СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Страницы политической истории ХХ века в стихах и песнях"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальное мероприятие "Страницы политической истории ХХ века в стихах и песнях" знакомит обучающихся с тем, какое отражение основные этапы жизни страны в ХХ веке нашли в музыке и поэзии. Используется презентация и обязательное музыкальное сопросождение.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Страницы политической истории ХХ века в стихах и песнях"»


«Страницы политической истории ХХвека в стихах и песнях»




Поэт Глазков иронизирует по поводу ХХ века:

Я на жизнь взираю из – под столика,

Век двадцатый – век необычайный:

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.




Мир ХХ века – мир двух глобальных войн, унесших миллионы жизней, мир ядерного оружия, мир насилия. Но и мир великих открытий, великих гуманистов и ученых, быстрых калейдоскопических превращений, отраженных в геометрии Малевича и Пикассо, красках Шагала и Кандинского. Этот мир драматичен, но прекрасен.

Итак, двадцатый век. Так о нем писал А.Блок в поэме «Возмездие», которая задумывалась поэтом еще в 1910 году.


Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный коней Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...


«Две опасности не перестают угрожать миру: порядок и беспорядок», - писал Поль Валери. ХХ век в полной мере испытал не себе разрушительную силу этих двух начал: могучие волны революций, кровавых и беспощадных, прокатились по многим странам мира.

Из строгого, стройного храма

Ты вышла на визг площадей...

— Свобода! — Прекрасная Дама

Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, —

Обедня еще впереди!

— Свобода! — Гулящая девка

На шалой солдатской груди! 26 мая 1917 М.Цветаева


Кровь, разруха, нетерпимость, террор «красный», «белый» и иной. И на фоне этого в 1918 году – новые строчки Маяковского – «Ода революции»:

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъявленная злословием штыков,

Восторженное возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное «О»!

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще не звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой,

Грудой развалин?


Тебе обывательское

-о, будь ты проклята трижды! –

И мое,

Поэтово,

- о, четырежды славься, благословенная!


Из хаоса и анархии революционной бури в России родилась самая страшная, самая безнравственная для каждой страны, братоубийственная гражданская война.

Две России - красная и белая - боролись друг с другом насмерть. Одни расстреливали других и не видели возможности компромиссов.

И вот заросли, а потом и пропали совсем могилы ратников Белого дела. О красных память была щедрее - в мраморе, обелисках, стихах и песнях. Но великие и низкие люди были по обе стороны фронта, который проходил через человеческие жизни.

В советской исторической науке не очень афишировалось, что генерал – лейтенанта Деникина разгромил генерал – лейтенант Егорьев, генерал – лейтенанта Краснова и генерала Юденича – полковник Гиттис, а адмирала Колчака – полковник Каменев. И те, и другие – наши соотечественники.

Все рядком лежат,—

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал:

Смерть побелила. М.Цветаева


Да что там говорить! Они даже песни пели одинаковые.

Добровольческая песня, которую вы слышите, была известна в СССР как песня гражданской войны «Смело мы в бой пойдем за власть Советов...». Но немногие знают, что изначально это песня белогвардейская, которая позже была переделана в красную и усилиями пропаганды (ценность которой большевики понимали лучше других) зазвучала по стране.

А вот так она звучала вначале: запись песни в исполнении хора Валаамского монастыря.

Пока звучит песня, найдите отличия.



Добровольческая песня (Мы смело в бой пойдем...)

Автор не установлен


Слышали деды - война началася,

Бросай своё дело, в поход собирайся.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


Рвутся снаряды, трещат пулемёты,

Скоро покончим с врагами расчёты.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


Вот показались красные цепи,

С ними мы будем драться до смерти.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


Вечная память павшим героям,

Честь отдадим им воинским строем.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


Русь наводнили чуждые силы,

Честь опозорена, храм осквернили.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


От силы несметной сквозь лихолетья

Честь отстояли юнкера и кадеты.

Мы смело в бой пойдём за Русь святую,

И, как один, прольём кровь молодую.


Добровольческая песня (Смело мы в бой пойдем…)


Слушай, рабочий, война началася,
Бросай своё дело, в поход собирайся.
Смело мы в бой пойдём за власть Советов
И как один умрём в борьбе за это.

Рвутся снаряды, трещат пулемёты,
Но их не боятся красные роты.
Смело мы в бой пойдём за власть Советов
И как один умрём в борьбе за это.

Вот показались белые цепи,
С ними мы будем биться до смерти.
Смело мы в бой пойдём за власть Советов
И как один умрём в борьбе за это.

