СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интеллектуально-творческого конкурса для старшеклассников "Звезда первой величины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2016  году исполняется 305 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем временам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествознании, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии. Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека. Каким же на самом деле был Ломоносов? Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию различных конкурсов, внеурочных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллектуально-творческого конкурса для старшеклассников "Звезда первой величины"»


Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии.

С.И. Вавилов

В 2016 году исполняется 305 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем временам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествознании, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии. Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека. Каким же на самом деле был Ломоносов? Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию различных конкурсов, внеурочных мероприятий.

«Звезда первой величины»

Сценарий интеллектуально-творческого конкурса для учащихся старших классов


Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова

Б. Шергин

Ведущий: в истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

Конкурс – приветствие.

Защита участниками названия, девиза и эмблемы команды.

Жюри оценивает конкурс

Творческий конкурс «Озвучь-ка»

Участникам конкурса демонстрируют часть презентации «М. В. Ломоносов», слайды о детстве и юности Михаила Васильевича Ломоносова (прил.1). После отведенного времени на подготовку, конкурсанты зачитывают комментарии к слайдам.

Жюри оценивает конкурс

Конкурс «Год за годом…»

Участникам конкурса предлагается заполнить опустевшие ячейки хронологической таблицы «Памятные даты событий из жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова» (прил. 2).

Жюри оценивает конкурс

Конкурс «Домашнее задание»

Участники за неделю до конкурса получают «домашнее задание» - найти в самых разных источниках информации малоизвестные факты биографии М. В. Ломоносова. Во время проведения конкурса найденные сведения зачитываются участниками команд поочередно.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс капитанов.

Задание. (Выполняется письменно) Назовите имена: - двух друзей; - двух учителей; - двух единомышленников; - двух врагов ученого. После отведенного времени на подготовку капитаны зачитывают ответы и сдают листы.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс «Дуэль»

Этот конкурс требует предварительной подготовки, работы с источниками информации. Участники конкурса поочередно зачитывают цитаты о М. В. Ломоносове (прил.3).

Жюри оценивает конкурс.

Во время подготовки выступлений команд или капитанов паузы заполняют демонстрацией творческих работ учащихся. Называют и награждают победителей различных конкурсов (конкурс рисунков, стихов, сочинений, поделок и т.д., посвященных юбилею М.В. Ломоносова).

Викторина «Конкурс знатоков» для болельщиков и зрителей.

  • От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка — от имени Денис.)

  • С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)

  • Какие книги Ломоносов называл "вратами своей учёности"? (Псалтырь С. Полоцкого, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)

  • Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)

  • Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? (Оба — поморы. Ф.Шубин — сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.)

  • С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)

  • Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)

  • Откуда взяты эти строки: "Восторг внезапный ум пленил…"? (Отрывок из самой первой дошедшей до нас оды Ломоносова на взятие Хотина, написанной в 1739 году.)

  • Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)

  • В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)

  • Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? (Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)

  • Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).

  • "Имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и др. нужды". О каком периоде жизни пишет Ломоносов?(1731 год, Славяно-греко-латинская академия).

  • Назовите города в Германии, связанные со студенческими годами Ломоносова. (Марбург, Фрейберг).

  • Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по профессии? (Химик)

  • О какой науке идет речь? Продолжите фразу: "химик без знания физики подобен человеку, который идет на ощупь " (о физической химии).

  • Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).

  • Какие приборы появились до Ломоносова, какие при нем? (До Ломоносова - перегонный куб, фильтровальная воронка, реторта, пробирка, холодильник – змеевик. Созданы Ломоносовым - термометр, финифтяная печь, микроскоп, весы с чуствительностью до 5 тыс.

  • Какие химические операции были известны до Ломоносова, а какие появились при нем? (До Ломоносова - перегонка, перекристаллизация, упаривание, растирание. При нем - качественный анализ, количественный анализ, взвешивание осадка).

  • Продолжить строки из труда Ломоносова:
    "Пою перед тобой в восторге похвалу
    Не камням дорогим, ни злату, но ….
    (стеклу "Письмо о пользе стекла").

  • Как иначе назывался труд, в котором Ломоносов заложил фундамент отечественной науки о языке? ("Риторика" или "Краткое руководство к красноречию").

  • Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).

  • Кто сказал: "С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим"? (Белинский, 1834 г.)

  • Назовите крупнейшие достижения Ломоносова в области астрономии. (май 1761 - открытие атмосферы на Венере).

