СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий воспитательного мероприятия посвященного Дню освобождения Сталинграда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разраработка сценария воспитательного мероприятия посвященного Дню освобождения Сталинграда " Сталинград! Наша гордая слава. Величава она, велика. Этой битве по долгу и нраву не года открывать, а века!"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий воспитательного мероприятия посвященного Дню освобождения Сталинграда»











Выступление на педагогическом совете

по теме :

«Формирование ключевых компетентностей средствами интерактивной учебы на уроках истории»













Подготовила:

Учитель истории

Комарова И.В.











Формирование ключевых компетентностей средствами интерактивной учебы на уроках истории. Среди важных педагогических заданий, которые поставила жизнь перед современной школой есть разработка новых педагогических идей и подходов к учебный, - воспитательного процесса, в центре которых - личность ребенка с ее потребностями, интересами и жизненными проблемами. Поэтому , перед школой стоит задание внедрения новых технологий в учебный процесс. Процесс учебы - это напряжена умственная работа, которая предусматривает участие учеников в этом процессе. На учителя полагается большая ответственность за развитие личности в процессе учебы, потому только объяснение материала и демонстрационный материал не дадут стойких знаний. Качества знаний можно достичь с помощью активной и интерактивной учебы. Выдающийся зарубежный педагог К.Роджерс отметил: "Не так важно учить детей, нужно создать ситуацию, в которой ребенок просто не может не учиться и делает это с удовольствием ". Благодаря интерактивным методам усвоение материала является следствием общения между учителем и учениками, то есть между теми, кто имеет определенные знания и опыт, и теми, кто их добывает. Интерактивные методы - это четко спланированный результат учебы. Эти методы не предназначены для выполнения определенных учебных заданий, а самой своей структурой определяют конечный результат. Интерактивная учеба - это форма организации познавательной деятельности учеников, цель которой - создание комфортных условий учебы, при которых каждый ученик чувствует свою успешность. Интерактивная учеба предусматривает постоянное активное взаимодействие всех учеников в учебном процессе, в котором педагог выступает в роли организатора ( тренера ). Перед тем, как начать кого-то учить, учитель всегда спрашивает себя: " Чего я должен научить своего ученика, то есть какую цель я ставлю, обучая его"?. Ответ на этот вопрос связан с другим; " Как надо учить ученика, чтобы достичь поставленных целей"?, " Какие формы, приемы работы использовать. Современные требования образовательных стандартов вынуждают учителей, не только насыщать учеников информацией, но и искать пути практического приложения ее в повседневной жизни. Знание не ради знаний, а знание - для обогащения жизненного опыта. Организация интерактивной учебы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее развязывание проблем, оно эффективно способствует формированию умений и навыков, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия. через 2500 лет В.О.Сухомлинский писал, что ученик должен не только слушать и думать, но и что-то делать. Намного более важное научить, чем просто рассказать. Можно быстро сообщить ученикам то, что они должны знать, и они забудут это еще быстрее. Для качественной учебы, ученики должны иметь такие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции, и уже на основе этого искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях.

Именно поэтому, я в своей практической деятельности на уроках истории одних из приоритетных задач урока ставлю формирование ключевых компетенций средствами интерактивного обучения . Выбор данной приоритетной задачи был неслучайным, потому что новая парадигма образования предлагает рассматривать ученика как цель, а не средство . Соответственно избранной проблеме были определены следующие задачи:

1. Внедрение интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и правоведения.

2. Развитие ключевых компетентностей через интерактивные методы обучения.

3. Побуждение учеников к активному обучению.

4. Развитие творчества учащихся.

5. Воспитание любви к предмету.

