СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий выездного педагогического совета по теме "Формирование мотивации учебной деятельности как средство повышения эффективности образовательного процесса"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематический педсовет с использованием групповой и игровой форм. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий выездного педагогического совета по теме "Формирование мотивации учебной деятельности как средство повышения эффективности образовательного процесса"»

Вступление

Педаго-психолог:

Нахождение ресурсного состояния в ситуации стресса, неопределенности.

Директор:

Заместитель директора по УВР:

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы учебная работа была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Сегодня мы в ходе нашего педсовета попробуем составить рецепт «идеального рассола» и взять его на вооружение в своей работе.

Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот и т.п.

Виды мотивации:

1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).

2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Эти вопросы волнуют наших педагогов и родителей. Вы знаете, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед учителями стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Как вы думаете, а какие учебные предметы наши школьники считают значимыми, интересными и неинтересными? Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.

Результаты анкетирования уч-ся. В анкетировании приняли участие 174 лицеиста (87 -10 класс и 87-11 класс).

  1. Какие учебные предметы необходимы?(математика -86,7%, физика – 75,9%, русский язык -63,2%, информатика -24,1%). Почему? Нужно при сдаче ЕГЭ. Литературу называют только 15,5%, в основном это 11 класс. Кроме того по 16% назвали физкультуру и историю и 6% все предметы. Ответы на вопрос «почему?» предложены такие: «Пригодится в жизни», «»Что бы не совершать ошибок прошлого», «для общего развития», «должен знать каждый», «понимать что происходит вокруг», «отдых», «актуальные», «чтобы не казалось все вокруг магией» и т.д.

  2. Какие учебные предметы интересные? (физика – 60,3%, математика -51,7%, русский язык -9,8%, история -36,8%, информатика -20,1%, литература -19%, физкультура – 17%, английский язык –13%, 4,6% - все предметы»). Почему? «Хорошие учителя», «прививают любовь к предмету», «интересно», «интересно узнавать новое», «потому что успеваю по этим предметам», «учимся размышлять», «более понятны», «хорошая подача материала» и т.д.

  3. Какие учебные предметы не интересные? (биология -37,9%, химия – 32,2%, литература – 25,3%, английский язык – 16,7%, русский язык – 12,6%, история -11,5%, информатика – 10,3%, физкультура – 5,7%, нет неинтересных – 17%) Почему? «скучно», «не интересно», «не нужны в будущем», «учитель не может заинтересовать», «учитель не очень», «учитель придирается к деталям», «учитель плохо разбирается в темах», «учитель не может объяснить ошибки», «плохая подача материала», «не понятно» и т.д..

Слово нашим педагогам.

Руководители ЦК и педагоги

Заместитель директора по УВР:

Деление на группы: «Родители», «Учителя», «Дети».

«Добрый день, уважаемые дамы и господа! Я рада вас приветствовать на нашем Ток-шоу «Здесь и сейчас»! Ток-шоу который позволит вам активно обсудить важные для образования вопросы, обменяться мнениями и опытом.

Сегодня тема ТШ– «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образовании».

Вначале обговорим правила:

  • Мы будем начинать и заканчивать встречи вовремя.

  • Мы будем прислушиваться к идеям и мнению друг друга.

  • Мы будем принимать важные решения на основе консенсуса.

  • Мы  будем концентрироваться на заявленной теме.

При работе в группе:

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы.

Притча: Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация.

«КТО БЫСТРЕЕ»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- У нас получилось три команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молча, ничего не объясняя. Возможные фигуры: треугольник; ромб; угол; буква; птичий косяк; круг; квадрат.

Обсуждение:

Трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?

Выслушиваются ответы участников.

Вывод: Умение договариваться и распределять роли.

Три команды по цвету быстро занимаем свои места.

1 задание: «Позиция учителя с точки зрения родителя» (10 мин – 6+4)

I. Составьте список из 5-10 действий, которые учитель должен совершить на уроке для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.

1. _________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.

  1. Уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе.

  2. Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)

  3. Ситуация успеха

  4. Интерес к изучаемому предмету.

  5. Знание результатов.

  6. Вознаграждения

  7. Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).

III. Приведите примеры высказываний учителя, стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


«Позиция родителя с точки зрения учителя»

I. Составьте список из 5-10 действий, которые родитель должен обсудить с ребенком для повышения мотивации и желания учиться.

1. _________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.

1. Уровень озабоченности и стремление добиться успеха в учебе.

2. Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)

3. Ситуация успеха

4. Интерес к изучаемому предмету.

5. Знание результатов.

6. Вознаграждения

7. Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).

III. Приведите примеры высказываний родителей стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«Позиция родителя и учителя с точки зрения ученика»

I. Составьте список по 5 действий, которые родитель должен обсудить с ребенком, должен совершить на уроке для повышения мотивации и желания учиться.

1. _________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

4._________________________________________________________

5.__________________________________________________________

6.__________________________________________________________

7.__________________________________________________________

8._________________________________________________________

9.__________________________________________________________

10.__________________________________________________________


II. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.

1. Уровень озабоченности и стремление добиться успеха в учебе.

2. Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе)

3. Ситуация успеха

4. Интерес к изучаемому предмету.