  • Каким образом связан с именем Ломоносова капитан - командор В. Л. Чичагов? (По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначенЧичагов. Открытие Северного морского пути - обучал штурмана, заботился об оснащении экспедиции навигационными приборами).

  • "Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток". Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию).

  • Какими словами Ломоносов образно сказал о науке:
    "Науки юношей питают,
    Отраду старшим подают,
    В счастливой жизни украшают
    В несчастный случай берегут"?

  • О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве".
    "Там огненны валы стремятся
    И не находят берегов,
    Там вихри пламенны крутятся
    Борющись множество веков.
    Там камни, как вода кипят
    Горящи там дожди шумят".
    (О Солнце)

  • В чем состояла заслуга Ломоносова как химика? (Превратил химию из "искусства" в точную науку).

  • Какой была химия до Ломоносова? (Была в начальной стадии развития и считалась "искусственной", в котором главное было расщеплять сложные тела на простые и обратно).

  • Солдатом какой армии был несколько дней М.В.Ломоносов? (Прусской)

  • Как долго шел в Москву обоз с рыбой? ( Около 3х недель)

  • Сколько копеек составляла стипендия Ломоносова? (90)

  • Назовите судно, на котором отец Ломоносова выходил в море. ( "Чайка").

  • Назовите, что было названо именем Ломоносова (Горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане; кратер на невидимой стороне Луны; одна из малых планет; минерал).

  • Правда ли, что жена героя Отечественной войны 1812 года, генерала Н. Н. Раевского - Софья Алексеевна- внучка Ломоносова? (Да, от дочери Ломоносова Елены Михайловны).

  • Правда ли, что жена декабриста С.Г.Волконского – правнучка Ломоносова? (Да, тот же род.).

  • Как звали отца Ломоносова? (Василий Дорофеевич).

  • Назовите имя женщины, ставшей женой Ломоносова (Елизавета Христиана Цильх)

































Приложение №1


Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.


После смерти жены, матери Михайло, Василий Дорофеевич Ломоносов женился еще дважды... Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». С её подачи Михаилу запрещалось читать книги. Застанет отец за чтением, в ярости кричит: «Ещё раз увижу, изобью!»


Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.


Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля, в декабре 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу. В Москву Ломоносов ушёл с ведома отца, но, по-видимому, Василий Дорофеевич отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах»


В январе 1731 г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.




Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И.И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. В научном отношении оно принесло ему немалую пользу: он не только приобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий».


В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами



Приложение №2.

1711, 8 (19) ноября- родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора В. Д. Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урождённой Сивковой.

1720 г. - умерла мать Ломоносова, и он остался сиротой.

1721-1723 - обучался грамоте у Ивана Шубного и дьячка местой церкви Семена Сабельнкова.

1721-1722 - начал плавать с отцом по Белому и Баренцеву морям.

1723 - вторая женитьба отца.

1724, 14 июня - умерла мачеха Ломоносова

1724, 11 октября - третий брак отца Ломоносова с вдовой Ириной Семёновной Корельской.

1730, декабрь - получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву.

1731, 15 января - зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

1733 после июля-1734 до сентября - время возможного посещения Киева и пребывания в Киево-Могилянской академии.

1734, сентябрь - попытался принять участие в качестве священника в Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова.

1735, ноябрь - в числе 12 учеников Славяно-греко-латинской академии назначен для продолжения образования в Петербурге, в Академии наук.

1736, января - зачислен студентом при АН без жалованья "на академическом коште".

1736, 19 марта - официально уведомлен о предстоящей отправке в Германию для обучения химии и горному делу.

1736, 23 сентября - вместе Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером отплыл из Кронштадта в Травемюнде (Германия).

1736, 3 ноября - прибыл в Марбург и поселился в доме вдовы Е. Е. Цильх.

1738, 6 ноября - вместе с Виноградовым и Райзером зачислен в Марбургский университет.

1738, 4 октября - отправил в Петербург, в АН первую свою студенческую диссертацию "Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкое в зависимости от движения предсуществующей жидкости".

1739, март - закончил "Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплёнии корпускул".

1739, июль - закончил обучение в Марбургском университете и получил свидетельства об успехах в науках от Ю. Г. Дуйзинга и Хр. Вольфа.

1739, 14 июля - вместе с Виноградовым и Райзером прибыл во Фрейберг для обучения у И. Ф. Генкеля горному делу.

