6
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 р.п.Октябрьский
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Марданова Людмила Раисовна
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!» слайд 2
Именно Сказки будут главными героями нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок». Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Слайд 3 Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?».
Сейчас начнётся здесь парад.
К нам нынче выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад –
Твои любимые герои.
Вот шелестит уже страница
И кто-то в двери к нам стучится.
Слайд 4
В печке жаркой он родился,
На окошке остудился.
Убежать из дома смог
Круглый, вкусный ...( Колобок)
Как Луна в ночи взошла,
Она стряпать начала.
Каравай весь в завитушках,
А стряпуха-то ... (Лягушка)
Слайд 5
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю.
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает! (Емеля)
Слайд 6
Я – обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
Шёл голодный по дороге,
Был поесть, конечно, рад
Кашу, что из топора сварил,
Наш находчивый ... (Солдат)
Слайд 7
Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.) Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга). Чтобы пройти дальше, нужно выполнить задание Бабы-Яги: отгадать, из какой сказки эти рисунки?
Слайды 8-9-10-11 (Колобок, Волк и семеро козлят, Репка, Три медведя, Лиса и волк, Гуси-лебеди, Лиса и журавль, Маша и медведь)
Слайд 12
Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем и угадаем, кто оставил телеграммы. (командам раздать телеграммы)
Задания для 1 команды
Телеграмма
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
Задания для 2 команды
Телеграмма
Бабушка и дедушка! Спасите, за мной гонится лиса! (Колобок)
Телеграмма
Лиса заняла мой домик, а меня выгнала! Помогите! (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
Телеграмма
Приходил волк и съел козлят. Спасите моих братцев! (Козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко»
В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, стрела, печь, репа. (Дети объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)
Сказки:
Скалка - «Лисичка со скалочкой»;
Яйца - «Курочка Ряба»;
Деревянные ложки - «Три медведя»;
Стрела Иван-царевича - «Царевна-лягушка»;
Печь - «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди».
Слайд 14 Загадки из сундучка
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
Что не смог вытащить из земли дед? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого"Три медведя"?(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек (Волк)
Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета (Курочка Ряба)
Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик (Колобок)
Кто умудрился одновременно находиться в одно и тоже время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать и …есть не велел?(Маша)
Иногда Прекрасная, а иногда и Премудрая (Елена)
Иногда царевич, иногда дурак (Иван)
Кто с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки». (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)
Какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки "Маша и медведь")
Кто варил кашу,применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке"Каша из топора")
Чем кормила лиса журавля? (Кашей)
Кто первый нашёл теремок? (Мышка-норушка.)
Слайд 15
Подобрать эпитеты, которые встречаются в сказках, к словам:
Солнце , Девица, Вода, Лес, Дорога, Молодец
Слайд 16
Сказочные уроки
Объясните слова А.С.Пушкина
Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок!!!
А.С.Пушкин
Каждая сказка нас чему-то учит. Догадайтесь, из какой русской народной сказки можно извлечь следующие уроки? Слайд 17
Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. (Лисичка – сестричка и серый волк)
Как аукнется, так и откликнется (Лиса и журавль)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (Репка)
Слушайся старших! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Слайд 18
В гостях мы были у друзей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу своих любимых
Сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!
Слайд 19 (исполнение песни)
Знай, от сказки хмурый день светлей,
Знай от сказки чудо в жизни происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка.
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда
Верь мне – это обязательно случится.
Знай, от сказки маленькой одной
Перестанет плакать самый хмурый мальчик.
А когда ты встретишься с бедой,
Выручат тебя герои сказки.
Припев:
Знай, от сказки станет всем теплей.
И большим, и даже самым малым детям.
Так пускай все люди на земле
Сказкой, словно огоньком, себя согреют.