Сценарий проведения литературного бала-салона для 5-11 классов
Место и время проведения: актовый зал школы, пятница, 10 февраля 2017 года, 17.00
Участники: ученики 5-11 классов, в том числе по 1 паре литературных героев, участвующей в конкурсной программе.
Звучит вальс за сценой голос читает: (Ведущие танцуют)
Когда трепещут эти звуки,
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
О! Как ничем неукротимо
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
1 Вед: Жаль, что мы, дети ХХ1 столетия, не видели настоящего бала. А так
хочется оказаться в праздничном зале, в лёгком белом платье,
2 Вед.: ловить на себе восхищённые взоры, внимать равномерному шуму голосов, приветствий, оказаться в свете и блеске весёлого общества.
3 Вед: А ведь такое возможно!
4 Вед.: Давайте перенесёмся в эпоху Х1Х столетия и побываем на балу литературных героев.
1. Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!
2: Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал-салон – познакомиться с гостями, найти друзей и единомышленников…
3: да-да, вы не ослышались, ведь литературные салоны – это особый, утончённый способ общения образованнейших людей своего времени, одна из форм интеллектуальной жизни высшего круга общества!
4: Здесь соединялись серьезные интересы с развлечением, публичная деятельность с камерной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую.
1: Литературные салоны формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на общественное мнение, здесь даже «выдавались дипломы на литературные таланты» будущим классикам!
2: А балы! атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд ....
3: Давайте же знакомиться с гостями! посмотрите, сколько известных людей сегодня посетили наш бал-салон!
4:- Мустай Карим – Абсалямов Алмаз 5б кл.
1:-Том Сойер и Бэкки – Кочкин Владислав и Мамонтова Полина 5а класс
2:-Герои басни Крылова «Квартет» - Ахмедова Сабрина, Балалина Евгения, Галкина Дарья, Галкина Алена, Скибина Ксения, Русина Кира 5а класс
3:-Анна Андреевна и Машенька – Рыбачек Ольга, Рахимова Карина 8а класс
4:-Емельян Пугачев, Обер-секретарь, Савельич – Филиппов Руслан, Агуреев Евгений и Заболотный Дмитрий 8б класс
1:-Мегги Клири и Ральф де Брикассар – Черкасова Алеесандра и Ласьков Никита 8а класс
2:-Печорин, Грушницкий, Княгиня Лиговская с дочерью Мери – Кульков Данил, Полюдов Роберт, Шумских Арина и Красноперова Ксения 9б класс
3:-Татьяна Ларина и Евгений Онегин – Карпова Екатерина, Голов Вячеслав 9а класс
4:-Ромео и Джульетта – Радошнов Евгений и Тингаева Анна 10 класс
1:-Роберт Бёрнс и его Прекрасная Дама – Хайдуков Кирилл и Малькова Софья 10 класс
2:- Мастер и Маргарита, Воланд и кот Бегемот, маленький и страшный Грех – Захаров Павел, Винокурова Виктория, Чернышова Анастасия, Балдина Влада, Хаасанова Аделина и Лисичкина Виктория.
(Пары встают на танец Полонез)
Д: Екатерина, я уже давненько наблюдаю за этими (жест в сторону жюри) прекрасными дамами. Какая стать! Какая мудрость во взгляде! Какое спокойствие и уверенность в жестах!
К: Конечно, Данил, они не могут не обращать на себя внимание! Ведь это наши почётные гостьи. Давайте поприветствуем их аплодисментами:
Светлана Хусаиновна Агишева
Елена Анатольевна Дивейкина
Лариса Владимировна Мастюнина
1. Итак, господа, мы начинаем!
Танец Полонез
2: Знаете, мне кажется, что своя история может быть не только у государства, но и у каждого человека...
3: Ты абсолютно прав! Тем более это касается литературных героев. И особенно эти истории интересны, если их расскажут они сами.
4: думаю, наши гости не откажут нам в удовольствии и поделятся своими рассказами о себе...
1: а вот и желающие!
2: Встречайте озорной Том Сойер и его юная спутница Бэкки
(выступление 5а)
3: (волнуясь) Я вижу, Онегин и Татьяна уже готовы рассказать нам свою историю, но поймём ли мы их? А вдруг они будут говорить по-французски???