Методы интерактивного обучения я использую на различных этапах: во время первичного овладения знаниями, их закрепления и совершенствования, формирования умений и навыков. В своей работе я применяю коллективную ( кооперативную ) форму учебной деятельности учащихся – это организация обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. Получив указания, ученики объединяются в группы по 2-6 человек для достижения общей цели. Чувство групповой принадлежности дает ученикам возможность преодолеть трудности, которые встают на их пути. В зависимости от содержания темы обучения использую следующие варианты работы в группах: «ДИАЛОГ», «СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ», « ПОИСК ИНФОРМАЦИИ». Применяю технологии, которые предусматривают совместную работу всего класса. « МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения, во время которого осуществляется свободное высказывание мнений всех участников. В то время, как происходит этот процесс, никто не комментирует и не критикует вклад каждого. Все идеи вносятся в список. ( на доске, на листе бумаги по кругу ). Например, урок всемирной истории в 7 классе. Тема урока: Создание централизованных государств в Западной Европе. Начало объединения Франции. В начале урока учитель делит класс на группы по 6 человек в каждой группе и предлагает составить список из трех масштабных процессов, происходивших в Западной Европе. Идеи и предложения групп записываются на доске.

Ученики называют такие процессы, имевшие место в XI-XII веке в Западной Европе:

- феодальная раздробленность;

- укрепление католической церкви и ее борьба светской

властью;

- появление городов;

- крестовые походы;

- движение еретиков.

Я подвожу итоги, указывая на то, что:

1. В Западной Европе происходило одновременно несколько значительных

процессов.

2. Эти процессы происходили в большинстве стран Европы.

3. Между ними должен был бы существовать связь, потому что боль-

шесть исторических процессов связаны между собой.

Затем даю задание группам составить в течение 4 минут несколько предложений чтобы установить связь между выписанными на доске процессами. Результаты работы каждой группы фиксируются письменно и обсуждаются другими группами. Моя задача: организовать обсуждение и обратить внимание на существенные логические связи в ученических текстах. В течение 5 минут представители групп зачитывают свой текст и одновременно записывают его на доске.

( Пример записи 1 группы: В период феодальной раздробленности власть королей ослабляется, поэтому возрастает роль католической церкви. Церковь ведет борьбу с еретиками, организовывает крестовые походы отвоевания Испании у арабов. Появление и рост городов приводит к разрушению натурального хозяйства, а впоследствии - к формированию новых отношений в обществе ).

Интерес со стороны учеников к этой работе обусловлен тем, что они должны работать с собственными идеями.

« ОБУЧАЯ УЧУСЬ» - такой вид деятельности дает учащимся возможность принять участие в обучении и передачи своих знаний другим ученикам.

Например, урок всемирной истории в 6 классе. Тема урока: Особенности развития Древнего Междуречья.

Чтобы заинтересовать учеников темой урока привожу примеры чудес света вместе с иллюстрациями и настаиваю на том, что одно из них – висячие сады Семирамиды – находились на территории Междуречья. Используя карту Древнего Междуречья, рассказываю об условиях, при которых формировалась Вавилонская государство. После лекции, продолжительностью 15 минут , предлагаю ученикам выполнение заданий (« обучая учусь») в парах, каждая из которых самостоятельно с помощью учебника и атласа найдет ответы к избранному ею вопрос. ( На столах у каждой пары находятся задачи).

Задание парам:

1. Каким было управление в государстве Хаммурапи?

2. Как сформировались состояния и отношения между ними?

3. Какой была внутренняя политика нового царя? Какие реформы были проведены?

4. Особенности внешней политики Вавилонской государства во времена правления царя Хаммурапи.

После окончания работы , пары знакомят всех со своей информацией, обмениваясь информацией учащиеся делают краткие записи о услышанное в тетрадь, а затем заполняют таблицу:ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

Управления в государстве Реформы Хаммурапи Внешняя политика

Согласно этой интерактивной технологии эффективность знаний, самостоятельно добытых учащимися из учебника, гораздо выше.

« ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативного мышления и одновременно формирования определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология, - самостоятельность, деятельность, результативность. Цель выполнения проектов – организация самостоятельной исследовательской работы учащихся, создание условий для их самообучения, развития инициативы, определение интереса и личных стремлений.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

1. Проект разрабатывается по инициативе учеников, но тема может быть предложена учителем.

2. Проект стоит сделать значущим для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.

3. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время предусматривает в случае необходимости корректировки и изменения.

4. Проект рекламируется в рамках класса, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.

При работе над проектом важно придерживаться поэтапности:

- замысел, определение темы, формирование рабочих групп;

- планирование, распределение ролей;

- принятия решений;

- выполнение проекта;

- описание, оформление проекта;

- защита проекта;

- оценка результатов ( анализ выполнения и защита проекта, выявление причин успеха и неудач ).

