СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ литературно - музыкального вечера «Я ВСТРЕТИЛ ВАС...» (адресаты лирики А. С. Пушкина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нашу жизнь можно сравнить с книгой, где каждый прожитый год - это страница, наполненная встречами и разлуками, увлечениями и любовью, радостями и ожиданиями. Александр Сергеевич Пушкин - человек интересной судьбы, выдающаяся личность. Он был знаком со многими замечательными женщинами своего времени. Одними он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой третьих.

Звучит «Элегия», муз. Массне.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ литературно - музыкального вечера «Я ВСТРЕТИЛ ВАС...» (адресаты лирики А. С. Пушкина)»

СЦЕНАРИЙ

литературно - музыкального вечера


«Я ВСТРЕТИЛ ВАС...»

(адресаты лирики А. С. Пушкина)

Цели: ознакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;

углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений;

развивать умения анализировать факты биографии поэта;

совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать культуру читательского восприятия, высокие эстетические чувства.

Оборудование: тексты стихотворений,

иллюстративный материал,

музыкальное сопровождение (музыка Массне, романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», ноктюрн «До минор» Шопена, «Пушкинский вальс» Прокофьева, романс «Сожженное письмо», «Певец», «Признание», Г.Свиридов музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»

Прогнозируемые результаты:

учащиеся имеют представление об интимной лирике А.С.Пушкина, ее адресатах;

участвуют в беседе;

определяют мысли и чувства автора, запечатленные в стихотворениях о любви;

выразительно читают стихотворения.

На экране автопортрет А. С. Пушкина. Звучит фортепианное вступление к романсу Глинки «Я помню чудное мгновенье». Выходят на сцену ведущий и исполнители. Они высвечиваются лучом прожектора.


ВЕДУЩИЙ: Нашу жизнь можно сравнить с книгой, где каждый прожитый год - это страница, наполненная встречами и разлуками, увлечениями и любовью, радостями и ожиданиями. Александр Сергеевич Пушкин - человек интересной судьбы, выдающаяся личность. Он был знаком со многими замечательными женщинами своего времени. Одними он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой третьих.

Звучит «Элегия», муз. Массне.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Мои богини! Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

(«Евгений Онегин» Гл. 1 стих XIX)


ВЕДУЩИЙ: Прекрасное, благородное чувство—любовь. Она зажигает сердца, вдохновляет на подвиги, рождает строки удивительной силы и красоты, волшебные звуки музыкальных произведений, картины художников. Любовь к лирике Пушкина – это чувство, присущее не только поэту, это и моё, и твоё, и его - это наше чувство.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Я Вас любил:

Любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем;

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.


ВЕДУЩИЙ: Всего семь строк, составленных из самых обычных слов*, трудно представить себе, что это удивительное создание мировой лирической поэзии, одна из её вершин — просто стихотворение, вписанное в альбом на память светской знакомой. Так Пушкин всегда и во всём остаётся Пушкиным. Альбомное стихотворение, стихи, написанные на случай, мадригал, светский комплимент - превращаются у него в тончайшие миниатюры. В них. - все оттенки сложного и напряжённого чувства, в них щедрость поэтического дара гения, щедрость его человеческого сердца.

Мы вспомним сегодня лишь несколько стихотворений поэта, расскажем о тех, кому они посвящены.

На экране одно за другим проходят изображения Завадовской, сестёр Ушаковых, Смирновой-Россзт, Воронцовой, Керн, Марии Раевской, Пушкиной.


ВЕДУЩИЙ: Из глубины ХIХ столетия глядят на нас эти лица. Эти женщины дороги и интересны нам потому, что были современницами Пушкина, были интересны ему.

Нас волнует судьба, что в какой-то момент она соприкасалась с жизнью Пушкина, стала частицей его жизни, его поэзии, его Музы...

На экране автопортрет Пушкина. Звучит фортепианное вступление к романсу Глинки «Я помню чудное мгновенье».


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слёзы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья.


