МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТЕПАНО-КРЫНСКАЯ ШКОЛА»
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвященного 200 - летию со дня рождения И.С. Тургенева
Коваль Юлия Анатольевна,
учитель литературы
2018 г.
Тема : «Родине поклонитесь» - жизненный и творческий путь И.С.Тургенева
Форма проведения: – встреча с применением компьютерной
презентации
Цели :
Образовательная: Раскрыть художественное своеобразие таланта писателя,
Тургенев как "гений меры": взвешенность общественно –
политических взглядов, глубокое духовное начало в
творчестве писателя: вера, любовь к Родине и
самоотверженного служение ей, боль за судьбу народа и
вера в его великое будущее
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
умения мыслить исторически и системно, умения видеть
художественные явления в их развитии, формирование
поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого писателя,
интереса к его жизнелюбию, духовному началу его
творчества: вере, любви к Родине, самоотверженному
служению долгу; воспитание бережного отношения к
русскому литературному наследию, богатству языка
Оборудование: выставка книг, портреты писателя, альбом
«И.С.Тургенев. Выставка в школе», компьютерная
презентация «…Родине поклонитесь…»
Ход мероприятия: знакомство с целями КЛ и эпиграфом:
Люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить
на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений,
чему нельзя не верить..?
И.С.Тургенев. «Накануне»
Вступительная часть
1.Вступительное слово учителя: «Он быстро угадывал новые
потребности…»
2. И.С.Тургенев в живописи.
3. «…Поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине
поклонитесь…» - заочная экскурсия по Спасскому – Лутовинову»
(Готовит и проводит учащийся)
4. . Сообщение учащегося «Детство и годы учебы писателя»
5. Сообщение учащегося: «На краю чужого гнезда» - встреча с Полиной
Виардо»
6. . Сообщение учащегося «Начало литературной деятельности»
7. Романы Тургенева и образ тургеневской девушки
8. Общественные взгляды И.С.Тургенева
9. Цикл «Стихотворения в прозе» (1877—1882)Чтение стихотворений обучающимися.
10Викторина по творчеству И.С.Тургенева
11. Последние годы жизни Тургенева
12. Заключение: «Наше время требует уловить современность в её
преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». (И.С.Тургенев)
Проблемные вопросы:
Что значит по И.С.Тургеневу быть писателем?
В чём проявилась самобытность И.С.Тургенева как
писателя?
1. Вступительное слово учителя: «Он быстро угадывает новые
потребности…» («Родине поклонитесь» - компьютерная презентация по творчеству И.С.Тургенева)
Есть такое понятие – классика, - это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания, потому что прославляет вечные, общечеловеческие
ценности: добро и зло, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь и
ненависть. Именно к классике мы относим творчество Ивана Сергеевича Тургенева.
«В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после А.С.Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры».
● «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», — писал о Тургеневе Добролюбов.
Творчество Тургенева - художественная летопись, запечатлевшая духовную жизнь русского общества 40—80-х годов XIX века.
Каким он был? Кого любил и кого ненавидел?
Как писатель отразил время, и какой отпечаток оно
наложило на его творчество?
На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на этом уроке.
2.Основная часть
2. И.С.Тургенев в живописи.
Известный собиратель картин П.М. Третьяков заказал портрет
И.С.Тургенева сразу нескольким художникам: К.Е. Маковскому,
А.А.Харламову, И.П. Крамскому, В.П. Перову. Одним из самых удачных,
каноническим считается портрет В.П.Перова, который раскрывает
подлинный гуманизм, благородство, обаяние писателя.
У Тургенева была яркая благородная внешность, Двухметровый великан с
серебряными нитями седины, необычайно остроумный, обаятельный
рассказчик, где бы он не появлялся, он становился центром внимания.
