ГБОУ Белебеевская специальная (коррекцилнная) общеобразовательная школа VIII вида
Составил: учитель I категории Максимова Нина Елизаровна
Сценарий чувашского праздника «Манкун»
Цель: познакомить обучающихся с культурой чувашского народа, обычаями и традициями, осмыслить роль и значение обрядов, обычаев в жизни этноса в наше время, способствовать формированию чувства гордости национальной культурой, расширять кругозор, воспитывать патриотические и гражданские чувства.
Оформление и оборудование: плакат :Чувашский национальный праздник МАНКУН – « ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ».; передний угол избы с кроватью и подушками; с развешанными н национальными рушниками и полотенцами; праздничный стол с угощениями, н чайная посуда, самовар; музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор
Ведущий 1:Наша республика многонациональна, здесь проживают башкиры, татары, марийцы, мордва , украинцы, чуваши и многие другие национальности. У каждого народа свои традиции, обычаи и национальные праздники. Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Но общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей. Сегодня вы познакомитесь с чувашскими обычаями. Жизнь чувашей проходила не только в труде. Народ умел и веселиться, радоваться. В течение года проводились праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и приуроченные к основным переломным периодам астрономического года: зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию. Праздники зимнего цикла начинались с праздника «сурхури»-в честь приплода скота и урожая хлеба.
Демонстрация фильма «Сурхури».
Ведущий 2:Праздники весеннего цикла начинались с праздника « саварни», «Манкун», про праздник «Манкун» мы и расскажем, как его праздновали наши дедушки и бабушки в старину.
Ведущий 1.
(Презентация - видео)
-Манкун — праздник встречи весеннего нового года по древне-чувашскому календарю. Название манкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской пасхой. По древнечувашскому календарю манкун – праздник встречи весеннего нового года, угощения молодых родственников, благословления новорожденных и новобрачных, встречи нового солнца, ожидания новых радостей и удач в жизни. По этому поводу чуваши говорили: «калам-каяла, манкун-малала», т.е. «калам смотрит вспять в прошлое, а манкун – вперед, в будущее».
По древнечувашскому календарю манкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали манкун в среду и праздновали целую неделю.
В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит пританцовывая, т. е. особенно торжественно и радостно.
(Дети выходят встречать рассвет(на экране восходит солнце),дети восторгаются восходом солнца).
- Смотрите, смотрите, какое красивое солнце! Какое оно яркое, красное! И большоё!
К детям выходит в национальной одежде старик с палочкой. Дети подбегают к нему и просят рассказать легенду про солнце.
-Дедушка, дедушка, расскажи, пожалуйста легенду про солнце.
-Ну, конечно, расскажу. Садитесь поудобнее и слушайте.(скамейка, стул).
Пока дети рассаживаются, ведущий продолжает:
- Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики.
Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Bупар.
Старик начинает свой рассказ:
- Одна легенда гласит, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преисподнюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направилась на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и наконец одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.
Подняли батыры ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый сурбан. Поднялись на гору, высящуюся на самом восточном углу Вселенной, поднялись на высокое дерево на вершине этой горы. Бережно установили еще слабое солнце на небесную твердь. Подбежала тут мать солнца, подняла сына на руки, приложила к белым грудям, накормила молоком. Воспрянуло светлое солнышко, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости.
Старики сказывают, что каждый год перед пасхой чувашские ¦батыры ходят дружиной на восток, чтобы вызволить солнце из рук злой колдуньи Вупар. И все чуваши празднуют в честь освобождения солнца светлый праздник манкун... Такова прекрасная легенда о борьбе солнца со злой колдуньей.
(Хозяйка собирает праздничный стол)
Ведущий 2: В момент восхода солнца старики осыпают детей зерном, хмелем. Дети, борясь друг с другом, валяются по земле, чтобы весь год быть здоровыми.
После восхода солнца дети возвращаются в деревню. У ворот их встречают взрослые с гостинцами, зазывают в дома, угощают сладостями, орехами, колобками и непременно — крашеными яйцами.
(Бабушка в национальном костюме с гостинцами в руках зовёт деток в дом).
Дед: Ну, пойдёмте, дети, бабка моя вас заждалась.