1739 - написал оду "На взятие Хотина" и составил "Письмо о правилах российского стихотворства"

1739, 8 ноября - дочь марбургской квартирной хозяйки Л. Елизавета Христина Цильх родила от Ломоносова дочь, получившую при крещении имя Екатерина Елизавета.

1740, начало мая - после ссоры с Генкелем ушел из Фрейнберга.

1740, 26 мая - обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой Христиной Цильх.

1740, июнь-октябрь - путешевствовал по Германии и Голландии в попытке вернуться в Петербург.

1740. ноябрь-1741, май - жил у своей жены в Марбурге.

1741. 8 июня - возвратился в Петербург.

1741, 10 июня - направлен к И. Амману "для изучения естественной истории".

1741, июль-ноябрь - работал над составлением своего раздела [Каталога камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Петербургской Академии наук].

1741, август - подал в Академическое собрание "Рассуждение о катоптрико- диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути...".

1741, декабрь - закончил работу "Элементы математической химии".

1741, 22 декабря - в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.

1742, 8 января - определен адъюнктом физического класса АН.

1742, январь - обратился в Академи ческу ю канцелярию с предложением учредить при АН Химическую лабораторию.

1742, 28 января - в Марбурге умер сын Ломоносова Иван.

1743 - работал над диссертациями: "Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств", "О сцеплении и расположении физических монад", "О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах, в которых заключается достаточное основание частных качеств". Приступил к систематическому изучению северных сияний, наблюдавшихся в Петербурге. Написал "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей слад-коречия", оды "Утреннее размышление о Божием величестве", "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния".

1743, 26 мая - учинил в пьяном виде "предерзости" в помещениях АН, оскорбив профессора X. Н. Винсгейма.

1743, 28 мая-1744, 19 января - находился под домашним арестом.

1743, август - участвовал в поэтическом соревновании с А. П. Сумароковым и В. К. Тредиаковским, переложив стихами 14-й псалом.

1743, октябрь - в Петербург приехала жена Ломоносова с дочерью Екатериной и братом И. Цильхом.

1744, 27 января - в Академическом собрании прочел предписанную ему формулу извинения перед профессорами.

1744, март-июнь - перевел с немецкого на русский язык "Описание в начале 1744 года явившияся кометы", составленное Г. Гейнзиусом.

1744, декабрь - закончил и представил в Академическое собрание три диссертации: "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", "Размышления о причинах теплоты и холода" и "О действии химических растворителей вообще".

1745, февраль - перевел с латинского на русский язык шестой раздел книги Л, Ф. Тюммига, назвав его "Вольфианская экспериментальная физика".

1745, март - составил и подал в Академическую канцелярию в третий раз проект и план постройки при АН Химической лаборатории.

1745, 25 июля - назначен профессором химии Петербургской АН.

1745, 25 октября - подал в Академическое собрание проект и план постройки Химической лаборатории.

1746, 20 июня - прочитал первую публичную лекцию по экспериментальной физике в аудитории Физического кабинета АН.

1746, 1 июля - подписан указ о постройке Химической лаборатории.

1747 - перевел с немецкого языка книгу Соломона Губерта "Экономическая стратагема", озаглавив ее "Лифляндская экономия".

1747, январь - закончил переработку рукописи "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия", дал ей новое название "Краткое руководство к красноречию. Книга первая...".

1747, 11-18 июля - вместе с А. А. Грековым посетил Кронштадт.

1748. сентябрь - написал диссертацию "Опыт теории упругости воздуха".

1748, 12 октября - закончено строительство первой в России научной и учебной химической лаборатории.

1749, январь-февраль - написал "Диссертацию о рождении и природе селитры".

1749, 21 февраля - родилась дочь Ломоносова Елена.

1749, октябрь-1750, март - принимал участие в обсуждении речи Г.Ф.Миллера "Происхождение имени и народа российского".

1751, март - произведен в коллежские советники.

1751, июль - в Академической типографии отпечатано "Собрание разных

сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая".

1751, 6 сентября - в Публичном собрании АН произнес "Слово о пользе химии".

1752-1754 - работал над составлением "Курса физической химии".

1752, сентябрь - закончил первую мозаику "Мадонна" с картины римского живописца Солимены.

1752, сентябрь - сочинил трагедию "Демофонт", которая была напечатана в том же году.

1752, 25 сентября - подал в Сенат предложение об учреждении в России

"мозаичного дела".

1752, декабрь - вышел Указ о постройке фабрики цветного стекла.

1753, 22 февраля-23 марта - поездка в Москву.

