Тема: Взаимное расположение прямой и окружности
Цель: Сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой и окружности, добиться понимания и воспроизведения учащимися данных понятий через выполнение исследовательской работы, Развитие познавательного интереса к предмету, логического мышления, внимания, математической речи; воспитание аккуратности, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты: Распознавать различные случаи взаимного расположения прямой окружности, изображать их с помощью чертёжных инструментов. Строить касательную к окружности.
УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;
- умение обобщать, анализировать результаты исследования;
-развивать умение формулировать и отстаивать свое мнение;
-развивать умение оценивать свою учебную деятельность;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
1. Организационный этап (1мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности (6мин)
Сегодня мы проведем урок геометрии. Это будет не обычный урок, а урок-лаборатория. Работать вы будете в парах, заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Вы будете учиться наблюдать и делать выводы.
В начале урока проведем математическую разминку. Название нашей темы содержит два знакомых вам термина. Решив примеры, мы узнаем, первое слово.
0,6:2 = 0,3 (у) 0,7+0,02=0,27(К)
3,4+2, 7= 6,1 (С) 7,5-0,2=7.3 (Т)
3-1,6 =1,4 (Н) 0,08*100=8 (Ь)
4*1,4=5,6 (О) 1,2:10=0,12 (О)
1,4*0,2= 0,28 (Р) 4,5:5=0,9 (Ж)
0,12 | 0,27 | 0,28 | 0,3 | 0,9 | 1,4 | 5,6 | 6,1 | 7,3 | 8 |
о | к | р | у | ж | н | о | с | т | ь |
Разгадаем ребус:
Один мудрец сказал: “ Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но и возвысите душу свою”.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(3 мин)
Начнем с повторения, что мы знаем об окружности и прямой
Верно ли , что:
№п/п | Вопрос | да(+) нет(-) |
1 | Параллельные прямые пересекаются | |
2 | Перпендикулярные прямые пересекаются под углом 90ᵒ | |
3 | У окружности можно провести только один радиус | |
4 | Если диаметр окружности 12 см , то радиус 24 см | |
5 | Расстояние от точки А до прямой а 3см
А 3см 4см а В С а | |
6 | Расстояние от центра окружности, радиус которой 5 см, до любой точки окружности 10см | |
7 | Прямая и окружность всегда пересекаются | |
Проверим ответы и обсудим вопросы: (2мин)
1) Как располагаются прямые на плоскости?
2) Объясните, как связан радиус окружности и диаметр?
3) Как найти расстояние от точки до прямой?
4) Предположите, как будут располагаться прямая и окружность?
4. Постановка учеником собственных целей урока.(1мин)
Тема урока «Взаимное расположение прямой и окружности»
В жизни всегда очень важно достигать поставленных целей.
Какова цель урока?
Узнать как располагаются прямая и окружность
4. Работаем в парах. Заполнить таблицу (5мин)
1 | Проведите прямую. Рассмотрите все возможные варианты. | | | |
2 | Сколько общих точек у окружности и прямой? | | | |
3 | Найдите расстояние от центра окружности до прямой и сравните его с радиусом. | | | |
4 | Придумайте название для каждой прямой. | | | |
Отвечаем на вопросы:
1) Сколько общих точек у окружности и прямой?
2) Отчего это зависит?
3) В каком случае прямая не имеет общих точек с окружностью? Имеет одну точку? Две?
4) Что назовем касательной, секущей?
Флеш –демонстрация (1мин)
Физминутка (2мин)
5. Первичное закрепление
№273 (устно) , 274 (устно), 275 в тетрадях. (5 мин)
Мы познакомились с новым математическим объектом- касательной, а как всякий математический объект, касательная должна обладать какими-то свойствами. Давайте выясним, какими же? Одно из них поможет ответить на вопрос: как построить касательную к данной окружности, проходящую через данную на окружности точку.
Флешь-демонстрация. (построение касательной) (1мин)
Построить касательную
1. Провести окружность радиус 4 см
2. Отметить на окружности точку А.
3. Провести радиус ОА
4. Построить прямую, перпендикулярную радиусу ОА и проходящую через точку А.
.
6. Самостоятельная работа (3мин)
Тренажеры на стр.60. рубрика "Осваиваем алгоритмы" , № 130 и 131.
7. Подведение итогов(2мин)
Сегодня вы для себя открыли новое геометрическое понятие - касательная к окружности.
Оказывается, такое же определение касательной впервые встречается в учебнике "Элементы геометрии" французского математика Лежандра, написанного в конце 19 века. А то, что касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания, было уж известно греческому ученому Архиту Тарентскому, жившему в 4 веке до н.э.
Мы уже говорили на наших уроках, что математические объекты реально не существуют. В окружающем нас мире нет точек, треугольников, чисел. Все они созданы человеческим умом. Но все они описывают реальные объекты. С помощью касательной описывается некоторое физическое явление . Как видите, искры от точильного камня летят по касательной к вращающемуся кругу, аналогично мелкие камешки, частички земли, вода вылетают из-под колес движущейся машины так же по касательной.
Итак, что же нового вы сегодня узнали на уроке?(1мин)
Как располагаются прямая и окружность?
Какая прямая называется касательной к окружности?
Сколько касательных можно провести через данную на окружности точку? Сколько всего касательных существует у окружности?
8. Задание на дом (1мин)
1) п.17, стр.87 ответить устно на вопросы;
2) выполнить упражнения № 277, 279 и №128 Т
3) Где на практике встречается касательная и окружность
9. Рефлексия (1 мин)
Мы сегодня все молодцы, хорошо потрудились. Ребята, не бойтесь в жизни нового, не бойтесь экспериментировать и постигать знания, задавать вопросы и высказывать свое мнение, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, то есть не развивается.
Проанализируйте результат своей работы, ответив на вопросы:
Я знаю как …
Я могу …
Было интересно…
Мне надо поработать…
Полученные знания мне пригодятся…
Выставление оценок
6