Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки»
Тема: Разнообразие растений и животных Белгородской области.
Цель: обобщение знаний детей о живой природе, о её разнообразии и изменечивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.
Тип занятия: решение учебной задачи
Планируемые результаты(предметные):
Обучающийся научится: называть объекты неживой природы; приводить примеры представителей животного и растительного мира;
Обучающийся получит возможность: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные: у обучающихся будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные: обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: Обучающиеся научатся: осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их существенных признаков; осуществлять синтез в форме составления цеклого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно-следственныек связив изучаемом круге явлений; обучающиеся получат научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины: живая природа, разнообразие и изменчивость живой природы, классификация животных, классификация растений.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Актуализация опорных знаний.
1) Игра
- Я предлагаю каждому ученику загадать любой объект природы и написать его название на листочке, чтобы никто не видел. Я буду отгадывать, задавая вопросы.
- Вы говорите только «Да» или «Нет».
- Это живая природа?
- Да.
- Это растение?
- Да.
- У него толстый ствол покрытый корой?
- Нет.
- У него несколько стволиков покрытых корой?
- Да.
- Это кустарник?
- ДА.
- У него красные плоды , которые созревают после первых морозов?
- Да.
- Это шиповник?
- Да (Показывает листок с записью)
(Итак далее с другими учащимися. Можно попробовать, чтобы один из ребят вышел к доске и попытался задавать вопросы)
2) «Классификация»
(К доске прикрепляются две таблички: ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ. Дети берут из коробки карточки с подгруппами данных групп и располагают к нужной группе: насекомые, рыбы, птицы, деревья, травянистые растения, млекопитающие, кустарники, деревья)
Закрепление и обобщение пройденного материала
Беседа.
- Почему на нашей планете такое разнообразие животных и растений?
- С чем это связано?
- Как приспосабливаются различные животные и растения к изменениям в природе? (Птицы улетают на юг, растения сбрасывают листву, останавливают сокодвижение, засыхают, звери кочуют, впадают в спячку, изменяют окраску и густоту меха и т.д.)
2) Работа с презентацией «Разнообразие растений и животных»
(Учащиеся читают тексты со слайда, учитель останавливает, объясняет лексическое значение некоторых отдельных слов, задаёт вопросы к тексту на проверку внимательности, памяти, понимания смысла. В презентации информация про – одуванчик, дуб, эвкалипт, африканский баобаб и драцену, колибри)
Работа над новым материалом
- Сегодня мы поговорим о разнообразии растительного и животного мира Белгородской области.
- Мы сами расскажете о животных и растениях, собрав пазлы, у вас получатся картинки-фото животных, растений.
- Вы будете работать в группах.
4. Самостоятельная работа в группах.
1 группа – собирает картинки растений из пазлов, собрав картинки, наклеивает на основу, работает с текстом «Информация о растениях», готовится к выступлению, презентует картинки – фото растения Белгородской области
2 группа – собирает картинки животных из пазлов, собрав картинки, наклеивает на основу, работает с текстом «Информация о животных», готовится к выступлению, презентует картинки – фото животные Белгородской области
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири – тири,
Тень-тень-тень!
Выступления учащихся. Презентация растений и животных
1 группа
Пион тонколистный
Пион тонколистный, известный также как воронец, внесён в Красную книгу России. Это реликтовое растение вырастает от 10 до 60 сантиметров в высоту. Его одиночные цветки ярко-красного или тёмно-пурпурного цвета достигают восьми сантиметров в диаметре. Тонколистный пион светолюбив, для заселения выбирает степи, склоны балок и лесные опушки. Цветёт в мае – на кусте вырастает около десяти ароматных ярко-красных цветков. Этот очаровательный цветок считается лекарственным растением, но в больших дозах может быть ядовит.
В нашем регионе встречается в урочище Гнилое в Вейделевском районе, на балке Маленький Лог у села Крюк и в окрестностях села Купино Шебекинского района. Отмечен вид и в Ровеньском районе: растёт в окрестностях села Айдар, Калужского яра, у хутора Лихолобов и села Нагорье, а также на Лысой горе. В этих местах сохранились нетронутыми небольшие участки степи.
Воронец – символ Вейделевского района, он изображён на местном гербе. Коренные жители восстанавливают травянистое многолетнее растение в прежних местах произрастания.
Кувшинка белая
Это водное растение с большими овальными плавающими листьями и пышными белоснежными цветками. Из всех растений региона у кувшинки самый крупный цветок – до 15 см в диаметре. Цветёт с конца мая на протяжении всего лета. В течение дня бутоны кувшинки следуют за солнцем, а ближе к вечеру закрываются и погружаются полностью в воду, прячась от ночной прохлады. Цвет листьев кувшинки меняется с возрастом растения: сначала они красноватые, а затем приобретают тёмно-зелёный цвет сверху и красновато-фиолетовый снизу. Кувшинку в народе называют цветком русалок. Такое имя она получила за своё корневище – до двух метров в длину. Крепится кувшинка ко дну водоёма толстым корнем с воздухоносными каналами. Они удерживают цветок на плаву и питают его достаточным количеством воздуха. Кувшинка используется в народной медицине, но она ядовита – не зря её в старину называли одолень-трава. Настой цветков используют как снотворное, болеутоляющее и жаропонижающее средство, а из поджаренных семян готовят напиток, напоминающий кофе. Из корневищ, богатых крахмалом, делают муку и пекут хлеб. Растёт кувшинка в чистых и тихих реках, прудах и озерах. Занесена в Красную книгу Белгородской области как уязвимый вид. Встретить её можно на реке Нежеголь в районе шебекинского села Ржевка, на реках Ворскла в деревне Дубино Борисовского района, Валуй в окрестностях села Уразово, Оскол в заповеднике «Стенки Изогорья», а также на реке Ворсклица у села Солдатское.