3. «…Поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине
поклонитесь…» - заочная экскурсия по Спасскому – Лутовинову»
1818 г - 28 октября (9 ноября) родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле, а детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское- Лутовино
Отец - Сергей Николаевич принадлежал к славному в российских
летописях роду Тургеневых, имевшему татарские корни, участвовал в Бородинском сражении, где был ранен и за храбрость награжден Георгиевским крестом, отец, рассказывал о событиях 1812 г, знал о восстании декабристов, испытывал ненависть к крепостничеству. К моменту женитьбы род его был обедневшим и пришлось ему жениться по расчету, за что в последствии в домашних делах участия не принимал, любил охоту, развлечения, к жене относился холодно. В автобиографической повести «Первая любовь» (1860)
И. С. Тургенев напишет: „Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету..."
Мать – Варвара Петровна происходила из рода Лутовиновых. Мать её вторично вышла замуж, и Варвара Петровна оказалась в роли нелюбимой падчерицы, к тому же была некрасива, лицо попорчено оспой, но в 16 лет сбежала к дяде, после смерти которого стала хозяйкой богатого имения. В январе 1816 года Варвара Петровна обвенчалась со своим соседом по имению Сергеем Николаевичем Тургеневым, красивым боевым офицером из обедневшего рода. Была отменной хозяйкой, организовала богатейшие оранжереи, развивала ремесла, стала одной из самых богатых помещиц Орловской губернии, однакобыла своенравна, до жестокости, её образ И.С.Тургенев запечатлел в повести «Муму». «Я родился и вырос в
атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и пр. ... - вспоминал писатель. - Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».
Сначала Тургеневы жили в Орле, а спустя три года после рождения сына Ивана семья Тургеневых вернулась в Спасское.
Заочная экскурсия по имению Спасское – Лутовиново:
Имение находится на древней русской земле близ города Мценска, который является ровесником Москвы.
Огромный двухэтажный дом был построен в виде подковы и имел два флигеля. За домом располагались многочисленные службы. Все это делали сотни крепостных рук, они же заложили и парк на сорока гектарах, соорудили красивые пруды.
● «Вам хотелось бы представить вид моего жилища?.. Это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло-лиловый цвет; спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет...»
И.С.Тургенев — Гюставу Флоберу, 1876.
Сразу за воротами парка вы видите богадельню, построенную Тургеневым для престарелых дворовых слуг. На месте сторожки у церкви много лет назад была школа, которую писатель открыл для детей крестьян в 1863 году. Иван Сергеевич постоянно заботился и о богадельне, и о школе. Но вскоре после его смерти школу сломали, а богадельню снесли фашистские оккупанты. Она восстановлена в 1955 году. В каменной церкви Спаса Преображения венчались отец и мать Тургенева.
Углубимся в парк. Здесь очень любил бродить маленький Тургенев. Его манили запутанные извилистые тропинки, поляны, заросшие лютиками, незабудками и земляникой, тенистые липовые аллеи и укромные потаенные уголки.
Тургенев любил сидеть на скамейке возле посаженного им самим молодого дуба. Дуб этот был дорог Ивану Сергеевичу, как бывают дороги близкие, любимые люди. Когда весной 1882 года, находясь во Франции, писатель почувствовал, что тяжело заболел и не сможет вернуться в Спасское, он пишет поэту Якову Полонскому, одному из своих друзей:
● «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда уже не увижу».
И.С.Тургенев
● «Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, — такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья слегка еще свернуты, они еще хранят форму своих футляров, тех почек, в которых они были заключены несколько дней тому назад; это им придает праздничный вид совершенно новых платьев, на которых заметны еще все складки материи. Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами — прямо благодать!»
И.С.Тургенев — Полине Виардо,1853.
● «...Люблю я эти аллеи, люблю серо-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под их сводами; люблю пестреющую сетку светлых кружков по темной земле... Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он... («Фауст»).
В комнатах дома чувство духовности, красоты прошлого еще
более усиливается: всюду теплые блики красного дерева и
карельской березы; мягкие удобные кресла, овальные столы,
просторные диваны, массивные книжные шкафы, столовая, гостиная, «казино», библиотека, «комната Савиной», «комната Полонских».
Кабинет является как бы центром, который объединяет весь дом. Здесь проходила творческая работа Тургенева, чем и притягивало его Спасское. У писателя было профессиональное уважение к своему труду: он любил хорошую бумагу, хорошее перо, поддерживал образцовый порядок на своем письменном столе.
