СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера "Любовь в поэзии Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь имеет огромную власть над людьми , и поэты , писатели в этом плане тоже не исключение.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера "Любовь в поэзии Серебряного века"»

Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовь в поэзии Серебряного века"

.Ход вечера

(Звучит музыка Евгения Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь", 1 слайд).

Сергей Любовь: именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.

Лариса В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке?


1 и 2 ведущие (поочередно)

Любовь, любовь - загадочное слово, С
Кто мог бы до конца понять? Л
Всегда во всем старо ты или ново, С
Томленье духа ты иль благодать? Л

Невозвратимая себя утрата С
Или обогащенье без конца? Л
Горячий день, какому нет заката, С
Иль ночь, опустошившая сердца? Л

А может быть, ты лишь напоминанье С
О том, что всех нас неизбежно ждет: Л
С природою, с беспамятством слиянье С
И вечный мировой круговорот? Л

Сергей. Любовь и поэзия: Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа.

Лариса Любовь в поэзии Cеребряного века: одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи "русского ренессанса", эпохи беспокойства и исканий, напряженности и трагичности времени.

Сергей слайд 2 В фундаменте культуры серебряного века лежит камень, положенный Валерием Брюсовым. Валерий Брюсов - основатель русского символизма. Его школа символистской поэзии ставила задачу "выразить тонкие, едва уловимые настроения ". В лирике символиста Брюсова любовь - болезненная, всепоглощающая, возведенная до трагедии, любовь - лишь миг, пролетающий "перед темной завесой безвестных дней".

Убедимся в этом, прослушав его стихотворение «Да, можно любить, ненавидя» в исполнении Базавлука Владимира.

(ведущие уходят, после стих-я на сцене появляется Лариса)


Лариса слайд 3 Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский: две звезды поэзии Cеребряного века. Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1913 году Мережковский посвятил их союзу такие строки

Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.

Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не любит земных разлук.

Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью. Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней.

Стихотворения Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус вам представят Сергей Аврамков и Анастасия Штык. (Лариса уходит) играет музыка

(Сергей –Как часто выразить любовь мою хочу» Настя-«Единый раз вскипает пеной..)


Лариса слайд 4 Цикл "Стихов о прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника: Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта - дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. В то время Блок находился под сильным влиянием идей Платона, идеалистической философии поэта Владимира Соловьева, в стихах которого божественная сила, призванная возродить и преобразить человечество, была воплощена в образе Вечной Женственности.

Сергей Так и Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества - Деву, Зарю, "Жену, облеченную в солнце". Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме. Непосредственно жене, Любови Дмитриевне, Блок адресовал стихотворения «Приближается звук:", "Перед судом", "О доблестях, о подвигах, о славе:"и другие. (включаем видео «О доблести..) слайд 5


Лариса Стихотворение Александра Блока «Незнакомка» представит вашему вниманию Ващенко Антон. Слайд 6 (ведущие уходят)


Сергей слайд 7 Марина Ивановна Цветаева очень похожа на свое имя: В ней тоже было много силы, много характера, порой - капризов, обид, но главное - это много любви.

Лариса Слишком упряма, слишком смела - не по-девчоночьи! - всего слишком. Она и сама о себе написала: "Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!"

Песню на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной..» исполнит Матюшенко Ангелина.

Сергей Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, воплотив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики.

Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел» для вас прочитает Герань Милана. Слайд 8


Лариса слайд 9 Анна Ахматова: "Анна всея Руси:" Эта удивительная женщина уже с появлением своей первой книги стихотворений "Вечер" заявила о себе не только как о поэте бесспорного таланта, но и зрелости, отточенности творчества. Практически все стихотворения ее первых сборников - о любви. Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман.

Вот один из таких романов и представит вам Малышева Анна . слайд 10

(Есть в близости людей заветная черта)


Сергей Одним из известнейших произведений, относящихся к любовной лирике Ахматовой , можно назвать стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…».. Здесь разыгрывается любовная драма между двумя людьми.

Убедимся в этом сами, прослушав его в исполнении Матюшенко Ангелины. Слайд 11


Лариса слайд 12 Николай Гумилев, поэт, основоположник нового художественного направления в поэзии - акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, заслуживает особого внимания. Поэзия Серебряного века немыслима без его имени. Мечта о подвигах, муза дальних странствий никогда не оставляла Гумилева.