Клевер луговой
Клевер, или трёхлистник луговой, растёт на зелёных лугах, берегах рек и прудов. Встретить его можно на лесных опушках, полянах, среди кустарников и вдоль дорог.
Цветок – красный или бледно-лиловый, редко – белый, листочки – в виде трилистника. На ночь клевер складывает их вместе и поднимает вверх – так уменьшается теплоотдача. Так же ведёт себя цветок и при похолодании или приближении дождя: его соцветия поникают, становятся более плотными, а верхушечные листья смыкаются над ними наподобие зонтика.
Цветёт клевер с мая до конца сентября, а его плоды созревают в августе-октябре. Цветок устроен так, что опылить его могут только шмели и пчёлы. Размножается и распространяется семенами, которые могут пролежать в почве 20 лет.
Считается лекарственным растением. Отвары соцветий клевера пьют при головной боли, простудах и бронхиальной астме. А свежими толчеными листьями останавливают кровотечения и заживляют раны. А ещё луговой клевер ценят как кормовое растение и хороший медонос.
Всего в Белгородской области можно увидеть девять видов клевера.
2 группа
Горностай.
Маленькие хищники семейства куньих. Самцы весят до 260 грамм, длина тела – не больше 30 см. Самки поменьше – максимум 180 грамм и 27 сантиметров. Хвост составляет одну треть длины их тела.
Летом зверьки двухцветные: макушка, спинка, бока и лапки с внешней стороны у них шоколадные, а верхняя губа, горло, грудь, живот и тыльная сторона лапок – белые. Зимой мех белеет, только хвост остаётся чёрным.
Любят селиться возле воды: в долинах рек, на заболоченных участках, заросших тростником, лесных опушках и в оврагах. Живут в норах грызунов, пустых пнях и валежнике. Активничают ночью и в сумерках. Хорошо плавают, лазают по деревьям. Едят в основном грызунов, а также мелких птиц, земноводных и пресмыкающихся. Иногда ловят рыбу. Самцы и самки живут порознь, а в августе сходятся, чтобы дать жизнь новому потомству. В среднем рождаются 6–12 детёнышей, о которых заботится только мама. Горностаи живут по всей России, но у нас встречаются редко. Например, в заповеднике «Белогорье» на участке «Лес на Ворскле». На начало 2021 года горностаев у нас насчитали около 200.
Белка обыкновенная.
Этих рыжих пушистиков можно встретить в лесах, городских парках и даже во дворах многоквартирных домов. Они любят селиться поближе к человеку. Самцы и самки не сильно отличаются друг от друга. Длина тела у них составляет 16–28 см, вес – 300–600 грамм. Пушистые, глазки большие, ушки с кисточками – в наш топ милых зверьков белки вписываются отлично. Летом диапазон цветов шерсти – от рыжего до чёрного, зимой – от светло- до тёмно-серого, брюшко всегда беленькое. Белки очень активны, большую часть времени проводят в поисках пищи и пополнении своих запасов. Правда, забывают они о своих «кладах» очень быстро. Припрятанные ими семена деревьев, орехи и шишки часто прорастают. Белки – одиночки, лишь зимой в одном гнезде могут жить несколько особей. Размножаются они несколько раз за год, обычно рождаются от 3 до 10 бельчат. Во времена Советского Союза беличий мех был почти так же ценен, как и соболиный: официально каждый год добывали 450 тысяч белок! Сейчас их не используют. В 2004-м белку обыкновенную хотели включить в Красную книгу, но сейчас зверёк не нуждается в охранном статусе.
Квакша восточная.
И в 2005-м, и в 2019-м эта маленькая лягушка входила в основной список Красной книги области под статусом «вероятно исчезнувший вид».
Это пятисантиметровая лягушка с гладкой спинкой и зернистым брюшком. Сверху она зелёная и светло-серая, а снизу – белая или жёлтая. Спинка и брюшко разделяет тонкая непрерывная полоска с белым внешним краем.
Двигаться особо не любят: днём сидят на растениях, а вечером спускаются на землю. Питаются насекомыми. Появляются лягушки из икры в апреле – мае, формируются примерно одну-две недели. Метаморфоз завершается к осени. Зимуют они в земле, норах и в дуплах деревьев.
Подведение итогов.
- Что вы можете сказать о природе Земли? (Она разнообразна)
- Почему?
- Приведите примеры разнообразия природы.
- Какие животные и растения Белгородской области вы знаете, запомнили?