5. Знание результатов.

6. Вознаграждения

7. Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).

III. Приведите примеры высказываний родителей стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


Вывод: Отрицательная мотивация, при которой главную роль играют побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неприятностей, которые могут возникнуть вследствие низкой успеваемости (порицание со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация вызывает отрицательные эмоции (страх, обида, досада, скука, унижение, беспокойство), что не приводит к успешным результатам.

Положительная мотивация, связанная с результатом и целью учения, при которой достигается высокий результат деятельности. При этом ученик испытывает радость, уверенность, удовлетворение, любопытство, гордость, удивление, конструктивное сомнение.




2 задание: «Педагогические ситуации» (10 мин – 6+4)

  1. Учитель спрашивает ученика домашнее задание. Однако ученик не готов, говорит, что материал не понял. Ваши действия.

  2. Вы вызвали родителей в школу по вопросу успеваемости одного из Ваших учеников. При беседе родители Вам заявляют, что школьную программу уже не помнят, а в школе объясняют плохо, поэтому у ребенка возникают проблемы в учении. Ваши действия.

  3. Вы предложили одному из лучших учеников, успевающих по Вашему предмету, принять участие в школьной олимпиаде, однако он отказался. Ваши действия.

Вывод: Учитель должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления его личности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Перестроимся, теперь мы распределимся по форме (треугольник, квадрат, круг)

3 задание: «Успех» (8 мин – 5+3)

«Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы хорошо известны, в чем то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Почему? (работа в командах)

Вывод: Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

  • Большинство педагогов начинают свой урок словами: «Добрый день или утро», многие добавляют «Рада (рад) Вас видеть)

  • Часть педагогов приветствует учащихся словами: Здравствуйте, к уроку готовы? Убираем телефоны, начинаем работать.

  • Если ученик не работает на уроке, большая часть учителей старается выяснить причину и вовлечь ученика в урок «Почему не работаешь?», некоторые педагоги говорят так «У тебя что-то случилось?», «нужна помощь?», «ты устал?»

  • Перед контрольной работой большая часть педагогов настраивает учащихся, отмечая серьезность предстоящей работы, некоторые говорят: «Я верю в вас», «настраиваемся на положительный результат», «сосредоточьтесь, не отвлекайтесь», «будьте внимательны, у вас все получится», «нам необходимо получить хорошие отметки» и т.д.

  • По мнению педагогов на эффективность уроков влияет: дисциплина, мотивация, ИКТ, отсутствие телефонов, подготовка учителя и ученика, хорошее настроение, подача материала, использование разнообразных приемов, доброжелательная атмосфера урока.


Каждый учитель в нашей, сам не замечая того, ежедневно использует педагогический прием «Эмоциональное поглаживание». Как? Он с легкостью раздает детям комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз- «умница» и раз десять: «ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда трудно ее заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадает. Давайте разберемся: «молодец», «умница» - это что, только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само разумеющуюся оценку?

Да, я – молодец, я- умница! Я заслужила эти слова, и все время буду доказывать, что я – «молодец!». Может быть такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка. . Верите? Давайте попробуем!

Задание 4: Ты- «молодец!!». Просим вас привести как можно больше вариантов сказать ученику ты- «молодец!!»: Группы по очереди называют слова, побеждает группа, назвавшая комплимент последней. Результат работы (10 мин)

Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Г.И, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  1. Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается).

  2. Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета).

  3. Методы и приемы обучения.

Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.


Пора перевести «Дух», чтобы с новыми силами продолжить.

Обед

А у нас вновь изменение состава команд. Теперь по виду смайлика.

Задание 5: «Мой идеальный урок» (15 мин – 9+6)

Исходное положение участников: группы, отделенных друг от друга.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный урок».

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания (молча). За сказанное слово – штраф (3 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­тируя ее не более 2 минут.


Притча: Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.

— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?

— Пойдем со мной — Учитель пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?

— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

— Там, подо льдом — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру.

Но пролей сюда готовую воду — она замерзнет и лишь укрепит царство льда... Поэтому мы с вами не будем готовую воду лить, а попробуем растопить лед…

Решение педсовета:

  1. Педагогическому коллективу использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом.

  2. Учителям использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха лицеиста.

  3. Для успешной работы мы предлагаем вам подготовить к печати брошюру «Успех порождает успех», в ней должны содержатся рекомендации по созданию ситуаций успеха, на основе личного опыта каждого педагога лицея.

Педагог-организатор:

«За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит:

«Барабанить не стану!

Нет настроенья,

Нет обстановки,

Нет подготовки!

Не вижу морковки!»»

На этом наше Ток-шоу заканчивается и Помните: Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учащихся нет желания учиться.

Растопите лед….


Педагог-психолог:

Метод шести шляп. Э. де Боно

Белая шляпа.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.


На команды по цветам:

Желтый цвет: Что удалось? Получилось?

Красный цвет: Что положительного?

Черный цвет: Что не удалось?

Белый цвет: Почему именно таким был наш результат?

Зелёный цвет: Ваши предложения на будущее.

Синий цвет: Подведение итогов.


Педагог-организатор игра на разгрузку (15-20 мин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!