СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно - музыкальной композиции «Традиции и обычаи украинского народа»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Традиции и обычаи украинского народа»

Цель: воспитывать у учащихся уважение и глубокую любовь  к стране; развивать познавательный интерес, интерес  к истории земли, её прошлому и   настоящему;  воспитывать патриотические чувства;познакомится с традициями и обрядами  украинского народа;

 Сценарий составлен совместно со Старшей вожатой - Ефремовой Н.А., МБОУ школа-интернат №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно - музыкальной композиции «Традиции и обычаи украинского народа»»

Сценарий литературно - музыкальной композиции «Традиции и обычаи украинского народа»



Цель: воспитывать уважение и глубокую любовь к стране; развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства;

познакомится с традициями и обрядами украинского народа;


Оборудование: компьютер, экран, рушники, каравай, веночки, запись украинских народных песен.



Звучит песня «Ой, зелене жито, зелене…»

Выходят две ученицы в украинских национальных костюмах, держат каравай на рушнике.


Ведущий1: Ведущий 2:

Добрый дэнь вам, люды добри! Короваем вас витаем

Щыро просым до господы. И здоров’я вам бажаем.

Ради вас у нас витаты, Пид вэсэлый ридный спив

Щастя и добра бажаты. Посылаем вам уклин.


Ученик: Мы приветствуем вас, уважаемые друзья!


Ученик: Мы витаемо вас, шановни друзи!


Ученик: Мы расскажем вам об украинском народе его традициях и культуре.


Ученик: Мы розповимо про украйнськый народ його традыции и культуру.


Ученик: Украина - это герб, флаг, гимн, калина, рушник, веночек, национальный костюм, украинская народная песня…


Ученик: Расскажем о национальной символике Украины


Ученик: Традиционно считается, что голубая и желтые полосы на национальном флаге Украины означают безоблачное небо и желтую пшеницу в поле.


Ученик: Известно, что на гербе изображен трезубец князя Владимира, который, крестил Русь.

Он означает три стихии — небо, землю, воду... А еще, трезубец считается знаком

триединства Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому, герб является оберегом.

Он - залог счастья, благополучия и процветания нации


Ученик: Знаками отличия Президента Украины являются:

Штандарт Президента — полотнище с изображением Герба Украины,

обрамленного растительным мотивом; Знак (колар) Президента — колье; Гербовая печать;

Булава.

Ученик: Украина – независимое государство. Считается самой большой страной, чья территория

полностью расположена в Европе. Столица Украины - город Киев.


2 ученик: Украина – многонациональное государство. На ее территории проживают:

украинцы, русские, белорусы, молдаване, крымские татары, болгары, венгры, румыны,

поляки, евреи, греки, армяне, цыгане, азербайджанцы.


Ученик: Соседями Украины являются Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Молдова.


Ученик: Крупнейшая река Украины – Днепр, а вторая по величине река – Южный Буг.


Ученик: На юго-западе страны расположились горы - Украинские Карпаты. Здесь же находится самая высокая точка страны – гора Говерла

Настя: Каждая нация, каждый народ имеют свои традиции и свой национальный костюм.

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и

ленты.



Ученик: Основа мужского национального костюма – рубаха. Штаны (шаровары, портки).

Мужские головные уборы: Бриль и Кучма.


Ученик: Основа женского костюма – длинная рубашка (вышиванка, сорочка)

Юбка (понёва): запаска, дерга (на каждый день) и плахта (на праздник)

Венок - головной убор незамужней девушки.


Ученик: Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, постолы, ходоки.


Ученик: А знаете ли вы, что украинский веночек является одним из особенных оберегов.


Ученик: А еще считалось, что в веночках есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды.



Ученик: В давние времена в Украине существовал замечательный обычай – дарить на счастье

рушник. В некоторых украинских семьях он сохранился до сих пор. Рушник передавался

молодому поколению как память о родителях.


Ученик: Существует поверье, что рушник и сорочка, вышитые и подаренные на добро и счастье, на

хорошую жизнь, будут всегда оберегать их владельца.


