СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки» "Природные богатства. Полезные ископаемые Белгородской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают свойства полезных ископаемых Белгородской области

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки» "Природные богатства. Полезные ископаемые Белгородской области"»

Сценарий занятия внеурочной деятельности в объединении «Истоки»

Тема: Природные богатства. Полезные ископаемые Белгородской области

Цели деятельности учителя: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Планируемые результаты:

Предметные:

- развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;

- научить различать образцы полезных ископаемых;  

- сформировывать понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

Личностные:

- уметь сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивать усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.




Этап, методы и приёмы

Содержание занятия

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный.: слово учителя

Давайте проверим готовность к занятию.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на занятие;

Л: формировать положительное отношение к урокам;


Актуализация знаний и мотивация

Приём: загадки.





















Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: формулирование темы и цели урока.


Решение частных задач

Словесный: беседа.









































Динамическая пауза



Первичное закрепление знаний во внешней речи

Практический: работа в группах

Отгадайте загадки:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)


Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего занятия? (Изучить полезные ископаемые)

Верно, молодцы!




А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

А почему они полезные? (Ответы детей)

Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Молодцы. Перейдём к третьей группе.

Как вы думаете, почему они называются строительными?

Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

Видеоролик



А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!






Отгадывать загадки.























Отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Ставить цели урока.





Отвечать на вопросы учителя.

Слушать рассказ учителя.

Приводить примеры.

Извлекать интересную и необходимую информацию.







































Повторять движения.

Выполнять практическую работу в группах.

Обсуждать.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.















П: выделять

необходимую

информацию.

Р: ставить цели.

К: уметь выражать свои

мысли.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

Р: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера.










К: уметь выражать свои К: участвовать в учебном диалоге;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Л: установка на ЗОЖ.

К:аргументировать своё мнение и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлекать необходимую П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя информацию.








Новое знание о полезных ископаемых Белгородской области





























































































































































































































Тест
























- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.


В Белгородской области находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строительных материалов: мела, песка, глин. Ещё найдены запасы золота и графита, но в производственном масштабе их не добывают – не выгодно. Геологи не исключают, что в регионе можно встретить и алмазы.

Железная руда Железная руда – это горная порода, в состав которой входит железо и разные минералы. В зависимости от соотношения минералов и железа руду разделяют на богатую и обычную – железистые кварциты. В богатой руде находится больше 50 % железа, поэтому она ярко малинового цвета. В кварцитах руды меньше, они, как правило, серого, красно-серого, бурого или оранжево-красного цвета. Залежи железных руд в Белгородской области составляют 40 % запасов России и 80 % запасов Курской магнитной аномалии. Добывают руду в регионе на нескольких месторождениях, самые большие из них – Стойленское и Лебединское. Там руду получают открытым способом – в карьерах, а на Коробковском месторождении – в шахте. Кстати, Лебединский карьер дважды входил в Книгу рекордов Гинесса: как предприятие, которое разрабатывает уникальное по запасам месторождение железной руды и имеет крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых. А на Стойленском ГОКе производят четвертую часть всей железорудной продукции в России. Из горной породы на предприятиях области изготавливают железорудный концентрат и окатыши, агломерационную руду и брикеты железной руды. Затем их используют для производства чугуна и стали. Из металлов делают различные предметы: от ножниц, кастрюль и отвёрток до корпусов для смартфонов и деталей электровозов.


Мел. В эпоху динозавров на территории Белгородской области находилось море. На его дно оседали различные вещества, из которых спустя десятки миллионов лет образовался мощный пласт меловых отложений – более 200 метров. В области ученые насчитали свыше миллиарда тонн мягкого и грубого мела. Его добывают почти на 30 месторождениях, самые большие из них – Лебединское и Стойленское. Там мел получают как вскрышную породу, чтобы добраться до железной руды. Также мел добывают на Шебекинском, Белгородском и Новооскольском месторождениях, в Валуйках, в селах Ватутино и Севрюково и некоторых других. Мел используют при производстве пластика, например, чтобы сделать подошву обуви или одноразовую посуду, окна, подоконники и двери. А ещё мел нужен для сухих и жидких строительных смесей: штукатурки, шпаклевки, клея, побелки, цемента. Бумага, таблетки, косметика тоже изготавливается с использованием мела. Мел дают птицам и животных как добавку к пище – он улучшает обмен железа в организме, а также используют в качестве минеральных удобрений в растениеводстве. Белгородский мел также ценят за его вкус. Люди, которые едят мел, описывают его как сливочный и бархатистый, а также отмечают отсутствие в нем примесей глины. Бруски мела с названием «Белгород» или «Севрюково» можно встретить на страницах популярных российских и зарубежных интернет-магазинов.