Пропуск даже одного из этих этапов, а также недостаточная самостоятельность учащихся снижается эффективность работы над проектом. Роль учителя должна меняться в зависимости от этапа работы над проектом. Она наиболее значима на этапе замысла и планирования, потому что ученики, как правило, имеют осложнения относительно определения цели и задания проекта, подбора литературы, которая бы соответствовала их возрасту, не всегда находят оптимальную структуру проекта. Роль учителя значительно меньше на этапе принятия решения, выполнения проекта и вновь возрастает во время анализа проделанной работы. Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес – выбор – успех – рефлексия – адекватная оценка ( самооценка ) – рефлексия

Результативность работы над проектом определяется сформированностью практических учебных умений, а также личностных качеств: умение работать в группе, учитывая

чужую думу, уметь переживать не только успехи, но и неудачи, отстаивая свои взгляды.

Чтобы проблема была интересной учащимся, темы проектов должны быть актуальными и значимыми. Если это индивидуальные проекты, ученик ведет исследования самостоятельно и учитель выступает лишь в роли консультанта. Важную роль играют групповые и коллективные проекты. Они способствуют консолидации совместных усилий учеников-исследователей, учат быть толерантными, с уважением относиться к мнениям друг друга, развивая тем самым ключевые компетентности учащихся; поликультурное, коммуникативную, информационную, творческую. Проектная деятельность является развивающей средой, которое формирует социальные умения, помогает проверить ответственность личного опыта потребностям, собственной роли в обществе, а главное – способствует развитию творческих дарований каждого участника проекта.

Например, урок всемирной истории в 11 классе по теме: Последствия Второй мировой войны. Для того чтобы глубоко исследовать тему, необходимо хорошо изучить материал и документы, которые бы подтверждали ход тех или иных событий. Для обработки материала разделяю класс на 5 групп, каждая из них будет исследовать более конкретную проблему в контексте главной:

1. Изменение геополитического положения стран – непосредственных

участниц войны.

2. Социально-экономическое положение США, Великобритании, Франции, Италии и Германии после войны.

3. Социально-экономическое положение СССР и стран Восточной Европы после окончания войны.

4. Усиление коммунистических движений в странах Восточной Европы.

5. Изменение ценностных ориентаций людей в условиях войны. Создание международных организаций для урегулирования международных отношений и окончательного прекращения агрессии.

На изучение темы « Вторая мировая война» в общеобразовательной школе отводится всего 8 часов, поэтому проблему, которую мы должны рассматривать, можно поставить перед учениками уже в начале ее изучения. Таким образом, для подготовки проекта у нас будет 4 недели.

В течение месяца проводится исследование проблемы: работа в библиотеке (работа с литературой: данные о человеческих потерях, воспоминания участников, договоры, произведения художественной литературы).

В ходе работы над проектом встречаюсь с учениками на заседаниях « круглых столов», где происходит обсуждение уже полученного материала и фактов, делаю замечания, выслушиваю разные точки зрения, а главное – все ученики знают, какую именно проблему исследует та или иная группа.

Также в течение всего указанного времени приглашаю на встречи с учащимися ветеранов - очевидцев. В ходе беседы с ними ученики обогащают свои знания о проблеме, которую исследуют.

Кроме 5 основных групп, создаю группу социологов, которые должны опросить часть жителей нашего села по вопросам:

1. Что Вы лично знаете про Вторую мировую войну?

2. Какими были последствия этой войны?

3. Как повлияли последствия Второй мировой и Великой Отечественной войны на положение Украины в послевоенный период?

Последним этапом проекта является подведение итогов исследования, конструирования публичной защиты коллективного проекта.

На завершающем этапе исследования ученики выбирают форму защиты проекта. В данном случае это телевизионная передача « Дебаты». Эта деловая игра предусматривает роли для участников защиты проекта.:

а) ученые-историки;

б) политологи;

в) журналисты;

г) ветераны Великой Отечественной войны;

д) остарбайтеры;

е) социологи.

