СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий чувашского праздника "Манкун"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:  познакомить обучающихся с культурой чувашского народа, обычаями и традициями, осмыслить роль и значение обрядов, обычаев в жизни этноса в наше время, способствовать формированию чувства гордости национальной культурой, расширять кругозор, воспитывать патриотические и гражданские чувства.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий чувашского праздника "Манкун"»

ГБОУ Белебеевская специальная (коррекцилнная) общеобразовательная школа VIII вида

Составил: учитель I категории Максимова Нина Елизаровна





Сценарий чувашского праздника «Манкун»

Цель: познакомить обучающихся с культурой чувашского народа, обычаями и традициями, осмыслить роль и значение обрядов, обычаев в жизни этноса в наше время, способствовать формированию чувства гордости национальной культурой, расширять кругозор, воспитывать патриотические и гражданские чувства.

Оформление и оборудование: плакат :Чувашский национальный праздник МАНКУН – « ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ».; передний угол избы с кроватью и подушками; с развешанными н национальными рушниками и полотенцами; праздничный стол с угощениями, н чайная посуда, самовар; музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор

Ведущий 1:Наша республика многонациональна, здесь проживают башкиры, татары, марийцы, мордва , украинцы, чуваши и многие другие национальности. У каждого народа свои традиции, обычаи и национальные праздники. Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Но общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей. Сегодня вы познакомитесь с чувашскими обычаями. Жизнь чувашей проходила не только в труде. Народ умел и веселиться, радоваться. В течение года проводились праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и приуроченные к основным переломным периодам астрономического года: зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию. Праздники зимнего цикла начинались с праздника «сурхури»-в честь приплода скота и урожая хлеба.

Демонстрация фильма «Сурхури».

Ведущий 2:Праздники весеннего цикла начинались с праздника « саварни», «Манкун», про праздник «Манкун» мы и расскажем, как его праздновали наши дедушки и бабушки в старину.

Ведущий 1.

(Презентация - видео)

-Манкун — праздник встречи весеннего нового года по древне-чувашскому календарю. Название манкун переводится как «вели­кий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский ман­кун совпал с христианской пасхой. По древнечувашскому календарю манкун – праздник встречи весеннего нового года, угощения молодых родственников, благословления новорожденных и новобрачных, встречи нового солнца, ожидания новых радостей и удач в жизни. По этому поводу чуваши говорили: «калам-каяла, манкун-малала», т.е. «калам смотрит вспять в прошлое, а манкун – вперед, в будущее».
По древнечувашскому календарю манкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали манкун в среду и праздновали целую неделю.

В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встре­чать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит притан­цовывая, т. е. особенно торжественно и радостно.


(Дети выходят встречать рассвет(на экране восходит солнце),дети восторгаются восходом солнца).


- Смотрите, смотрите, какое красивое солнце! Какое оно яркое, красное! И большоё!


К детям выходит в национальной одежде старик с палочкой. Дети подбегают к нему и просят рассказать легенду про солнце.

-Дедушка, дедушка, расскажи, пожалуйста легенду про солнце.

-Ну, конечно, расскажу. Садитесь поудобнее и слушайте.(скамейка, стул).

Пока дети рассаживаются, ведущий продолжает:



- Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики.

Они рас­сказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Bупар.

Старик начинает свой рассказ:


- Одна легенда гласит, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преис­поднюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, нап­равилась на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и наконец одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.

Подняли батыры ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый сурбан. Поднялись на гору, высящуюся на самом вос­точном углу Вселенной, поднялись на высокое дерево на вершине этой горы. Бережно установили еще слабое солнце на небесную твердь. Подбежала тут мать солнца, подняла сына на руки, при­ложила к белым грудям, накормила молоком. Воспрянуло светлое солнышко, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось солнышко по хрустально­му небесному своду, пританцовывая от радости.

Старики сказывают, что каждый год перед пасхой чувашские ¦батыры ходят дружиной на восток, чтобы вызволить солнце из рук злой колдуньи Вупар. И все чуваши празднуют в честь осво­бождения солнца светлый праздник манкун... Такова прекрасная легенда о борьбе солнца со злой колдуньей.

(Хозяйка собирает праздничный стол)

Ведущий 2: В момент восхода солнца старики осыпают детей зерном, хме­лем. Дети, борясь друг с другом, валяются по земле, чтобы весь год быть здоровыми.

После восхода солнца дети возвращаются в деревню. У ворот их встречают взрослые с гостинцами, зазывают в дома, угощают сладостями, орехами, колобками и непременно — крашеными яй­цами.

(Бабушка в национальном костюме с гостинцами в руках зовёт деток в дом).


