РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Автор разработки – Минлибаева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа № 6»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: Н.Н.Носов «На горке».
УМК: «Литературное чтение. 2 класс», часть 2 (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., и др.)
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа «На горке», составить ментальную карту.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
Создать условия для выразительного чтения;
Способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
Развивающие:
Формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения;
Развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
Воспитательные:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
Воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Предметные результаты:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям;
2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
Формы организации работы учащихся: фронтальная
Тип урока: комбинированный
Оборудование, ресурсы: проектор, компьютер, листы формата А 4, цветные карандаши, аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке».
Образовательные технологии: «Смысловое чтение», «Развитие критического мышления».
Сценарный план урока
с использованием приема «Смыслового чтения»
Пояснение:
1)Материал урока – это те средства, которые появляются во время урока (дети их видят, слышат, с ними оперируют);
2) Планируемые результаты – те действия и умения, которые указаны в задачах
3) Итог этапа – обозначить, зачем учителю, а, главное, детям был нужен этот этап урока с точки зрения достижения цели (можно проследить, как каждый предыдущий итог этапа используется на следующем этапе)
4) В данном сценарном плане нужно обозначить, какой прием смыслового чтения использует педагог, на каком этапе и как вводится прием и в какой ситуации применяется на практике
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Материал урока |
I | Этап: организационный, 2 мин Оборудование: ПК, проектор |
| Приветствует учеников, обращает внимание на экран (приложение 1), просит детей проговорить в быстром темпе скороговорку. | Обращают внимание на экран, проговаривают скороговорку. | - Мотивация учащихся к учебной деятельности. | ПК, проектор, скороговорка (приложение 1) |
| Итог этапа: подготовка артикуляционного аппарата. |
II | Этап: Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового материала),5 мин Оборудование: учебник |
| Просит учащихся ответить на вопросы по ранее изученной теме. | Отвечают на вопросы. Называют изученные произведения. | -Умение грамотно строить высказывания. | Учебник |
| Итог этапа: повторение пройденных тем |
III | Этап: постановка темы и цели урока ,5 мин Оборудование: учебник |
| Предлагает назвать тему урока и определить цели. | Называют тему урока. Обсуждают цель. | -Умение прогнозировать цель. | Учебник |
| Итог этапа: определили тему и цель урока. |
IV | Этап: Работа по теме урока, 15 мин Оборудование: учебник, аудиозапись, ПК, проектор, толковый словарь |
| Просит детей определить лексическое значение слова «Горка»; назвать ассоциации с данным словом; задаёт вопросы по прогнозированию содержания произведения; предлагает прослушать аудиозапись. Спрашивает, подтвердились ли выдвинутые ранее предположения по содержанию текста. Обращает внимание детей на трудночитаемые и непонятные слова в тексте. | Определяют лексическое значение слова «Горка». При затруднении пользуются словарём. Называют ассоциации, прогнозируют содержание произведения, прослушивают аудиозапись, сравнивают прослушанный текст с ранее выдвинутыми предположениями по содержанию текста, работают со словарём. | -Умение работать со словарём; -умение называть ассоциации; -умение прогнозировать содержание произведения по его названию. | Учебник, аудиозапись, ПК, проектор, толковый словарь |
| Итог этапа – первичное знакомство с текстом |
V | Этап: работа с текстом 10 мин Оборудование: учебник, листы А 4, цветные карандаши |
| Просит детей прочитать текст по цепочке. Задаёт вопросы по содержанию текста. Предлагает составить ментальную карту. | Читают текст; отвечают на вопросы; составляют ментальную карту. | -Умение бегло и осознано читать; -Умение давать развёрнутые ответы; -Формирование умения составлять ментальную карту. | Прием критического мышления «Ментальная карта». Учебник, листы А 4, цветные карандаши. |
| Итог этапа – пересказ текста в форме ментальной карты |
IX | Этап: Домашнее задание, 1 мин |
| Предлагает учащимся задание на выбор: подготовить пересказ по учебнику или по ментальной карте. | Принимают информацию к сведению. | - Умение делать выбор. | |
| Итог этапа: учатся оценивать собственные возможности в условиях выбора |
X | Этап: Рефлексия, 3 мин Оборудование: ПК, проектор |
| Обращает внимание на то, что урок закончен. Спрашивает, когда было трудно и как удалось справиться с трудностями. Интересуется над чем еще необходимо поработать и как это будут делать. Просит закончить фразу: Я узнал … Я научился… Я удивился … Мне было трудно… Мне было интересно… Благодарит за работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают окончание фразы. | -Умение адекватно оценить свой уровень знаний и умений; -Умение просить помощь; | ПК, проектор |
| Итог этапа – выявили учащихся для оказания адресной помощи по теме урока (приглашение на дополнительные занятия). |
| |
Приложение 1
Кукушка кукушонку купила капюшон
Приложение 2