Вступление
Педаго-психолог:
Нахождение ресурсного состояния в ситуации стресса, неопределенности.
Директор:
Заместитель директора по УВР:
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы учебная работа была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Сегодня мы в ходе нашего педсовета попробуем составить рецепт «идеального рассола» и взять его на вооружение в своей работе.
Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.
Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот и т.п.
Виды мотивации:
1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).
2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Эти вопросы волнуют наших педагогов и родителей. Вы знаете, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед учителями стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Как вы думаете, а какие учебные предметы наши школьники считают значимыми, интересными и неинтересными? Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Результаты анкетирования уч-ся. В анкетировании приняли участие 174 лицеиста (87 -10 класс и 87-11 класс).
Какие учебные предметы необходимы?(математика -86,7%, физика – 75,9%, русский язык -63,2%, информатика -24,1%). Почему? Нужно при сдаче ЕГЭ. Литературу называют только 15,5%, в основном это 11 класс. Кроме того по 16% назвали физкультуру и историю и 6% все предметы. Ответы на вопрос «почему?» предложены такие: «Пригодится в жизни», «»Что бы не совершать ошибок прошлого», «для общего развития», «должен знать каждый», «понимать что происходит вокруг», «отдых», «актуальные», «чтобы не казалось все вокруг магией» и т.д.
Какие учебные предметы интересные? (физика – 60,3%, математика -51,7%, русский язык -9,8%, история -36,8%, информатика -20,1%, литература -19%, физкультура – 17%, английский язык –13%, 4,6% - все предметы»). Почему? «Хорошие учителя», «прививают любовь к предмету», «интересно», «интересно узнавать новое», «потому что успеваю по этим предметам», «учимся размышлять», «более понятны», «хорошая подача материала» и т.д.
Какие учебные предметы не интересные? (биология -37,9%, химия – 32,2%, литература – 25,3%, английский язык – 16,7%, русский язык – 12,6%, история -11,5%, информатика – 10,3%, физкультура – 5,7%, нет неинтересных – 17%) Почему? «скучно», «не интересно», «не нужны в будущем», «учитель не может заинтересовать», «учитель не очень», «учитель придирается к деталям», «учитель плохо разбирается в темах», «учитель не может объяснить ошибки», «плохая подача материала», «не понятно» и т.д..
Слово нашим педагогам.
Руководители ЦК и педагоги
Заместитель директора по УВР:
Деление на группы: «Родители», «Учителя», «Дети».
«Добрый день, уважаемые дамы и господа! Я рада вас приветствовать на нашем Ток-шоу «Здесь и сейчас»! Ток-шоу который позволит вам активно обсудить важные для образования вопросы, обменяться мнениями и опытом.
Сегодня тема ТШ– «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образовании».
Вначале обговорим правила:
Мы будем начинать и заканчивать встречи вовремя.
Мы будем прислушиваться к идеям и мнению друг друга.
Мы будем принимать важные решения на основе консенсуса.
Мы будем концентрироваться на заявленной теме.
При работе в группе:
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей.
Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы.
Притча: Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация.
«КТО БЫСТРЕЕ»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- У нас получилось три команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молча, ничего не объясняя. Возможные фигуры: треугольник; ромб; угол; буква; птичий косяк; круг; квадрат.
Обсуждение:
Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
Выслушиваются ответы участников.
Вывод: Умение договариваться и распределять роли.
Три команды по цвету быстро занимаем свои места.
1 задание: «Позиция учителя с точки зрения родителя» (10 мин – 6+4)
I. Составьте список из 5-10 действий, которые учитель должен совершить на уроке для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.
1. _________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.
Уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе.
Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)
Ситуация успеха
Интерес к изучаемому предмету.
Знание результатов.
Вознаграждения
Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).
III. Приведите примеры высказываний учителя, стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
«Позиция родителя с точки зрения учителя»
I. Составьте список из 5-10 действий, которые родитель должен обсудить с ребенком для повышения мотивации и желания учиться.
1. _________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.
1. Уровень озабоченности и стремление добиться успеха в учебе.
2. Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)
3. Ситуация успеха
4. Интерес к изучаемому предмету.
5. Знание результатов.
6. Вознаграждения
7. Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).
III. Приведите примеры высказываний родителей стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
«Позиция родителя и учителя с точки зрения ученика»
I. Составьте список по 5 действий, которые родитель должен обсудить с ребенком, должен совершить на уроке для повышения мотивации и желания учиться.
1. _________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
4._________________________________________________________
5.__________________________________________________________
6.__________________________________________________________
7.__________________________________________________________
8._________________________________________________________
9.__________________________________________________________
10.__________________________________________________________
II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.
1. Уровень озабоченности и стремление добиться успеха в учебе.
2. Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)
3. Ситуация успеха
4. Интерес к изучаемому предмету.
5. Знание результатов.
6. Вознаграждения
7. Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).