Ученик: Вышитый рушник – стародавний оберег дома. Считалось, что узор вышивки оберегает от

беды и защищает от болезни. Красный цвет символизирует счастье и любовь, а чёрный –

печаль.

Ученик: В Украине рушникам всегда придавалось важное символическое значение.

Рушник -обязательный атрибут каждого праздника.



Ученик: Даже на сегодняшний день рушник не потерял свою актуальность, свое символическое значение. Ведь люди знают и помнят историю своих предков, и предают этому большого значения то гордость и наследство украинского народа.



Ученик: А сейчас немного о национальной кухне Украины:


Ученик: Самые распространенные украинские блюда — борщ, вареники, вариантов, приготовления которых бесчисленные множество.


Ученик: Для вареников в качестве начинки идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды (вишня), мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметаной.


Ученик: Очень популярно среди украинцев свиное сало.


Ученик: Сало может быть самостоятельной едой — холодное солёное или копченое, и в виде шкварок, которые едят с хлебом, картошкой или добавляют в начинку пирогов.


Ученик: Салом шпигуют жаркое. Такие блюда, как тушеное мясо с картофелем, украинские битки,

шпигованные чесноком, буженина, тушенная с капустой, крученики, не обходится без этого

важного элемента украинской кухни.


Ученик: Одно из традиционных блюд украинской кухни – галушки. Их увековечили памятным знаком. Это огромная миска с 12-ю бетонными галушками и глубокой, как черпак, ложкой на постаменте в виде деревянной столешницы, перевитой традиционным украинским рушником.


Ученик: Это оригинальное произведение символизирует достаток и благополучие семьи.


Ученик: Да, Украинцы свято чтят традиции своего народа. И народный фольклор Украины – главное тому доказательство.



Сцена из повести – «Вечера на хуторе близ Диканьки».

(под музыку на сцену выходит Оксана с зеркалом в руках. Смотрит в зеркало и любуется собой. Вслед за Оксаной в углу сцены появляется Вакула.)

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди. И совсем я не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши, что уже равных им нет на свете? И что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? И будто так хороши мои черные волосы? Вижу я теперь, что совсем не хороша! (Опускает зеркало) Да нет же! Хороша я! Ах, как хороша! Чудо, как хороша! Какую же радость принесу я тому, кого буду женою! ...

(За Оксаной с уголка сцены подсматривает Вакула)

Вакула: ЧуднАя девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

Оксана: (не замечая вошедшего Вакулу; в зал)

Эх, парубки, парубки! Да разве чета ли я вам? Вы поглядите-ка на меня, как я плавно выступаю! И сорочка у меня шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче вышивки! Все это накупил мне мой отец для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

(Оборачивается, замечает кузнеца).

Оксана: Ах, это ты, Вакула?! Зачем ты пришел сюда? Разве хочется тебе, чтобы я выгнала тебя за дверь лопатою? .....

Вакула: Не сердись же на меня, серденько! Позволь хоть поговорить с тобою, хоть поглядеть на тебя!

Оксана: Хм! Кто ж тебе запрещает? Говори и гляди!

Села на лавку, снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове венок.

Вакула: Позволь, серденько, и мне присесть возле тебя!

Оксана: (кокетливо) Садись, будь ласка. Отчего же тебе не присесть?!

Вакула: Чудная, ненаглядная моя Оксана, позволь мне поцеловать тебя! (Старается обнять и поцеловать Оксану)

Оксана: Ого! И чего тебе еще хочется? Тебе, как мед, так и ложкою! Поди прочь, Вакула!

(Стук в двери)

Оксана: Ой! Кто-то стучит! Верно, дивчата с парубками, наконец, пришли!

Голос Одарки из-за двери: Оксана, отвори!

Вакула: Постой, серденько, я сам отворю. (Встает и впускает в хату людей).

(На сцену вбегают Одарка, с ней еще люди. Подружки обнимаются, шушукаются, рассматривают подарки из сумки. Все посматривают периодически на печального Вакулу. Оксана с подругами убегают. Вакула уходит вслед за ними.)