● «Аккуратность Тургенева не уступала его чистоплотности... Раз он ночью вспомнил, что, ложась спать, позабыл положить на место свои ножницы: тотчас же зажег свечу, встал и тогда только вернулся в свою постель, когда все уже на письменном столе его лежало как следует. Иначе он и писать не мог»
Я.П. Полонский
● «Когда я подъезжаю к Спасскому, меня в каждый приезд охватывает страшное волнение, да и не мудрено: я провел здесь лучшие годы своей жизни!»
И.С.Тургенев
4. Детство и годы учебы писателя
Тургенев получил блестящее домашнее образование: он знал 3
европейских языка, в Спасском была великолепная библиотека, оркестр,
театральные постановки. Не было в доме только поэзии семейных чувств.
1832 - 1837 – год провел в Московском университете, затем перевелся на
филологическое отделение философского факультета Петербургского
университета (трагические события: смерть отца, гибель Пушкина, смерть брата Сергея).
1838-1841 – окончив университет, Тургенев, продолжает образование за границей: в Берлинском университете. Немецкая философия помогала увидеть в истории скрытый смысл, движение от отсутствия свободы к торжеству правды и гармонии, в 1841 году Тургенев вернулся на родину, Хотел занять кафедру в Петербургском университете, но затем поступил на службу в Министерство внутренних дел
1843 – переломный год в жизни писателя - встреча с Белинским: «вообще Русь он понимает. В его суждениях виден характер и действительность». Белинский – идейный вдохновитель будущих «Записок охотника».
5. Сообщение учащегося: «На краю чужого гнезда» - встреча
с Полиной Виардо»
1 ноября 1843 года, утром, в доме на Невском, против Александрийского театра, свершилось событие, которое Тургенев называл «священным днем» своей жизни. Вспоминая потом о первом знакомстве с Тургеневым, Полина Виардо говорила: «Мне его представили со словами: «Это — молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».
Полина Виардо приехала в Россию в составе Итальянской оперы,
родом – испанка, дочь и ученица знаменитого на всю Европу тенора Гарсиа,
выходца из цыганского квартала Севильи. Имя своё получила по крестной
матери – княжне Прасковье Андреевне Голицыной.
Муж Полины – Луи Виардо был старше Галины на 20 лет, охотник, литератор. Полина Виардо имела дружбу с Ж. Санд, Альфред де Мюссе делал ей предложение. В обществе её называли «уродливой красавицей» - небольшого роста, крупные черты лица, большие глубокие, горячие глаза. Обладала мягким, красивым, глубоким голосом, даже мать Тургенева Варвара Петровна не могла не признать: «Хорошо проклятая цыганка поёт».
Восторг, возбужденный певицей в слушателях России, вскоре поутих. Но «в душу Тургенева этот восторг вошел до самой сокровенной ее глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого «однолюба» и, может быть, в некоторых отношениях исказив то, чем эта жизнь могла бы быть», — писал друг Тургенева А. Ф. Кони.
● «Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной и странной. Что-то от средневекового рыцарства со священным культом «прекрасной дамы» проскальзывало в ней. В глазах Тургенева певица возносилась на высокий пьедестал, была недосягаема в своей божественной красоте и могуществе; хотелось пасть ниц к её ногам, целовать край её платья, ступни ног её и следы, которые она оставляет на земле. Малейший знак внимания с её стороны доставлял ему какое-то сладостное и мучительное наслаждение». (Ю. Лебедев. Тургенев. ЖЗЛ)
Много счастья принесла писателю Виардо, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Нельзя без волнения читать эти строки из письма
Тургенева к Виардо:
● «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность, и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною».
«Как хороши, как свежи были розы...»
Замечательно, что более чем через тридцать пять лет после первых встреч с Виардо, в сентябре 1879 года, Тургенев начал одно из своих чудных «Стихотворений в прозе» словами:
«Как хороши, как свежи были розы...»
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Но трогать их холодною рукой!
