СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия «Иннокентий Фёдорович Анненский – русский поэт, драматург, переводчик, педагог».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий познакомит учащится с судьбой недооценённого поэта.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия «Иннокентий Фёдорович Анненский – русский поэт, драматург, переводчик, педагог».»

Сценарий внеклассного мероприятия «Иннокентий Фёдорович Анненский – русский поэт, драматург, переводчик, педагог».

Цель: пробудить интерес к творчеству И. Анненского, помочь увидеть глубину и многогранность его поэзии и личности.

Задачи:

- познакомить с творчеством И.Ф.Анненского;

- расширить и обобщить знания учащихся по литературе конца 19- начала 20 века;

- прививать любовь к поэзии;

- способствовать духовно-нравственному развитию.

Оборудование: мультимедийная презентация.



Ход мероприятия.

1. Вступительное слово.

- (слайд 1) Ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одном из замечательнейших, образованных, талантливых людей своего времени - Иннокентии Фёдоровиче Анненском.

(слайд 2) Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.



2.(слайд 3) Биография поэта.

Личность Иннокентия Федоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Об этом говорили многие: и его сын, Валентин Кривич, и Максимилиан Волошин, и критик А. Гизетти, который, откликаясь статьей на смерть Анненского, подчеркнул сосуществование в нем «множества ликов-личин, резко противоречащих друг другу».

(слайд 4) Будущий поэт родился 1 сентября 1855 года в Омске, в семье довольно крупного административного деятеля Фёдора Николаевича Анненского. Мать, Наталья Петровна, занималась домом и воспитанием шестерых детей. Спустя несколько лет Анненские переехали в Томск, а в 1860 г. - в Петербург в связи с назначением отца на пост в Министерстве внутренних дел.

Иннокентий, не обладающий крепким здоровьем, с перерывами учился в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года поэт обучался в частной гимназии В.И. Беренса.

3. (слайд 5)Учёба в Петербургском университете.

В 1875 году Анненский сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Окончил он его в 1879 году в степени кандидата историко-филологического факультета. Был одним из выдающихся студентов, изучивших 14 языков, включая латинский, санскрит и древнееврейский.

(слайд 6) В этом же 1879 году Анненский женился на Надежде Хмара-Борщевской, которая была старше его на 14 лет. У супругов родился сын Валентин.

«Минута»

Узорные ткани так зыбки,

Горячая пыль так бела, -

Не надо ни слов, ни улыбки:

Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой,

Осеннего утра бледней

Под этой поникшею ивой,

На сетчатом фоне теней…

Минута – и ветер, метнувшись,

В узорах развеет листы,

Минута – и сердце, проснувшись,

Увидит, что это – не ты…

Побудь же без слов, без улыбки,

Побудь точно призрак, пока

Узорные тени так зыбки

И белая пыль так чутка…

4. (слайд 7) Преподавательская деятельность.

С осени 1879 г. для Иннокентия Федоровича наступает педагогическая деятельность, в ней 3 периода.

Первый: Петербургский, он преподаёт латынь и греческий язык в частной гимназии Ф. Ф. Бычкова, впоследствии Я.Г.Гуревича. В 1980 г. он читает лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах.

(слайд 8) Второй: С 1891 по 1893-киевский, назначение на должность директора Коллегии Павла Галагана, закрытого среднего учебного заведения. Пребывание в Киеве закончилось для Анненского конфликтом с попечительницей Коллегии Е. Галаган. Дело кончалось благоприятным образом, ему было предложено вернуться в Петербург.

(слайд 9) Третий: Царскосельский, с 1893 г.- директор 8 гимназии в Петербурге, с 1896 г.- в Николаевской гимназии.

(слайд 10) Творчество.

Писать стихи Анненский начал довольно рано, с 1870-х годов для себя, без опубликования… Он много писал «в стол» и не участвовал в литературных дискуссиях, приобретших популярность в последнее десятилетие ХIХ века.

Из автобиографии:

«…так как в те годы (70-е) еще не знали слова «символист», то был мистиком в поэзии и бредил религиозным жанром Мурильо, который и старался "оформлять словами". Черт знает что!» Мои приятели уже брали штурмом несколько редакций из тех, что поскромнее, Но я твердо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: "До тридцати лет не надо печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже учили эту чепуху наизусть».

(слайд 11) В 1898 году он был назначен года членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Для Анненского, человека с больным сердцем, это было тяжело.

5. (слайд 12) Творческий дебют.

