СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно – исторической композиции «Мимолётное ведение…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомить  ребят (с практически незнакомыми фактами) из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно – исторической композиции «Мимолётное ведение…»»

Татаринцева Ирина Викторовна,

заместитель директора по ВР,

учитель истории МБОУ СОШ №11

имени Г.С. Титова Щелковского муниципального

района Московской области


Сценарий литературно – исторической композиции «Мимолётное ведение…», посвящённой неизвестной истории любви

М. Ю. Лермонтова. к Н. Ф. Ивановой

На сцене ученик, сидящий за письменным столом.

Ученик 1 (доставая из сундучка письмо – записку, читает): «Я теперь сумасшедший совсем, болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры. Много со мною было…» Николаю Поливанову от его университетского друга Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ученик достаёт из сундучка сборник стихов и читает:

Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты….. Стихотворение Лермонтова « К ….Н.Ф.И…вой»

Ученик достаёт из сундучка портрет прекрасной девушки, на экране портрет Наталья Фёдоровна Иванова.

Ученик 1: Нежный, чистый овал. Удлиненные томные глаза. Высокая прическа, тонкая шея. А выражение лица такое, как сказано в одном из стихотворений Лермонтова, ей посвященных:

С людьми горда, судьбе покорна,

Не откровенна, не притворна. Так кто же такая, эта таинственная незнакомка Н.Ф.И?: - вы спросите меня и как вообще все эти предметы и история любви великого поэта к какой то незнакомки связана с историей нашего края?

На этот вопрос мне поможет ответить статья писателя

и литературоведа Ираклия Луарсабовича Андроникова «Загадка Н.Ф.И.» или ТАИНСТВЕННЫЕ БУКВЫ.

На сцену выходит ученик и говорит от имени писателя и литературоведа Ираклия Луарсабовича Андроникова

Ученик 2: Я не знаю, почему Лермонтов ни разу не написал ее имени. Я не знаю, почему за сто лет эту загадку не удалось разгадать ни одному биографу Лермонтова. Но я принялся за работу.

Ученик 1: И вот уж которую ночь сидит писатель за письменным столом и при ярком свете настольной лампы перелистывает томик юношеских стихотворений Лермонтова. Внимательно прочитывает каждое, сравнивает отдельные строчки.

Ученик 2: Вот, например, стихотворение "К***":

Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила...

Или, например, стихотворение «Ведение»

Весенний, теплый день; и у окна,
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью;
И рядом с ней сидел в молчанье мне
Знакомый юноша; и оба, оба,
Старались довольными казаться…

Эти два стихотворения написаны в одно и тоже время…. Июня 1831 года. А вот, письмо лермонтовского друга Владимира Шеншина к другому другу Лермонова Поливанову: "Мне здесь очень душно, и только один Лермонтов, с которым я уже пять дней не видался (он был в вашем соседстве, у Ивановых), меня утешает своею беседою..."

Теперь все ясно! В начале июня 1831 года Лермонтов гостил у каких-то Ивановых. Возможно, что к этой семье и принадлежала Н.Ф.И. - Наталия Федоровна... Иванова?! Ивановы жили недалеко от Москвы. Вот строки из того же стихотворения «Ведение».

Я видел юношу: он был верхом,
На серой борзой лошади - и мчался,
Вдоль берега крутого Клязьмы. Так, так… (делает вид, что ищет строчки – доказательства в тексте).

А вот… И всадник примечает огонек,
Трепещущий на берегу противном,
И различил окно и дом, но мост
Изломан... и несется быстро Клязьма.
Он вздрогнул, натянул бразды, толкнул
Коня - и шумные плеснули воды,
И с пеною раздвинулись они;
Плывет могучий конь - и ближе - ближе...
И вот уж он на берегу другом,
И на гору летит.- И на крыльцо,
Соскакивает юноша - и входит,
В старинные покои...

На экране картинка бала, на сцену выбегают две девушки (образ 19 век).

Сашенька: Натали, как Лермонтов влюблен в тебя!
Натали: Лермонтов! Да я и не знаю его и, что всего лучше, в первый раз слышу его фамилию.
Сашенька: Перестань притворяться, перестань скрытничать. Ты не знаешь Лермонтова? Ты не догадалась, что он любит тебя?
Натали: Право, Сашенька, ничего не знаю, и в глаза никогда не видала его, ни во сне, ни наяву.

На сцену выходит Лермонтов.
Сашенька: Мишель, поди сюда, покажись. Натали утверждает, что она тебя еще не рассмотрела. Иди же скорее к нам.

Лермонтов поклоном головы приглашает девушку на танец.
Натали:
Бежите от себя и от своего «Демона»? От своих милых печалей к этому холодному веселью?

