Сценарий внеклассного мероприятия
Экологический утренник «Знай, люби, береги!..»
Цель:
Экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
1. Способствовать улучшению качества знаний о природе родного края
2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.
3. Формировать интерес к исследовательской деятельности, охране природы, экологии.
Оборудование: плакат «Цветочная поляна», картинки животных(сова, кукушка, летучая мышь, ласточка, жаба, стриж, бабочки, муравей), картинки цветов, макет Земли, макет Солнца, аудиозаписи(«Песенка о лете», «Дети Земли», «Неприятность эту мы переживем», «Живет повсюду красота», «Листик ,листик ,листопад»), рюкзаки туристов.
Ход мероприятия
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята и гости нашего мероприятия!
У нас сегодня очень интересное и весёлое мероприятие, посвященное природе, экологии и нашей планете Земля.
Экология… Это слово стало актуально в наше время. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, молящей о помощи и, увы, беззащитной перед нами. Все мы пассажиры одного корабля – «Земля», и пересесть из него просто некуда. Мы должны научиться восторгаться гармонией природы. Мы должны знать природу и восхищаться ею в любое время года, при любой погоде.
Кажется, что еще совсем недавно, ярко грело солнце, весело пели птицы в зеленой листве деревьев. Сейчас на улице заканчивается осень, часто идет дождь, сыро. Скоро наступит зима. На осеннюю грязь начнет падать снежок...
А давайте вспомним о прекрасной поре года - о лете.
(Появляется Хозяйка леса в зеленом наряде, на голове – веночек из цветов)
Хозяйка леса.
Я хозяйка лесного царства и обладаю волшебной силой. Могу сегодня перенести вас ненадолго в лето.
(Звучит отрывок «Песенка о лете», к Хозяйке леса выходят 4 учащихся)
Ученики:
1.Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днем
Мы поедем в гости к лету
В гости к солнышку пойдем.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
2. Что такое лето?
Это много света.
Это поле, это лес.
Это тысячи чудес!
Это быстрая река.
Это яркие цвета.
Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног!
3. Как хорошо бродить в лесу,
Малину рвать с куста.
И ненароком сбить росу
С кленового листа.
Послушать, как звенит струна,
Как дуб скрипит, гудя...
Порой светла, порой грустна
Мелодия дождя.
4. Она проста, она чиста,
Нельзя привыкнуть к ней,
Отчизны милой красота
Нас делает нежней.
Нас озаряет неспроста
Как радостный рассвет
Отчизны милой красота,
Которой краше нет.
(Звучит песня «Живет повсюду красота», в конце первого куплета выходит «Бабочка») (звук делается тише)
Бабочка
Ах, какая красота
Рада, что пришла сюда.
Я напелась, наплясалась.
Долго праздник помнить буду,
Вас друзья не позабуду.
(Звучит мелодия из к/ф «Джентльмены удачи», заходят туристы, пугают бабочку)
1 турист:
Бом- бом- бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор....
2 турист:
Сегодня мы пришли гулять,
Благо, лес - рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
3 турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки -
Лес большой. Он все вместит!
4 турист:
Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают,
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
5 турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Вместе:
Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
(Звучит мелодия из к/ф «Джентльмены удачи», туристы уходят, бабочка грустит, плачет, выходит Хозяйка леса)
Хозяйка леса.
- Что случилось, милая бабочка?
Бабочка (вздыхает).
Тут недавно были (начинает плакать)... они... они... обижали...
Учитель.
Ребята, бабочка так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогая бабочка, я уверена, что наши ребята - настоящие друзья природы и знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке...
И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса. Послушаем ребят.
(Выходят ученики с картинками животных)
Ученики:
1. Сова уничтожает за год около 1 000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!
2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она сможет съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых- вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.
3. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
4. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
5. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
6. Бабочки живут очень мало, но они полезны, они опыляют растения. Не ловите их для забавы!
7. И не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющее один муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Разоряя муравейник, вы разоряете дом друзей!
8. Не убивайте и не ловите стрекоз: они защищают нас от комаров.
Бабочка (с улыбкой).
Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: цветы, птиц, муравьев и нас, бабочек.
Учитель:
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Хозяйка леса.
Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Ученики:
1. Не причини природе зла,
Ведь ты и сам ее частица.
Она всегда щедра к тебе,
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только- пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
2. Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна, и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Мне больше, чем другому боль знакома.
