СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план учебного занятия по математике "Решение задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по математике на тему "Решение задач".

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план учебного занятия по математике "Решение задач"»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Автор разработки – Гошкодерова Альфия Анваровна,

учитель начальных классовМБОУ «Школа №6»


Предмет: математика

Класс: 2

Тема: «Решение задач»

УМК: «Математика. 2 класс», часть 2 (Моро М.И. и др.)

Цель урока: формировать умения выявлять сходство и различие текстов задач, изменять текст задачи в соответствии с данным решением; совершенствовать умения решать арифметические задачи; находить закономерности.

Задачи урока:

Образовательные:

Активизировать ранее изученные темы.

Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие:

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Предметные результаты:

Предметные:

  1. читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям);

  2. выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; накопят опыт решения текстовых задач;

  3. оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Личностные:

  1. готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;

  2. умение импровизировать;

  3. познавательный интерес к изучаемому материалу;

  4. выражать мнение о своих возможностях, делать выбор заданий на основе самооценки.

Коммуникативные:

  1. уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

  1. находить ошибку с помощью взрослого или самостоятельно.

  2. корректировать действие на основе заданных правил, схем, алгоритмов действия (под руководством учителя)

Познавательные:

  1. схематически обозначать условие задачи по алгоритму;

  2. выделять признаки для сравнения и группировки объектов;

  3. самостоятельно строит простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная


Тип урока: урок закрепления знаний


Оборудование, ресурсы:проектор, компьютер, раздаточные материалы


Образовательные технологии: смысловое чтение, здоровьесберегающая.




Сценарный план урока

с использованием приема смыслового чтения

Пояснение:

1)Материал урока – это те средства, которые появляются во время урока (дети их видят, слышат, с ними оперируют);

2) Планируемые результаты – те действия и умения, которые указаны в задачах

3) Итог этапа – обозначить,зачем учителю, а, главное, детям был нужен этот этап урока с точки зрения достижения цели (можно проследить, как каждый предыдущий итог этапа используется на следующем этапе)

4) В данном сценарном плане нужно обозначить, какой прием смыслового чтения использует педагог, на каком этапе и как вводится прием и в какой ситуации применяется на практике


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Материал урока

I

Этап: Организационный,2 мин

Оборудование: ПК, проектор


Приветствует учеников, демонстрирует на слайде таблицу (приложение 1), просит расставить числа в порядке убывания и прочитать.

Обращает внимание учащихся на пословицу «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», просит объяснить смысл пословицы. Спрашивает, что необходимо делать, чтобы много знать.

Обращают внимание на таблицу, расставляют числа в порядке убывания, читают пословицу, объясняют смысл пословицы, отвечают на вопрос учителя.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.


Таблица (приложение 1)


Итог этапа: пришли к выводу, что нужно хорошо учиться в школе, ответственно относиться к урокам и ко всем делам в жизни.

II

Этап: Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового материала),5 мин

Оборудование: доска


Просит продолжить высказывания (приложение 2).

Обращает внимание на таблицу (приложение 1).

Просит найти закономерность в записи ряда чисел и дать характеристику наибольшему числу.

Предлагает одному ученику выполнить задание у доски, остальным тетради: обозначить знаком «+» верное утверждение, знаком «-» - неверное (приложение 3).

Спрашивает, что можно записать с помощью этих знаков.

Просит назвать компоненты при сложении и вычитании, для чего необходимо знать взаимосвязь компонентов.

Предлагает использовать знание взаимосвязи компонентов при выполнении следующего задания (приложение 4)

Продолжают высказывания.




Находят закономерность.

Дают характеристику.





Выполняют задание





Отвечают на вопрос учителя


Называют компоненты при сложении и вычитании, результат сложения и вычитания.

Объясняют взаимосвязь компонентов

Выполняют задание

находить закономерности












Прием смыслового чтения «Верно-неверно»


Итог этапа: повторили название компонентов, их связь.