Вывод: Может быть, именно встреча с Полиной Виардо позволила Тургеневу в таких произведениях, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Лея», «Первая любовь», «Вешние воды», так поэтически описать чувство любви, приносящее человеку и радость и горе, но всегда делающее его лучше, чище, возвышеннее. Так писать о любви мог только тот, кто сам пережил это чувство во всей его красоте и силе. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью. Чаще всего в произведениях Тургенева любовь носит трагический характер. Быть может, в этом сказалась личная драма самого писателя.
«На краю чужого гнезда». Он живет за границей, живет интересами, радостями и горестями семьи Виардо. Но это, по его выражению, жизнь «на краю чужого гнезда». Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый... — жалуется он в письмах. - Осужден я на цыганскую жизнь, и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!» Однако связи с родиной писатель никогда не терял.
6. Начало литературной деятельности: «Записки охотника» (1847)
Путь в литературу для Тургенева был достаточно сложным: в Германии Тургенев изучал философию и всерьез задумывался о научной карьере. Определяющим в жизни писателя стал 1843 год: вышло в печати его первое произведение поэма «Параша» и состоялась встреча с В. Г. Белинским, «вождем и учителем».
«Записки охотника» впервые были напечатаны в журнале «Современник» в течении 1847-1851 годов, а в 1852 году они вышли отдельной книгой.
Белинский горячо приветствовал первый рассказ из цикла «Записок
охотника» - «Хорь и Калиныч» (1847). «Найти свою дорогу, узнать свое
место - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой,
- говорит Белинский начинающему автору. - ...«Хорь» обещает в Вас
замечательного писателя в будущем». Тургенев внимательно прислушивался
к советам Белинского, которого в шутку называл «отцом и командиром». «Записки охотника» были созданы не без влияния великого критика
Вывод: «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Это отдельные самостоятельные художественные произведения, но вместе они составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. «Записки охотника» открываются очерком «Хорь и Калиныч» о двух замечательных типах русского крестьянства и заканчиваются очерком «Лес и степь» - настоящим гимном русской природе.
7. Романы Тургенева и образ тургеневской девушки
Жизнь Тургенева периода 50 – х годов вряд ли можно назвать спокойной: ему пришлось пережить арест и ссылку, разрыв с журналом «Современник», обвинение в плагиате и третейский суд, оправдавший его, сложные перипетии личной жизни.
Современники называли Тургенева «барометром эпохи»: его романы «Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Дворянское гнездо» (1858), «Отцы и дети» (1862), «Новь» (1877) затрагивали актуальнейшие вопросы российской жизни и вызывали бурную полемику. В них затрагиваются важнейшие и для нашего времени проблемы духовного начала жизни, свойственного русскому человеку: веры, самоотверженного служения долгу, любви к Родине,
Вывод: Тема дворянства для автора «Записок охотника» не менее важна тема, чем тема крестьянства. Тургенев изображает русское дворянство по-пушкински объективно, Это дворянство столичное, чиновное и поместное.
Герои романов стремятся к нравственному идеалу, в них автор вкладывает собственные представления о русском человеке. Тургенева всегда волновала судьба русского дворянства, неразрывно связанная с судьбой России.
О судьбе России в своих романах Тургенев размышляет как истинный патриот.
«Тургеневские девушки». Именно в романах и повестях Тургенева, возникает образ русской девушки, который получил название «тургеневской девушки» и приобрел нарицательное значение.
Вывод: «Тургеневскими девушками» называют Наталью Ласунскую («Рудин») и Асю («Ася»), Елену Стахову («Накануне») и Лизу Калитину («Дворянское гнездо»), других героинь в произведениях писателя. Всех их характеризует незаурядность, сила характера, нравственная чистота, но при этом и страстность, умение глубоко и самоотверженно любить, красота и поэтичность, постоянство, сила духа, малая зависимость от той ограниченной и по преимуществу пошлой среды, из которой они вышли, способность совершить выбор героя ижизненного пути в соответствии с собственными нравственными принципами иубеждениями.
