МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие:
(6-10 классы)
-
Дата 15.01.2020.
Разработал учитель биологии,
Гамзаева Эмбия Гамзабековна
-
Директор МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»
Ахмедов Эльдар Сейидханович
2020г
Подготовил учитель биологии
Гамзаева Эмбия Гамзабековна
Дата:15.01.2020г
6-10 классы
Сценарий внекласного мероприятие по биологии
Тема: «Зеленая аптека»
Категория внеклассного мероприяия: Познавательная программа, викторина.
-
Цели и задачи:
-
углубить знания учащихся о лекарственных растениях;
-
сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых;
-
познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний;
-
расширять кругозор в области лекарственных растений.
-
воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.
-
Оборудование: презентация, коллекция лекарственных растений, рисунки. Костюмы участников.
-
Методы: словесные (беседа, рассказ, инструктаж), наглядные (иллюстрирования, показ, предъявление материала), практические (упражнения, тренировка, самоуправления), формирования сознания, формирование поведения, формирования чувств и отношений, поощрения.
-
Оформление: презентация, коллекция лекарственных растений, рисунки.
-
Место проведения: кабинет биологии
-
Описание мероприятия: Мероприятие проводилось в период декады политехнического цикла.
Жулдыз Кенесовна. Даже в самых древних памятниках письменности, есть указания на использование человеком целебных свойств растений. Тайной лечебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции и Риме, применяли растения для лечения и на Руси. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.
Лекарственные растения
Человека изучавшего свойства растений на Руси называли «травниками». От какого слова образовано это название? (Ответы детей.) Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас. Из известных сейчас на Земле 500 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине.
Ученик 8 «б» класса Магомед:
ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду –
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята –
Вот «зелёная аптека»
Ученица 9 «б» класса Полина:
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
Помогает вам, ребята!
Алиева П. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Как вылечить простуду без лекарств.
Магомедова Жасмина:
Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка, В середине золотая. Кто она такая?
Появляется Ромашка.
Ромашка. (Жанаргуль) Это я - Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя - Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Казахстан.
Ромашка лекарственная
Магомедова Жасмина: Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка (ученица 8 «а» класса)
Отрывок из сценки
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Предлагает отвар.
Под музыку появляется Подорожник.
Подорожник. (Диана) Это я - Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая - нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок - подорожник
Растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли...
Невзрачный цветок подорожник
Растёт у дороги в пыли.
Подорожник большой
Магомедова Жасмина:: Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник (ученица 7 «б» класса)
Отрывок из сценки
Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат - беги ко мне срочно. Я помогу!
Под музыку появляются Шиповник, Мать-и-мачеха.
Магомедова Жасмина: Вы кто такие? Зачем к нам пришли?
Растения вместе: Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник. (Камила)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров
Шиповник майский Мать-и-Мачеха обыкновенная
Магомедова Жасмина:: Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник и мать-и-мачеха (ученицы 7 «б» и 8 «а» класса)
Отрывок из сценки
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете
Мать-и-мачеха выходит вперед.
Мать-и-мачеха. (Ақерке) Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
Магомедова Жасмина:: Знаем! Ты - Мать-и-Мачеха!
Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось
Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдёт!
Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.
Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.
Отрывок из сценки
(в роли девочки ученица 7 «б» класса Ақмарал)
Магомедова Жасмина:: Стой! Посмотри, что ты делаешь!
Девочка. Я? Гуляю! А что?
Магомедова Жасмина:: Оглянись и посмотри, что ты натворила!
Девочка. Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!
Хочет уйти с полянки, но тут с нею начинаются неприятности: натёрла ногу, начала чихать, кашлять, заболела голова, поднялась температура. Появляется мама девочки и поёт на мотив песни из м/ф «Бременские музыканты».
Мама. Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу...
Девочка. Ой, к врачу я не хочу!
Появляется доктор Пилюлькин.
Мама. Осмотрите мою дочь вы внимательно.
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну, а я ее потом полечу...
Д е в о ч к а. Я таблеток не хочу!
Пилюлькин. Здравствуйте, ребята!
Что случилось?
Что болит?
Есть и йод, и вата, и пилюли!
Отрывок из сценки
(в роли мамы ученица 7 «б» класса Анастасия и в роли доктора Пилюлькина ученик 8 «б» класса Дмитрий)
Девочка. Боли, доктор, в голове,
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость -
Вот какая везде слабость!