4: ну, вот сейчас и узнаем!
(выступление9а)
1: Любви все возрасты покорны:
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям
И всё же в целом мире этом
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
(выступление 10)
2: Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силён:
Я рос, как дуб зелёный на вершине,
Водою рек российских напоен.
3: Это строки из стихотворения Мустая Карима?
4: Да, а вот и сам поэт. Встречайте!
(выступление 5б)
Д: Ребята, если бы вам предложили назвать мою отличительную черту...
К: ...я бы сказала, что ты очень наблюдательный!
Д: но почему?????
К: потому что ты весь вечер наблюдаешь за спутницей Григория Александровича Печорина!
Д: (заговорщически) Давайте скорее пригласим их на сцену, чтобы мой интерес к этой прехорошенькой княжне был не так заметен!
(выступление 9б)
Н: "...Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор..."
К: Срочно наряжаться…
Д: Посмотрим как это делают герои
знаменитой комедии «Ревизор»
(выступление 8а кл.)
1: Природе детей свойственно стремление к ярким, необычным образам, к хорошему стихотворному слогу, к понятной жизненной ситуации.
2: Все эти правила мастерски использовал знаменитый баснописец.
3: Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора.
4: В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.
(выступление 5а)
3: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..»
4: «…рассеяние вредно молодому человеку…»
3: «…будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов…»
2: Ребят, вы о чем?
4: Это же крылатые фразы из повести «Капитанская дочка»
(выступление 8б)
1: Самым лучшим женщинам приходится тяжелее всех.
2: Понять, в чем ошибка, еще не значит ее исправить.
3: А-а-а, я всё понял…это из какого-то романа?
4: Девчонки, ну…..
1 и 2: Что?
3: Объявляйте
1: Колин Маккалоу
2: «Поющие в терновнике»
(выступление 8а)
1: Любовь! Да есть любовь! И не прав тот, кто не верит в это чудо!
2: И на всех языках мира признания в любви звучат одинаково красиво!
(выступление 10 класс Хайдуков К.)
3: Мастер и Маргарита жили в Москве былой
4: Мастер и Маргарита - тайна в легенде той
1: Мастер и Маргарита - век наступил иной, но
2: Мастер и Маргарита в каждой любви земной!
(выступление 11 кл.)
3: Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
4: Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
(Вальс «Мой ласковый и нежный зверь»)
1: давайте поблагодарим аплодисментами наш пары и попросим их пройти в центр зала.
2: Друзья, наша сегодняшняя встреча объединяет в себе две любимые формы отдыха просвещенных людей - литературный салон и бал, которые были - не побоюсь этого слова - культурными феноменами ХIХ века, они собирали читателей, писателей и критиков в один “круг взаимообогащающего разговора”.
3: но и не только разговора. На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
4: (удивлённо) вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
1: именно посоревноваться, потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 4 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" во всех четырёх раундах!
2: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.
Маяковский - (Владимир Владимирович)
Достоевский - (Фёдор Михайлович)
Грибоедов - (Александр Сергеевич)
Тургенев - (Иван Сергеевич)
Куприн - (Александр Иванович)
Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
Державин - (Гавриил Романович)
Ахматова - (Анна Андреевна)
3: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:
Война – и мир.
Герой – нашего времени.
Записки – охотника.
Тихий – Дон.
Сказка о попе – и работнике его Балде.
Бедная – Лиза.
Слово – о полку Игореве.
Мастер – и Маргарита.
4: третий раунд – «Пофамильярничаем!». Вспоминаем фамилии литературных героев!
Григорий Александрович - (Печорин)
Евгений Васильевич – (Базаров)
Пётр Кириллович – (Безухов)
Родион Романович – (Раскольников)
Александр Андреич – (Чацкий)
Иван Александрович – (Хлестаков)
Павел Петрович – (Кирсанов)
Пётр Андреевич – (Гринёв)
1: итак, мы добрались до финала! «Недосказанности». Закончите цитаты, которые стали афоризмами.
Все счастливые семьи счастливы одинаково – (каждая несчастливая семья несчастлива по-своему).
Природа не храм, а – (мастерская, а человек в ней работник).