Зимняя ночь. Звезды. Месяц. (Под мелодию через зал на метле летит Солоха, на лету собирая в рукав звезды. С другой стороны появляется Черт. Он тихо крадется к месяцу, долго пытается его схватить, наконец это ему удается. Черт прячет месяц в карман, бежит к ведьме. Они танцуют вдвоем, разогреваются от мороза, потом улетают. Появляются Чуб и Панас.)


ЧУБ: Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? Там теперь будет добрая попойка.


ПАНАС: Как бы только нам не опоздать.


ЧУБ (с ужасом): Смотри! Смотри, Панас!. .


ПАНАС: Что?


ЧУБ: Как что? Месяца нет!


ПАНАС (удивленно): Что за пропасть! В самом деле нет месяца.


ЧУБ: То - то что нет. Тебе небось и нужды нет.


ПАНАС: А что мне делать?!


ЧУБ: Я нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь — чудо! Все было видно как днем. Не успел выйти за дверь — и вот, хоть глаз выколи! Так нет, кум, месяца?


ПАНАС: Нет.


ЧУБ: Чудно, право! Так что же, кум, как нам быть? Ведь темно на дворе.


ПАНАС: Так, пожалуй, останемся дома.


ЧУБ: Нет, кум, пойдем! Нельзя, нужно идти!


(Черт перебегает дорогу, разбрасывает снег. Начинается метель. )


ЧУБ: Стой, кум! Мы, кажется, не туда идем, я не вижу ни одной хаты. Эх, какая метель! С вороти - ка ты, кум, немного в сторону а я поищу здесь. Не забудь закричать, когда найдешь дорогу. Эх, какую кучу снега напустил в очи сатана!


(Панас уходит. )


ПАНАС: Однако ж Солоха, думаю, сидит одна. Сегодня ночь перед Рождеством, сын ее, кузнец Вакула, как и вся молодежь, ушел на колядки, а Солоха одна. Гм. . . оно ведь недалеко отсюда, а пойду - ка к ней.


Хата Солохи.


На метле влетают Солоха и Черт. Солоха, оправившись, начинает убираться, подходит к стоящим в углу мешкам.


СОЛОХА: Это Вакула принес, пусть же сам и вынесет!


ЧЕРТ (держась за сердце, охает): Если ты, милая Солоха, не согласишься наградить меня, то я готов на все: кинусь в воду, а душа отправится прямо в пекло.


(Слышен стук в дверь и голос Панаса


ПАНАС: "Солоха, открывай!"

Солоха бежит открывать дверь, а Черт прячется в пустой мешок и затаивается в углу.


Входят Панас и Солоха. )


ПАНАС: Я не пошел к дьяку; потому что поднялась метель, а увидевши свет в твоей хате, завернул, в намерении провести вечер с тобой.


(Слышен стук в дверь и голос Дьяка: "Любезная Солоха, отвори!")


ПАНАС (с тревогой): Спрячь меня куда - нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с Дьяком.


(Солоха причет Панаса в пустой мешок в углу. Входит Дьяк, пыхтит, потирая руки. )


ДЬЯК: Ко мне в новую хату сегодня никто не пришел, и я сердечно рад этому случаю погулять немного у тебя, и я не испугался метели. (Подходит ближе к Солохе, усмехается, дотрагивается пальцами до руки Солохи.


А что это у вас, великолепная Солоха? (Отскакивает назад. )


СОЛОХА: Как что? Рука, Осип Никифорович.


ДЬЯК: Гм! Рука! Хе! Хе! Хе! (Подходит снова к Солохе, слегка дотрагивается рукою до ее шеи и отскакивает обратно. ) А это что у вас, дражайшая Солоха?


СОЛОХА: Будто не видите, Осип Никифороиич! Шея, а на шее монисто.


