СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 7 классов "Брейн-ринг по литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры брейн-ринг разработан для  внеклассного мероприятия  в рамках школьной декады русского языка и литературы. Вопросы составлены по темам, пройденным на уроках в 7 классе в трёх первых четвертях учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 7 классов "Брейн-ринг по литературе"»

Брейн-ринг по литературе

Участники – обучающиеся 7 класса

Тема: В мире русской литературы

Цели: повторение и обобщение тем, изученных в курсе 7 класса, контроль усвоенных знаний и умений.

Оформление: портреты русский писателей XVIII – XIX веков, репродукции картин русских художников на темы русской истории и быта.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Приветствие участников. Представление членов жюри (обучающиеся 8 и 11 классов). Один из членов жюри следит за тем, кто первым нажмёт на кнопку. После каждого раунда жюри объявляет предварительные итоги.

  2. Инсценировка обучающихся 7 класса «Золотой» и нынешний век».

  3. Ведущий объясняет правила игры. В игре участвуют три команды 7-х классов. В каждой 6 человек. Игроки внимательно слушают вопрос, первой отвечает команда, раньше других нажавшая на кнопку. Нажимать кнопку можно только дослушав вопрос до конца. Время на размышление – 20 секунд. Если отвечающая команда ошибётся, то можно выслушать следующую. Игра состоит из трёх раундов (глав), каждый идёт до пяти очков. После каждого раунда команды меняются столами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Первый раунд (глава 1). Теория литературы

«Все жанры хороши, кроме скучного», -

это слова французского писателя и философа Вольтера. В этом году вы познакомились с несколькими жанрами литературы. Вспомните, о каком жанре идёт речь, пока я буду читать вам его определение.

  1. Это произведение устного народного творчества о русских богатырях и народных героях. (Былина).

  2. Это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую тему, написанное по мотивам народной легенды. (Баллада).

  3. Это произведение устного народного творчества, устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, возникший из рассказов очевидцев и передававшийся из поколение в поколение. (Предание).

  4. Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль. (Пословица).

  5. Это один из жанров древнерусского красноречия, имеющий поучительный смысл, в котором летописцы пытались представить модель поведения для любого человека: и для князя, и для простолюдина. (Поучение).

  1. - 10. Приведите пример – название произведения каждого жанра, изученного в 7 классе. (На каждый жанр отдельный вопрос). Или: установите соответствие между названием жанра и произведением (Приложение 1).

Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Баллады: А.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Предание. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословица. Грамоте учиться – вперёд пригодится.

Поучение. «Поучение» Владимира Мономаха».

11 - 15. А теперь, наоборот, я буду называть произведение, а вы определите его жанр.

Л.Андреев. «Кусака». (Рассказ).

М.Салтыков-Щедрин. «… о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Повесть).

Н.Некрасов. «Русские женщины». (Поэма).

А.Пушкин. «Борис Годунов». (Драма).

М.Ломоносов. «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». (Ода).



Второй раунд (глава 2). Литература и история

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…»

Многие писатели, интересовавшиеся историей, могли бы сказать о сюжетах своих книг этими строками А.С. Пушкина. На уроках литературы мы читали произведения, героями которых были реальные известные личности своей эпохи.

Узнайте историческое лицо или событие, назовите автора и произведение.

  1. «Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил». (Пётр Первый. Предание «Пётр и плотник»).

  2. «И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море».

(Пётр Первый. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»).

  1. «Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого…»

(Иван Грозный. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

  1. «Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе хватило б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..»

(Княгиня Трубецкая Екатерина Ивановна, жена декабриста.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»).

5. К кому обращены эти слова:

«…Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны, и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.


И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и кровавый кинжал

Щадят победителя годы…».

(Князь Олег, правивший в Киеве в X веке.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»).


А сейчас несколько фото-вопросов. Посмотрите на слайды и назовите изображённые на них старинные русские обычаи. В каких произведениях они упоминаются?

Ответы:

  1. Кулачный бой (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

  2. Царский пир (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

  3. Гусляры (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

  4. Казнь на лобном месте (М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

  5. Пахота (былина «Вольга и Микула Селянинович»).

К счастью, большинство этих обычаев канули в Лету. Вместе с эпохой уходят в прошлое и слова нашего языка. Перед вами карточки со строчками М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» (Приложение 2). Выпишите устаревшие слова и объясните их значения.

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

Ответ: команде, первой нажавшей кнопку, один балл за каждое правильное слово.

Воздвигнуть – соорудить.

Зрак – облик, образ, вид.

Утеха – утешение, удовольствие.

Россы – россияне, русские.

Гласить – говорить.

Сей – этот.

Град – город.

Художества – искусство, живопись.


Третий раунд (глава 3). Мир детства в литературе

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Так словами своего героя выразил своё отношение к детским годам Лев Николаевич Толстой. Несмотря на приятные воспоминания, в семьях литературных героев случались конфликты. Я буду называть вам их причины, а вы вспомните и ответьте, в каком произведении это происходило, кто участники конфликта, а также назовите автора.