ВЕДУЩИЙ: Эти прекрасные строки поэта посвящены той, которую современники называли одной из самых привлекательных женщин своего времени.

На экране портрет Воронцовой.


ВЕДУЩИЙ: Более 30 изображений этой женщины встречается в черновых тетрадях поэта, на листах рукописей «Евгения Онегина», в его «Одесских тетрадях». Вот, что говорит об этом первый биограф Пушкина - Анненков:


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «...предания той эпохи упоминают о женщине, превосходящей всех других по власти, с которой управляла мыслью и существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить про одного себя тайну этой любви... Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы спокойного, благородного, величавого типа, которые идут почти по всем бумагам из одесского периода жизни».


ВЕДУЩИЙ: Анненков тоже не упоминает имени женщины - поэт не хотел этого, но современники узнали и в рисунках и в прекрасных стихах поэта Елизавету Ксаверьвну Воронцову - «Элизу», так называл Пушкин свою «Волшебницу».


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Там, где море вечно плещет,

На пустынные скалы,

Где луна теплее блещет,

В сладкий час вечерней мглы,

Где в гаремах наслаждаясь,

Дни проводит мусульман,

Там волшебница, ласкаясь,

Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:

«Сохрани мой талисман:

В нём единственная сила!

Он тебе любовью дан:

От недута, от могилы,

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасёт мой талисма


И богатствами Востока

Он тебя не одарит,

Он тебе не покорит;

И тебя на лоно друга,

От печальных чуждых стран

В край родной на север с юга

Не умчит мой талисман...


Но когда коварны очи

Очаруют вдруг тебя,

Иль уста во мраке ночи

Поцелуют не любя -

Милый друг! От преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман!»


ВЕДУЩИЙ: Елизавета Есаверьевна - дочь польского магната и любимой племянницы светлейшего князя Потёмкина, владевшей богатствами несметными. В 1819 году Елизавета Ксаверъевна выходит замуж за графа Воронцова. Одна из самых блестящих партий по тому времени, но брак, заключённый по расчёту, не принёс счастья.


3 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Современник писал о Елизавете Ксаверьевне в годы её молодости: «Не нахожу слов которыми я мог бы описать прелесть графини Воронцовой, ум, очаровательную приятность в обхождении. Соединяя красоту с принуждённою вежливостью - уделом образованности, высокого воспитания, знатного большого общества, графиня пленительна для всех...»


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.

Близ дома моего печальная свеча

Горит, мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

«Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя.»

Звучит романс «Ночной Зефир»,


ВЕДУЩИЙ: Пушкин испытывал очарованье страсти могучей, всепоглощающей его чувства к Элизе наполнены резкими переходами от восторга и упоенья любовью к мучительной ревности.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Когда любовию и негой упоенный

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь милая желал ли славы я;


Ты знаешь, удалён от ветреного света,

Скучал суетным прозванием поэта,

Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал

Жужжанью дальнему упрёков и похвал.


Могли ль меня тревожить приговоры,

Когда, склонив ко мне томительные взоры

И руку на глаза мне тихо наложив,

Шептала ты: Скажи ты любишь, ты счастлив?

Другую как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?


А я стесненное молчание хранил,

Я наслаждением весь полон был, я мнил

Что нет грядущего, что грозный день разлуки

Не придёт никогда... И что же? Слёзы, муки,

Измены, клевета, всё на главу мою

Обрушился вдруг... Что я? Где я? Стою.

Как путник молнией постигнутый в пустыне.

И всё передо мной затмилося! И ныне

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Все, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуты разлученья.


ВЕДУЩИЙ: 11 июля 1824 года в ответ на доносы генерал-губернатора Южного края графа Воронцова в Одессу приходит высочайшее повеление: «Пушкина уволить под надзор местного начальства». Возлюбленные должны расстаться... Воронцова принимает горячее участие в судьбе поэта. Она даже пытается устроить ему побег...

