СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного бала-салона

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе стало доброй традицией  в рамках предметной недели проводить литературные балы. С  удовольствием поделюсь разработкой. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного бала-салона»

Сценарий проведения литературного бала-салона для 5-11 классов

Место и время проведения: актовый зал школы, пятница, 10 февраля 2017 года, 17.00

Участники: ученики 5-11 классов, в том числе по 1 паре литературных героев, участвующей в конкурсной программе.

Звучит вальс за сценой голос читает: (Ведущие танцуют)

Когда трепещут эти звуки,

И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

Сажусь в забытый уголок.

И как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,

Меня пленяет вихорь бальный

И шевелит мерцанье свеч.

О! Как ничем неукротимо

Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой!

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

1 Вед: Жаль, что мы, дети ХХ1 столетия, не видели настоящего бала. А так

хочется оказаться в праздничном зале, в лёгком белом платье,

2 Вед.: ловить на себе восхищённые взоры, внимать равномерному шуму голосов, приветствий, оказаться в свете и блеске весёлого общества.

3 Вед: А ведь такое возможно!

4 Вед.: Давайте перенесёмся в эпоху Х1Х столетия и побываем на балу литературных героев.

1. Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

2: Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал-салон – познакомиться с гостями, найти друзей и единомышленников…

3: да-да, вы не ослышались, ведь литературные салоны – это особый, утончённый способ общения образованнейших людей своего времени, одна из форм интеллектуальной жизни высшего круга общества!

4: Здесь соединялись серьезные интересы с развлечением, публичная деятельность с камерной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую.

1: Литературные салоны формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на общественное мнение, здесь даже «выдавались дипломы на литературные таланты» будущим классикам!

2: А балы! атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд ....

3: Давайте же знакомиться с гостями! посмотрите, сколько известных людей сегодня посетили наш бал-салон!

4:- Мустай Карим – Абсалямов Алмаз 5б кл.

1:-Том Сойер и Бэкки – Кочкин Владислав и Мамонтова Полина 5а класс

2:-Герои басни Крылова «Квартет» - Ахмедова Сабрина, Балалина Евгения, Галкина Дарья, Галкина Алена, Скибина Ксения, Русина Кира 5а класс

3:-Анна Андреевна и Машенька – Рыбачек Ольга, Рахимова Карина 8а класс

4:-Емельян Пугачев, Обер-секретарь, Савельич – Филиппов Руслан, Агуреев Евгений и Заболотный Дмитрий 8б класс

1:-Мегги Клири и Ральф де Брикассар – Черкасова Алеесандра и Ласьков Никита 8а класс

2:-Печорин, Грушницкий, Княгиня Лиговская с дочерью Мери – Кульков Данил, Полюдов Роберт, Шумских Арина и Красноперова Ксения 9б класс

3:-Татьяна Ларина и Евгений Онегин – Карпова Екатерина, Голов Вячеслав 9а класс

4:-Ромео и Джульетта – Радошнов Евгений и Тингаева Анна 10 класс

1:-Роберт Бёрнс и его Прекрасная Дама – Хайдуков Кирилл и Малькова Софья 10 класс

2:- Мастер и Маргарита, Воланд и кот Бегемот, маленький и страшный Грех – Захаров Павел, Винокурова Виктория, Чернышова Анастасия, Балдина Влада, Хаасанова Аделина и Лисичкина Виктория.

(Пары встают на танец Полонез)

Д: Екатерина, я уже давненько наблюдаю за этими (жест в сторону жюри) прекрасными дамами. Какая стать! Какая мудрость во взгляде! Какое спокойствие и уверенность в жестах!

К: Конечно, Данил, они не могут не обращать на себя внимание! Ведь это наши почётные гостьи. Давайте поприветствуем их аплодисментами:

Светлана Хусаиновна Агишева

Елена Анатольевна Дивейкина

Лариса Владимировна Мастюнина

1. Итак, господа, мы начинаем!

Танец Полонез

2: Знаете, мне кажется, что своя история может быть не только у государства, но и у каждого человека...

3: Ты абсолютно прав! Тем более это касается литературных героев. И особенно эти истории интересны, если их расскажут они сами.

4: думаю, наши гости не откажут нам в удовольствии и поделятся своими рассказами о себе...

1: а вот и желающие!

2: Встречайте озорной Том Сойер и его юная спутница Бэкки

(выступление 5а)

3:  (волнуясь) Я вижу, Онегин и Татьяна уже готовы рассказать нам свою историю, но поймём ли мы их? А вдруг они будут говорить по-французски???

4: ну, вот сейчас и узнаем!