  1. Герои поссорились из-за того, что один из них не захотел показать другому, как называются и пишутся числа. (Мальчик и его дядя в рассказе И.А. Бунина «Цифры»).

  2. В этой повести мальчик был наказан за то, что хотел покрасить скатерть. (Алёша и дедушка Василий Васильевич Каширин в повести М.Горького «Детство»).

  3. А в этом произведении причиной конфликта тоже стала скатерть, на которую ребёнок пролил квас во время обеда, а затем этой мокрой скатертью вытерли его лицо. (Николенька Иртеньев и Наталья Савишна. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство»).

  4. Этого героя отец наказывал за то, что он не хотел учиться: сбегал из академии и четырежды закапывал свой букварь в землю. (Тарас Бульба и его старший сын Остап из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

  5. За то что он наделал клякс из-за слёз, капавших в его тетрадь во время урока, ему угрожали линейкой и требовали просить прощения. (Николенька Иртеньев и его учитель Карл Иванович. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство»).


Конечно, на героев в детском возрасте влияли взрослые, их рассказы и поступки. Узнайте этих взрослых по их портретам, таким, какими их запомнили дети.

  1. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы… Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым». (Бабушка Акулина Ивановна. М.Горький. «Детство»).

  2. «…небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». (Дедушка Василий Васильевич Каширин. М.Горький. «Детство»).

  3. «Её большое, стройное тело, тёмное, железное лицо, тяжёлая корона заплетённых в косы светлых волос – вся она, мощная и твёрдая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдалённо и неприветливо смотрят прямые серые глаза…» (Мать Варвара. М.Горький. «Детство»).

  4. «…мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука…» (Мать Николеньки Наталья Николаевна. Л.Н. Толстой. «Детство»).

  5. И авторское описание: «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?» - говорила она, и слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века». (Мать сыновей Тараса Бульбы. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»).


Все дети любят играть и отгадывать загадки.

  1. Кто из героев придумывал эти игры: «… доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных, а Иван, направляя их бег тонкой лучиной, возбуждённо визжал:

– За архереем поехали!

Приклеивал на спину таракана маленькую бумажку, гнал его за санями и объяснял:

- Мешок забыли. Монах бежит, тащит!»

(Цыганок. М.Горький. «Детство»).

  1. Кто загадывал эти загадки. (1 балл) Как их отгадать? (1 балл за каждую отгадку).

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей».

«Отец мой и мать ушли плакать взаймы».

«Брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза».

(Феврония. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Пёс – уши дома, своим лаем предупреждает хозяев о приходе чужих.

Отец и мать пошли на похороны. А когда они умрут, кто-то будет оплакивать их.

Брат собирает мёд на деревьях, через ноги смотрит вниз, чтобы не сорваться на землю).

  1. Помните, каким любознательным был мальчик из рассказа «Цифры»? А эти два взрослых солидных человека, видимо, учились без всякого интереса, потому что не знали простых вещей: как ориентироваться на местности? Как приготовить птицу на обед? Как испечь булку? Кто эти герои, из какого произведения, назовите автора. (Генералы. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).


Вот и закончилась наша игра. Надеюсь, вы все с пользой и интересно провели время. Пока жюри подводят итоги, хочу напомнить вам слова из «Поучения» Владимира Мономаха: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».


*Конкурс для болельщиков. Закончите пословицу (на слайде):

За двумя зайцами погонишься - … (ни одного кабана не поймаешь).

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто… (забудет – тому оба).

Лучше своё отдать, чем… (чужое взять).

Дуракам закон не писан, если… (писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так).

Суди дерево по плодам, а… (человека по делам).

Лучше синица в руке, чем… (журавль в небе).


А сейчас слово предоставляется жюри.

Поздравление и награждение победителей.



Приложение 1.


БЫЛИНЫ


БАЛЛАДЫ


ПРЕДАНИЯ


ПОСЛОВИЦА


ПОУЧЕНИЕ

«Поучение» Владимира Мономаха»


Грамоте учиться – вперёд пригодится.


«Вольга и Микула Селянинович», «Садко».


«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»


А.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».




БЫЛИНЫ


БАЛЛАДЫ


ПРЕДАНИЯ


ПОСЛОВИЦА


ПОУЧЕНИЕ

«Поучение» Владимира Мономаха»


Грамоте учиться – вперёд пригодится.


«Вольга и Микула Селянинович», «Садко».


«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»


А.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».




БЫЛИНЫ


БАЛЛАДЫ


ПРЕДАНИЯ


ПОСЛОВИЦА


ПОУЧЕНИЕ

«Поучение» Владимира Мономаха»


Грамоте учиться – вперёд пригодится.


«Вольга и Микула Селянинович», «Садко»


«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»


А.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»




Приложение 2.

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.


Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.



Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!