«В пещере тайной в день гоненья» она дарит Пушкину на память талисман - золотой перстень с сердоликом - с таинственной надписью арабскими буквами на камне. Он призван охранять

поэта. Строфы этого стихотворения звучат как молитва, как заклинание


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Храни меня мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья,

Ты в день печали мне был дан.


Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.


В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покроя,

В тревоге пламенного боя,

Храни меня, мой талисман.


Священный, сладостный обман

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман


Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи желанье;

Храни меня, мой талисман.

Звучит «Пушкинский вальс» Прокофьева.


ВЕДУЩИЙ: Пушкин уезжает в Михайловское. Поэт тоскует, даже осень любимая пора года не может принести ему успокоения. В эти дни написано стихотворение «Ненастный день потух».

С намеренными пропусками, с оборванным концом., оно является одним из самых удивительных образцов русской лирики, особенно по умению так много сказать именно тем., что не сказано.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Ненастным день потух, ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой:

Как приведение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…


Всё мрачную тоску на душу мне наводит.

Далёко там, луна в сиянии восходит;

Там воздух напоён вечерней теплотой;

Там море движется роскошной пеленой

Под голубыми небесами...


Вот время: по горе идет она

К брегам потопленным шумящими волнами,

Там под заветными скалами,

Одна... Никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна... ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных

…………………………………………………….

Никто её любви небесной не достоин.

Неправда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

…………………………………………………….

Но если…


ВЕДУЩИЙ: Сестра поэта рассказывала, что когда приходило письмо из Одессы с печатью, украшенное такими же кабалистическими знаками, как на перстне её брата, он запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал. Прекрасным памятником этим письмам любви стало стихотворение двадцатого года «Сожженное письмо».


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Прощай, письмо любви! Прощай! Она велела.

Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, чае настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет.

Минуту!.. вспыхнули! Пылают - лёгкий дым,

Виясь, теряется с волнением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой

Останься век со мной на горестной груди...

1825г.

Звучит романс «Сожженное письмо»


ВЕДУЩИЙ: Образ Воронцовой, воспоминанья, с ней связанные, вновь и вновь возникают с необыкновенной силой в душе поэта. Осенью 1830 года, в Болдине, накануне женитьбы Пушкин в последний раз обращается к милому образу.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой,

И негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас.

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же дальняя подруга,

Прощанья сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг обнявший молча друга,

Пред заточением его.


ВЕДУЩИЙ: Воронцова, по словам современника «... до конца своей жизни сохраняла о Пушкине тёплые воспоминания и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух. И притом подряд, так что когда кончились все тома, чтение возобновлялось. Она сама была одарена тонким и художественным чувством и не могла забыть очарование пушкинской беседы. С ним соединялись для неё воспоминания молодости».

На экране изображение А. П. Керн. Звучит ноктюрн «До минор» Шопена (или другое классическое произведение).


ВЕДУЩИЙ: Анна Петровна Керн... Это ей посвятил Пушкин неумирающие строки о высокой любви, дарующей человеку и богатство, и вдохновение, и жизнь, и слёзы, и любовь... Анне Петровне Керн было 19 лет, когда её впервые увидел 20-летний Пушкин. Юная красавица произвела на поэта неизгладимое впечатление.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «Хотите пи знать, что такое госпожа Керн? У неё гибкий ум, она понимает всё, она огорчается легко и так же легко утешается, она робка в манерах и смела в поступках, но она очень привлекательна...»


ВЕДУЩИЙ: Через 6 лет, под впечатлением неожиданной встречи с А. П. Керн поэт написал стихи. Вдохновительница пушкинской музы пережила на 43 года своего поэта. До конца дней своих носила она в сердце этот поэтический подарок. Правда, музыкальный шедевр - романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», прозвучавший впервые в доме Керн, предназначался уже её дочери - Екатерине Ермолаевне Керн. И стихи, и романс - это воистину великий гимн любви...

Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

ВЕДУЩИЙ: Послание к Керн навсегда останется одной из вершин русской и мировой лирической поэзии... Пройдут века и тысячелетия, но пока на Земле существует жизнь и поэзия - сохранится близкий нам образ прелестной юной женщины - Анны Керн — начертанный рукой поэта.