Лермонтов: Нет, не бегу. Но Вы здесь, и это мирит меня с толпой.
Натали: Я — совсем другое! Мне нечего терять. Это моё место. Дом моей матушки

Сашенька: А вот Вас, Мишель может погубить этот вздорный мир (девушка убегает). Фото бал
Натали: Ваша печаль рождает прекрасные стихи. Но, я не знаю, родит ли что-нибудь вот это веселье. Вы должны мыслить, желать и жить только сердцем.

Ученик 2: Наталья Федоровна дочь известного писателя, драматурга, генерал-майора Федора Федоровича Иванова. Он часто устраивал в своем доме литературные вечера, на которые приходили Вяземский, князь Иван Михайлович Долгорукий, и время проходило "весело, с пользою и чашею в руках". Но прожить, к сожалению, отцу Натали было суждено не долго. Генерал умер рано в 39 лет.

Ученик 1: Мать Натальи Федоровны Екатерина Ивановна осталась с двумя малолетними девочками и через два года, после смерти мужа, купила имение Никольское – Тимонино, на правом берегу Клязьмы, за 50 тысяч рублей, у князя Ивана Михайловича Долгорукого

Ученик 2: Ивановский период усадьбы представляет для жителей щёлковского района особый интерес, так как связан с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. Юноша, верхом на лошади, приезжал в Никольское на встречу с любимой девушкой.

На сцену выходит Лермонтов и Натали

Лермонтов: Когда я унесу в чужбину,
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой,
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой,
Перед бесчувственной толпой?

Натали: Браво! Просто прелесть!

Позвольте, я перепишу в альбом вот эти строки.

Лермонтов: Вы в альбом? Тогда пишите:

О, будь!.. о! вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянись в том! чтоб вовсе радость,
Не умерла в моей груди….

В зал входит мать Натали. Лермонтов в поклоне целует руку Екатерине Ивановне.

Екатерина Ивановна: Простите, юноша дочь свою у вас я украду. Ей поручика Обрескова представить хочу.

Девушка с матерью отходят, оставляя поэта поодаль.

Екатерина Ивановна: Наташа, ты позабыла, что за душой у нас нет ни гроша. И, что помещик Николай Михайлович Обресков для тебя может быть прекрасной партией. Но ты и руки ему не подала.

Натали: Отчего же не подать руки? Ведь Вы, маменька, его не заставите на мне жениться.

Екатерина Ивановна: Отчего же ты так покраснела?

Наташа. Я? Люблю Обрескова за его веселый характер! Он милый премилый, прелюбезный.
Екатерина Ивановна: А скажи, пожалуйста, кто такое этот Лермонтов? Говорят, что он ужасный повеса, насмешник.

Наташа: Я вам ручаюсь, маменька, что я не заметила всего этого; по крайней мере он ни о ком при мне так не говорил, как вы теперь про него...

Екатерина Ивановна: Тебя погубит эта излишняя чувствительность!

К Натали подходит Обресков.

Обресков: Разрешите, Екатерина Ивановна ангажировать Вашу дочь.

Пара, танцуя, удаляется вглубь сцены, Екатерина Ивановна уходит туда же. На авансцену выходит Лермонтов.

Лермонтов: О Натали! Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали,
От шпор, мундира и усов;

Дай бог, чтоб вас не огорчали
Соперниц ложные красы,
Чтобы у ног вы увидали
Мундир, и шпоры, и усы! Уходит вглубь сцены.

На сцену выходит девушка - кузина Натали княжна Софья.

Кн. Софья: Наташа, я тебе советую остерегаться!

Наташа. Пожалуйста, без наставлений, Софи! - я сама знаю, как мне поступать. Я никогда не покажу Обрескову большой благосклонности, пускай он будет доволен малым.

Кн. Софья: Наташа ты не умеешь притворяться, ты любишь Обрескова.

Наташа (с живостью). Посмотри! как он мил! как он любезен!
Кн. Софья. Бедный Лермонтов! -
Наташа. Чем же бедный?
Кн. Софья. Он тебя так любит
Наташа. Как любит, так и разлюбит. Правда, он мне сначала немного нравился. В нем что-то необыкновенное... но, какое печальное всегда воображенье. Боже мой! да такой человек в одну неделю тоску нагонит.

Кн. Софья. А ты хотела бы все смеяться!

Наташа. Оставь меня. Какая мне нужда до твоего Лермонтова; делай с ним что хочешь; клянусь тебе, не стану ревновать! -
К девушкам подходит Екатерина Ивановна.