Во время защиты проекта каждая группа учащихся должна проявить свою собственную точку зрения относительно исследованной проблемы, аргументировать ее и доказать. Использовав все аргументы «за» и «против» , ученики приходят к выводу: « Главным последствием Второй мировой войны стала победа над агрессором, которая не дала осуществиться преступным планам немецких нацистов и японских милитаристов. За освобождение пришлось заплатить страшную цену – более 67 млн. человеческих жизней. Из них 27 млн. пришлось на СССР, около 8млн. – на Германию.

Одним из последствий войны стало ослабление и неизбежный распад колониальных империй, создание независимых государств в Азии и Африке. Война привела к огромных разрушений и одновременно дала толчок развитию науки и техники. Много стран, которые принимали непосредственно участие в войне, оказались в тяжелом экономическом и политическом кризисе».

Необходимо отметить, что подготовка коллективного проекта требует максимальной активизации как исследовательской, так и учебной деятельности учащихся. Проектная деятельность способствует молодому человеку самостоятельно добывать знания, познавать мир, решать поставленную перед ней задачу.

К тому же, для осуществления успешной проектной деятельности необходимо придерживаться четко определенных правил:

1.В команде не должно быть лидеров;

2. Команды не соревнуются;

3. Все члены команды должны получать удовольствие от

общение друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;

4. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе;

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело (не может быть так называемых «пассивных партнеров»);

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Во время работы над проектом создается особое пространство взаимоотношений учителя с учениками, обеспечивает их взаимодействие в новой образовательной парадигме. В таком образовательном пространстве нет места для скуки, пассивности или страха. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудностей обучения. Он открывает мир для себя и себя в этом мире. Таким образом, учитель ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, составными элементами которой является и проблемно - исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, много других видов деятельности.

Раскрывая особенности каждой технологии, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:

Самообразовательная – способность к самостоятельному выбору, самоопределение относительно цели деятельности, способов и средств, путей решения и прочее.

Коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения.

Имитационного моделирования ( игровая ) - способность решать жизненно важные проблемы.

Проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации.

Деятельностная - способность быть объектом будущей деятельности : осознавать и определять признаки конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели.

Рефлексивная - способность анализа и самоанализа.

Создание проекта –это чрезвычайно сложный и интересный процесс. Чтобы реализовать его надо использовать не только проективную технологию, но и моделирующие информации, другие интерактивные технологии. Учителю важно знать, что технология проектирования позволяет формировать ключевые компетентности ученика, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (через рассказ или пояснение). В первую очередь это касается коллективных проектов, к работе в котором привлечены целый коллектив. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, которого не возможно достичь за использование других форм обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и хорошо запомнились. Однако для этого не достаточно знать предмет и уметь интересно рассказать материал. Надо владеть разнообразными формами обучения, которые помогут учащимся активно овладевать знаниями, развивать навыки самостоятельного отбора и оценки получаемой информации, то есть формировать у учащихся ключевые компетенции – результаты обучения общеобразовательной школы.

Одной из форм обучения, что может развить эти навыки есть игра. Игра для школьника важна, понятна, злободневной, это

часть его жизненного опыта. Обучение в игре « происходит незаметно для ребенка, потому что все ее внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе»

( Дьячкова А.А. Игры школьников. М: 1955. – с.176).

Передавая знания ученикам с помощью игры , учитываем не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяем сегодняшние. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий, с которыми связана та или иная историческое событие. Она включает нежелательное заучивания. В игре знания усваиваются через практику. Ученики не просто изучают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают на многообразные логические ряды. Много игр, не требующие особого реквизита и достаточно просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть часть, а не весь урок. Я использую игру вместе с другим видом учебной деятельности.

Игра « ПЕРЕВОДЧИК» Эта игра целесообразна при работе с терминами. Трудности усвоения различных дефиниций обуславливаются сложностью научного языка. Зачастую школьники просто зазубривают определения, не понимая их смысла. В процессе игры я предлагаю перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: « Разночинцы –категория населения, которая преимущественно занимались умственным трудом ** люди разного чина, получили высшее образование ** выходцы из разных сословий, которые пополнили ряды российской интеллигенции» Я предлагаю всем желающим высказать разные варианты.