III

Этап:Формулировка темы,5 мин

Оборудование:


Спрашивает, для чего необходимо уметь выполнять действия сложения и вычитания, где мы встречаемся с задачами.






Объясняет, что задачи в учебнике взяты из нашей жизни, что в жизни придется очень многое складывать и вычитать.

Просит помочь сформулировать тему урока.

Просит рассказать, что дети знают о задаче, назвать части задачи.

- предлагают свои варианты – предположения для чего необходимо уметь складывать и вычитать.

-делают выводы об умении использования этих знаний в решении задач






- выдвигают версии темы урока

- называют части задачи, показывают на примерах, что условие и вопрос связаны между собой.

-Умение формулировать умозаключения;

-Умениеопределять тему урока;

Прием смыслового чтения

«Тонкие и Толстые вопросы»


Итог этапаповторили, что такое задача, части задачи.

IV

Этап:Работа по теме урока, 15 мин

Оборудование: карточки с текстом и признаками задачи, карточки с задачами для парной работы, схемы – опоры, ПК, проектор


Обращает внимание на карточки с текстами и признаками задачи.

Просит детей прочитать текст и дать пояснение «Задача или не задача» (приложение 5)

Предлагает изменить текст так, чтобы получилась задача.




Раздает каждой паре учащихся карточки с задачами (приложение 6).

Предлагает прочитать тексты и доказать, что это задачи.

Просит сравнить условия задачи и указать составную задачу.

Просит указать, какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче; ко второй, и решить эти задачи.

Читают текст, определяют, это задача или нет, поясняют свой ответ.




Редактируют текст: изменяют условие, добавляют вопрос.







Читают тексты;

Определяют условие и вопрос и доказывают, что это задачи;

Сравнивают условия задачи и определяют составную задачу;

Определяют, какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче; ко второй;

Решают задачу.

-Умение концентрировать внимание;

-Умение пользоваться источниками информации (текст);

-Умение действовать по образцу;

Приемы смыслового чтения «Лови ошибку», «Составление вопросов к задаче»;

карточки с текстом и признаками задачи, карточки с задачами для парной работы прием


Итог этапа – пришли к выводу, что правильно составленная схема поможет при решении задачи.

V

Этап:Закрепление 10 мин

Оборудование:ПК, проектор, карточки


Обращает внимание на слайд.

Просит рассмотреть схему на слайде и составить задачу по схеме.

Задает наводящие вопросы для решения задачи (приложение 7).

Раздает карточки для самостоятельной работы.

Просит прочитать текст задачи.

Уточняет, что необходимо найти в задаче и как найти.

Просит составить схему к задаче и записать решение.

Предлагает взаимопроверку.



Обращают внимание на слайд;

Рассматривают схему;

Составляют задачу по схеме;

Участвуют в разборе задачи;

Решают задачу.



Читают задачу;


Отвечают на вопросы;


Самостоятельно составляют схему к задаче;

Решают задачу.

Организовывают взаимопроверку.

-Умение схематически обозначать условие задачи по алгоритму -Умение понимать прочитанное;

-Умение извлекать необходимую информацию из текста;

-Умение взаимодействовать в ходе выполнения задания;

Прием смыслового чтения «Составление краткой записи»; Карточки для самостоятельной работы


Итог этапа – самостоятельно решают задачу.

IX

Этап: Домашнее задание,1 мин


Мотивирует на выполнение домашнего задания.

Задает упражнения из учебника на выбор.

Дает краткие комментарии к домашним упражнениям.

Рекомендует использовать в качестве помощника- подсказки примерные схемы- опоры

Принимают информацию к сведению.

Получают карточки-помощники (схемы-опоры)

- умение выполнять задание с использованием примерных схем;

Прием смыслового чтения «Множество выбора»

Номера домашнего задания, схемы-опоры


Итог этапа: учатся оценивать собственные возможности в условиях выбора

X

Этап: Рефлексия,3 мин

Оборудование: ПК, проектор


Обращает внимание на то, что урок закончен.