Она родилась на рубеже двух веков под зелёным штофным балдахином. Шестнадцати лет была выдана замуж за старика — генерала. В 19 встретилась с Пушкиным и ... вошла в бессмертие.

Звучит заключительная часть ноктюрна Шопена. На экране автопортрет Пушкина. Затем на экране портрет Смирновой-Россет.


ВЕДУЩИЙ: Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет, француженка по отцу, грузинка по матери, фрейлина императрицы, украшение салона Карамзиных, близкий друг Жуковского, Вяземского, Плетнёва. В её салоне читал свои произведения Гоголь, здесь были Лермонтов, Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой, Тютчев, Тургенев, Аксаков. Блестящая светская дама, красавица восточного типа, черноокая Россет отличалась живым умом, независимыми и оригинальными взглядами, острой наблюдательностью, тонким литературным вкусом, любовью ко всему прекрасному.


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «... она была среднего роста, стройна, медлительна и ленива в своих движениях. Чёрные длинные чудесные волосы оттеняли её молодое и правильное, но бледное лицо. И на этом лице сияла печать мысли... Её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением», - пишет о ней Лермонтов.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Черноокая Россети

В самовластной красоте

Все сердца пленила эти,

Те, те, те и те, те, те...


ВЕДУЩИЙ: Писал Пушкин в шутливом экспромте о молодой Александре Осиповне. В марте 1832 года в день её рождения Пушкин купил в магазине на невском не очень нарядный, но с большими листами альбом. Поэту хотелось, чтобы Смирнова-Россет, хорошо знавшая жизнь двора и света, жизнь литературную и общественную, прекрасная рассказчица вела в альбоме свои записки. На первой странице альбома он написал ей стихотворное посвящение: «В тревоге пёстрой и бесплодной...».


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: В тревоге пёстрой и бесплодной

Большого света и двора

Я сохранила взгляд холодный,

Простое сердце, ум свободный,

И правды пламень благородный

И как дитя была добра;

Смеялась над толпою вздорной,

Судила здраво и светло.

И шутки злости самой чёрной

Писала прямо набело.

На экране снова портрет Смирновой-Россет. В руках у исполнительницы альбом. Она сидит в кресле за столиком.


ВЕДУЩИЙ: Александра Осиповна Смирнова-Россет в своих «Записках» оставила интересные воспоминания о Пушкине:

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «...Никого не знала я умнее Пушкина. Ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли - бывало, забьёт их совершенно. Вяземский, которому очень не хотелось, чтоб Пушкин был его умнее, надуется и уж молчит, а Жуковский смеётся. Ты, брат, Пушкин, чёрт тебя знает, какой ты - ведь вот и чувствую, что вздор говоришь, а переспорить тебя не умею, так ты нас обоих в дураки и записываешь».

Исполняется романс «Певец».


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Пётр Андреевич Вяземский - Александре Осиповне Смирновой-Россет. Февраль 1837 года. Из Петербурга в Париж.

«Что скажите вы о страшном несчастии, обрушившемся на наши головы, как огромный удар, когда мы все менее этого ожидали, хотя, сказать по правде, после этих проклятых безымянных писем небосклон бедного Пушкина постоянно был покрыт облаками... Не имею ни случая, ни духу, ни силы писать Вам об этом. В жестоких страданиях своих Пушкин был велик твёрдостью, самоотвержением, нежной заботливостью о жене своей. Чувствуя, что смерть близка, он хладнокровно высчитывал шаги её, но без малейшего желания порисоваться, похорохоритъся и подействовать на окружающих. Таков он был во время поединка...»


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Александра Осиповна Смирнова-Россет - Петру Андреевичу Вяземскому.

«... ничего нет более раздирающе-поэтического, как его жизнь и его смерть. Я так же была здесь оскорблена и глубоко оскорблена, как вы, несправедливостью общества. А потому я о нём не говорю. Воспоминания о нём сохранятся во мне недостижимыми и чистыми».


