СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеурочной деятельности в объединении «Истоки» «Ориентирование на местности. Экскурсия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыка ориентирования на местности

Задачи:

- развивать внимательность, смекалку, сообразительность;

- воспитывать бережное отношение в природе.

Оборудование: компас, лист бумаги для составления плана местности, зарисовки с целью ориентирования на местности.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочной деятельности в объединении «Истоки» «Ориентирование на местности. Экскурсия»»

Сценарий внеурочной деятельности в объединении «Истоки»

«Ориентирование на местности. Экскурсия»

Цель: формирование навыка ориентирования на местности

Задачи:

- развивать внимательность, смекалку, сообразительность;

- воспитывать бережное отношение в природе.

Оборудование: компас, лист бумаги для составления плана местности, зарисовки с целью ориентирования на местности.



Сценарий занятия.

1.Организационный момент.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И ненаглядными полями.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои!

2. Актуализация новых знаний.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: лес, туристы, лесник, природа, растительность, животные?

3. Изучение нового материала.

- Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Оглядитесь в своей комнате: окна, пол, мебель, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла и многие другое. Без дерева наша жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес во всё большей защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

- Сегодня мы пойдём на природу, в лес. Мы будем вырабатывать навыки ориентирования на местности.

- Вспомните правила движения на улице. (Ответы детей) (Если нет возможности выйти на природу, можно нарисовать дорогу на доске или предложить, разбившись на группы, самим детям начертить схему дороги. Можно по ходу занятия составлять таблицу «З-Х-У».)

Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»

З – что мы знали

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать





Как не заблудиться в лесу

- Путешествую, человек постепенно узнавал, как велик, многообразен и прекрасен мир, в котором он живёт.

- Находясь в незнакомых краях, будьте наблюдательными и старайтесь запомнить те или иные предметы, которые называются ориентирами. Такими ориентирами могут называться деревья, мачты линий электропередачи, дальний холм, большой камень, протекающая речка или родник.

- А какое множество примет в лесу! Это поваленное дерево, просека, большой муравейник, ягодная поляна, тропинка.

- В лес без взрослых лучше не ходить. Что же делать, если вы заблудились в лесу? Во – первых, как только поняли, что заблудились, немедленно остановитесь, не пугайтесь и не делайте больше ни одного шага, не подумав. Ваша задача – обдумать, как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь. Вспомните последние приметы на знакомой части пути и по ним проследите дорогу к дому. Через некоторые промежутки времени останавливайтесь, чтобы прислушаться к звукам. Это один из самых верных ориентиров. запомните зоны слышимости:

- шум поезда – 10 км;

- работа трактора – 3-4 км;

- автомобильный гудок – 2-3 км;

- лай собак – 2-3 км;

- крик человека – 1- 1,5км;

- шум грузовой машины – 0,5 – 1,5 км.

- Если встретилась тропинка, не сходите с неё: она выведет к жилью. Только запомните правило: направление туда, куда тропинки сходятся. И ещё: тропинка, проложенная человеком, отличается от звериной тропы тем, что над ней нет смыкающихся ветвей деревьев или кустов.

- При отсутствии знакомых ориентиров, троп и дорог надо выходить к воде. Местность понижается по направлению к воде – ведь вода всегда течёт вниз, идти надо вниз по течению. Ручей выведет к реке, река выведет к людям. К болоту не приближайтесь, обойдите его. Когда выйдете к столбам электропередачи, линиям связи двигайтесь вдоль них. Ведь они связывают населённые пункты.

- Можно сориентироваться по сторонам света. Есть приметы, по которым можно определить, где север и юг. Например, у берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. Муравейники всегда располагаются с южной стороны деревьев, а южный склон муравейника всегда пологий.

- Мох и лишайник на деревьях и камнях предпочитают северную сторону.

У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. Однако местные природные признаки не всегда бывают надёжными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.

- несколько иначе надо действовать, если вы отстали от группы, совершающей поход или экскурсию.

Памятка

  1. Нельзя сходить с тропы или лыжни.

  2. Остановитесь на развилке тропы и ждите, когда за вами придут.

  3. Если погода ухудшилась, разведите костёр и постройте временное укрытие.

  4. В случае если вы отошли в поисках воды от обозначенного места, оставляйте сигналы на месте стоянки, делайте зарубки на деревьях, выкладывайте на земле стрелки в направлении своего движения.

