РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Автор разработки – Гошкодерова Альфия Анваровна,
учитель начальных классовМБОУ «Школа №6»
Предмет: математика
Класс: 2
Тема: «Решение задач»
УМК: «Математика. 2 класс», часть 2 (Моро М.И. и др.)
Цель урока: формировать умения выявлять сходство и различие текстов задач, изменять текст задачи в соответствии с данным решением; совершенствовать умения решать арифметические задачи; находить закономерности.
Задачи урока:
Образовательные:
Активизировать ранее изученные темы.
Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.
Развивать познавательную активность и интерес к предмету.
Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.
Развивать умения наблюдать и догадываться.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях.
Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.
Здоровьесберегающие:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
Предметные результаты:
Предметные:
читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям);
выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; накопят опыт решения текстовых задач;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Личностные:
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;
умение импровизировать;
познавательный интерес к изучаемому материалу;
выражать мнение о своих возможностях, делать выбор заданий на основе самооценки.
Коммуникативные:
уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.
Регулятивные:
находить ошибку с помощью взрослого или самостоятельно.
корректировать действие на основе заданных правил, схем, алгоритмов действия (под руководством учителя)
Познавательные:
схематически обозначать условие задачи по алгоритму;
выделять признаки для сравнения и группировки объектов;
самостоятельно строит простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование, ресурсы:проектор, компьютер, раздаточные материалы
Образовательные технологии: смысловое чтение, здоровьесберегающая.
Сценарный план урока
с использованием приема смыслового чтения
Пояснение:
1)Материал урока – это те средства, которые появляются во время урока (дети их видят, слышат, с ними оперируют);
2) Планируемые результаты – те действия и умения, которые указаны в задачах
3) Итог этапа – обозначить,зачем учителю, а, главное, детям был нужен этот этап урока с точки зрения достижения цели (можно проследить, как каждый предыдущий итог этапа используется на следующем этапе)
4) В данном сценарном плане нужно обозначить, какой прием смыслового чтения использует педагог, на каком этапе и как вводится прием и в какой ситуации применяется на практике
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Материал урока |
I | Этап: Организационный,2 мин Оборудование: ПК, проектор |
| Приветствует учеников, демонстрирует на слайде таблицу (приложение 1), просит расставить числа в порядке убывания и прочитать. Обращает внимание учащихся на пословицу «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», просит объяснить смысл пословицы. Спрашивает, что необходимо делать, чтобы много знать. | Обращают внимание на таблицу, расставляют числа в порядке убывания, читают пословицу, объясняют смысл пословицы, отвечают на вопрос учителя. | Мотивация учащихся к учебной деятельности. | Таблица (приложение 1) |
| Итог этапа: пришли к выводу, что нужно хорошо учиться в школе, ответственно относиться к урокам и ко всем делам в жизни. |
II | Этап: Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового материала),5 мин Оборудование: доска |
| Просит продолжить высказывания (приложение 2). Обращает внимание на таблицу (приложение 1). Просит найти закономерность в записи ряда чисел и дать характеристику наибольшему числу. Предлагает одному ученику выполнить задание у доски, остальным тетради: обозначить знаком «+» верное утверждение, знаком «-» - неверное (приложение 3). Спрашивает, что можно записать с помощью этих знаков. Просит назвать компоненты при сложении и вычитании, для чего необходимо знать взаимосвязь компонентов. Предлагает использовать знание взаимосвязи компонентов при выполнении следующего задания (приложение 4) | Продолжают высказывания. Находят закономерность. Дают характеристику. Выполняют задание Отвечают на вопрос учителя Называют компоненты при сложении и вычитании, результат сложения и вычитания. Объясняют взаимосвязь компонентов Выполняют задание | находить закономерности | Прием смыслового чтения «Верно-неверно» |
| Итог этапа: повторили название компонентов, их связь. |
III | Этап:Формулировка темы,5 мин Оборудование: |
| Спрашивает, для чего необходимо уметь выполнять действия сложения и вычитания, где мы встречаемся с задачами. Объясняет, что задачи в учебнике взяты из нашей жизни, что в жизни придется очень многое складывать и вычитать. Просит помочь сформулировать тему урока. Просит рассказать, что дети знают о задаче, назвать части задачи. | - предлагают свои варианты – предположения для чего необходимо уметь складывать и вычитать. -делают выводы об умении использования этих знаний в решении задач - выдвигают версии темы урока - называют части задачи, показывают на примерах, что условие и вопрос связаны между собой. | -Умение формулировать умозаключения; -Умениеопределять тему урока; | Прием смыслового чтения «Тонкие и Толстые вопросы» |
| Итог этапаповторили, что такое задача, части задачи. |
IV | Этап:Работа по теме урока, 15 мин Оборудование: карточки с текстом и признаками задачи, карточки с задачами для парной работы, схемы – опоры, ПК, проектор |