Ах, Боже мой, что станет говорить – (княгиня Марья Алексевна!)
А вы друзья, как ни садитесь – (всё в музыканты не годитесь).
Рождённый ползать – (летать не может).
Да, были люди в наше время – (не то, что нынешнее племя...).
Он уважать себя заставил – (и лучше выдумать не мог)
К нам едет – (ревизор).
2: наши Дамы Почётного легиона подводят итоги, а мы продолжаем!
3: дорогие друзья, в литературных салонах обычно демонстрировали свои таланты начинающие поэты и писатели. Причём делали они это по-разному...
4: кто-то приходил с уже готовым произведением, кто-то выдавал экспромт, а кто-то блестяще импровизировал на заданную тему.
1: Кто знает, возможно, среди вас – нераскрытые таланты, поэтому мы предлагаем нашим участникам подобие литературной импровизации на заданную тему: перед вами листы, на которых написаны первая и последняя строчка вашего будущего литературного шедевра, они абсолютно не связанны между собой тематически...
2:..но обе строки являются известными цитатами, афоризмами или строками из песен!
3: Ваша задача – дописать 3-4 предложения так, чтобы они оказались вполне логичными!
Участники выбирают задания, зачитывают:
Вот так я сделался собакой.
Все дороги ведут в Рим.
Мой дядя самых честных правил!
Аппетит приходит во время еды.
Я буду долго гнать велосипед.
Да только воз и ныне там.
Лучше поздно, чем никогда.
Командовать парадом буду я!
Для выполнения этого непростого задания вы можете пригласить по одному помощнику из числа гостей.
4: и пока наши начинающие таланты готовятся к своему литературному дебюту. Мы приглашаем всех зрителей принять участие в увлекательной игре!
1: Вы знаете, что достаточно просто вспомнить продолжение стихотворения по первой строчке (конечно, при условии, что ты его знаешь).
2: А легко ли воссоздать первую строчку, по второй? Попробуем? Зрителей, правильно ответивших на вопрос, я попрошу, как лучших знатоков поэзии, выходить в центр зала, к сцене. Вы будете получать фанты!
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым (не жалею, не зову, не плачу).
«Ин вино веритас!» кричат (И пьяницы с глазами кроликов).
В тумане моря голубом (Белеет парус одинокий).
В моей душе угасла не совсем (Я вас любил, любовь ещё, быть может).
Жив и я, привет тебе, привет (Ты жива ещё, моя старушка).
Что я могу ещё сказать? (Я к вам пишу.Чего же боле?)
Пал оклеветанный молвой (Погиб поэт, невольник чести).
Принакрылась снегом, словно серебром (белая берёза под моим окном).
Добрым молодцам урок (сказка – ложь, да в ей намёк).
Спят во мгле ночной (Горные вершины).
Пальцы в рот и весёлый свист (Мне осталась одна забава).
В минуту душевной невзгоды (И скучно, и грустно, и некому руку подать).
Голубка дряхлая моя (Подруга дней моих суровых).
Сюда пришёл, благодарю (Ты слушать исповедь мою).
Как я стоял, приблизившись к стене (Вы помните, вы всё, конечно, помните).
Пряли поздно вечерком (Три девицы под окном).
В ту страну, где тишь и благодать (Мы теперь уходим понемногу).
Передо мной явилась ты (Я помню чудное мгновенье).
На груди утёса великана (Ночевала тучка золотая).
Когда твоё лицо в простой оправе передо мой сияло на столе (О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле).
Вихри снежные крутя (буря мглою небо кроет).
По Бессарабии кочуют (Цыганы шумною толпой).
Берёзовым весёлым языком (Отговорила роща золотая).
Вскормлённый в неволе орёл молодой, мой грустный товарищ... (Сижу за решёткой в темнице сырой)
Аплодисменты лучшим знатокам поэзии!
1: надеюсь, наши юные дарования успели основательно подготовиться к последнему выступлению!
Выступление пар.
2: и для заключительного слова мы приглашаем наших мудрейших дам!
Слово членам жюри, награждение.
3: До свидания, дорогие друзья!
4: До новых встреч в наших литературных салонах и на балах!
Учитель русского языка и литературы
Олейникова Алена Викторовна