СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству Самуила Яковлевича Маршака»

1 ученик: Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Благодаря ему многие дети с малых лет подружились с поэзией, с мажорной музыкой стиха.

Маршак обладал удивительной работоспособностью. Он не терпел пустого времяпровождения, не умел отдыхать, очень много работал. С утра поэт садился к своему письменному столу, и за полночь не гасла его настольная лампа. На больших листах бумаги своим крупным красивым почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма – ответы своим читателям.

А писем было множество. Каждый день почтальон приносил ему приветы со всех концов земли. Из многих стран приходили его собственные книжки, переведённые на разные языки мира.



2 ученик: Почти в конце жизни Самуил Яковлевич написал повесть о своём детстве. Он вспоминал маленький городок Острогожск, где провёл свои детские годы, завод, на котором работал его отец, большой двор, где играл со своими братьями и сёстрами. Семья у них была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи. Четырёх лет от роду он уже пытался сочинять стихотворения, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.



3 ученик: А потом неожиданно, как в сказке, судьба его изменилась: он очутился в Петербурге и увидел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, в концертах, учился в лучшей столичной гимназии. Известный критик и искусствовед Стасов полюбил одаренного мальчика, подарил ему много книг, показал его стихи Л.Н. Толстому, познакомил его с Шаляпиным и Горьким. Юный Маршак часто болел, и Горький предложил ему поехать в Крым, поселиться в его семье. Горький и потом всегда старался поддерживать Маршака.



4 ученик: Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше узнать язык, он пешком совершил путешествие по английской провинции. Он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов, народные баллады и песни. Маршак – один из лучших поэтов-переводчиков нашей страны.



5 ученик. Во время первой мировой войны и революции С.Я. Маршак жил в Краснодаре и организовал там целый «Детский городок» - классы, мастерские, кружки и детский театр, для которого сам писал пьесы-сказки. Так началась его дружба с детьми. Он понял, что настоящее дело его жизни – работать для детей Маршак хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, любили книгу, и она помогала им жить.

6 ученик: С.Я. Маршак прожил большую и славную жизнь. Родина высоко оценила его литературные труды.У него было много орденов и медалей, его книги отмечены государственными премиями

Ведущий: Стихи Маршака все помнят с детства. Они легко запоминаются, их радостно читать. Ученица 2 класса прочитает стихотворение «Мяч».

Мяч

Мой

Весёлый

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?


Желтый.

Красный.

Голубой,

Не угнаться

За тобой.


Я тебя

Ладонью

Хлопал,

Ты

Скакал

И звонко

Топал.


Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.


А потом

Ты

Покатился

И назад

Не воротился.


Покатился в огород,

Докатился

До ворот.

Подкатился

Под ворота,

Добежал до поворота.


Там попал

Под колесо.

Лопнул,
Хлопнул –

Вот и всё!


Ведущий: Ученик 3 класса прочитает стихотворение « Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?


- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.


Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.


Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена.


Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.


Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.


Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.


А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.


Ведущий: Многие из вас, ребята, хорошо знают стихотворение С.Я. Маршака «Круглый год». Сейчас учащиеся 3-4 классов расскажут нам это стихотворение. (Выходят учащиеся с рисунками из календаря, и каждый рассказывает про свой месяц).



Круглый год


Январь


Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небе дым идёт столбом.


Февраль


Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рождение.


Март


Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте,

И по карте

На стене.


Апрель


Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали песни птицы петь,

И расцвёл подснежник.


Май


Распустился ландыш в мае

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.



Июнь


Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.


Июль


Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.


Август


Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зёрнами

Чёрными блестит.


Октябрь


В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик,

Заготовлены дрова

На зиму для печек.


Ноябрь


День седьмого ноября –

Красный день календаря.

Погляди в своё окно:

Всё на улице красно.


Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь, музыка идёт

Там, где шли трамваи.


Весь народ – и млад и стар –

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу.


Декабрь


В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.


Нашу печку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.


Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз


Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала.

Задышала, ожила.


Чуть дрожат её иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по ёлке

Огоньки взбегают ввысь.


Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажёг

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк.


Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлёвской башни

Свой салют двенадцать раз.


Ведущий: А сейчас веселый счёт!

(Учащиеся 3-4 классов выстаиваются по порядку. У каждого карточка с цифрой. Читая стихи, они демонстрируют цифры).


Весёлый счёт


Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.


А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова!

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.


А за двойкой - посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.


За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.


А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.


Цифра шесть – дверной замочек!

Сверху крюк, внизу кружочек.


Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.


У восьмёрки два кольца,

Без начала и конца.


Цифра девять иль девятка –

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.


Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.


Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.


Если слева. Рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это десять.


Ведущий: Разнообразен и богат мир стихотворений С.Я. Маршака. Они рассказывают нам не только о счёте, но, например, и о знаках препинания в весёлой занимательной форме.

Учащиеся 8 класса покажут кукольный театр. За ширмой появляются знаки препинания. Начинается повествование.


Знаки препинания


У последней

Точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал чудак

Восклицательный знак.

Никогда не молчит

Оглушительно кричит:

-Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!


Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

-Кто?

Кого?

Откуда?

Как?


Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие,

И прочие,

И прочие…


Заявили запятые:

- Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой,


Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


- Нет… сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…


Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как!


- Так, - сказала точка,-

Точка-одиночка.

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.


Ведущий: А теперь загадки, которые сочинил С.Я Маршак.

(Загадывают малышам учащиеся 8 класса. Отгадавшим раздают карточки, выявляется победитель).

!. самый бойкий я рабочий

В мастерской

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку.

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка.

( Молоток и гвоздь)


2. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

( Сапоги)


3. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду.

Покуда он идём.

( Дождь)


4. Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб

Поломала

Зуб, зуб.

(Пила).


5. Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши.

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.


В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не стоят –

Вовсе стороны летят.

(Почтовый ящик)


Ведущий: Из цикла « Сказки разных народов» послушаем « Мельник, мальчик и осёл».

( Выходят 4 учащихся)


1 учащийся:

Мельник

На ослике

Ехал

Верхом.

Мальчик

За мельником

Плёлся

Пешком.


Глянь-ка

Толкует

Досужий народ, -

Дедушка

Едет,

А мальчик

Идёт.


2 учащийся:

Дедушка

Быстро

Слезает

С седла

Внука

Сажает

Верхом

На осла.


-Ишь ты! –

Вдогонку

Кричит

Пешеход. –

Маленький

Едет,

А старый

Идёт!


Все вместе:

Где

Это видано?

Где это слыхано?

Маленький едет,

А старый идёт.


3 учащийся:

Мельник

И мальчик

Садятся

Вдвоём –

Оба

На ослике

Едут

Верхом.


- Фу ты!

Смеется

Другой

Пешеход,-

Деда

И внука

Скотина

Везёт.





















.






















Список используемой литературы



  1. Маршак С. Я. Стихотворения, сказки, загадки. М.: Просвещение, 1980.



  1. Андроников И. Веду рассказ о Маршаке. М.: Мысль, 1990.





  1. Самуил Яковлевич Маршак. Биография. /Портал о жизни и творчестве С. Маршака «Недописанная страница»/ http//s-marshak.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!