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Александра Осиповна Смирнова-Россет - Василию Андреевичу Жуковскому. Апрель 1837 года.

«...одно место в нашем кругу пусто, и никогда никто его не заменит. Потеря Пушкина будет ещё чувствительнее со временем. Вероятно, талант его и сам он развились бы с новой силой через несколько лет».

На экране снова автопортрет Пушкина. Звучит фортепианное вступление к романсу Глинки «Я помню...».


ВЕДУЩИЙ: (с книгою в руках): В литературно-художественном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год, книга пятая, читатели впервые познакомились со стихотворением Пушкина «Красавица»... Так хорошо знакомые теперь строки:


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

Она крутом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.


Куда бы ты не поспешил,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье, -

Но, встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

1832 г.


ВЕДУЩИЙ: стихи эти имеют подзаголовок «В альбом к Г». Кого воспел Пушкин в этом стихотворении? В чей альбом вписаны его рукой такие необыкновенные, такие величественные строки? Почти через 90 лет, когда все предложения, казалось, были исчерпаны - автограф нашелся. Это был небольшой листок с золотым образом - из альбома графини Завадовской…

На экране портрет Завадовской.

Вот она - графиня Елена Михайловна Завадовская. Вот, та, о которой хором свидетельствуют современники.


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «Красавица Севера царицей молодой, чистейшей красоты высоким идеалом» - называет её Вяземский.

«я люблю эту милую графиню, как любят прекрасную и нежную розу, которой благоухание проникает в душу» - пишет поэт Козлов,

По свидетельству Андрея Николаевича Карамзина, на баллах в Париже она затмевала всех своей красотой,..


ВЕДУЩИЙ: И, наконец, Пушкин


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Всё в ней гармония,

Всё диво.

Всё выше мира и страстей:

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей,,,

Звучит романс «Ночь».

На экране автопортрет Пушкина. Звучит фортепианное вступление к романсу Глинки «Я помню...». Ведущий со старинным альбомом в руках.


ВЕДУЩИЙ: В собрании пушкинских рукописей хранится альбом. Если раскрыть его страницы — на память сразу приходят строки:

Он был написан, изрисован

Рукой Онегина кругом.

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли, замечанья,

Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайны, письмена,,.

Этот альбом был почти сплошь «исписан, изрисован» рукой поэта. А принадлежал он московской приятельнице Пушкина, молодой девушке Елизавете Николаевне Ушаковой.

На экране портрет Ушаковой.


ВЕДУЩИЙ: Вот сама хозяйка альбома. Ей посвящено и шутливое стихотворение «Вы избалованы природой…»


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Вы избалованы природой:

Она пристрастна к вам была,

И наша вечная хвала

Вам кажется докучной одой.

Вы сами знаете давно.

Что вас любить не мудрено,

Что нежным взором вы Армида,

Что лёгким станом вы Сельфида,

Что ваши алые уста,

Как гармоническая роза...

И наши рифмы, наша проза

Пред вами шум и суета.

Но красоты воспоминанье

Нам сердце трогает тайком –

И строк небрежных начертанье

Вношу смиренно в ваш альбом...


ВЕДУЩИЙ: Елизавета Николаевна была младшей дочерью Ушаковых. В гостеприимном доме, где были на выданье две дочери, часто собиралось шумное общество - известные писатели, певцы, музыканты. Пушкин познакомился с Ушаковыми в декабре 1826 гола и вскоре стал в доме своим человеком. Он приезжал сюда часто, по нескольку раз в день, чувствовали себя легко, весело и непринуждённо. Ему нравились обе дочери Ушаковых, но особенно — старшая, семнадцатилетняя Екатерина Николаевна - весёлая, бойкая, голубоглазая красавица с огромными косами пепельно-золотистого цвета, отличная певица, и остроумная собеседница. «Ни женщина, ни мальчик» - так определил поэт её характер и посвятил ей следующие строки:


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Когда, бывало, в старину

Являлся дух иль приведенье.