В 1904 году выходит в свет его первый сборник стихотворений "Тихие песни", в который, кроме лирических стихотворений, вошли переводы из Горация, Лонгфелло, Бодлера, Верлена и др. Невзрачно изданная, со скромным названием и под псевдонимом "Ник-. Т-о», книга осталась почти незамеченной.

Над высью пламенной Синая
Любить туман Её лучей,

Молиться ей, Её не зная,
Тем безнадёжно-горячей.

Но из лазури фимиама,

От лилий праздного венца,

Бежать…презрев гордыню храма

И славословие жреца,

Чтоб в океане мутных далей,

В безумном чаянье святынь,

Искать следов Её сандалий

Между заносами пустынь.



(слайд 13) Два года спустя молодой Блок, отметив «печать хрупкой тонкости и настоящего чутья» на ряде стихов, зафиксировал и «наивное безвкусие», и «декадентские излишества», а также «невзрачный эпиграф и сомнительный псевдоним». Впрочем, в письме Г. Чулкову (1905) Блок выразится иначе: «Ужасно мне понравились "Тихие песни" [...]. В рецензии старался быть как можно суше...».

(слайд 14) Анненский-поэт считал своими предтечами французских символистов, "парнасцев и проклятых", которых много и охотно переводил. Их заслугу, "кроме обогащения языка", он видел в "повышении нашей эстетической чувствительности и увеличении шкалы наших художественных ощущений". Переводы французских поэтов составили значительный раздел его первого сборника стихов. Из русских поэтов-символистов Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у автора "Тихих песен" "благоговение". Он высоко ценил "новую гибкость и музыкальность" поэтического языка Бальмонта.

6. (слайд 15) Анненский – драматург.

Анненский написал четыре пьесы — «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифаред» (1913) — в древнегреческом духе на сюжеты утерянных пьес Еврипида и в подражание его манере.

(слайд 16) В 1890-х годах Анненский приступает к огромному труду, которых стал для него делом жизни и который он почти довел до конца – к полному переводу всех трагедий древнегреческого драматурга Еврипида с большими статьями о каждой из них и богатым комментарием.

(слайд 17) С 1880-х годов Анненский выступал в качестве критика в специальных филологических и педагогических журналах с рецензиями на переводы произведений античных авторов, на учебные, научные издания и со статьями по педагогическим вопросам и на темы литературные – о русских поэтах и прозаиках XIX века.

(слайд 18) В 1906 г. вышла первая книга очерков-эссе под заглавием «Книга отражений», а в 1909—«Вторая книга отражений»; в них он высказывается и о русских, и о западноевропейских авторах – классиках. Сам автор подчеркивал, что он "вовсе не критик", а только "читатель".

(слайд 19) Продолжение педагогической деятельности.

С осени 1908 г. он приглашен читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высших историко-литературных курсах Н.П. Раева.

7.(слайд 20) «Аполлон».

В 1909 году С.Маковский (сын живописца К.Маковского) приглашает Анненского в начинающий издаваться журнал "Аполлон" в качестве поэта и критика-редактора. Издававшийся в Петербурге (1909-1917) журнал стал впоследствии своеобразным "русским Парнасом" начала века. В нем работали Н.Гумилев и Блок, В.Брюсов и А.Ахматова, В. Иванов, О.Мандельштам и др.

(слайд 21) Включение Анненского как поэта и критика в современный ему литературный процесс оказалось далеко не триумфальным. Договоренность о публикации стихов была нарушена Маковским уже во втором номере журнала; программная статья «О современном лиризме» была встречена холодно.

8.(слайд 22) Смерть.

13 декабря 1909 г. в половине восьмого вечера он скоропостижно скончался от паралича сердца на ступенях подъезда Царскосельского (Витебского) вокзала.

(слайд 23) Осталась незаконченной вторая книга стихов – «Кипарисовый ларец» — ее в следующем году выпустил Валентин Кривич, сын Анненского.

«Тринадцать строк»

Я хотел бы любить облака

На заре… Но мне горек их дым:

Так неволя тогда мне тяжка,

Так я помню, что был молодым.

Я любить бы их вечер хотел,

Когда, рдея, там гаснут лучи,

Но от жертвы их розовых тел

Только пепел мне снится в ночи.

Я люблю только ночь и цветы

В хрустале, где дробятся огни,

Потому что утехой мечты

В хрустале умирают они…

Потому что цветы – это ты.



(слайд 24) Спустя много лет тот же С. Маковский напишет об Анненском: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников,— он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему — возрастом и бытовыми навыками, к младшему — духовной изощренностью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!