СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки» "Разнообразие растений и животных Белгородской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, от есть от условий окружающей среды.

Планируемые результаты: учащиеся научатся: называть объекты живой природы; приводить примеры представителей животного и растительного мира; учащийся получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки» "Разнообразие растений и животных Белгородской области"»

Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки»

Тема: Разнообразие растений и животных Белгородской области.

Цель: обобщение знаний детей о живой природе, о её разнообразии и изменечивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.

Тип занятия: решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные):

Обучающийся научится: называть объекты неживой природы; приводить примеры представителей животного и растительного мира;

Обучающийся получит возможность: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: у обучающихся будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные: обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: Обучающиеся научатся: осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их существенных признаков; осуществлять синтез в форме составления цеклого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно-следственныек связив изучаемом круге явлений; обучающиеся получат научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины: живая природа, разнообразие и изменчивость живой природы, классификация животных, классификация растений.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

  1. Актуализация опорных знаний.

1) Игра

- Я предлагаю каждому ученику загадать любой объект природы и написать его название на листочке, чтобы никто не видел. Я буду отгадывать, задавая вопросы.

- Вы говорите только «Да» или «Нет».

- Это живая природа?

- Да.

- Это растение?

- Да.

- У него толстый ствол покрытый корой?

- Нет.

- У него несколько стволиков покрытых корой?

- Да.

- Это кустарник?

- ДА.

- У него красные плоды , которые созревают после первых морозов?

- Да.

- Это шиповник?

- Да (Показывает листок с записью)

(Итак далее с другими учащимися. Можно попробовать, чтобы один из ребят вышел к доске и попытался задавать вопросы)

2) «Классификация»

(К доске прикрепляются две таблички: ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ. Дети берут из коробки карточки с подгруппами данных групп и располагают к нужной группе: насекомые, рыбы, птицы, деревья, травянистые растения, млекопитающие, кустарники, деревья)

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала

  1. Беседа.

- Почему на нашей планете такое разнообразие животных и растений?

- С чем это связано?

- Как приспосабливаются различные животные и растения к изменениям в природе? (Птицы улетают на юг, растения сбрасывают листву, останавливают сокодвижение, засыхают, звери кочуют, впадают в спячку, изменяют окраску и густоту меха и т.д.)

2) Работа с презентацией «Разнообразие растений и животных»

(Учащиеся читают тексты со слайда, учитель останавливает, объясняет лексическое значение некоторых отдельных слов, задаёт вопросы к тексту на проверку внимательности, памяти, понимания смысла. В презентации информация про – одуванчик, дуб, эвкалипт, африканский баобаб и драцену, колибри)

  1. Работа над новым материалом

- Сегодня мы поговорим о разнообразии растительного и животного мира Белгородской области.

- Мы сами расскажете о животных и растениях, собрав пазлы, у вас получатся картинки-фото животных, растений.

- Вы будете работать в группах.

4. Самостоятельная работа в группах.

1 группа – собирает картинки растений из пазлов, собрав картинки, наклеивает на основу, работает с текстом «Информация о растениях», готовится к выступлению, презентует картинки – фото растения Белгородской области

2 группа – собирает картинки животных из пазлов, собрав картинки, наклеивает на основу, работает с текстом «Информация о животных», готовится к выступлению, презентует картинки – фото животные Белгородской области

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень,

Тири – тири,

Тень-тень-тень!


  1. Выступления учащихся. Презентация растений и животных

1 группа

Пион тонколистный

Пион тонколистный, известный также как воронец, внесён в Красную книгу России. Это реликтовое растение вырастает от 10 до 60 сантиметров в высоту. Его одиночные цветки ярко-красного или тёмно-пурпурного цвета достигают восьми сантиметров в диаметре. Тонколистный пион светолюбив, для заселения выбирает степи, склоны балок и лесные опушки. Цветёт в мае – на кусте вырастает около десяти ароматных ярко-красных цветков. Этот очаровательный цветок считается лекарственным растением, но в больших дозах может быть ядовит.

В нашем регионе встречается в урочище Гнилое в Вейделевском районе, на балке Маленький Лог у села Крюк и в окрестностях села Купино Шебекинского района. Отмечен вид и в Ровеньском районе: растёт в окрестностях села Айдар, Калужского яра, у хутора Лихолобов и села Нагорье, а также на Лысой горе. В этих местах сохранились нетронутыми небольшие участки степи.

Воронец – символ Вейделевского района, он изображён на местном гербе. Коренные жители восстанавливают травянистое многолетнее растение в прежних местах произрастания.

