СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия " Когда един народ-едино государство!"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие  предназначено для обучающихся 7-8 классов и расширяет их знания об истории возникновения праздника -Дня народного единства.Занятие несёт  глубокую патриотическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия " Когда един народ-едино государство!"»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории

« Когда един народ—едино государство!»

Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения праздника-Дня народного единства, подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории Российского государства

Задачи:

Образовательная:

  • пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ и ДНР;

  • развивать и углублять знания об истории, культуре страны;

Познавательная:

  • Способствовать формированию у обучающихся интереса к истории Российского государства.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

  • воспитывать в школьниках бережное отношение к памятникам истории, культуры и к национальным традициям,

Участники: обучающиеся 7-8 классов.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, государственная символика РФ, видеоролики по теме.


Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. (слайд. 1)


Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Выходят 2 чтеца(слайд. 2)

1 чтец: Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

2чтец: В единстве, братстве сила наша,

И нас врагу не победить!

Так пусть становится все краше

Страна, где довелось нам жить!

1 чтец: Сильна великая держава

Сынами, дочерьми своими

2чтец:России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!! Сегодня мы с вами собрались в честь наступающего праздника – Дня народного единства.

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

(слайд. 2) Звучит Гимн России (1 куплет + припев)

Учитель: (слайд. 3)

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник с глубочайшей духовной основой. Истоки Дня народного единства восходят к славным и героическим событиям 1612 года. Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного  в прошлое, а отправимся мы туда на … машине времени. Да-да, не удивляйтесь. Совсем недавно весь мир облетела радостная новость- машина времени существует! Благодаря ее изобретению сегодня у нас с вами есть уникальная возможность перенестись во времени на 400 лет назад - во времена Смуты. Садитесь удобнее, наше путешествие начинается.

слайд. 4 (видеофрагмент из х/ф

«Иван Васильевич меняет профессию»)

Учитель: Итак, мы с вами попали в Смутное время. Ребята, а кто из вас знает, что это за период?

(предполагаемые ответы обучающихся- неразбериха, хаос, безвластье)

Учитель: (слайд 5)

Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», началась польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века.

(слайд. 6)

В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов.     Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова.

Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

(слайд. 7)

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным. Выходит учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!»

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него.  Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. В 1605 годУ скоропостижно умер Борис Годунов .Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит .

В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели - бояре. Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам).

(слайд 8)

Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. И казалось, что у Московского царства уже попросту нет будущего. Русский народ, видя все это, не стал бездействовать, а ополчился против них. Первые попытки были неудачными, но наши предки не сдавались. Большую роль на пути к народной победе сыграл Козьма Минин.

(Сценка: выходит обучающийся в роли Козьмы Минина с обращением к залу)

«Мир православный! –

Страдает Родина Святая,

Повсюду горе,

вопли, стон,

Ручьями льется

кровь людская.

Иноплеменники гурьбой

Отчизну нашу разоряют,

Владеют Русскою Землей

И нас себе порабощают…

«Если захотим помочь Московскому государству,— не пожалеем ничего, чтобы спасти отечество! Друзья и братья! Народ нижегородский! Зову я храбрых идти освобождать Москву! Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!». Нужно собрать ополчение и выбрать воеводу.

Из зала: Я предлагаю князя Дмитрия Пожарского.

В это время поднимается Пожарский, подходит к Минину.

Пожарский: Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались, и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали. Вставайте же богатыри на защиту Отечества.

Что же было дальше? Давайте посмотрим…

(слайд 9( видео Песок-день народного единства)

(слайд 10)

Выходят чтецы

Чтец 3:

Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.

Чтец 4:

Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила –
Ведь эта сила – наш народ!

(слайд 11)

Учитель: Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

(слайд 12)

Там же стоит и знаменитый Казанский собор, воздвигнутый князем Дмитрием Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в день 4 ноября в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Так два праздника на Руси слились в один. 4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.
Чтец 5:

Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства!

Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

(слайд 13)

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда – то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы – Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, и погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зять Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

В Костроме установлен памятник Ивану Осиповичу Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь для царя»), драма Полевого «Костромские леса», картина Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», дума Рылеева «Иван Сусанин».

Что же случилось в 1613 году с поляками в Костромском лесу, мы с вами сейчас увидим.

(слайд 14)

(Видеофрагмент из поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»)

Учитель: А нам с вами пора отправляться дальше, потому что не раз еще освобождали отважные воины нашу Родину. Так было в 1612 году, так было через 200 лет в 1812 году во время борьбы с Наполеоном. Кстати, именно в Казанском соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом России. Так было во время Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 годах. И так должно быть И будет всегда!

(слайд 15)

(Видео « День народного единства» озвучка Безрукова)

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете историю этого праздника. (слайды 16-23)

( викторина-презентация)

Учитель: История не раз испытывала на прочность Россию, но всегда побеждало единство нашего народа, основанное на любви к родной земле, на ответственности за её судьбу. Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Земля русская собиралась веками. За её целостность, единство и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её герои-защитники. У каждого времени есть свои заветные имена, которые никогда не забываются.

Родина звала на помощь, и поднимались на её защиту славные сыны её. Среди них московский князь Дмитрий донской, благословенный Александр Невский, Александр Суворов, не потерпевший ни одного поражения, Михаил Илларионович Кутузов – спаситель России от Наполеона. Это всё настоящие, подлинные, истинные герои Отечества. Когда мы вместе - мы великая сила. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет, на том стояла и будет стоять Русская земля.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Выходят чтецы:

Чтец 6:

С историей не спорят, с историей живут!

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед!

Чтец 7:

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живем одной судьбой

Сегодня День Единства мы празднуем с тобой!

(слайд 24)

(Видеоклип О. Газманова « Вперед, Россия!»)





Литература и интернет-источники


Источник: https://rosuchebnik.ru/material/den-narodnogo-edinstva-chto-rasskazat-detyam/

1.С. Ф. Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв. 

2. Р. Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. Смута.

3.«День народного единства. Биография праздника». И. Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов, В.А. Токарев, Ю.М. Эскин. Л. Е. Морозова.

4.История России. Смутное время. Правда и вымыслы. Свидетельства современников.

5. И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. „Прямые“ и „кривые“ в Смутное время». Художественная литература.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!