1753, 15 марта - получает земли и крестьян для постройки фабрики цветного стекла в Усть-Рудицах.

1753, 26 ноября - произнес в Публичном собрании АН "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих".

1754, июль - в письме к И. И. Шувалову сообщил свои предложения об организации Московского университета

1754, ноябрь - написал статью "Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии".

1755, 26 апреля - произнес в Публичном собрании АН "Слово похвальное Петру Великому".

1756, 15 июня - получил разрешение на постройку дома на набережной р. Мойки.

1756, 1 июля - произнес в Публичном собрании АН "Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее".

1757, 13 января - в Академической типографии отпечатана "Российская грамматика".

1757, февраль - в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова.

1757, 13 февраля - назначен советником Академической канцелярии.

1757, 6 сентября - произнес в Публичном собрании АН "Слово о рождении металлов от трясения земли".

1757, сентябрь - переехал в собственный дом на набережной р. Мойки.

1758, март - назначен руководителем Географического департамента АН.

1759, 8 мая - произнес в Публичном собрании АН "Рассуждение о большей точности морского пути".

1760, 19 января - назначен руководителем Академических университета и гимназии.

1760, 30 апреля - избран почетным членом Шведской королевской Академии наук.

1760, июль - закончил работу над "Рассуждением о происхождении ледяных гор в Северных морях" и направил ее в Шведскую Академию наук.

1760, 6 сентября - произнес в Публичном собрании АН "Рассуждение о твердости и жидкости тел".

1760, ноябрь - в типографии АН напечатан "Краткий Российский летописец с родословием".

1761, 26 мая - наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца.

1761, 1 ноября - написал первое из намечаемых им 8 писем И. И. Шувалову

"О сохранении и размножении Российского народа".

1763, сентябрь - закончил "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".

1763, 10 октября - избран почетным членом Академии трех знатнейших художеств.

1763 - в типографии АН закончено печатание книги "Первые основания металлургии, или рудных дел".

1763, 15 декабря - произведен в статские советники.

1763, 20 декабря - в типографии АН отпечатано "Известие о сочиняемой российской минералогии".

1764, январь - составил "Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова".

1764, апрель - избран почетным членом Академии наук Болонского института.

1765, 28 января - последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

1765, 4 апреля - скончался в собственном доме на р. Мойке.

1765, 8 апреля - похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.





1711

1730

1736

1740

1741

1745

1746

1751

1765


Приложение №3.


«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

Б. Шергин


«…Образ его исполински является нам, и этот исполинский образ возвышается перед нами во всем своем вечном величии во всем могуществе и силе гения во всей славе своего подвига – и бесконечно будет он возвышаться как бесконечно его великое дело». К. С. Аксаков


«Много сведений опытности труда и времени нужно для достойной оценки такого человека, каков был Ломоносов». В. Г. Белинский


«Вспоминая Ломоносова нельзя не остановиться на характерной черте его научной деятельности. Он все время стоял за приложение науки к жизни он искал в науке сил для улучшения положения человечества». В. И. Вернадский.


«Ломоносов стоит впереди наших поэтов как вступление впереди книги». Н. В. Гоголь


«Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность силу и гармонию…

… Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову монументом». Н. М. Карамзин


«Всем хорошо известно, что у истоков русской науки стоит величественная фигура М. В. Ломоносова. Этот поистине энциклопедический ум положил начало развитию химии, физики, астрономии, геологии, лингвистики и других отраслей знаний в России, не говоря о том, что его по праву можно считать отцом русской поэзии». А. Мень


«Этот человек - мой идеал, - писал Одоевский, - он тип славянского всеобъемлющего духа, которому, может быть, суждено внести гармонию, потерявшуюся в западном ученом мире. Этот человек знал все, что знали в его веке: об истории, грамматике, химии, физике, металлургии, навигации, живописи, и пр., и пр., и в каждом предмете сделал новое открытие, может быть, поэтому, что все обнимал своим духом». В. Ф. Одоевский.


«Он создал первый университет. Он лучше сказать сам был первым нашим университетом». А. С. Пушкин.


«Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесёт славу твою в будущие столетия. Слово твоё живущее присно и вовеки в творениях твоих слово российского племени тобою в языке нашем обновлённое прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий». А. Н. Радищев.


Он, умирая, сомневался,

Зловещей думою томим…

Но бог недаром в нем сказался –

Бог верен избранным своим…

Ф. Тютчев.


«…Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Н. Г. Чернышевский.


«Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии». С.И. Вавилов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!