СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный урок внеклассного чтения по сказке С. Козлова "Черный омут"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Составление «нейрончика» при знакомстве с философской сказкой С.Козлова «Черный омут» (урок внекласного чтения).

"Нейрончиками" мы с ребятами называем ментальные карты

Просмотр содержимого документа
«Сценарный урок внеклассного чтения по сказке С. Козлова "Черный омут"»


Сценарный план урока внеклассного чтения по литературе

в 8 классе.


Учитель:


Дата проведения:


Тема: «Составление «нейрончика» при знакомстве с философской сказкой С.Козлова «Черный омут»


Дидактическая модель: продуктивная


Вид деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.


Цель: Знакомство с представленным произведением, структурирование и систематизация информации, полученной на уроке знакомства с философской сказкой через построение «нейрончика» (ментальной карты) (предметная).

Задачи: - знакомить с новым произведением через применение приемов «отсроченная отгадка», «чтение с остановками и прогнозированием;

- развивать умение определять жанр прочитанного произведения, аргументировать свой выбор;

- продолжать обучение созданию «нейрончика» (ментальной карты) при систематизации и структурировании полученной информации.

На основе анализа произведения подведение к выводу о том, что человек самоценен (личностная).

Развитие речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения, анализа и сравнения объектов, структурирования и систематизирования информации посредством построения ментальной карты (метапредметная)




Оборудование: листы формата А-4; папки с текстом сказки, представленной фрагментарно; листы и степлеры для «складывания» сказки; доска; мел.



Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения навыков, знаний и умений с элементами практикума; урок формирования речевых навыков и умений



Характеристика класса: количественный состав класса – 7 человек (из них две ученицы обучаются по 7 виду): 4 юноши и 3 девушки.

Высоким уровнем мотивации к изучению литературы отличаются 3 человека.

Класс отличает вдумчивое отношение к обучению, активность, мобильность.

Ребята охотно откликаются на предложения использовать новые формы и приемы на уроках.

Поэтому прием построения ментальных карт («нейрончиков» - как их назвали сами школьники) я начала осваивать с учениками именно этого класса.


Особенности урока: данный урок был представлен как открытый урок на выездном районном семинаре учителей русского языка и литературы, состоявшемся в октябре 2014 года. Кроме заявленных выше целей, целью данного учебного занятия было иллюстрировать для учителей русского языка и литературы технологию создания ментальных карт.



Сценарий урока:


Элементы учебного мероприятия

Содержание знания

Технология доставки знания

1. Привлечение внимания (организационный этап)


Использование приема «загадка с отсроченной отгадкой»

Знакомство с произведением, ни названия, ни автора которого учитель пока сообщить не может.


2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения

(мотивация учебной деятельности)

Цель: выяснить, в чем философская составляющая данной сказки путем чтения с остановками и прогнозированием и анализа произведения на основе сравнения собственного опыта; определить влияние поднятых в сказке проблем на формирование духовных ценностей человека.


Лист самооценивания - посмотрите приемлемы ли для нас критерии, что необходимо делать в течение урока, со всем ли согласны?

3. Обращение к уже имеющимся знаниям

(актуализация опорных знаний)


Определение жанра произведения по отрывкам, представляемым для ознакомления постепенно.



Составление «Нейрончика»: коллективная работа у доски // составление индивидуальных «нейрончиков»: включение ассоциативного ряда; активизация систематизация и структурирование информации при составлении «нейрончика».

Обсудите собственные варианты в группе. Выберите и определите наиболее точное отражение жанрового понятия. Обсудите и запишите ваши формулировки в коллективном «нейрончике».


4. Представление нового материала (поисково-анализирующая работа)


Чтение сказки с остановками и прогнозированием


Определение темы и идеи произведения

Чтение отрывков сказки, прогноз возможного развития сюжета, сопоставление прогнозируемого развития сюжета с авторским

Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, представляя сообщение о жанровых особенностях различных произведений, заполняет ветвь первого порядка в коллективном «нейрончике». При ответе одноклассников другие готовят уточняющие вопросы по представленной информации. Заполняя «нейрончик», необходимо определить жанр этого произведения, опираясь на текст.



5. Сопровождение обучения (информационные и комментирующие сообщения учителя)


6. Практикум по теме урока


Выразительное чтение отрывков произведения и их анализ

Выполните задания: при слушании выразительного чтения учащихся выделяют ключевые слова из конкретных отрывков, и формулируют поднятые автором проблемы. Обучающиеся слушают друг друга и задают «толстые» вопросы. Таким образом, мы заполним ветви первого порядка в «нейрончике».


7. Динамическая пауза


8. Обратная связь





Причины страха героя произведения, его переживаний.





Обсуждение в группе. Обращение к тексту. Поиск причины страха героя произведения – зайца.

9. Оценка

Обращение к полученным знаниям как финальная оценка

Сравнивают определения. Анализируют информационный материал.

Делают аргументированный вывод.

Работа с получившимся коллективным «Нейрончиком». Сопоставим жанровое определение, которое дал каждый из вас с тем, что получилось у нас в целом. Определим математическим знаком, на какой вы стороне.

И заглянем в лист самооценивания, что получилось у вас лучше всего, над чем поработать.


10. Перевод в практическую плоскость (рефлексия с использованием интерактивного приема «Синквейн»)

Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации


Применение полученных знаний в собственном опыте

Составьте синквейн по итогам сегодняшнего урока


Декомпозиция и детализация задач, поставленных перед учениками и реализуемых на уроке:


Декомпозиция задачи

  1. Уметь формулировать понятие «философская сказка», через анализ сказки Н.Козлова.

  2. Уметь составлять «нейрончик» (ментальную карту) по алгоритму


  1. Уметь выразительно читать отрывки произведения, передавая различные эмоциональные оттенки


  1. Уметь определять тему, идею, жанр произведения



  1. Уметь сопоставлять переживания героя произведения с собственным миром


  1. Суметь сделать надпредметный (философский) вывод о роли литературы (в частности сказок) в жизни человека



Детализация задачи

1.1. Сформулировать понятие «философская сказка», выделив его основные черты, образы



2.1. Определить алгоритм создания «нейрончика» (ментальной карты)

2.2. Выделить средства речевой выразительности

2.3. Определить роль используемых средств речевой выразительности в произведении

3.1. Применить правила выразительного чтения


4.1. Определить тему, идею произведения

4.2. Уметь сформулировать тему, идею произведения


5.1. Провести сравнения переживаний героя произведения на примере жизненного опыта




6.1. Сделать вывод о роли литературы в жизни человека

6.2.Сопоставить восприятие философских сторон жизни С.Козловым, героями его сказок с

собственным восприятием




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!