СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеурочного занятия по каллиграфии.Буква Д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия по каллиграфии.Буква Д.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочного занятия по каллиграфии.Буква Д.»

Демьяник Татьяна Васильевна

3 класс

Внеурочное занятие по каллиграфии.

Тема: «Написание заглавной и строчной букв Д, д. Закрепление»

Цель: усвоение способов начертания письменных букв Дд, их соединений; усвоение графических и каллиграфических правил.

Задачи: -развивать навык письма заглавной и строчной букв Д, д;

-соединения этих букв с другими;

- работать над выработкой умения писать предложения (большая буква в начале, точка в конце);

-развивать умения подбирать проверочные слова к словам со звонкой – глухой согласной на конце слова;

- повторять правила написания слов с большой буквы ( имена, названия городов, рек);

-прививать любовь к родине.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им.

Личностные:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Работа с информацией:

- работа с дидактическим материалом;

- искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: презентация, карточки, рабочий лист, мяч., лента букв, плакаты «Гимнастика для глаз» и «Правила посадки за партой».

Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.

Здоровьесберегающие задачи:

- предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся;
- увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения;
- создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.


Этапы урока.

Содержание урока.

Двигательная активность

1. Организационный этап.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Учащиеся выполняют движения

(1 мин.)

2. Актуализация знаний

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.

А.И.Куприн

Александр Иванович Куприн - русский писатель, переводчик.

Блиц опрос

  1. Кто создал славянскую азбуку?  

  2. Какая азбука старше: кириллица или глаголица?

  3. Береста – это…

  4. В каком городе писали на бересте?

  5. Что такое писало?

  6. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   

  7. Сколько времени уходило на написание 1 рукописной книги?

  8. В каком году была выпущена первая печатная книга в России?

  9. Кто был первопечатником на Руси?

  10. Сколько букв в современной азбуке?

  11. Самая молодая буква русского алфавита ?

- Молодцы. Идём дальше.


Во время Блиц опроса к доске учитель вызывает 8-10 человек. Ребята выбирают ответ из двух предложенных вариантов, занимая левую или правую сторону. Если ребёнок отвечает неверно, то он садится на место.

(5 минут)



3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- Ребята, расшифруйте слово! Перед вами Глаго́лица — первый славянский алфавит.


- Какое слово получилось? (Добро)

- Определите тему занятия?   Буква Добро 5я буква кириллицы.

- А есть такая буква в нашем современном алфавите?



4. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня наш разговор о букве "Д".

Д - пятый знак старославянской Буквицы.

Имя буквицы - Добро.

Звук - (д)

Число - 4

Вид буквицы - согласующая.

Образы Буквицы

- Добро, добродетель

- Добрые дела, правдивые поступки и их результаты

Обратите внимание, сколько интересных слов начинается на букву "Д": добро, доброта, дом, дело, дух, душа, дума, друг... Это потому, что сама буквица "Д" наполнена добром и добродетельным движением.

Постановка цели:

- А чем же мы будем сегодня заниматься?

- Какова цель нашего занятия?

  1. Познакомимся с буквой Добро.

  2. Вспомним о правильном написании буквы Дд.

  3. Будем тренироваться правильно соединять буквы.



1.Штриховка карандашом.

- Что такое буквица?

- БУ́КВИЦА - крупная, часто выделенная цветом, украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги .

- А теперь попробуйте нарисовать буквицу Д!

Дополнительная информация:

На Руси буквицы появились примерно в X веке под влиянием византийского искусства. Более старые книги не сохранились. В 988 году состоялось Крещение Руси. Это событие определило литературу на Руси и образцы украшения рукописей.

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Буквица по-прежнему оставалась искусством.

Буквица – это творчество.

2.Разминка для пальчиков.

- Ребята, давайте сейчас разомнём наши пальчики. У вас на партах есть воздушный пластилин. Предлагаю вам вылепить объемную букву Д!

- Молодцы!

3.Правила посадки при письме.

  • Чтобы ваши спинки оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);

- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

  • А знаете ли вы, как правильно держать ручку?

Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":

На эту "подушечку" укладываем ручку.

Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

- Ну что? Готовы к работе? Тогда...

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

  1. Подготовительные упражнения.