(Дети вместе с дедом направляются в избу)
Ведущий 1: Считается, что дети, первыми встретившие солнце, приносят в дом счастье, здоровье и благополучие. По первым гостям судили о будущем приплоде скота. Если приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков, овцы — баранов. Телки и ярочки были желаннее. Поэтому мальчики старались пропустить вперед себя девочек.(Мальчики пропускают одну из девочек вперёд, а сами идут следом)
Зашедшего первым приглашали в передний угол и сажали на подушку перед праздничным столом, угощали как можно лучше. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, якобы, куры и гуси не будут высиживать птенцов.
Пока дети угощаются, звучит чувашская песня(диск)(слайды с утварью).
(Хозяйка всех деток усаживает за стол и угощает. Дети благодарят за угощение и прощаются с хозяйкой).
Ведущая 2,:
-К великому дню на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижики, лапту,в козны..
Ведущая проводит с детьми чувашскую игру « Пула»(Рыбка)
На площадке чертят две линии на расстоянии 10-15м друг от друга. По считалке выбирается водящий-акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих.Объявляется счёт осаленных из каждой команды.(салят условленное число игроков).
Ведущая 1: .
- Непременно играли в яйца. При этом верили, что кому сопутствует удача, того ожидает большой приплод скота и богатый урожай яровых хлебов. Одно из выигранных яиц припасали до весеннего сева и перед началом сева зарывали в борозду.
Проводится игра в яйца.(Дети скатывают с горки крашенные яйца, выигрывает тот, у кого яйцо укатится дальше).Затем дети уходят.
Ведущий2:
- Дети расходились по домам и где-то к обеду возле каждой качели собиралась нарядно одетая молодежь деревни, все разглядывали друг друга, чья одежда красивее. Передники, подолы платья девушки украшали лентами (кружевами). Кружева вязали сами, надевали ожерелье с монистами и разные яркие платки. В те годы большая часть населения обувалась в лапти, их украшали соломенными ленточками.
(На экране демонстрируются чувашская одежда).
Ведущая 1:
Молодежь с одной качели ходила к другой качели на другую улицу с песнями под балалайку. Возле каждой качели до глубокой ночи не смолкали в этот день песни, пляски, шутки и смех. Молодежь угощала друг друга семечками, крашеными яйцами. Парни угощали своих любимых пряниками. Инициатором увеселений был сам народ, ибо он был добр, музыкален, певуч и остроумен. Он хотел творить красоту, ибо сам был красив в своем творении.
( Выходят учащиеся с песней«Сюмар сявать» под балалайку и гармошку).
Танец девушек.
Частушки про наступление весны.
Игра на музыкальных инструментах.
Танец девушек.
Ведущая 2:
-С весенних увеселений с манкун парни начинали игру в «бабки». Они обычно собирались на солнцепеке, на молодой траве и с вдохновением играли до темноты. Здесь были свои чемпионы и мастера бить в цель. Были и другие игры «дарить кольцо», «третий лишний».
Игра: «Уйохпа хевель»(Луна и солнце).
Выбирают двух капитанов.Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце.К ним по одному подходят остальные,тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит , что он выбирает: луну или солнце.Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать.Команды встают в колонну,обхватив впереди стоящего за талию и начинают перетягивать друг друга через черту между ними.Проигравшая та команда, капитан которой переступил черту.
Ведущая 1:
-Вот так веселилась молодёжь, а взрослые в эту праздничную неделю ходили в гости к родственникам.
Звучит песня про родственников (видео)
По всей избе вывешивали полотенца, сурпаны, непременно приглашали в гости названых отцов и матерей новорожденных детей (хайматлах атте, хайматлах анне или аталах), новых зятьев и сватов, а также других родственников. В гости ходили с большим количеством гостинцев, обычно приносили семь или девять видов съестных припасов, а также каждый — свое пиво. Большое количество гостинцев должно было способствовать богатству и благополучию хозяев. В свою очередь хозяева также старались богато одаривать гостей. Отцы и матери — восприемники детей приносили им по рубашке. Дети же должны были отдариваться рубашками в будущем на своей свадьбе. . У чувашского манкун существует национальная особенность, которой нет у других христианских народов.
Хождение по домам, приглашение гостя в передний угол, одаривание подарками, хождение в течение праздника по родственникам обязательно. Вот так чувашский народ проводил праздник «Манкун».
Ведущая приглашает на сцену старика, бабку-хозяйку, детей, девушек и парней, все кланяются и под аплодисменты уходят.