Вечная память павшим героям,
Вечная слава тем, кто живёт.
Смело мы в бой пойдём за власть Советов
И как один умрём в борьбе за это.



А что же со страной за которую сражались и одни, и другие?

Гришка-Вор тебя не ополячил,

Петр-Царь тебя не онемечил.

Что же делаешь, голубка? — Плачу.

Где же спесь твоя, Москва? — Далече.


— Голубочки где твои? — Нет корму.

— Кто унес его? — Да ворон черный.

— Где кресты твои святые? — Сбиты.

— Где сыны твои, Москва? — Убиты. М.Цветаева


Следующая страница – 1920 – 1930-е гг.


На рубеже 1920-1930-х годов в стране начинается новый этап модернизации, целью которой было обеспечить технологический прорыв во всех областях экономики в кратчайшие сроки. НЭП был свернут, утвердилась система жесткого административного управления всеми сферами жизни.

В результате выполнения первых пятилетних планов, несмотря на все издержки и просчеты, СССР добился экономической независимости, вышел на 2-е место в мировом промышленном производстве.

Музыка Георгия Свиридова из фильма «Время, вперёд!» одна из самых узнаваемых и ярких мелодий советского времени. Несмотря на то, что фильм вышел к пятидесятилетнему юбилею октябрьской революции, для многих жителей СССР музыка из этого фильма ассоциировалась именно с 1930-ми годами, в которые и происходит действие фильма.

Фильм предваряет выпуск журнала Совкино 1930-го года. В этом выпуске:

  • кадры первомайского парада на Красной площади,

  • спуск нового корабля-лесовоза в Ленинграде,

  • кадры отправки экспедиции для изучения Арктики на ледоколе «Георгий Седов»,

  • окончание строительства Турксиба.

В начале фильма на плакате появляется следующее четверостишие:

Шагай страна быстрей моя,

Коммуна - у ворот!

Впе- рёд, вре- мя!

Вре- мя, вперёд!

Эта музыка стала своеобразной визитной карточкой СССР. В течение продолжительного времени она использовалась в заставке программы «Время», и используется по сей день, но в слегка изменённой версии.

Одной из самых трагических страниц отечественной истории стали массовые репрессии 1930-х гг., затронувшие все слои населения, все государственные и общественные структуры. Но значительная часть народа верила в светлое будущее и с энтузиазмом участвовала в строительстве нового общества. И песни были величественные, жизнеутверждающие.

В 1936 году в кинофильме «Цирк» прозвучала «Песня о Родине» – В.Лебедев – Кумач и И.Дунаевский.


22 июня 1941года – день, перевернувший жизнь миллионов людей. Память о тех, кто пал в боях, о солдатах минувшей войны – это то святое, что не зависит от политических режимов и возникающих критических ситуаций. Мы чтим и бережно храним ее.

Шел третий день войны. Москва настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога и боль затаились в глазах людей. Третий день… Каждую минуту смерть уносит молодые полные сил жизни…

Утром 24 июня на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева – Кумача «Священная война». Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски красной армии А.В.Александрову. И уже на другой день появилась песня.

27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением величайшей жизненной правды. Помню солдаты вдруг после первого куплета встали и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще.

Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной.

Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Солдатам голову кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,

Одной – единой страсти ради

На полустанке - инвалид,

И Шостакович - в Ленинграде.


16 сентября 1941 года в уже блокадном Ленинграде по радио прозвучало обращение Дмитрия Шостаковича.

Эта симфония была написана. А. Ахматова назвала «Знаменитой Ленинградской». Композитор начал работать над ней в осажденном врагом городе осенью 1941 г. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — это тоже слова Шостаковича.

5 марта 1942 г. в Куйбышеве состоялась премьера Седьмой симфонии. Она имела большой политический резонанс во всём мире.

Побывавший на премьере Д. Ойстрах записал: «… слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… Огромной гордости за то, что в нашей стране нашелся художник, сумевший в трудные дни с такой убеждающей силой и вдохновением откликнуться на грозные события войны… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом, как поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».

     В конце марта Седьмую симфонию играли уже в Москве. Однако главной целью было доставить партитуру в Ленинград, чтобы исполнить ее в городе, мужеству которого она была посвящена. Вместе с медикаментами и другим ценным грузом партитуру доставил спецсамолет из Куйбышева, прорвавший блокадное кольцо.

