Сценарий внеурочного занятия
«О чистоте русского языка»
Задачи
Активизация познавательных интересов обучающихся.
Обогащение словарного запаса обучающихся, развитие связной речи.
Развитие творческих способностей каждого ученика.
Воспитание потребности в правильном обращении со словом.
Ход занятия
Ученица читает стихотворение о родном языке.
Родной язык
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.
СЦЕНКА:
- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
- Вот, мой господин, это-язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: мама, солнце, цветок. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?
- Вот она, мой господин!
- Снова язык?!?
- Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Действительно, наш язык богат, могуч, меток, безграничен. Так и наша звучащая речь разнообразна и безгранична. Мы продолжаем с вами говорить о речи, давайте немного вспомним.
- Вернемся к сценке, скажите, что перед вами – текст, что он из себя представляет? (диалог)
Итак, речь бывает диалогической (от греческого слова диалогос – беседа) и монологической (от греческих слов монос – один + логос – речь).
Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора.
Монолог – речь одного лица, направленная самому себе или публике.
В повести А. Лиханова «Мой генерал» рассказ ведётся от лица вашего сверстника Антона. Послушайте, что и как он говорит о своей маме.
Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза, - хрусталики её горят, словно прозрачные камушки. Мама моя добрая, я её злой никогда не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая. Волосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове. За это папа зовёт её солнышком. Имя у мамы, как и лицо её, - округлое, доброе: Ольга.
Рассказ Антона о маме – пример … (монолога или диалога?).
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». А для того, чтобы было много друзей, необходимо правильно общаться друг с другом: чётко произносить слова, правильно ставить в них ударение, а самое главное – знать добрые, вежливые слова речевого этикета.
Задание: «Друзья»
Посмотрите, как общаются между собой некоторые ученики. Это отрывок телефонного разговора (у нас уже было занятие: общие правила телефонного разговора). Подумайте, можно ли обойтись без знания правил устной речи?
СЦЕНКА:
Звонок. Максим поднимает телефонную трубку.
Денис: Ты сегодня собирался в кино?
Максим: Ага.
Денис: А билеты ещё не купил?
Максим: Ага.
Денис: Будешь покупать, купи и мне.
Максим: Ага.
Денис: Зайти за тобой?
Максим: Ага.
Скажите, вам понравился диалог? – Нет, а почему?
Давайте сейчас разыграем «правильный» разговор, употребляя добрые слова речевого этикета.
Задание: «Срочно нужен переводчик»
Иногда слушая речь молодых людей, взрослые подчас оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать – всё равно ничего не поймут. Предлагаю вам побыть в роли переводчиков. Необходимо сделать литературный перевод монологов своих сверстников.
«Прикинь, шнурки сегодня нарисуются на тусовку в Место Знаний, а когда будут лясы точить, то преподы про наши оценки разбухтятся. Черепа с катушек, а то и вовсе с дуба рухнут. Копец на хате нам настанет. Больше в чате не помочалимся».
Я сегодня с родоками по магазинам прошвырнулась, мне такие шмотки прикупили, просто улет, отпад ваще. Кстати, я завтра в ШК не приду, лафа мне, если Тиче будет спрашивать, скажи я типа еще болею, заранее СПС, пакедо!
Приведите примеры таких ситуаций, когда вы используете в своей речи монолог, когда – диалог. Что, по-вашему, чаще используется в устной речи, что – в письменной?
И монолог, и диалог могут быть как в устной форме, так и в письменной. Но всё-таки монолог чаще используется в письменной речи, диалог – в устной.
Вопросы
Ответьте на вопросы фразеологизмами.
Например, Есть ли у Земли лицо? (Да, стереть с лица земли)
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша в голове)
Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя)
Есть ли глаза у опасности? (У страха глаза велики)
А теперь продолжите, вставив название животных:
Голоден как (волк)
Труслив как (заяц)
Здоров как (бык)
Нем как (рыба)
Надут как (индюк)
Выводы
1) Речь бывает диалогической и монологической.
2) Монолог чаще используется в письменной речи, диалог – в устной.
Итак, «Язык…свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело».
2