Глина Это горная осадочная порода. Главное ее свойство — водонепроницаемость. Глина — помогает сохранять подземные воды, но на глинистых почвах ничего не растет. Цвет глины зависит от минералов и органических соединений, которые в ней содержатся. Большинство чистых глин – серого или белого цвета, но встречаются глины красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и чёрного цветов. В Белгородской области распространена буро-красная глина. Такой оттенок она имеет из-за примесей железа. В регионе встречаются тугоплавкие, бентонитовые и глины для буровых растворов. Найдены 50 месторождений и участков глин и суглинков, но добывают полезные ископаемые только на половине из них. Гончарное ремесло – старинный народный промысел в регионе. Гончарное производство было особенно распространено в Борисовке, Белгородском и Новооскольском уездах в XVIII веке. В ХХ веке, чтобы сохранить ремесло, несколько династий борисовских гончаров объединились в артель «Свобода». Позже была образована Борисовская фабрика художественной керамики. Белгородскую глину используют для производства кирпичей, керамической плитки, черепицы, керамзита и цемента, а также в качестве натурального сырья для оздоровительных и косметологических процедур. Ещё недавно из краснояружской глины делали посуду и сувениры, но сейчас месторождение не разрабатывают.

Песок. Эта рыхлая горная порода состоит из маленьких крупинок. Песок бывает речным, карьерным, строительным, морским и озерным. Считается, что лучший песок – это тот, который извлекают со дна водоемов. Его песчинки круглее, чем у остальных видов, а в составе – минимальное количество пыли и глинистых частиц. В Белгородской области почти у каждого населенного пункта есть свой источник песка. Из него делают силикатные кирпичи, штукатурку, бетон, тротуарную плитку, бордюры, кольца для колодцев. Песок также нужен для производства стекла и для очистки воды.

Боксит. Алюминий – самый распространённый металл на планете, но в чистом виде встретить его нельзя. Из-за высокой химической активности атомы алюминия легко образуют соединения с другими веществами. Основной источник алюминия на планете — бокситы. В Белгородской области находится 16 % запасов алюминиевого сырья России — практически на всех железорудных месторождения. Бокситы могут сильно отличаться друг от друга по структуре и цвету. Они бывают твёрдые и плотные или рыхлые и рассыпчатые. По цвету, как правило, кирпично-красные, рыжеватые или коричневые. Если в боксите небольшой процент содержании железа, то порода может быть белого, жёлтого или серого цвета. Несмотря на крупные запасы в Белгородской области бокситы пока не добывают. Из алюминия делают банки для напитков, пищевые контейнеры, фольгу для запекания, зеркала, кофеварки, провода, рамы для велосипедов, конструкции для небоскрёбов и корпуса для автомобилей и самолётов.


Гранит. Это зернисто-кристаллическая горная порода, которая формируется в недрах земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выглядит как прочный камень, склеенный из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют полевой шпат, полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть разным и зависит от примесей пород, которые в него входят. Чаще всего встречается серый, красный, розовый и оранжевый гранит. В Белгородской области гранитный карьер находится в Красненском районе между селами Горки и Богословка. Камень залегает там на глубине 60 метров. Месторождение пока не разрабатывается. Издавна гранит используют в строительстве – средневековые умельцы возводили замки и церкви именно из гранита. Это не просто прочная порода, но и камень с низким водопоглощением и высокой устойчивостью к морозу и загрязнениям. Также этот камень используют для внешней отделки фасадов и цоколей зданий, для внутреннего оформления стен, колонн, каминов, лестниц и других деталей интерьера. А ещё его используют при мощении площадей и тротуаров.

Мергель. Эта известковая порода, похожая на камень, но не такая плотная. Минерал состоит из глины, песка и известняка, примесей кварца, полевого шпата и других элементов. Учёные выделяют более 20 его видов: гипсовый, глинистый, мелоподобный, известковый, цементный, пресноводный и другие. Чаще всего мергель жёлтого, серого, бурого или белого цвета. В Белгородской области запасы мергеля находятся между слоев мела. Совместное расположение полезных ископаемых и различных видов глин сделало возможным использовать этот материал для производства цемента.  Также мергель добавляют в смеси при строительстве автодорог. А ещё компоненты мергеля снижают кислотность грунта и подходят как удобрение для виноградников, посевов злаковых культур и закисленных почв.




Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.





Выполнять тестирование.

Отвечать на вопросы.





П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровня усвоенного.

К: общаться и взаимодействовать.












Итог занятия.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

 Какие задачи ставили в начале занятия?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?






Отвечать на вопросы.



Подводить итог занятия.

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!