Сценарий
Беседы «Сказки Пушкина – код времени»
1
Разработала
Воспитатель общежития ПОРОШИНА Г.В.
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы поговорим о прошлом и будущем. О том, что хранят древние писания и художественные произведения русских писателей. Все вы в школе учили произведения знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. И мало кто из вас задумывался над тем, что зашифровано в них.
«Сказка о мертвой царевне»
Обнаруживает один из источников таинственных познаний Пушкина. Всего замечательное в ней описание погребения. Царевна пережила временную ритуальную смерть как важнейший элемент
обряда инициации. Об этом свидетельствуют многочисленные детали символического свойства. Девица погребена в «высокой в высокой горе, глубокой норе(пещере)»: ее положили в «хрустальный гроб», знаменующий пребывание в ином мире. Гроб подвешивается «на цепях между столбов», то есть находится между небом и землей, знаменуя состояние перехода. Но самое удивительное - цепи, прикрепленные к шести столбам, образуют шестиконечную фигуру, известную в многочисленных вариантах, - это руна северных народов, в одних вариантах трактуемая как дерево мировое, в других как «звездаДавидова». В последнем случае это два взаимнопереплетенных треугольника, означающих нисхождение небесного и восхождение земного начала.
«Сказка о царе Султане и сыне его Гвидоне»
«Чудесный остров» знаком нам с детства
Образ древа мирового является в сказочной поэзии Пушкина трижды: это уже упомянутый дуб на острове; затем в знаменитом стихотворении «У лукоморья».
Древо мировое проходит через три зоны мироздания; его возможности образно-символические могут быть продемонстрированы через посредство зверька, который может взбираться по стволу вверх и спускаться вниз – горностая, белки, кота и т.д.
Сказочный кот – это символический зверек, который, взобравшись по дереву, может побывать во всех трех мирах: поэтому он – «кот ученый», знающий много сказок и песен.
Белка – тот же зверек, который может взбираться по дереву мировому, попадая при этом во все три мира: поэтому она – чудесница, живущая в хрустальном замке и разгрызающая золотые орехи с изумрудом внутри (символ мира
Божественной супругой князя Гвидона становится прекрасная царевна-лебедь. Образ лебедя устойчиво связан с северными странами легендарной Гиперборей и Скифией. Апполон Гиперберийсикий появился из северных стран на лебединой упряжке. Вергилий в «Энеиде» описывает вождя славянского племени венетов Купавона, шлем которого украшен лебведиными перьями в честь отца его Кикна-Лебедя. Герой его древнегерманских сказаний –«король-лебедь» Лоэнгрин – прибывает из наведеных стран в Германию верхом на лебеде.
Однако лебедь, приняв женский образ, несет на себе божественные знаки – «месяц под косой блестит, а во лбе звезда горит», благодаря которым мы узнаем в ней «Лунную богиню»
В Пушкинской сказке дана и топография острова:
А теперь нам вышел срок
Едем прямо на восток
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана
Остров Белый – единственный крупный остров Черного моря, следуя мимо которого в восточном направлении, можно попасть в Таврику, в Боспорское царство, в Тамань и раннесредневековое Тьмутараканское княжество.
Приведенная реконструкция мифа-сказки раскрывает чудесный остров как остров мистерий, где растет Древо мировое, посвящаемый пройдя символическую смерть, обретает второе рождение. Разумеется, только по мере угасания обряда складывается повествование о нем – миф, сказка, которая воспроизводит многие детали ритуала и то, что при этом рассказывалось посвящаемым как величайшая тайна, уже многое в этом обряде не понимала.
Итак легенда о чудесном белом острове сложилась на основе культурных традиций разных народов, обитающих на берегах Черного моря.