То прогоняло сатану

Простое это изреченье:

«Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни

Гораздо менее бесов и приведений.

(Бог ведает, куда девалися они!)

Но ты, мой злой иль добрый гений,

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые

И речи резвые, живые

Я очарован, я горю.

И содрогаюсь пред тобою,

И сердцу, полному мечтою,

«Аминь, аминь, рассыпься!» - говорю.


ВЕДУЩИЙ: Эти стихи лёгкие, изящные, шутливо-насмешливые не говорят о серьёзности чувства, но очень возможно, что под шуткой скрывалось и нечто более серьёзное. Во всяком случае, в свете усиленно начали говорить об увлечении Пушкина. Перед отъездом в Петербург Пушкин пишет в альбом Екатерине Николаевне ещё одно стихотворение.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: В отдалении от вас

С вами буду неразлучен.

Томных уст и томных глаз

Буду памятью измучен;

Изнывая в тишине,

Не хочу я быть утешен, -

Вы ж вздохнёте ль обо мне,

Если буду я повешен?


ВЕДУЩИЙ: «Вы ж вздохнёте ль обо мне, если буду я повешен?» Как многозначительны две последние строчки этого шутливого стихотворения. Участь казнённых друзей, братьев товарищей постоянно преследует Пушкина...

Звучит музыка Шопена.

И только через полтора года Пушкин приезжает в Москву. Он узнаёт, что Екатерина Николаевна помолвлена с князем Долгоруким.. Екатерина по прежнему любит поэта и помолвлена с князем разве чтобы досадить Пушкину, который неудачно сватался к Анне Олениной. Свадьба расстраивается. Поэт опять постоянный гость Ушаковых. Снова веселье, снова шутки, непрерывный турнир остроумия между Пушкиным и сестрами. В октябре 1829 года Пушкин снова уезжает из Москвы. Екатерина Николаевна пишет ему письмо, по-прежнему скрывая своё большое чувство за весёлой остротой и насмешливостью. И получает ответ:


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Я Вас узнал, о мой оракул!

Не по узорной пестроте

Сих не подписанных каракул;

Но по весёлой остроте.

Но по приветствиям лукавым,

Но по насмешливости злой,

И по упрёкам столь неправым,

И этой прелести живой.

С тоской невольной, с восхищеньем

Я перечитываю Вас

И восклицаю с нетерпеньем:

«Пора! В Москву! В Москву сейчас!

Здесь город чопорный, унылый,

Здесь речи - лёд, сердца - гранит;

Здесь нет ни ветрености милой,

Ни муз, ни Пресни, ни харит.


ВЕДУЩИЙ: В марте 1830 года Пушкин возвращается в Москву. Он бывает в доме Ушаковых, но уже не так часто: воображение и сердце поэта занято Натальей Николаевной Гончаровой... На экране автопортрет Пушкина.

Звучит фортепианное вступление к романсу Глинки «Я помню...».


ВЕДУЩИЙ: Милая, тихая, скромная и такая мужественная Мария Раевская. Мария Николаевна вошла как «утаённая любовь» не только в жизнь Пушкина, но и в его творчество. Это она (желательно показать портрет) разделила судьбу своего мужа - декабриста князя Волконского. Ей суждено прожить в Сибири 30 лет. Прошлое затягивает дымка времени, но образ той, что навсегда ушла из жизни поэта, продолжает жить в его сердце, рождать неувядаемые очарования стихи, согретые возвышенным, светлым чувством любви. Полон нежных воспоминаний о Марии романс «Не пой красавица, при мне».

Звучит романс М. Глинки. Затем на экране портрет Н. Н. Гончаровой.


ВЕДУЩИЙ: Уже с юных лет Наталья Николаевна поражала своей необыкновенной красотой. Сохранились воспоминания о ней её современницы Надежды Михайловны Еропкиной:


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «Наташа была действительно прекрасна... Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение её было преисполнено грацией, глаза добрые, весёлые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натальи составляли отсутствие всякого жеманства и естественностью. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли покоряли всех.