4.Физкультминутка

5. Изучение нового материала (продолжение)

- Каждый из нас, в силу психологических особенностей, по разному ориентируется в лесу. Один легко найдёт дорогу в самых сложных условиях, другой может заблудиться, как говорят, в трёх соснах. Ориентирование в лесу состоит в определении сторон света. Для этих целей используют специальный прибор – магнитный компас. Он представляет собой коробку, в которой на специальной игле расположена свободно вращающаяся магнитная стрелка. По радиусу вращения стрелки установлен диск с нанесёнными на нём делениями. В самом простом и наиболее распространённом варианте диск размечен в градусах – от 0 до 360. Цена малого деления всего 5 градусов. Перед походом в лес нужно проверить исправность компаса. Для этого необходимо поднести железный предмет (не магнит!), а например, лезвие ножа) к компасу: стрелка должна повернуться, а затем снова вернуться в прежнее положение. Рабочее направление стрелка должна занимать за 5 – 7 с, при смещении компаса удерживая взятое направление. Компас неисправен, если стрелка каждый раз занимает разное положение, либо очень медленно ориентируется, либо самопроизвольно стопорится на игле. Пользоваться компасом очень просто. Если у компаса есть специальное приспособление, удерживающее стрелку в неподвижном состоянии, выключите его. Стрелка компаса должна быть свободной. Дайте несколько секунд на то, чтобы стрелка компаса успокоилась. Один конец стрелки (обычно он имеет синий цвет) будет направлен на север, а другой – на юг.

- Если вы забыли компас дома, не расстраивайтесь. Существует несколько способов ориентирования в лесу. В безоблачную погоду это сделать несложно. В полдень у нас солнце находится в стороне Южного полюса. Нужно встать лицом к солнцу и зафиксировать положение тени. Тень укажет направление на север в Северном полушарии (где мы живём) или на юг – при нахождении в Южном полушарии.

- Мы знаем, что солнце всегда восходит на востоке, а заходит на западе. Соответственно, тень от предмета будет двигаться в противоположном направлении (с запада на восток). В любом месте на земном шаре первая отметка тени всегда будет западнее по отношению к отметке, сделанной позже. На этом принципе основан ещё один способ ориентирования в лесу. Воткните прямой шест (палку) длиной около метра в землю. Совсем необязательно, чтобы палка стояла строго вертикально. Отметьте положение конца тени небольшим колышком, камнем, углублением в земле или в снегу. Подождите 15-20 минут, по тень не передвинется на несколько сантиметров в сторону, и снова зафиксируйте положение конца тени. Проведите прямую линию через две полученные точки. Для удобства продлите линию примерно на 30 сантиметров за вторую отметку. Теперь встаньте вдоль линии таким образом, чтобы ваша левая нога стояла ближе к первой отметке, а правая нога – ближе ко второй. Тогда направление на север будет перед вашей грудью, а в направлении на юг будет расположена ваша спина.

- Ориентироваться можно и по предметам, находящимся в лесу. Хотя надо отметить, что такое ориентирование не очень точное. С северной стороны деревья интенсивнее покрываются мхом, лишайниками и грибами. С северной стороны кора деревьев обычно темнее, чем с южной. Это связано с тем, что поглощенная корой влага с северной стороны испаряется медленнее, чем с южной. Смола же на соснах накапливается, как правило, более интенсивно с южной стороны. По этой же причине трава, растущая вокруг деревьев с северной стороны, более сочная и свежая, чем с южной.

- Летом ягоды на кустах созревают в первую очередь с южной стороны. Так, на южной стороне кустика земляники вызревают самые крупные ягоды.

- Помогают ориентироваться некоторые виды лесных растений. Хорошим компасом является лебеда. После захода солнца она наклоняет верхушку стебля на запад и остаётся в таком положении до утра.

- В Северном полушарии наиболее надёжным способом, который знали ещё наши предки, было ориентирование по Полярной звезде. Воспользоваться им можно только ночью, при ясной погоде. Найдите на небе созвездие Большая Медведица, которое состоит из семи звёзд и имеет форму ковша. Отсчитайте от звезды, находящейся в конце рукоятки ковша, пять расстояний между соседними звёздами созвездия. Таким образом вы найдёте Полярную звезду. Для проверки помните, что Полярная звезда является крайней в созвездии Малая Медведица. Созвездие Малая Медведица также имеет форму ковша. Полярная звезда всегда укажет направление на север.

6. Закрепление изученного материала.

1) Презентация таблицы.

2) Создание синквейна на основе данных таблицы.

3) Составление рассказа на основе данных таблицы.

4) Конкурс рисунков на тему ориентирования в лесу.

7. Итог занятия. Создание ситуации успеха.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!