| Обращает внимание на карточки с текстами и признаками задачи. Просит детей прочитать текст и дать пояснение «Задача или не задача» (приложение 5) Предлагает изменить текст так, чтобы получилась задача. Раздает каждой паре учащихся карточки с задачами (приложение 6). Предлагает прочитать тексты и доказать, что это задачи. Просит сравнить условия задачи и указать составную задачу. Просит указать, какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче; ко второй, и решить эти задачи. | Читают текст, определяют, это задача или нет, поясняют свой ответ. Редактируют текст: изменяют условие, добавляют вопрос. Читают тексты; Определяют условие и вопрос и доказывают, что это задачи; Сравнивают условия задачи и определяют составную задачу; Определяют, какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче; ко второй; Решают задачу. | -Умение концентрировать внимание; -Умение пользоваться источниками информации (текст); -Умение действовать по образцу; | Приемы смыслового чтения «Лови ошибку», «Составление вопросов к задаче»; карточки с текстом и признаками задачи, карточки с задачами для парной работы прием |
| Итог этапа – пришли к выводу, что правильно составленная схема поможет при решении задачи. |
V | Этап:Закрепление 10 мин Оборудование:ПК, проектор, карточки |
| Обращает внимание на слайд. Просит рассмотреть схему на слайде и составить задачу по схеме. Задает наводящие вопросы для решения задачи (приложение 7). Раздает карточки для самостоятельной работы. Просит прочитать текст задачи. Уточняет, что необходимо найти в задаче и как найти. Просит составить схему к задаче и записать решение. Предлагает взаимопроверку. | Обращают внимание на слайд; Рассматривают схему; Составляют задачу по схеме; Участвуют в разборе задачи; Решают задачу. Читают задачу; Отвечают на вопросы; Самостоятельно составляют схему к задаче; Решают задачу. Организовывают взаимопроверку. | -Умение схематически обозначать условие задачи по алгоритму -Умение понимать прочитанное; -Умение извлекать необходимую информацию из текста; -Умение взаимодействовать в ходе выполнения задания; | Прием смыслового чтения «Составление краткой записи»; Карточки для самостоятельной работы |
| Итог этапа – самостоятельно решают задачу. |
IX | Этап: Домашнее задание,1 мин |
| Мотивирует на выполнение домашнего задания. Задает упражнения из учебника на выбор. Дает краткие комментарии к домашним упражнениям. Рекомендует использовать в качестве помощника- подсказки примерные схемы- опоры | Принимают информацию к сведению. Получают карточки-помощники (схемы-опоры) | - умение выполнять задание с использованием примерных схем; | Прием смыслового чтения «Множество выбора» Номера домашнего задания, схемы-опоры |
| Итог этапа: учатся оценивать собственные возможности в условиях выбора |
X | Этап: Рефлексия,3 мин Оборудование: ПК, проектор |
| Обращает внимание на то, что урок закончен. Спрашивает, когда было трудно и как удалось справиться с трудностями. Интересуется над чем еще необходимо поработать и как это будут делать. Просит закончить фразу: Я узнал … Я научился… Я удивился … Мне было трудно… Мне было интересно… Благодарит за работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают окончание фразы. | -Умение адекватно оценить свой уровень знаний и умений; -Умение просить помощь; | |
| Итог этапа – выявили учащихся для оказания адресной помощи по теме урока (приглашение на дополнительные занятия). |
Приложение 1
60 | 72 | 54 | 66 | 48 | 78 |
а | освещается | человек | солнцем | знанием | мир |
| | | | | |
Приложение 2
1. Продолжить высказывание.
- Если сегодня среда, то завтра будет…
- Если дыня легче арбуза, то арбуз …
- Если брат старше сестры, то сестра…
- Если в первой книге больше страниц, чем во второй, то во второй …
-Масса курицы на одной ноге 8 кг. Какова будет масса курицы, если она встанет на две ноги?
Приложение 3
«Верно неверно».
Верное утверждение обозначим знаком +, неверное отверждение обозначим знаком - .
- при сложении чисел находим сумму слагаемых;
- первый компонент действия вычитания – уменьшаемое;
- сумма 46 и 6 равна 50;
- у трех котят 6 ушей;
- 1 метр равен 10 дм.
- в 1 часе 60 секунд;
Приложение 4
- Вставьте в «окошки» числа так, чтобы получились верные равенства. На доске записаны два столбика примеров с окошечками.
12-*=6
4+*= 12
*+8=20
*-10=8
26-*=0
Приложение 5
На доске расположены карточки с задачами и признаками задач, которые дети называют самостоятельно, давая свои пояснения к текстам. «Задача или не задача».
1. На одной ветке 7 яблок, а на другой 9 яблок.
2. На одной ветке висели красные яблоки, а на другой зеленые. Сколько всего яблок на двух ветках?
3. Первое слагаемое 7, второе слагаемое 9. Чему равна сумма?
4. На одной ветке 7 яблок, на второй ветке 9 яблок. Сколько машин проехало по улице?
1 признак: В задаче должно быть условие и вопрос.
2 признак: В задаче должны быть данные и искомое.
3 признак: В задаче не указывается, каким действием ее нужно решать
4 признак: Условие и вопрос должны соответствовать друг другу.
- детям предлагается изменить текст так, чтобы получилась задача.
Приложение 6
Работа по карточкам, разбор задач, их анализ, работа по схемам, записи в тетради. )
1. Прочитай тексты и докажи, что это задачи.
А) На олимпийских играх в Сочи спортсмены России выиграли 18 медалей. Среди них 12 медалей золотых и серебряных. Сколько бронзовых медалей завоевали наши спортсмены?
Б) На олимпийских играх в Сочи спортсмены России завоевали 18 медалей. Среди них 7 серебряных, 6 бронзовых, а остальные – золотые. Сколько золотых медалей завоевали наши спортсмены?
2) Сравни условия задач и их вопросы.
3) Какая из задач составная?
4) Какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче? А ко второй?
5) Реши эти задачи.
Что помогло нам решить ее. (правильно составленная схема)
Приложение 7
Составление задачи по схеме
(на нахождение целого)
9 тетр. 5 тетр.
- Посмотрите на данную схему. О чем эта задача? Какие бывают тетради?
- Составьте задачу.
- Докажите, что это задача.
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Кто знает, каким действием решается задача? Почему?
- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадь.
- Прочитайте решение. (9+5=14)
- Что необходимо сделать после решения? (написать ответ)
- Чтобы правильно написать ответ, необходимо прочитать вопрос.