III. Приведите примеры высказываний родителей стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Вывод: Отрицательная мотивация, при которой главную роль играют побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неприятностей, которые могут возникнуть вследствие низкой успеваемости (порицание со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация вызывает отрицательные эмоции (страх, обида, досада, скука, унижение, беспокойство), что не приводит к успешным результатам.
Положительная мотивация, связанная с результатом и целью учения, при которой достигается высокий результат деятельности. При этом ученик испытывает радость, уверенность, удовлетворение, любопытство, гордость, удивление, конструктивное сомнение.
2 задание: «Педагогические ситуации» (10 мин – 6+4)
Учитель спрашивает ученика домашнее задание. Однако ученик не готов, говорит, что материал не понял. Ваши действия.
Вы вызвали родителей в школу по вопросу успеваемости одного из Ваших учеников. При беседе родители Вам заявляют, что школьную программу уже не помнят, а в школе объясняют плохо, поэтому у ребенка возникают проблемы в учении. Ваши действия.
Вы предложили одному из лучших учеников, успевающих по Вашему предмету, принять участие в школьной олимпиаде, однако он отказался. Ваши действия.
Вывод: Учитель должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления его личности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Перестроимся, теперь мы распределимся по форме (треугольник, квадрат, круг)
3 задание: «Успех» (8 мин – 5+3)
«Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы хорошо известны, в чем то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Почему? (работа в командах)
Вывод: Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Большинство педагогов начинают свой урок словами: «Добрый день или утро», многие добавляют «Рада (рад) Вас видеть)
Часть педагогов приветствует учащихся словами: Здравствуйте, к уроку готовы? Убираем телефоны, начинаем работать.
Если ученик не работает на уроке, большая часть учителей старается выяснить причину и вовлечь ученика в урок «Почему не работаешь?», некоторые педагоги говорят так «У тебя что-то случилось?», «нужна помощь?», «ты устал?»
Перед контрольной работой большая часть педагогов настраивает учащихся, отмечая серьезность предстоящей работы, некоторые говорят: «Я верю в вас», «настраиваемся на положительный результат», «сосредоточьтесь, не отвлекайтесь», «будьте внимательны, у вас все получится», «нам необходимо получить хорошие отметки» и т.д.
По мнению педагогов на эффективность уроков влияет: дисциплина, мотивация, ИКТ, отсутствие телефонов, подготовка учителя и ученика, хорошее настроение, подача материала, использование разнообразных приемов, доброжелательная атмосфера урока.
Каждый учитель в нашей, сам не замечая того, ежедневно использует педагогический прием «Эмоциональное поглаживание». Как? Он с легкостью раздает детям комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз- «умница» и раз десять: «ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда трудно ее заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.
Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадает. Давайте разберемся: «молодец», «умница» - это что, только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само разумеющуюся оценку?
Да, я – молодец, я- умница! Я заслужила эти слова, и все время буду доказывать, что я – «молодец!». Может быть такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка. . Верите? Давайте попробуем!
Задание 4: Ты- «молодец!!». Просим вас привести как можно больше вариантов сказать ученику ты- «молодец!!»: Группы по очереди называют слова, побеждает группа, назвавшая комплимент последней. Результат работы (10 мин)
Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Г.И, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается).
Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета).
Методы и приемы обучения.
Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.
Пора перевести «Дух», чтобы с новыми силами продолжить.
Обед
А у нас вновь изменение состава команд. Теперь по виду смайлика.
Задание 5: «Мой идеальный урок» (15 мин – 9+6)
Исходное положение участников: группы, отделенных друг от друга.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный урок».
Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
По истечении времени обсуждения команды одновременно приступают к выполнению задания (молча). За сказанное слово – штраф (3 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргументируя ее не более 2 минут.
Притча: Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
— Пойдем со мной — Учитель пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?
— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?
— Там, подо льдом — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру.
Но пролей сюда готовую воду — она замерзнет и лишь укрепит царство льда... Поэтому мы с вами не будем готовую воду лить, а попробуем растопить лед…
Решение педсовета:
Педагогическому коллективу использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом.
Учителям использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха лицеиста.
Для успешной работы мы предлагаем вам подготовить к печати брошюру «Успех порождает успех», в ней должны содержатся рекомендации по созданию ситуаций успеха, на основе личного опыта каждого педагога лицея.
Педагог-организатор:
«За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»»
На этом наше Ток-шоу заканчивается и Помните: Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учащихся нет желания учиться.
Растопите лед….
Педагог-психолог:
Метод шести шляп. Э. де Боно
Белая шляпа.
Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
На команды по цветам:
Желтый цвет: Что удалось? Получилось?
Красный цвет: Что положительного?
Черный цвет: Что не удалось?
Белый цвет: Почему именно таким был наш результат?
Зелёный цвет: Ваши предложения на будущее.
Синий цвет: Подведение итогов.
Педагог-организатор игра на разгрузку (15-20 мин)