Дед: Ну, пойдёмте, дети, бабка моя вас заждалась.

(Дети вместе с дедом направляются в избу)



Ведущий 1: Считается, что дети, первыми встретившие солнце, приносят в дом счастье, здоровье и благополучие. По первым гостям суди­ли о будущем приплоде скота. Если приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков, овцы — баранов. Телки и ярочки были желаннее. Поэтому мальчики старались пропустить вперед себя девочек.(Мальчики пропускают одну из девочек вперёд, а сами идут следом)

Зашедшего первым приглашали в передний угол и сажали на подушку перед праздничным столом, угощали как можно лучше. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, якобы, куры и гуси не будут высиживать птенцов.

Пока дети угощаются, звучит чувашская песня(диск)(слайды с утварью).

(Хозяйка всех деток усаживает за стол и угощает. Дети благодарят за угощение и прощаются с хозяйкой).

Ведущая 2,:

-К великому дню на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижики, лапту,в козны..

Ведущая проводит с детьми чувашскую игру « Пула»(Рыбка)


На площадке чертят две линии на расстоянии 10-15м друг от друга. По считалке выбирается водящий-акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих.Объявляется счёт осаленных из каждой команды.(салят условленное число игроков).

Ведущая 1: .

- Непременно играли в яйца. При этом верили, что кому сопутствует удача, того ожидает большой приплод ско­та и богатый урожай яровых хлебов. Одно из выигранных яиц припасали до весеннего сева и перед началом сева зарывали в борозду.

Проводится игра в яйца.(Дети скатывают с горки крашенные яйца, выигрывает тот, у кого яйцо укатится дальше).Затем дети уходят.


Ведущий2:

- Дети расходились по домам и где-то к обеду возле каждой качели собиралась нарядно одетая молодежь деревни, все разглядывали друг друга, чья одежда красивее. Передники, подолы платья девушки украшали лентами (кружевами). Кружева вязали сами, надевали ожерелье с монистами и разные яркие платки. В те годы большая часть населения обувалась в лапти, их украшали соломенными ленточками.

(На экране демонстрируются чувашская одежда).

Ведущая 1:

Молодежь с одной качели ходила к другой качели на другую улицу с песнями под балалайку. Возле каждой качели до глубокой ночи не смолкали в этот день песни, пляски, шутки и смех. Молодежь угощала друг друга семечками, крашеными яйцами. Парни угощали своих любимых пряниками. Инициатором увеселений был сам народ, ибо он был добр, музыкален, певуч и остроумен. Он хотел творить красоту, ибо сам был красив в своем творении.



( Выходят учащиеся с песней«Сюмар сявать» под балалайку и гармошку).


Танец девушек.

Частушки про наступление весны.

Игра на музыкальных инструментах.


Танец девушек.

Ведущая 2:

-С весенних увеселений с манкун парни начинали игру в «бабки». Они обычно собирались на солнцепеке, на молодой траве и с вдохновением играли до темноты. Здесь были свои чемпионы и мастера бить в цель. Были и другие игры «дарить кольцо», «третий лишний».

Игра: «Уйохпа хевель»(Луна и солнце).

Выбирают двух капитанов.Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце.К ним по одному подходят остальные,тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит , что он выбирает: луну или солнце.Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать.Команды встают в колонну,обхватив впереди стоящего за талию и начинают перетягивать друг друга через черту между ними.Проигравшая та команда, капитан которой переступил черту.

Ведущая 1:

-Вот так веселилась молодёжь, а взрослые в эту праздничную неделю ходили в гости к родст­венникам.

Звучит песня про родственников (видео)

По всей избе вывешивали полотенца, сурпаны, непременно приглашали в гости названых отцов и ма­терей новорожденных детей (хайматлах атте, хайматлах анне или аталах), новых зятьев и сватов, а также других родственни­ков. В гости ходили с большим количеством гостинцев, обычно приносили семь или девять видов съестных припасов, а также каждый — свое пиво. Большое количество гостинцев должно бы­ло способствовать богатству и благополучию хозяев. В свою оче­редь хозяева также старались богато одаривать гостей. Отцы и матери — восприемники детей приносили им по рубашке. Дети же должны были отдариваться рубашками в будущем на своей свадьбе. . У чувашского манкун существует национальная особенность, которой нет у других христианских народов.
Хождение по домам, приглашение гостя в передний угол, одаривание подарками, хождение в течение праздника по родственникам обязательно. Вот так чувашский народ проводил праздник «Манкун».



Ведущая приглашает на сцену старика, бабку-хозяйку, детей, девушек и парней, все кланяются и под аплодисменты уходят.














                                            






















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!