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
3. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Учитель:
Ребята, а вы знаете как себя вести в лесу?
Предлагаю вам немного поиграть.
ИГРА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»
Если верно скажу – кричите «да-да-да»
Если не верно – кричите «нет-нет-нет»
• Ветки не ломайте, листья зря не рвите «да-да-да»
• Цветки срывайте, в венки плетите «нет-нет-нет»
• Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте «нет-нет-нет»
• Лягушек, гусениц, ужей, из леса надо гнать взашей. «нет-нет-нет»
• Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь «да-да-да»
• Все животные и растения нужны лесу «да-да-да»
• В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь костер «нет-нет-нет»
• Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай «да-да-да»
Какие вы молодцы! Все правила знаете!!! Лес вам скажет большое спасибо!!!
(Ведущая подходит к цветочной поляне)
Учитель.
А вот и самое красивое место в лесных владениях - цветочная поляна. Нравится?
Дети. Нравится!
Учитель.
Посмотрите, сколько здесь цветов. А вы их, ребята, знаете? О себе цветы расскажут, а вы скажите, название цветка.
(Выходят дети с картинками цветов)
1 . На лугу и в поле мы его встречаем
Лепесточки белые мы на нем считаем,
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него. (Ромашка)
2 . Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож. (Василек)
3 . Четыре ярко- красных блестящих лепестка
И зернышки в коробочке у этого цветка,
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде такой цветок растет. ( Мак)
4 . То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой,
Звонким названием он наделен,
Посмотришь - подходит название это,
Но никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик)
5 . Есть один такой цветок,
Ты вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка! (Одуванчик)
Учитель:
Как хорошо летом, когда тепло, красивая природа и хорошее настроение!
Но сейчас погода не очень!.. А у вас хорошее настроение?
- Значит любую неприятность мы переживем!
(Дети исполняют песню «Неприятность эту мы переживем»)
(Учитель закрывает доску – появляется осенний пейзаж)
(Слышится завывание ветра)
Учитель: Как бы нам хотелось, чтоб лето не кончалось, но у природы свои законы, после лета наступает осень.
(Выходят два ученика)
Ученики:
1. Бродит в роще листопад по кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном
Соберем из листьев веер яркий и красивый,
Пробежит по листьям ветер легкий и игривый.
2. И послушно ветру вслед листья улетают,
Значит, лета больше нет, осень наступает.
Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам, очень, очень просим!
(Выходит девочка-осень)
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И загадки с собой принесла.
Опустел наш летний сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы-
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно- белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (Ноябрь)
- Молодцы ребята! Знаете осенние месяцы.
Осенние денечки,
В саду большие лужи,
Последние листочки
Осенний ветер кружит.
Вот - листочки желтые,
Вот - листочки красные,
Соберем в корзинку мы
Все листочки разные.
Учитель: И закружатся листочки в танце.
(Динамическая пауза «Листопад». Песня «Листик ,листик ,листопад»(автор и композитор -Светлана Ранда))
(Появляются дети, одетые в костюмы белки, зайчика, мишки, ёжика.)
Учитель.
А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречали осень.
Зайчишка.
Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу:
Меня заметят на снегу.
Белочка.
А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас,
Зимой грибы, орешки в самый раз.
Медведь.
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед
Проснусь, когда весна придет.
Ёжик.
Я ёж колючий недотрога,
Словно елка, весь в иголках.
Лягу на зиму я спать,
Буду весеннее солнышко ждать.
Учитель:
Ну что же, все у вас толково, -
К холодным дням вы все готовы.
(Зверята и Осень становятся у доски)
Учитель:
Уходит от нас осень. Золотая роща померкла. Скоро ноябрь соединит глубокую осень с устойчивой зимой. Скоро зима начнет хозяйничать над землей. Но как известно у природы нет плохой погоды.
Ученики:
1. У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
2. Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
3. Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
4. Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
5. Нас в любое время года
Учит мудрая природа,
Учит по календарю –
По живому букварю.
6. Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой.
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
7. Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
8. У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас, деревья, всех пород,
Учат крепкой дружбе!
9. Добрым быть совсем - совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
10. Только надо, надо добрым быть,
В трудный час друг друга не забыть.
Братьям меньшим помогать в беде
И природу охранять везде.
Все: Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Выходят все дети. Звучит песня «Дети Земли»)