Необходимо писать палочки и крючки с разным нажимом. Вертикальные элементы букв писали с нажимом, а горизонтальные тонкой «волосяной» линией. С округлыми буквами дело обстояло также – внешние стороны писали с толсто, а внутренние – тоненько.

Письмо заглавной буквы Д

- А теперь, когда наша рука подготовилась к письму, можно вспомнить полное написание заглавной и строчной букв Д, д.

Вы должны слушать меня очень внимательно и быстро работать, а почему, увидите чуть позже. Повторяйте за мной написание букв в воздухе.

-Ставлю точку на середине вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки.

Учитель:


- Повторю написание под счет в воздухе ( Раз и два и.) Запишем заглавную букву в прописях. Сначала обведем образец, а потом допишем букву до конца строки. Считаем себе при записи букв - раз и два и.



- Теперь вспомним написание строчной буквы д.

Учитель объясняет написание буквы. (Ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную палочку с удлиненной петлей на конце.) - Кому сложно, пишите под счет – раз и два и. Обводим по контуру и дописываем до конца строки. Обратите внимание на осанку!



Учитель:


- Я хочу проверить, как вы усвоили написание соединений данных букв.

Домра- это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя — четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов. В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления, они не только веселили народ.

Пальчиковая гимнастика «Дудочка»

Загадка

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается.

Как называется?


Ребята кончиками пальцев берут карандаш и имитируют игру на дудочке.

Учащиеся раскрашивают Буквицу Д.

(3 минуты)















Учащиеся работают с пластилином, подготавливают руки.

(3 минуты)























































































Ребята выполняют пальчиковую гимнастику.

(1 минута)

5. Первичная проверка понимания

-Пословица - это народная мудрость. И это абсолютная правда. В каждом народе существуют свои традиции, обычаи, устои и тому подобное. В пословицах отражается та или иная мудрость, а может даже и истина, которая верна, потому что проверена годами.

­- Ребята, вам необходимо закончить следующие пословицы:

Делу — время, потехе — час.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Друга ищи, а найдешь — береги.

- Объясните их смысл.

- А теперь спишите одну из пословиц!

Учащиеся выходят к доске и соединяют начало и окончание пословицы.

(3 минуты)


6. Первичное закрепление

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

Словарь устаревших слов русского языка.

Десница – правая рука

— Благородный юноша! Великое сердце!— позвольте слабому старцу пожать вашу мужественную десницу!— Потом отскочил немного назад, взмахнул обеими руками — и удалился.Тургенев И. С.


Денница — утренняя заря.

Но вот ночей царица

Скатилась за леса,

И тихая денница

Румянит небеса. Пушкин

Дружи́на — княжеское войско.

На трубный звук, на голос боя
Дружины конные славян
Помчались по следам героя,
Сразились… гибни, басурман!

Пушкин А. С., Руслан и Людмила.


- Молодцы ! Справились с заданием!


Включение в систему знаний и повторение


-18 апреля во всем мире отмечают Международный день памятников и исторических мест.


Сообщение

- Лера получила опережающее задание и готова зачитать сообщение.

- Предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию и узнать где находится памятник букве Д!

В Добрянке появился необычный памятник — деревянная буква «Д» выше человеческого роста.

Трехметровую букву «Д» поставили на въезде в новую часть Добрянки. Она представляет собой деревянную букву на бетонном основании. Это основание состоит из трех букв «ЗЛО», вкопанных в землю.

— Автор— севастопольский архитектор Юрий Чернов заложил в работу прообраз торжества добра над злом, Буква «Д» как символ добра и обозначения Добрянки, под буквой — погружённое в землю «зло». Передать замысел помогают и материалы, из которых создан объект: доброта настолько же проста, как дерево, а зло — тяжеловесно и массивно, как железобетон.

Ученики выполняют предметное задание, перемещаясь по классу. Они ищут карточки, развешанные по классу заранее. Задача детей – каждому игроку найти свою пару, соединив существительное + глагол

Когда ребята нашли свои пары, то они строятся по группам, слева –ед.число, справа –мн.число.

(4 минуты)









7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Знайкам: выучить устаревшие слова.

Всезнайкам: Творческое задание – нарисовать макет памятника «Буква Д».


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итог урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало трудности?

Эмоционально – художественная рефлексия.

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Спасибо за урок!


Учащиеся выходят к доске и прикрепляют магнитики.

(3 мин)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!