ВЕДУЩИЙ: Пушкина пленили в Натали её необычайная красота и не менее, вероятно, прелестная манера держать себя, которую он так ценил. Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Её отличало какое-то необыкновенное обаяние.

Звучит вальс Шопена.


ВЕДУЩИЙ: По шутливому признанию самого поэта, Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости не были ещё той любовью, что на склоне короткой жизни его одарила его судьба. Всеобъемлющее чувство к Наталье Николаевне пришло к нему на рубеже нового периода его жизни. Отошла в прошлое бурно прожитая молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья. Стремление любить и быть любимым - вот какие чувства владели им в те годы.


1 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Пушкин встретил Натали Гончарову в декабре 1828 года. «Когда я увидел её в первый раз, - писал он, - красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась. Я сделал предложение...» - вспоминал поэт позднее.


ВЕДУЩИЙ: С прекрасным образом той, которая вытеснила все его прежние привязанности, он уехал на Кавказ, получив уклончивый ответ на своё сватовство. Мысли его были печальны, и вылились они в знаменитые строки.


ИСПОЛНИТЕЛЬ: На холмах Грузии лежит ночная мгла:

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, тобой одной... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого

Что не любить оно не может.


ВЕДУЩИЙ: История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. «Чёрт меня догадал бредить о счастье, как будто я для него создан», с горечью написал Пушкин другу. И только весной 1830 года Пушкин с волнением мог признаться: «Участь моя решена. Я женюсь...»

Звучит музыка Г. Свиридова «Венчание» или вальс из к/ф «Метель».


ВЕДУЩИЙ: 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Пушкин в честь своей молодой жены создаёт сонет-посвящение «Мадонна».


ИСПОЛНИТЕЛЬ: Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному суждению знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Один, без ангелов, под пальмою сеона.


Исполнились мои желанья.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Чистейшей прелести чистейший образец


ВЕДУЩИЙ: Всего неполных шесть лет продлится их супружество, но для них это будут годы взаимной любви, согласия и доверия


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «... Любовь его, Пушкина к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и, я убеждена, что он никогда даже мыслью, даже намёком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить её», - из воспоминаний Нащёкиной, жены друга Пушкина.

Звучит романс «Признание».


ВЕДУЩИЙ: Не удивительно, что Наташа Гончарова увлеклась поэтом. И не только увлеклась, а полюбила глубоко за его прекрасную душу, за необыкновенную доброту, столь свойственную и ей самой. Наталья Николаевна относилась к браку со всей серьёзностью.


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: Наталья Николаевна писала:

«Можно быть счастливой и не будучи замужем, конечно, но что бы не говорили - это значило бы пройти мимо своего призвания. Замужество прежде всего не так легко делается, и потом — нельзя смотреть на него, как на забаву и связывать его с мыслью о свободе: это серьёзная обязанность, и надо делать свой выбор в высшей степени рассудительно. Союз двух сердец - это величайшее счастье на земле».


ВЕДУЩИЙ: Выйдя за Пушкина 18 лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети: Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт подобно своему герою Гринёву искал отдохновения от светской суеты в семейном кругу. И находил. Вот отрывки из его писем:


2 ИСПОЛНИТЕЛЬ: «Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более и люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом».

«...Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...»

«Уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю ещё более твоего лица».


ВЕДУЩИЙ: К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, откровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора...».


ИСПОЛНИТЕЛЬ: Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Звучит музыка Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель», романс.


ВЕДУЩИЙ: Пушкинские стихи о любви... Их по праву называют шедеврами мировой лирической поэзии. Он пишет о женщине возвышено и благородно, трепетно и целомудренно. В его строках нет и тени ханжества, прописной морали. От тихой и грустной покорности до пылкой, неудержимой страсти, захватывающей всего человека, - самые разные переживания запечатлены в его произведениях. Пушкин и здесь велик своей чистотой и человечностью, нежностью и открытостью.

Звучит музыка Шопена.


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!