Игра « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» В игре принимает участие весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры, сидящих в круге, и просит одного из них событие, другого – место, а третьего дату, связанную с этим событием. Кто из участников игры не имеет ответа на три вопроса, выбывает из игры. Например: Что? - « Движение 4 мая». Где? – В Китае. Когда? – В 1925 году.

Игра « АУКЦИОН ИМЕН» Эту игру целесообразно проводить

на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «9».

Каждый из учеников может купить ее, то есть, подняв руку, назвать любой-какую историческую личность, что жила , скажем, в эпоху правления Екатерины II. Ученики наперебой называют известные им имена современников Екатерины II , назначен ученик записывает имена на доске, при этом малоизвестные имена комментируются. В момент угасания активности участников аукциона учитель ударяет молотком медленно три раза. Выигрывает тот, кто последним до третьего молотка, смог еще назвать имя одного героя.

Безусловно, каждый урок требует вдумчивого планирования такого компонента, как мотивация учебной деятельности, необходимым условием которого является создание позитивного настроения и заинтересованности учебным материалом. Здесь на помощь приходят приемы педагогической техники: « привлекательная цель», « удиви», «отсроченная отгадка»

Игра « ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ» Перед учеником ставится простая для него цель, в случае достижения которой он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует учитель.

Например: всемирная история 10 класс, тема урока « Япония» . С помощью кроссворда и по выделенной вертикальной колонкой установите, о какой стране идет речь:

1.Часть мира.

2. Титул монарха в ряде стран.

3. Часть океана.

4. Осенняя цветок.

5. Часть суши, отделенная со всех сторон водой.

6. Форма правления.


А с и Я

и м П е р а т м О р е

х р и с а Н т е м а

в с т р И в

м о н а р х и Я

Игра « СЛОВА ЗА МИНУТУ». В начале или в конце урока ученики вспоминают по очереди основные понятия по теме, развивая память, настраиваясь на работу.

Упражнение « СВОЯ ОПОРА». Цель упражнения заключается в том, что

группа составляет опорный конспект урока на большом лист

бумаги . Эти опорные конспекты вывешиваются на доске.

Например: урок всемирной истории 10 класс . Тема урока: Япония. При подведении итогов урока учащиеся составляют опорный конспект в виде схемы.


ЯПОНИЯ

/ | /

Внутриполитическое Экономика Внешняя

положение политика

| | |

демократический милитаризация нарастания угрозы движение войны

Использование игровых моментов, или проведения целого урока – игры дает положительные результаты, вызывает интерес учащихся к предмету. С целью повышения интереса к изучению истории я использую различные виды домашних заданий: доклады, составление кроссвордов, проекты, мини-сочинения и другое. Применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию критического мышления и познавательных интересов. На уроках, где используются эти технологии, дети чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и воспринимают замечания, потому что они являются активными участниками учебного процесса. В атмосфере доверия и взаимопомощи легко делать открытия, осознавать важность полученных знаний. Именно при таких условиях возможно воспитание личности подготовленной к будущему, в котором необходимо решать проблемы и принимать конкретные решения.

Вывод.

Современное время переживает радикальное трансформацию общества. Происходит тяжелый и мучительный процесс переосмысления системы ценностей. Постепенно наш край вступает на путь формирования демократического правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этих процессах зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях.

Необходимость формирования гражданского общества в нашей стране выдвинула на видное место всей общественной жизни проблему воспитания гражданина Донецкой народной Республики. Современность требует от человека готовности и способности к активному участию в делах общества и государства на основе осознания своих прав и обязанностей, себя как полноправного члена социального сообщества, гражданина своей страны. Поэтому одной из важнейших задач школьного курса истории является формирование компетенций, присущих гражданину демократического общества. Именно гуманитарное образование формирует личность школьника, готовит его к жизни в мире, который постоянно меняется, учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

Обществоведческое образование должно помочь каждому ребенку направить обучения на приобретение учащимися умений применять знания, которые составляют общественно значимые компетенции. Содержание образования должен отвечать на вызов времени.

Современному обществу очень нужна информированная и компетентна личность. В условиях политической и экономической нестабильности, дефицита духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. Государственная система образования, которая отвечает за социализацию личности, является важным институтом, способным эволюционным путем обеспечить смену ментальности, создать условия для воспитания человека гражданского общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!