Екатерина Ивановна: Наташа! Я хочу говорить с тобой о важном деле, которое решит судьбу твоей жизни. Обресков предлагает тебе свою руку. Согласна ты или нет? - нравится ли он тебе? -

Наташа (в смущении). Я... не знаю...
Екатерина Ивановна: Как не знаю! – помилуй. Обресков ожидает богатое наследство, подумай. 1,500 душ! Рассуди! ты уж в летах, скоро стукнет 19. Теперь не пойдешь замуж, так, может быть, никогда не удастся. Решись, Наташа. Ведь он ждет. Ну скажи по совести: ведь он тебе нравится?
Наташа. Нравится...
Екатерина Ивановна: Так ты согласна! Ну тебе решать!
Наташа (останавливает мать). Maman! подождите..... Так скоро!...... Ей-богу! Я всё это вижу как во сне.... как можно в одну минуту. (Слезы показываются на глазах; она закрывает их руками.) Я не могу! - разве непременно сейчас?
Maman! Я согласна.
Екатерина Ивановна: Ну, и давно бы так..... об чем же плакать, мой ангел? (Крестит ее.) Христос с тобой! в добрый час! - (Уходит).
Наташа. Ах! -
Кн. Софья. Ты побледнела, кузина! - поздравляю тебя! - невеста! -
Наташа. Как скоро все это сделалось! - (Уходят.)
Ученик 2: Лермонтов в 1831 году пишет драму «Странный человек», которая содержит автобиографические моменты поэта. Отношения Владимира Арбенина, главного героя драмы, с Натальей Федоровной Загорскиной в известной мере отражают факты биографии Лермонтова: увлечение его Натальей Фёдоровной Ивановой и ее измену.

Ученик 1: Героине драмы даны то же имя и отчество, которые носила Иванова, точно воспроизведены семейное положение, возраст и характер прототипа Загорскиной. Арбенина Лермонтов наделил некоторыми чертами, близкими ему самому.

В доме Ивановых много гостей; вечер; подают чай.

Гость. Слышали ли вы, граф, новость? - Завтра свадьба в вашем приходе. Любопытно ли посмотреть?
Граф. Свадьба? А чья, например?

Гость. Загорскина выходит замуж за Белинского.

Дама. Вы знаете жениха?
Гость. Знаю-с.

Дама. Он богат?

Граф. Имеет состояние, следовательно и долги!
Дама. Хорош собой?
Гость. Молодец. Только слишком занимается своим лицом.
Дама. А невеста?
Граф. Недурна.
Дама: Я слышала, она кокетка до невозможности
Гость. Она вскружила голову Арбенину.
Граф. Да! бедный Арбенин! вы знаете: он сошел с ума!
Дама: Как сошел с ума? Молодой Арбенин?
Гость. Как же, от любви к Загорскиной!
Дама. И Загорскину не мучит совесть?
Граф. Про то знает ее духовник. Странно! с ума сойти от любви?

Дама: Я надеюсь, ваш Арбенин не великий человек.....

Гость. Он - Странный человек! вот и все!

На сцену выходит Лермонтов

Лермонтов:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор,
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Я горд! Прости! Люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
Ученик 1: Почему Наталья Фёдоровна, пользовавшаяся успехом в московском свете, вышла замуж за человека на 11 лет старше, почему безропотно подчинилась воле матери, можно только догадываться. Судя по всему она была бесприданницей, а может Натали увлеклась более красивой внешностью, может богатством? Для нас это останется загадкой.

Ученик 2: Умерла Наталья Фёдоровна в 1875 году, на 9 лет пережив своего мужа. В одном из обращений к Наталье Фёдоровне Михаил Юрьевич написал пророческие слова – завещание:

Когда я буду прах, мои мечты,

Хоть не поймет их, удивленный свет

Благословит; и ты, мой ангел, ты

Со мною не умрешь: моя любовь

Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;

С моим названьем станут повторять

Твое: на что им мертвых разлучать?

Ученик 1: Так, выполняя волю великого поэта, сегодня рядом с его именем мы произносим имя нашей землячки – Натальи Фёдоровны Ивановой, которое будет вечно жить рядом с именем великого человека.

На сцену выходят все участники.

Участник 1: Мой Щелково! О, дивный град...
Земель Московских Государства.
Рожденный сотни лет назад,
В истоках вотчины боярства.
Участник 2: О, Щелково! Ты мой герой.
Блажен твой лик в лучах заката.
Раскинувшись над Клязьмою - рекой,
Сияешь отблесками злата.
Участник 3: Возможно есть места и покрасивей,

Но я пою о городе моём:

Щёлково – кусочек от России,

Место, где с тобою мы живём.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!