государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Сценарий интегрированного проекта: «Народные игры и забавы на Руси»
для 1-4 классов
Подготовили и провели: Миргородская С.В. Кузьмина Л.В. Рябокобыленко Е.Н.
г. Красный Сулин
2016-2017 учебный год
Цель: Знакомство детей с играми и забавами, проводимыми нашими предками на Руси.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения игр, хороводов, загадок, игрушек.
2. Развивать память, внимание, мышление, восприятие; музыкальный слух, чувство ритма; двигательную активность; общую и мелкую моторику; активизировать речевую и познавательную деятельность;
3. Воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям русского народа; дружбу и товарищество.
Ход занятия:
1.Звучит песня « Во поле береза стояла». Дети и ведущие с караваем выходят в зал и идут хороводом.
Вед.-Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
По русскому обычаю гостей встречают хлебом-солью. Этот обычай пришёл к нам из древности, когда к хлебу относились почтительно, уважительно. И не случайно наш праздник начался с песни о березе, ведь береза- это символ нашей Родины- России. А раньше наша родина называлась Русь. И жили на Руси наши предки- люди, от которых мы произошли ( слайд с определением). Это были высокие. Статные, светловолосые люди, они были смелые, сильные, выносливые, трудолюбивые. Они очень много трудились, чтобы прокормить свои большие семьи.
-Но наши предки умели не только работать, они умели и отдыхать.
- Эй, собирайся народ, становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки вас сегодня ожидают русские потешки.
2.Инсценировка потешек детьми.
- Сынок, сходи за водицей на речку.
-Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.
- Ты пирог съел?
- Нет не я.
- А вкусный был пирог?
- Очень.
- Фома, что из леса не идешь?
-Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идет.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
3.История игры.
- Вед. На Руси всегда любили играть в игры, от мала до велика. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история народа.
Игра « обыкновенные жмурки». Но вначале нужно выбрать водящего. Считалка:
-Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
-Куда клал?
- Под колоду.
-Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
Словарь на слайде: лыко- кора молодых деревьев, колода- короткое толстое бревно.
Жмурке завязывают глаза, поворачивают вокруг себя 1-2 раза, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- А что в квашне?
- Квас.
- Лови мышек, а не нас.
Все разбегаются, а жмурка ловит. Кого поймал, тот водит.
Словарь: квашня- деревянная кадка для теста.
4.История загадки.
-Вед. Любили наши предки и загадки отгадывать, и сами же их и придумывали. И дошли эти загадки и до нас с вами. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится.
- Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка).
- Зубов много, а ничего не ест.( Расческа).
-Посреди двора золотая голова.( Подсолнух).
-Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
-Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река).
- Живая живулечка на живом стульчике.( Грудной ребенок).
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца.( Крот).
5. История игрушки. Показ слайда.
-Вед. Перед вами сундук, в котором лежат игрушки, дошедшие до нас с древних времен: деревянные бабки, бирюльки, гудящий волчок, кубари, чиж, жаворонок и др.
Деревянные бабки- предки современной куклы, с помощью которой дети в старину играли. Она была и игрушкой и мишенью для выбивания.
6.История игры.
Вед. Игры раньше подразделялись на детские, девичьи и мужские.
Детские с прибаутками, считалками, кричалками, часто подражали животным. Девичьи: «Камешки», «Колечко», «Веночки».
Мужские: « Тычка», « Бородки», « Перетягивание веревки», « Кулачные бои».
Дети играют в игры «Перетягивание веревки» (мужск.) .
- Вед .Часто в старину люди наблюдали за повадками птиц и животных, и пытались их повадки передать в танце. Танец петушков.
Игра « Веночек»- в эту игру чаще играли девушки, это женская игра. Двое держат веночек, остальные проходят под ним. Последней девочке одевают веночек и она ищет пару и снова беруться за веночек.
7. Изготовление куклы « берегини». Вед.- В глубокой древности у кукол было другое предназначение. Она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куколка берегла человека, отсюда название – «берегиня».
Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Хотите сделать себе куколку? Я вам помогу. (Желающие изготавливают куклу)
8. Итог занятия. Вед.-Всю тяжелую работу наши предки выполняли вместе, сообща. Поэтому они были добрыми, помогали друг другу. И отдыхали они тоже вместе, дружно, так, как мы сегодня. Песня «Счастье Русской земли».
Вед. Дружно, весело плясали,
А покушать не пора ли?
Уважаемый народ, стол давно гостей всех ждет! Приглашаем всех на чаепитие с нашим караваем! Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание и участие! До новых встреч!