Сценарий внеклассного мероприятия по истории
« Когда един народ—едино государство!»
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения праздника-Дня народного единства, подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории Российского государства
Задачи:
Образовательная:
пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ и ДНР;
развивать и углублять знания об истории, культуре страны;
Познавательная:
Воспитательная:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
воспитывать в школьниках бережное отношение к памятникам истории, культуры и к национальным традициям,
Участники: обучающиеся 7-8 классов.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, государственная символика РФ, видеоролики по теме.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. (слайд. 1)
Единство – возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью!
Но мы попробуем спаять его любовью.
А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)
Выходят 2 чтеца(слайд. 2)
1 чтец: Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
2чтец: В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!
1 чтец: Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими
2чтец:России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!! Сегодня мы с вами собрались в честь наступающего праздника – Дня народного единства.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
(слайд. 2) Звучит Гимн России (1 куплет + припев)
Учитель: (слайд. 3)
Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник с глубочайшей духовной основой. Истоки Дня народного единства восходят к славным и героическим событиям 1612 года. Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое, а отправимся мы туда на … машине времени. Да-да, не удивляйтесь. Совсем недавно весь мир облетела радостная новость- машина времени существует! Благодаря ее изобретению сегодня у нас с вами есть уникальная возможность перенестись во времени на 400 лет назад - во времена Смуты. Садитесь удобнее, наше путешествие начинается.
слайд. 4 (видеофрагмент из х/ф
«Иван Васильевич меняет профессию»)
Учитель: Итак, мы с вами попали в Смутное время. Ребята, а кто из вас знает, что это за период?
(предполагаемые ответы обучающихся- неразбериха, хаос, безвластье)
Учитель: (слайд 5)
Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», началась польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века.
(слайд. 6)
В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова.
Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.
Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.
(слайд. 7)
Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным. Выходит учащийся:
«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!»
Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли.
В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. В 1605 годУ скоропостижно умер Борис Годунов .Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит .
В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели - бояре. Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам).
(слайд 8)
Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. И казалось, что у Московского царства уже попросту нет будущего. Русский народ, видя все это, не стал бездействовать, а ополчился против них. Первые попытки были неудачными, но наши предки не сдавались. Большую роль на пути к народной победе сыграл Козьма Минин.
(Сценка: выходит обучающийся в роли Козьмы Минина с обращением к залу)
«Мир православный! –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе,
вопли, стон,
Ручьями льется
кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают…
«Если захотим помочь Московскому государству,— не пожалеем ничего, чтобы спасти отечество! Друзья и братья! Народ нижегородский! Зову я храбрых идти освобождать Москву! Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!». Нужно собрать ополчение и выбрать воеводу.
Из зала: Я предлагаю князя Дмитрия Пожарского.
В это время поднимается Пожарский, подходит к Минину.
Пожарский: Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались, и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали. Вставайте же богатыри на защиту Отечества.
Что же было дальше? Давайте посмотрим…
(слайд 9( видео Песок-день народного единства)
(слайд 10)
Выходят чтецы
Чтец 3:
Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Чтец 4:
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила –
Ведь эта сила – наш народ!
(слайд 11)
Учитель: Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
(слайд 12)
Там же стоит и знаменитый Казанский собор, воздвигнутый князем Дмитрием Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в день 4 ноября в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Так два праздника на Руси слились в один. 4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.
Чтец 5:
Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства!
Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.
(слайд 13)
Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.
Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда – то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы – Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, и погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зять Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.
В Костроме установлен памятник Ивану Осиповичу Сусанину.
Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь для царя»), драма Полевого «Костромские леса», картина Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», дума Рылеева «Иван Сусанин».
Что же случилось в 1613 году с поляками в Костромском лесу, мы с вами сейчас увидим.
(слайд 14)
(Видеофрагмент из поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»)
Учитель: А нам с вами пора отправляться дальше, потому что не раз еще освобождали отважные воины нашу Родину. Так было в 1612 году, так было через 200 лет в 1812 году во время борьбы с Наполеоном. Кстати, именно в Казанском соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом России. Так было во время Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 годах. И так должно быть И будет всегда!
(слайд 15)
(Видео « День народного единства» озвучка Безрукова)
Учитель: А сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете историю этого праздника. (слайды 16-23)
( викторина-презентация)
Учитель: История не раз испытывала на прочность Россию, но всегда побеждало единство нашего народа, основанное на любви к родной земле, на ответственности за её судьбу. Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Земля русская собиралась веками. За её целостность, единство и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её герои-защитники. У каждого времени есть свои заветные имена, которые никогда не забываются.
Родина звала на помощь, и поднимались на её защиту славные сыны её. Среди них московский князь Дмитрий донской, благословенный Александр Невский, Александр Суворов, не потерпевший ни одного поражения, Михаил Илларионович Кутузов – спаситель России от Наполеона. Это всё настоящие, подлинные, истинные герои Отечества. Когда мы вместе - мы великая сила. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет, на том стояла и будет стоять Русская земля.
История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!
Выходят чтецы:
Чтец 6:
С историей не спорят, с историей живут!
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой, он движется вперед!
Чтец 7:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живем одной судьбой
Сегодня День Единства мы празднуем с тобой!
(слайд 24)
(Видеоклип О. Газманова « Вперед, Россия!»)
Литература и интернет-источники
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/den-narodnogo-edinstva-chto-rasskazat-detyam/
1.С. Ф. Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв.
2. Р. Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. Смута.
3.«День народного единства. Биография праздника». И. Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов, В.А. Токарев, Ю.М. Эскин. Л. Е. Морозова.
4.История России. Смутное время. Правда и вымыслы. Свидетельства современников.
5. И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. „Прямые“ и „кривые“ в Смутное время». Художественная литература.
6