(выступление9а)

1: Любви все возрасты покорны:

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям

И всё же в целом мире этом

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте

(выступление 10)

2: Не русский я, но россиянин. Ныне 
Я говорю, свободен и силён: 
Я рос, как дуб зелёный на вершине, 
Водою рек российских напоен. 

3: Это строки из стихотворения Мустая Карима?

4: Да, а вот и сам поэт. Встречайте!

(выступление 5б)

Д: Ребята, если бы вам предложили назвать мою отличительную черту...

К: ...я бы сказала, что ты очень наблюдательный!

Д: но почему?????

К: потому что ты весь вечер наблюдаешь за спутницей Григория Александровича Печорина!

Д: (заговорщически) Давайте скорее пригласим их на сцену, чтобы мой интерес к этой прехорошенькой княжне был не так заметен!

(выступление 9б)

Н: "...Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор..."

К: Срочно наряжаться…

Д: Посмотрим как это делают герои

знаменитой комедии «Ревизор»

(выступление 8а кл.)

1: Природе детей свойственно стремление к ярким, необычным образам, к хорошему стихотворному слогу, к понятной жизненной ситуации.

2: Все эти правила мастерски использовал знаменитый баснописец.

3: Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора.

4: В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.

(выступление 5а)

3: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..»

4: «…рассеяние вредно молодому человеку…»

3: «…будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов…»

2: Ребят, вы о чем?

4: Это же крылатые фразы из повести «Капитанская дочка»

(выступление 8б)

1: Самым лучшим женщинам приходится тяжелее всех.

2: Понять, в чем ошибка, еще не значит ее исправить.

3: А-а-а, я всё понял…это из какого-то романа?

4: Девчонки, ну…..

1 и 2: Что?

3: Объявляйте

1: Колин Маккалоу

2: «Поющие в терновнике»
(выступление 8а)

1: Любовь! Да есть любовь! И не прав тот, кто не верит в это чудо!

2: И на всех языках мира признания в любви звучат одинаково красиво!

(выступление 10 класс Хайдуков К.)

3: Мастер и Маргарита жили в Москве былой
4: Мастер и Маргарита - тайна в легенде той
1: Мастер и Маргарита - век наступил иной, но
2: Мастер и Маргарита в каждой любви земной!

(выступление 11 кл.)

3: Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

4:  Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

(Вальс «Мой ласковый и нежный зверь»)

1: давайте поблагодарим аплодисментами наш пары и попросим их пройти в центр зала.

2: Друзья, наша сегодняшняя встреча объединяет в себе две любимые формы отдыха просвещенных людей - литературный салон и бал, которые были - не побоюсь этого слова - культурными феноменами ХIХ века, они собирали читателей, писателей и критиков в один “круг взаимообогащающего разговора”.

3: но и не только разговора. На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!

4: (удивлённо) вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???

1: именно посоревноваться, потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 4 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" во всех четырёх раундах!

2: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.

  1. Маяковский - (Владимир Владимирович)

  2. Достоевский - (Фёдор Михайлович)

  3. Грибоедов - (Александр Сергеевич)

  4. Тургенев - (Иван Сергеевич)

  5. Куприн - (Александр Иванович)

  6. Булгаков - (Михаил Афанасьевич)

  7. Державин - (Гавриил Романович)

  8. Ахматова - (Анна Андреевна)

3: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:

  1. Война – и мир.

  2. Герой – нашего времени.

  3. Записки – охотника.

  4. Тихий – Дон.

  5. Сказка о попе – и работнике его Балде.

  6. Бедная – Лиза.

  7. Слово – о полку Игореве.

  8. Мастер – и Маргарита.

4: третий раунд – «Пофамильярничаем!». Вспоминаем фамилии литературных героев!

  1. Григорий Александрович - (Печорин)

  2. Евгений Васильевич – (Базаров)

  3. Пётр Кириллович – (Безухов)

  4. Родион Романович – (Раскольников)

  5. Александр Андреич – (Чацкий)

  6. Иван Александрович – (Хлестаков)

  7. Павел Петрович – (Кирсанов)

  8. Пётр Андреевич – (Гринёв)

1: итак, мы добрались до финала! «Недосказанности». Закончите цитаты, которые стали афоризмами.

  1. Все счастливые семьи счастливы одинаково – (каждая несчастливая семья несчастлива по-своему).

  2. Природа не храм, а – (мастерская, а человек в ней работник).

  3. Ах, Боже мой, что станет говорить – (княгиня Марья Алексевна!)

  4. А вы друзья, как ни садитесь – (всё в музыканты не годитесь).