8. Общественные взгляды Тургенева
В 60 - 70-х годах, когда разгорелась острая борьба между либералами и разночинцами – демократами Тургенев призывал к терпимости, в его стремлении «снять» противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60—70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенев не уставал убеждать ревнителей российского радикализма, что новый водворяющийся порядок должен быть не только силой отрицающей, но и силой охранительной, что, нанося удар старому миру, он должен спасти в нем все, достойное спасения. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций. «И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой,— писал он в романе «Дым»,— а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу». Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклеймил меткой фразой: «Новый барин народился, старого долой!.. В ухо Якова, в ноги Сидору».
9. Цикл «Стихотворения в прозе» (1877—1882)
На склоне лет, находясь вдалеке от России, Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе» (1877—1882), который вобрал в себя основные темы и мотивы творчества и одновременно явился своеобразным прощанием с жизнью, с родиной, с искусством. Книга открывалась стихотворением «Деревня», завершал цикл «Pyсский язык» - лирический гимн языку, народу, Родине:
Викторина для зрителей мероприятия.
Как называется рассказ Тургенева о барыне, глухонемом дворнике и его собаке?
Как звали главного героя рассказа «Муму»?
Как звали прачку, которую любил Герасим?
Кто отдал приказ утопить Муму?
Как называется рассказ Тургенева о деревенских мальчиках, которые пошли в ночное?
Как звали мальчиков в рассказе «Бежин луг»? (Федя, Илюша, Костя, Павлуша, Ваня).
Почему охотник встретил ночью мальчиков?
Как называется романтическая повесть о любви, изучаемая в 8 классе?
Какую любовь описывает Тургенев в повести «Ася»?
В чем особенность стихотворений, которые писал Тургенев в конце жизни?
10. Последние годы жизни Тургенева
Последние годы жизни Тургенева были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги. Приезды писателя на родину в 1879 и 1880 годах превратились в шумные чествования его таланта. После русских оваций летом 1879 года Тургенев получил известие о новом успехе: в Англии Оксфордский университет за содействие «Записками охотника» освобождению крестьян присвоил ему степень доктора права.
Но с января 1882 года начались испытания. Мучительная болезнь приковала Тургенева к постели. Мечта о поездке в Россию казалась «каким-то приятным сном». За несколько дней до рокового исхода он завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге, подле своего друга Белинского. В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке. Последние слова переносили Тургенева на просторы родных орловских лесов и полей — к тем людям, которые жили в России и помнили о нем: «Прощайте, мои милые, мои белесоватые...» Картины русской жизни витали в его угасающем сознании, пока 22 августа (3 сентября) 1883 года в два часа дня он не отошел и мир иной. Россия похоронила его согласно завещанию и со всеми почестями, достойными его таланта.
Вопросы для закрепления:
1. В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева?
2. Какие события детских и юношеских лет повлияли на формирование
мировоззрения Тургенева?
3. Что значила для Тургенева встреча с Полиной Виардо?
4. В чем особенность общественных взглядов Тургенева, какой
поучительный смысл они имеют для нашего времени?
5. Какое влияние имели «Записки охотника» на дальнейшее творчество
Тургенева?
6. Что означает понятие «тургеневские девушки»?
6. Что значит по Тургеневу быть писателем?
7. В чем самобытность его творчества?
11. Заключение. Выставка книг. Выступление библиотекаря.
«Наше время требует уловить современность в её
преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». (И.С.Тургенев)»
В чем же феномен Тургенева? Почему мы вновь и вновь обращаемся к его творчеству? Удивительна острота художественного зрения Тургенева.
Кажется, что ему удаётся запечатлеть прекрасное мгновенье: и радужные
капли воды, медленно падающие с морды коровы, и неяркую красоту
лесного подстепья. «Наше время, - говорит он, - требует уловить
современность в её преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». И он
не опаздывает. Все шесть его романов не только попадают в настоящий
момент, но по-своему, его опережают.
Вывод: Тургенев чувствует время, «ропот колёс», он не идёт по пятам
истории событий, а все время забегает вперед, по неясным, смутным
штрихам воссоздает полную, конкретную картину.
Быть писателем по Тургеневу – это любить Родину, воспевать её
красоту, верить в народ и великое будущее России, воспевать вечные
ценности жизни: любовь, семью, доброту, искусство,