Пилюлькин. Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу - тем помогу,
Ручки слабые, ножки тоже.
Так. На что это похоже?
Ну-ка рот открой пошире:
Раз, и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе...
Советы-реплики от ребят.
Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны,
Но таблетки ей вредны!
Организм ваш молодой –
Сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите –
Себе сами помогите;
А помощников не счесть!
Травы лечащие есть!
Отвари и пей, когда
Подойдёт к тебе беда.
Пилюлькин. А ещё, девочка,
Баня с паром, кипятком,
Веником и лежаком!
Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!
Без ушей чуть не осталась!
Пилюлькин. Нет так нет!
Тогда скорей
Чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины.
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.
Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!
Каждый должен думать сам,
Как здоровье сохранить
И болезни победить.
Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!
Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, у неё всё перестаёт болеть.
Магомедова Жасмина:: Проведем практикум. Сейчас ученица 9 «б класса продемонстрирует и раскажет нам о способах лечения и профилактики:
Ингаляция Пропаривание
Витаминный салат из лука.
Полина:
- ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;
Способы профилактики (ученица 7 «б» класса Полина )
-
пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы это не было скучно, положить в таз игрушки;
-
витаминный салат из лука.
Магомедова Жасмина:: Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.
Раздаёт с Пилюлькиным взрослым и детям отпечатанные рецепты.
Магомедова Жасмина:: Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила о которых сейчас нам расскажут наши ученики.
Памятка сборщика правил по сбору лекарственных растений
Ученица 9 «б» класса Полина:
-
Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.
Ученица 8 «а» класса Аймира:
-
Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
-
Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
Памятка сборщика
Ученик 6 «б» класса Муса:
-
Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
-
Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
Ученик 6 «б» класса Демир:
-
Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
-
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.
Ученица 8 «б» класса:
-
В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
-
Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Магомедова Жасмина:: Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми; для того чтобы обезопасить себя, запомните три правила:
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
Магомедова Жасмина:: Может быть ребята, вы знаете, какие части используют в растениях для лечебных целях?
-
Одуванчик лекарственный
-
Ромашка аптечная
-
Подорожник большой
-
Чистотел большой
-
Тысячелистник обыкновенный
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Растение | Какую часть используют | Применение в медицине |
1. Одуванчик лекарственный | Лист Корень | Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка |
2. Ромашка аптечная | Цветки | Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос |
3. Подорожник большой | Листья | Заживляет раны, помогает при ушибах |
4. Чистотел большой | Надземную часть | Лечение кожи, туберкулёза |
5. Тысячелистник обыкновенный | Надземную часть | Кровоостанавливающее, заживление ран |
Заполнение таблицы «Лекарственные растения» учителем географии
Магомедова Жасмина:: Викторина Полезные свойства растений
Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображением того растения, о котором идёт речь.
Вопросы:
-
Порошок из корней, какого растения используют для улучшения аппетита? (Одуванчик лекарственный.)
-
Настой из листьев, какого растения используют для прижигания бородавок? (Чистотел большой.)
-
Это растение используют для остановки кровотечения. (Тысячелистник обыкновенный.)
-
Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист, какого растения вы используете? (Подорожник большой.)
-
У вас болит горло, - какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (Ромашка аптечная.)
-
Из листьев этого растения готовят салат. (Одуванчик лекарственный.)
-
Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. (Ромашка аптечная.)
Магомедова Жасмина: Многие растения, которые растут у нас на огороде, обладают лечебными свойствами.
Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. Изображения растений закреплены не стенде.
Загадки:
Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка.)
Этот плод - аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки - деликатес,
И глистам - противовес.
Диетическое блюдо -
От болезней всех, как чудо! (Тыква.)
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы,
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы! (Лук.)
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давленье понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья,
А сок - от воспаленья. (Свёкла.)
Листья - будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (Укроп.)
Магомедова Жасмина:: Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
-Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу
Ты к себе скорей зови!
Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше встреча не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чём вам хочется рассказать? (Ответы детей.)
Лекарственные растения можно собирать в природе, это - целая наука, их можно купить в аптеке. Демонстрируется коллекция лекарственных растений.
Приложение Презентация. Коллекция лекарственных растений.
Литература
-
Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. ГУГК 1983 г. … Дикорастущие полезные растения СССР. М.: "Мысль" 1976.
-
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. - Вып. 2/ Авторы-составители Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. - 214 с.
-
Сорокина Л.В. Край родной: Сценарии о живой природе. - М.; ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.