  5. Рождённый ползать – (летать не может).

  6. Да, были люди в наше время – (не то, что нынешнее племя...).

  7. Он уважать себя заставил – (и лучше выдумать не мог)

  8. К нам едет – (ревизор).

2: наши Дамы Почётного легиона подводят итоги, а мы продолжаем!

3: дорогие друзья, в литературных салонах обычно демонстрировали свои таланты начинающие поэты и писатели. Причём делали они это по-разному...

4: кто-то приходил с уже готовым произведением, кто-то выдавал экспромт, а кто-то блестяще импровизировал на заданную тему.

1: Кто знает, возможно, среди вас – нераскрытые таланты, поэтому мы предлагаем нашим участникам подобие литературной импровизации на заданную тему: перед вами листы, на которых написаны первая и последняя строчка вашего будущего литературного шедевра, они абсолютно не связанны между собой тематически...

2:..но обе строки являются известными цитатами, афоризмами или строками из песен!

3: Ваша задача – дописать 3-4 предложения так, чтобы они оказались вполне логичными!

Участники выбирают задания, зачитывают:

  • Все мы немножко лошади....

Вот так я сделался собакой.

  • В России две беды – дураки и дороги.

Все дороги ведут в Рим.

  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром...

Мой дядя самых честных правил!

  • Месть – это блюдо, которое подают холодным.

Аппетит приходит во время еды.

  • Коня! Коня! Полцарства за коня!

Я буду долго гнать велосипед.

  • Карету мне! Карету!

Да только воз и ныне там.

  • Я тебя никогда не забуду.

Лучше поздно, чем никогда.

  • Каждая кухарка должна научиться управлять государством!

Командовать парадом буду я!

Для выполнения этого непростого задания вы можете пригласить по одному помощнику из числа гостей.

4: и пока наши начинающие таланты готовятся к своему литературному дебюту. Мы приглашаем всех зрителей принять участие в увлекательной игре!

1: Вы знаете, что достаточно просто вспомнить продолжение стихотворения по первой строчке (конечно, при условии, что ты его знаешь).

2: А легко ли воссоздать первую строчку, по второй? Попробуем? Зрителей, правильно ответивших на вопрос, я попрошу, как лучших знатоков поэзии, выходить в центр зала, к сцене. Вы будете получать фанты!

  1. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым (не жалею, не зову, не плачу).

  2. «Ин вино веритас!» кричат (И пьяницы с глазами кроликов).

  3. В тумане моря голубом (Белеет парус одинокий).

  4. В моей душе угасла не совсем (Я вас любил, любовь ещё, быть может).

  5. Жив и я, привет тебе, привет (Ты жива ещё, моя старушка).

  6. Что я могу ещё сказать? (Я к вам пишу.Чего же боле?)

  7. Пал оклеветанный молвой (Погиб поэт, невольник чести).

  8. Принакрылась снегом, словно серебром (белая берёза под моим окном).

  9. Добрым молодцам урок (сказка – ложь, да в ей намёк).

  10. Спят во мгле ночной (Горные вершины).

  11. Пальцы в рот и весёлый свист (Мне осталась одна забава).

  12. В минуту душевной невзгоды (И скучно, и грустно, и некому руку подать).

  13. Голубка дряхлая моя (Подруга дней моих суровых).

  14. Сюда пришёл, благодарю (Ты слушать исповедь мою).

  15. Как я стоял, приблизившись к стене (Вы помните, вы всё, конечно, помните).

  16. Пряли поздно вечерком (Три девицы под окном).

  17. В ту страну, где тишь и благодать (Мы теперь уходим понемногу).

  18. Передо мной явилась ты (Я помню чудное мгновенье).

  19. На груди утёса великана (Ночевала тучка золотая).

  20. Когда твоё лицо в простой оправе передо мой сияло на столе (О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле).

  21. Вихри снежные крутя (буря мглою небо кроет).

  22. По Бессарабии кочуют (Цыганы шумною толпой).

  23. Берёзовым весёлым языком (Отговорила роща золотая).

  24. Вскормлённый в неволе орёл молодой, мой грустный товарищ... (Сижу за решёткой в темнице сырой)

Аплодисменты лучшим знатокам поэзии!

1: надеюсь, наши юные дарования успели основательно подготовиться к последнему выступлению!

Выступление пар.

2: и для заключительного слова мы приглашаем наших мудрейших дам!

Слово членам жюри, награждение.

3: До свидания, дорогие друзья!

4: До новых встреч в наших литературных салонах и на балах!

Учитель русского языка и литературы

Олейникова Алена Викторовна








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!