Спрашивает, когда было трудно и как удалось справиться с трудностями.

Интересуется над чем еще необходимо поработать и как это будут делать.

Просит закончить фразу:

Я узнал …

Я научился…

Я удивился …

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Благодарит за работу на уроке.




Отвечают на вопросы учителя.





Проговаривают окончание фразы.

-Умение адекватно оценить свой уровень знаний и умений;

-Умение просить помощь;




Итог этапа – выявили учащихся для оказания адресной помощи по теме урока (приглашение на дополнительные занятия).

















































Приложение 1


60

72

54

66

48

78

а

освещается

человек

солнцем

знанием

мир
















Приложение 2

1. Продолжить высказывание.

- Если сегодня среда, то завтра будет…

- Если дыня легче арбуза, то арбуз …

- Если брат старше сестры, то сестра…

- Если в первой книге больше страниц, чем во второй, то во второй …

-Масса курицы на одной ноге 8 кг. Какова будет масса курицы, если она встанет на две ноги?





Приложение 3


«Верно неверно».

Верное утверждение обозначим знаком +, неверное отверждение обозначим знаком - .

- при сложении чисел находим сумму слагаемых;

- первый компонент действия вычитания – уменьшаемое;

- сумма 46 и 6 равна 50;

- у трех котят 6 ушей;

- 1 метр равен 10 дм.

- в 1 часе 60 секунд;




Приложение 4

- Вставьте в «окошки» числа так, чтобы получились верные равенства. На доске записаны два столбика примеров с окошечками.

12-*=6

4+*= 12

*+8=20

*-10=8

26-*=0


Приложение 5

На доске расположены карточки с задачами и признаками задач, которые дети называют самостоятельно, давая свои пояснения к текстам. «Задача или не задача».

1. На одной ветке 7 яблок, а на другой 9 яблок.


2. На одной ветке висели красные яблоки, а на другой зеленые. Сколько всего яблок на двух ветках?

3. Первое слагаемое 7, второе слагаемое 9. Чему равна сумма?


4. На одной ветке 7 яблок, на второй ветке 9 яблок. Сколько машин проехало по улице?

1 признак: В задаче должно быть условие и вопрос.

2 признак: В задаче должны быть данные и искомое.

3 признак: В задаче не указывается, каким действием ее нужно решать

4 признак: Условие и вопрос должны соответствовать друг другу.

- детям предлагается изменить текст так, чтобы получилась задача.



Приложение 6

Работа по карточкам, разбор задач, их анализ, работа по схемам, записи в тетради. )

1. Прочитай тексты и докажи, что это задачи.

А) На олимпийских играх в Сочи спортсмены России выиграли 18 медалей. Среди них 12 медалей золотых и серебряных. Сколько бронзовых медалей завоевали наши спортсмены?

Б) На олимпийских играх в Сочи спортсмены России завоевали 18 медалей. Среди них 7 серебряных, 6 бронзовых, а остальные – золотые. Сколько золотых медалей завоевали наши спортсмены?

2) Сравни условия задач и их вопросы.

3) Какая из задач составная?

4) Какая схема анализа задачи подойдет к первой задаче? А ко второй?

5) Реши эти задачи.

Что помогло нам решить ее. (правильно составленная схема)


Приложение 7

Составление задачи по схеме

(на нахождение целого)


9 тетр. 5 тетр.



- Посмотрите на данную схему. О чем эта задача? Какие бывают тетради?

- Составьте задачу.

- Докажите, что это задача.

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Кто знает, каким действием решается задача? Почему?

- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадь.

- Прочитайте решение. (9+5=14)

- Что необходимо сделать после решения? (написать ответ)

- Чтобы правильно написать ответ, необходимо прочитать вопрос.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!