Кувшинка белая

Это водное растение с большими овальными плавающими листьями и пышными белоснежными цветками. Из всех растений региона у кувшинки самый крупный цветок – до 15 см в диаметре. Цветёт с конца мая на протяжении всего лета. В течение дня бутоны кувшинки следуют за солнцем, а ближе к вечеру закрываются и погружаются полностью в воду, прячась от ночной прохлады. Цвет листьев кувшинки меняется с возрастом растения: сначала они красноватые, а затем приобретают тёмно-зелёный цвет сверху и красновато-фиолетовый снизу. Кувшинку в народе называют цветком русалок. Такое имя она получила за своё корневище – до двух метров в длину. Крепится кувшинка ко дну водоёма толстым корнем с воздухоносными каналами. Они удерживают цветок на плаву и питают его достаточным количеством воздуха. Кувшинка используется в народной медицине, но она ядовита – не зря её в старину называли одолень-трава. Настой цветков используют как снотворное, болеутоляющее и жаропонижающее средство, а из поджаренных семян готовят напиток, напоминающий кофе. Из корневищ, богатых крахмалом, делают муку и пекут хлеб. Растёт кувшинка в чистых и тихих реках, прудах и озерах. Занесена в Красную книгу Белгородской области как уязвимый вид. Встретить её можно на реке Нежеголь в районе шебекинского села Ржевка, на реках Ворскла в деревне Дубино Борисовского района, Валуй в окрестностях села Уразово, Оскол в заповеднике «Стенки Изогорья», а также на реке Ворсклица у села Солдатское.

Клевер луговой

Клевер, или трёхлистник луговой, растёт на зелёных лугах, берегах рек и прудов. Встретить его можно на лесных опушках, полянах, среди кустарников и вдоль дорог.

Цветок – красный или бледно-лиловый, редко – белый, листочки – в виде трилистника. На ночь клевер складывает их вместе и поднимает вверх – так уменьшается теплоотдача. Так же ведёт себя цветок и при похолодании или приближении дождя: его соцветия поникают, становятся более плотными, а верхушечные листья смыкаются над ними наподобие зонтика.

Цветёт клевер с мая до конца сентября, а его плоды созревают в августе-октябре. Цветок устроен так, что опылить его могут только шмели и пчёлы. Размножается и распространяется семенами, которые могут пролежать в почве 20 лет.

Считается лекарственным растением. Отвары соцветий клевера пьют при головной боли, простудах и бронхиальной астме. А свежими толчеными листьями останавливают кровотечения и заживляют раны. А ещё луговой клевер ценят как кормовое растение и хороший медонос.

Всего в Белгородской области можно увидеть девять видов клевера.

2 группа

Горностай.

Маленькие хищники семейства куньих. Самцы весят до 260 грамм, длина тела – не больше 30 см. Самки поменьше – максимум 180 грамм и 27 сантиметров. Хвост составляет одну треть длины их тела.

Летом зверьки двухцветные: макушка, спинка, бока и лапки с внешней стороны у них шоколадные, а верхняя губа, горло, грудь, живот и тыльная сторона лапок – белые. Зимой мех белеет, только хвост остаётся чёрным.

Любят селиться возле воды: в долинах рек, на заболоченных участках, заросших тростником, лесных опушках и в оврагах. Живут в норах грызунов, пустых пнях и валежнике. Активничают ночью и в сумерках. Хорошо плавают, лазают по деревьям. Едят в основном грызунов, а также мелких птиц, земноводных и пресмыкающихся. Иногда ловят рыбу. Самцы и самки живут порознь, а в августе сходятся, чтобы дать жизнь новому потомству. В среднем рождаются 6–12 детёнышей, о которых заботится только мама. Горностаи живут по всей России, но у нас встречаются редко. Например, в заповеднике «Белогорье» на участке «Лес на Ворскле». На начало 2021 года горностаев у нас насчитали около 200.

Белка обыкновенная.

Этих рыжих пушистиков можно встретить в лесах, городских парках и даже во дворах многоквартирных домов. Они любят селиться поближе к человеку. Самцы и самки не сильно отличаются друг от друга. Длина тела у них составляет 16–28 см, вес – 300–600 грамм. Пушистые, глазки большие, ушки с кисточками – в наш топ милых зверьков белки вписываются отлично. Летом диапазон цветов шерсти – от рыжего до чёрного, зимой – от светло- до тёмно-серого, брюшко всегда беленькое. Белки очень активны, большую часть времени проводят в поисках пищи и пополнении своих запасов. Правда, забывают они о своих «кладах» очень быстро. Припрятанные ими семена деревьев, орехи и шишки часто прорастают. Белки – одиночки, лишь зимой в одном гнезде могут жить несколько особей. Размножаются они несколько раз за год, обычно рождаются от 3 до 10 бельчат. Во времена Советского Союза беличий мех был почти так же ценен, как и соболиный: официально каждый год добывали 450 тысяч белок! Сейчас их не используют. В 2004-м белку обыкновенную хотели включить в Красную книгу, но сейчас зверёк не нуждается в охранном статусе.

Квакша восточная.

И в 2005-м, и в 2019-м эта маленькая лягушка входила в основной список Красной книги области под статусом «вероятно исчезнувший вид».

Это пятисантиметровая лягушка с гладкой спинкой и зернистым брюшком. Сверху она зелёная и светло-серая, а снизу – белая или жёлтая. Спинка и брюшко разделяет тонкая непрерывная полоска с белым внешним краем.

Двигаться особо не любят: днём сидят на растениях, а вечером спускаются на землю. Питаются насекомыми. Появляются лягушки из икры в апреле – мае, формируются примерно одну-две недели. Метаморфоз завершается к осени. Зимуют они в земле, норах и в дуплах деревьев.

  1. Подведение итогов.

- Что вы можете сказать о природе Земли? (Она разнообразна)

- Почему?

- Приведите примеры разнообразия природы.

- Какие животные и растения Белгородской области вы знаете, запомнили?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!