ДЬЯК: Гм! На шее монисто! Хе! Хе! Хе! (Ходит взад и вперед, потирает руки. Подходит к Солохе, протягивает руку,

в это время слышен стук в дверь и голос Чуба:


ЧУБ: "Солоха, открывай!")


ДЬЯК: (В испуге. ) Ах, боже мой, стороннее лицо! Что теперь, если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!. . (Дрожа. ) Ради бога, добродетельная Солоха,спрячьте меня куда - нибудь!


(Солоха прячет Дьяка в мешок в углу. Входит Чуб. )


ЧУБ: Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? Может быть, я помешал? Может быть, ты кого - нибудь спрятала уже, а? Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Послал же Бог такую ночь перед Рождеством! (Расстегивая шубу. ) Как схватилась, слышишь. Солоха, как схватилась. . . эк окостенели руки: не расстегну! Как схватилась вьюга. . .


(Слышен стук в дверь)


ЧУБ (растерянно): Стучит кто - то.

(Громкий стук в двери)

Голос Вакулы: Отвори! Мамо, отвори скорее!

Чуб: О, да это кузнец вернулся! Слышишь, Солоха, куда хочешь, девай меня - ни за что на свете не хочу показаться на глаза этому выродку проклятому! Чтоб ему пусто стало, дьявольскому сыну!

(Солоха бежит отворить дверь. Чуб прячется за декорации. Солоха испуганно хватает метлу и убегает со сцены.)Входит Вакула – явно не в духе.

Вакула: (оглядывая хату, взгляд его останавливается на мешках): И зачем тут лежат эти мешки?! Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь! Их давно бы пора убрать отсюда! Отнесу-ка я эти мешки в кузницу. Там им самое место!

(Вакула наклоняется к мешкам, перевязывает их покрепче. Пробует взвалить один мешок на плечи.)

Вакула: Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего! В них, верно, есть еще что-то, кроме угля. Эх, через эту глупую любовь к Оксане совсем я сдурел! ... Нет! Нет, не дам я никому смеяться над собою! Хоть десять таких мешков, - все подыму! (Берет мешок с чертом, легко поднимает его на плечо и выходит из хаты, напевая)



Ученик: Рассказывая об этой удивительной стране нельзя не вспомнить о ее достопримечательностях. А это…….(Видеоролик «7 чудес Украины»)


Каменец - Подольская крепость - древний замок, один из выдающихся исторических памятников Украины


Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.



Дендрологический парк "Софиевка", основанный в 1796 году и расположенный в городе Умань, площадью около 180 га, приобрёл всемирную славу. Этот парк каждый год посещает около пятисот тысяч человек.


Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.



Херсонес Таврический в Крыму - центр Северного Причерноморья


Хортица — необычайно прекрасный живописный остров, который с обеих сторон окружает широкая и могучая река Днепр. 


Хотинская крепость – это историческое место, оставившее заметный след в истории Украины


Ученик: Друг мой незнакомый, помни об одном:

Нет другого дома, шар земной – наш дом!

Дом, где есть соседи, недруг или друг,

Дом крыльцом на север, окнами на юг…

На одной планете мы с тобой живём.

Мы – планеты дети,

Шар земной – наш дом!



Исполнение песни: Квитуча Украина

1. Десяэ сонце золоте и журавли курличуть

В саду черешенька цвитэ

Вечерять мама кличе

Спивае сонячни писни уся моя родина

Бо я вродилась на земли, що зветься Украиина



Припев: За квитучи гаи, и калини цвит у лузи

Станьмо браття мои помолимось разом друзи

Хай молытвы слова в небо птахою полынуть

Щоб завжди берегла Матир Божа Украину.


2. Любови сповнена земля одна така на свити

Тут кожен день стричаю я

Серця добром сповити.

И покладемо замету вид малуй до загину.

Любити землю цю святу, що зветься Украиина.


Припев: За квитучи гаи, и калини цвит у лузи

Станьмо браття мои помолимось разом друзи

Хай молытвы слова в небо птахою полынуть

Щоб завжди берегла Матир Божа Украину.

Украину, Украину, Украиину!

Припев: 1й и 2й


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!