На улицах осажденного Ленинграда появились афиши: "Дирижер Элиасберг собирает оркестрантов". Дело в том, что для исполнения этой симфонии нужен был оркестр не менее чем в сто человек. Но столько в блокадном Ленинграде найти было невозможно. Когда начались репетиции, играть могли только 15 человек. Исполнению придавалось исключительное значение. И тогда, как пишет Ольга Берггольц, весь Ленинград — его армия, его флот — начали поднимать Седьмую симфонию. Подготовка исполнения напоминала подготовку военной операции.

9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты. Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Произведение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали не скрывая слез. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Через много лет после войны двое немецких туристов, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Когда мы это слышали, то просто все обезумели. Мы-то считали, что город мертвый». Когда оркестр заиграл финал, зал встал.


Долгожданный День Победы наступил – 9 мая 1945года, праздник со слезами на глазах.

Проходит время, все меньше остается живых свидетелей тех страшных событий.

Мы понимаем, что когда-то
Придут совсем другие даты.
Не будет больше ветеранов.
Их не останется в живых.
Ни рядовых, ни офицеров,
Ни покалеченных, ни целых,
Ни благородных генералов,
Ни бывших зеков рот штрафных.

Кто им потом придет на смену?
Кого придется звать на сцену,
Чтоб окружить своей заботой,
Когда нагрянет юбилей?
Подряд уходят ветераны.
Им обдувает ветер раны,
Их ордена лежат забыты,
А имена горят сильней.

А, может, это всё логично?
Но очень больно, если лично
Ты с этим связан был и даже
Не понимал тогда всего.

Мы верим, мы твердо убеждены в том, что 9 мая – самый главный праздник для нашей страны был, есть и будет.

Сегодня непременным знаковым атрибутом торжеств в честь этого дня является песня, написанная к 30-летнему юбилею Дня Победы, в 1975 году, Давидом Тухмановым на стихи Владимира Харитонова. Это не просто атрибут, это гимн Победе.


Вот такая насыщенная потрясениями первая половина ХХ века. А что же было потом? Разнообразие и смешение стилей, жесточайший контроль государства и подражание западу, первые еще советские рок – группы. И, конечно же, авторская песня.


Об авторской песне я хочу рассказать подробнее.

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950—1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. В это время начал систематически сочинять песни Б. Окуджава.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Сергей Никитин, Александр Городницкий и многие - многие другие.

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу». На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая ее безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

(исполнение песни)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье,

Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву,

Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,

В черно-белом своем преклоню перед нею главу,

И заслушаюсь я и умру от любви и печали.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат по углам золотея,

Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву,

Синий буйвол и белый орел и форель золотая.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

(исполнение песни)

Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере... к этакой матери.
Но поскольку молчание - золото.
То и мы, безусловно, старатели.
Промолчи - попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники.
Потому что молчание - золото.
Промолчи - попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята.
Но под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото!
Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть - в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!


С середины 60-х гг. появляются иронические, откровенно сатирические, диссидентские песни. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность.

До свидания, мальчики!


Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов. В то же время их песни знали, пели, слушали.


С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов и фестивалей.


Сегодня мы уже распрощались с ХХ веком.



ПРОЩАЙ, ХХ ВЕК!

Наше время изумляет, разрывает нас на части,
мы гордимся этим веком, наша жизнь полна чудес,
но на душу населенья чести, мужества и счастья
не убавил, не прибавил удивительный прогресс.

Прощай, двадцатый век - святоша и безбожник,
обманщик и мудрец, философ и факир,
Прощай, двадцатый век - убийца и художник,
оставишь ли в живых безумный этот мир?!

Прощай, двадцатый век - убогий и прекрасный,
прощай, двадцатый шаг к безмерной высоте,
прощай, двадцатый век - великий и ужасный,
мелькнувший над землей в крови и в нищете.

Прощай, двадцатый век, ты стал великой былью.
Мы стоили тебя, когда ты был не прав.
Прощай, двадцатый век, ах, мы тебя любили!
Прости своих детей за их нелегкий нрав.

А. Дольский

Вот то немногое, чем нам хотелось с вами поделиться, и что нам хотелось вам рассказать. И еще вот такой факт. Готовя это мероприятие, мы провели небольшой опрос, попросив студентов разных групп ответить на вопрос: «Какая, на их взгляд, песня является главной песней ХХ века, то есть отражает самое главное в нем историческое событие?» С этим же вопросом мы обращались и в учительской к преподавателям. Они, в отличие от студентов, отвечали сразу без запинки. Студенты думали, многие мучились, но в итоге 67% опрошенных назвали песни военной тематики или военных лет. А лидерами стали 2 песни (и, кстати, в ответах преподавателей были названы только они) – гимн войны, «Священная война», и гимн победы, песня «День Победы».




 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!