Сергей Он - известный путешественник, 3 раза отправлявшийся в далекие экспедиции (его африканские этнографические коллекции хранятся в музее). Он - единственный из поэтов серебряного века, добровольно отправившийся на фронт в 1914 году, ставший хладнокровным разведчиком и дважды награжденный за подвиги Георгиевским крестом.


Лариса Любовь в жизни Гумилева - явная и тайная, молчаливая и многословная, яркая и угасающая.

Анне Ахматовой посвящены книги стихов "Романтические цветы", "Чужое небо" и альбом любовной лирики, созданный в Париже в 1917 году и вышедший уже после гибели поэта под названием "К синей звезде". Представляем вашему вниманию танцевальную композицию , созданную на стихи Гумилева, которую исполнит Тасмурзина Юлия. Слайд 13 (ведущие уходят)

На сцене только Сергей

Сергей слайд 14 В любовной лирике Cеребряного века Сергей Есенин занимает особое место. Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть уже на протяжении более 90 лет.

Зинаида Николаевна Райх, секретарь редакции газеты "Дело народа", жизнерадостная красавица, первая официальная жена и мучительная любовь поэта. Противоречивые отношения между Есениным и Райх нашли отражение в стихотворении "Письмо к женщине", которое прочитает Антонова Лариса.

Слайд 15 (начало стих.) Слайд 16 (концовка)


Сергей слайд 17 Любовная лирика занимает не последнее место и в творчестве Владимира Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Лиле Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы эта женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма». (видео группа «Сплин») слайд 18


Лариса слайд 19 «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.


Сергей "Любовь, как чувство вечное и юное, служила и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни:" - писал И.А.Бунин в одной из своих статей. В этих словах - вечная правда: (поочередно) слайд 20


Пока на свете быть устам медовым, Л
Не распростится мир со сладким словом. С
Сад, оглашенный соловьиным зовом, Л
Для всех влюбленных будет вечно новым. С
Омар Хайям


Лариса На этом наш литературно-музыкальный вечер подошел к концу. Поприветствуем всех, кто сегодня дарил вам праздник.(по очереди) Базавлук Владимир, Штык Анастасия, Ващенко Антон и Герань Милана, Матюшенко Ангелина, Малышева Анна, Тасмурзина Юлия , а также замечательный ведущий Сергей Аврамков и Антонова Лариса

Благодарим за внимание. До новых встреч!














Брюсов "Да, можно любить, ненавидя

Да, можно любить, ненавидя,

Любить с омраченной душой,

С последним проклятием видя

Последнее счастье - в одной!

О, слишком жестокие губы,

О, лживый, приманчивый взор,

Весь облик, и нежный и грубый,

Влекущий, как тьма, разговор!


Кто магию сумрачной власти

В ее приближения влил?

Кто ядом мучительной страсти

Объятья ее напоил?


Хочу проклинать, но невольно

О ласках привычных молю.

Мне страшно, мне душно, мне больно...

Но я повторяю: люблю!


Читаю в насмешливом взоре

Обман, и притворство, и торг...

Но есть упоенье в позоре

И есть в униженьи восторг!


Когда поцелуи во мраке

Вонзают в меня лезвие,

Я, как Одиссей о Итаке,

Мечтаю о днях без нее.


Но лишь Калипсо я покинул,

Тоскую опять об одной.

О горе мне! жребий я вынул,

Означенный черной чертой!


Незнакомка Блок
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

"Вчера еще в глаза глядел" Цветаева

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче - вороны!


Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"


И слезы ей - вода, и кровь -

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!


Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать",- ответствуют.


Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?


Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.


Самo - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

Она Гумилев

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд - я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.


Мережковский МОЛЧАНИЕ
Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне — я говорить не смею.

И в близости ко мне живой души твоей
Так всё таинственно, так всё необычайно, —
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И всё священное объемлет тишина:
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.

ЛЮБОВЬ — ОДНА З.Гиппиус
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.

Я люблю тебя Бальмонт

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,

Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.

Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,

ни во мгле.
























































Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,

Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза

И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,

Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.

Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"

Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.

И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.


Цветаева

Я тебя отвоюю у всех земельу всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Ахматова

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
4И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
8Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
12Не бьется сердце под твоей рукою.

Ахматова

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!