем

Начнем читать рассказ «Золотой луг». Удастся ли нам открыть что-либо новое?

-Послушайте внимательно рассказ и представьте все то, что рассказал автор

- О чем этот рассказ?

(О луге, о природе, об одуванчиках)

- Так чем покрыт луг в рассказе Пришвина?

(Луг покрыт одуванчиками)

4.Чтение учащимися про себя

Анастасия за электронной лупой

- Прочитайте рассказ про себя. После чтения заполните таблицу, которая лежит у вас на парте. Какого цвета был луг в разное время суток.


Время суток

Цвет луга

Луг утром

Зелёный

Луг в полдень

Золотой

Луг вечером

зелёный


- Как автор назвал луг? Какой он?

(Золотой, зеленый)

- Прочитайте по таблице, какого цвета был луг в разное время суток?

- От чего зависело каким был луг?

(От солнечных лучей)

4.Физминутка (сняли очки)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, крыльями машем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

5.Гимнастика для глаз

- Мы много читали наши глазки устали, поэтому мы сейчас проведем небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы по кругу, влево и вправо.

А). Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть все дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг.

Б). Ручки разогреваем, к закрытым глазкам приложим теплые ладони.

6.Чтение текста тремя учениками вслух

Цель: не забываем, что, прочитав рассказ мы должны будем сделать открытие.

7.Работа по содержанию рассказа

- Какое слово изобрели мальчики? (Фукну, фукнет)

- Знакома ли вам такая детская игра с одуванчиками? Если да, то поднимите руки. - - - Представим что у нас в руках по одному одуванчику, давайте попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу»

- Но как рассказчик-мальчик называет одуванчики?

- (Неинтересные цветы)

- Что он имеет в виду?

- (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты

- Почему луг назван золотым?

(Золотой луг – желтый от одуванчиков).

- Что означает здесь слово «золотой»

(Желтый, цвет золота)

- Что говорили люди, когда видели луг?

Зачитать словами из текста.

- Как можно сказать по - другому?

- Необыкновенно! Удивительно!

- Чудесно! Здорово!

- Прекрасно! Великолепно!

- Что заставило мальчика заняться наблюдением?

- Зачитать.

- Так каким был мальчик по характеру? (наблюдательный)

- Что сделал мальчик, чтобы найти ответ? (стал наблюдать)

- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

- (Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает)

- Докажите, что мальчик относится к одуванчику, как живому существу?

- В каких словах и выражениях это заметно?

«Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Лепестки – пальцы, закрыты не в бутон – а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки»

- Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.

- Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка

- Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.

- Давайте еще раз прочитаем последнее предложение

в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.

- В чем она по-вашему состоит? ( Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо ее только увидеть, приглядеться.)

- Как теперь рассказчик называет одуванчики?

- Почему они стали самыми интересными для детей?

(Потому что спать одуванчик ложится вместе с детьми и вместе с ними встает)

VII.Вывод

- Какое же открытие вы для себя сделали?

(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)

- Какое же «открытие» сделал для себя писатель? (Мир удивителен и богат чудесами. Но, чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).

- Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты?

- Так кому же она их раскрывает?

(Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному человеку)

- Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.

(Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.)

- Как вы думаете, одуванчик – загадочный цветок?

Одуванчик – загадочный цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.

- Какие еще секреты одуванчиков вы знаете?

Они закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождем. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар – к дождю».

Формирование научного мировоззрения и расширение кругозора учащихся

- Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Но, не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. (Слайд 12)

Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки – это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

- Одуванчик – лекарственное растение. Почти все растения Хабаровского края обладают лечебными свойствами.

Слайд 13

Давайте прочитаем, как называют одуванчик?

- Одуванчик в народе называют ЭЛИКСИР жизни.

- А вот почему одуванчик является эликсиром жизни расскажет Валера.

- И у нас, в нашем родном Хабаровском крае, одуванчик пользуется большим успехом. Он признанный помощник сохранения и укрепления нашего здоровья. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита. А из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье, из листьев одуванчика делают салат, из поджаренных корней готовят заменитель кофе, цветочные почки маринуют и добавляют в винегреты, блюда из дичи. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

- Какую огромную пользу приносит одуванчик!

- Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.

- Ребята, как вы думаете, только любоваться природой призывает своих читателей М. Пришвин? (Призывает защищать ее)

Чему учат рассказы Пришвина?

Я думаю, что невозможно закончить урок. Не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Как вы поняли эти слова?

- Я довольна вашей работой на уроке. Молодцы! Всем спасибо за внимание и активность.

Оценки за урок:

Итог

- Так с каким рассказом мы познакомились на уроке?

- Почему рассказ называется «Золотой луг?»

(Золотой луг – желтый от одуванчиков).

- Что означает здесь слово «золотой»

(Желтый, цвет золота)

Рефлексия

Смайлики

На парте смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Задумчивый – некоторые задания для меня были трудными, но я все-таки с ними справился

Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Домашнее задание

1.А что еще может быть золотым вы нам расскажите на следующем уроке, прочитав стихотворения, которые я вам раздала.

Объяснить значение слова «золотой» в стихотворениях

2.У вас на партах лежит картинка с нарисованным лугом. Он похож на золотой?

- Дома превратить луг в золотой.

Валера подготовит 2-3 загадки и стихи про одуванчик

-Мы работали под девизом «Учитесь делать открытия!», нам удалось сделать открытие?

Чему учат рассказы М. Пришвина?


.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя