СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера "Мой Есенин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий знакомит с жизнью и творчеством С. Есенина

Просмотр содержимого документа
«сценарий мой Есенин»

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена памяти Сергея Есенина – великого русского поэта.

Ведущий: Имя Сергея Есенина дорого и близко нашему народу. Его лирика согрета горячей любовью к Родине. 3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения, и вот уже скоро исполнится 90 лет, как он ушёл из жизни.

Ведущий:

Сергей Есенин! Это имя –

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

Ведущий :

В этом имени слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет,

Что-то есть в нём от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут- « Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

Ведущий : Далеким днем осенним,
Родился наш Есенин.
Губернии рязанской,
А жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берез,
Есенин в доме деда рос.

Ведущий:

Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20 - 21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. 
Ведущий: 

Старинное русское село Контантиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой прямой улицей, которая тянулась на несколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волокна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново. Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Отец Есенина Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову. Сыграв свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, где он работал мясником, а мать осталась жить в доме свекрови, Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в семье. Основной доход Аграфена Панкратьевна получала от жильцов: художников, работавших в церкви, и монахов, ходивших по деревням с чудотворными иконами. Для постояльцев нужно было готовить, стирать, носить воду и убирать, поэтому молодой жене Александра Никитича приходилось много помогать свекрови.

Ученик .

Не знаю, не помню, в одном селе,

Может в Калуге, а может в Рязани,

Жил мальчик в простой крестьянской семье,

Желтоволосый с голубыми глазами.


Ведущий : Каким же рос мальчик Серёжа?

Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму все пройдет.”

Сережа Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался и учил его, как надо драться. Как кулак держать. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич. Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. «Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах», вспоминал он. По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе.                                                                                        
         Года далекие,
         Теперь вы как в тумане.
         И помню, дед мне
         С грустью говорил:
         «Пустое дело…
         Ну, а если тянет-
         Пиши про рожь,
         Но больше про кобыл…


Ведущий : В семье у деда было трое взрослых сыновей, с которыми протекало почти всё детство поэта. Они были парни озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили Сергея на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Поэт вспоминал об этом так: «Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку…». Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки.

Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально.



В 1924 году им было написано известное стихотворение «Письмо матери».
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,— 
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.


Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.



ведущий. Щемящая грусть пронизывает эти строки. В самые трудные минуты жизни Есенин обращается к матери:

Чтец.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет…

3-й ведущий. Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном. Она ответила: « Меня все Монашкой зовут, да я не потому в черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд». Вздохнув, добавила: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

4-й ведущий. Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

Писать стихи Есенин начал с 8 лет, но сознательно к творчеству стал относиться к 16 – 17 годам. Печататься стал с помощью А. Блока. Есенин рассказывает о своей первой встрече с известным поэтом: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые...». В этом можно убедиться, прослушав стихотворение «Запели тёсаные дроги».

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Разные интонации звучат в лирике Есенина, обращенной к Руси, деревне, русской природе. Здесь и чистая грусть об ушедшей юности, и счастье возвращения на родную землю, и любовь к матери, и проникновенное чувство прощания с минувшим. О чем бы ни писал Есенин, он писал о Родине, все его личные чувства, радостные и грустные, обозначали вместе это слово — Родина.

Русь стоит как бы в самом центре художественного мира Есенина. Все, что написал Есенин о Родине, волнует и сегодняшнего читателя. Его стихи о Родине — в золотом фонде русской поэзии.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.


Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. О чем бы ни писал поэт — о своих интимных переживаниях, о крутых исторических переломах в жизни страны, о революции, всегда переднего глазами величественный образ родной земли. Причем Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то статичным, неизменяемым. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился постигнуть окружающую его действительность, «коммуной вздыбленную Русь». И это постижение происходило не легко и безболезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла». Но ничто не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства к земле.

(Чтец, слайд 11)

Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

(Ведущий 1)

В этом стихотворении Есениным создана картина родной стороны. Нежностью, размашистостью, неуемным есенинским озорством проникнуты строфы этого светлого стихотворения. Родина, которой не видать конца и края, – «только синь сосет глаза» – вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс», радостно ощущать запах яблок и меда. Именно поэтому заключительная строфа стихотворения звучит как признание в любви к Родине.

Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России.

(Чтец, слайд 12)

Край любимый! Сердцу снится

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В эеленях твоих стозвонных

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

(Ведущий 2)

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни Родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

(Ведущий 1)

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. "Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить", — писал Есенин.

Любовью к России, болью о её настоящем, заботой о её будущем пронизаны стихи Сергея Есенина. В этом мире мы все только прохожие. Мы все разные, но нас роднит одно – любовь к Родине.

(Чтец)

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне весёлой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь -

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России («только синь сосет глаза», «синь, упавшая в реку», «в летний вечер голубой»), выражают чувство любви и нежности («парень синеглазый», «голубая кофта, синие глаза»).

- У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.

- Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное русское село Константиново… Неоглядные приокские дали… А над тобой такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение словно чувствуешь себя не на земле, а как бы - во Вселенной. Не случайно, всякий раз, когда поэту было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов.

Душа поэта тонкая струна,
Дотронешься, и зазвенит она.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть, 
В секреты слова красоты проникнуть

Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.

Звучит стихотворение «Белая берёза под моим окном»

Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю - то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.



Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
С добрым утром!





Ведущая. В его поэзии даже деревья очеловечены, вся природа поет, звенит, переливается. Стихи Есенина учат любви, любованию щедро разлитой красотой. Это его слова:

В роще по березкам

Белый перезвон…

Тучи – коз озера,

Месяц – рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.

Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник…

На бугре березка – свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра. 

Ведущая. А помните эти слова?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер на самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак, как стадо овец,

За калиткою смокшего сада

Прозвенит и замрет бубенец. 

Стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности». Эти стихи положены на музыку. Предлагаем послушать.
Отговорила роща золотая (С. Есенин)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.



Ведущая. В есенинских стихах, да и в прозе далекий константиновский дом предстает настоящим воплощением тепла, света и любви. «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по села, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

Старый дом с его запахом, скрипом половиц остался духовной твердыней поэта, олицетворением его малой Родины. Позже, объехав полсвета, повидав заокеанские небоскребы, он скажет:

…Но отчего-то все таки с поклоном

Сажусь на деревенскую скамью. Или:


Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.





Ведущая. Наверное, самым интересным для нашего современника будет то, что писал о себе и своих идеалах сам Есенин. Я приведу эти строки:

В грозы и в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

Эта созданная поэтом формула человечности, проникнутое добротой желание никогда и никому не быть в тягость. Здесь и удивительный талант жизнелюбия, постоянно льющегося через край…

Строки, которые вы сейчас услышите, преисполнены дерзновенной веры в будущее России, неистребимого оптимизма. 

3-й ученик.

Шел господь пытать людей в любови,

Выходил Он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствевшую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный.

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько – крепче будешь». 

Ведущая. Тот, кто вместит эти стихи в свое сердце, уже не захочет, не сможет творить зло на этом свете.

Взгляды Есенина развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, родственников, потом родное село и, наконец, вся необъятная земля русская… в 1914 году, когда с нападения на маленькую Сербию началась Первая мировая война, унесшая миллионы жизней наших соотечественников, поэт написал эти строки:


Ведущая. Есенин на всю жизнь остался верен своей юношеской клятве и никогда не отделял себя от России. 

ведущий

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь». 

А Русь – это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли. Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин – жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что «оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

За что можно любить Родину? Каждый из нас решает для себя этот вопрос по-разному и на протяжении всей жизни под влиянием различных обстоятельств меняет свое отношение к родному краю.

Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Сергей Александрович Есенин? Наверное, прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литература, друзья, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия, дарует столько ярких впечатлений, что отдает человеку так много любви и тепла.

(Ведущий)

Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью, ее силой и духовным богатством. «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь», — пишет он в стихотворении «Русь советская». Он счастлив тем, что он сын великого народа. великой революционной эпохи, которую старается понять и принять.

Ведущий. Сегодня, как и десятилетия назад, стихи Сергея Есенина остаются своеобразным тестом на отношение к России. Давно замечено, кто любит поэзию Есенина, то не может хулить свою страну.

А сколько чудесных песен сложено на его стихи! В Москве, в Рязани, в других городах страны высятся памятники поэту, многие улицы названы его именем.

Песня «Под окошком месяц», «Клен ты мой опавший»



- Творчество С.Есенина велико и многогранно, и о нем можно говорить до бесконечности. Но почему-то, вспоминая имя С.Есенина, хочется говорить о любви…Сердце поэта было настолько глубоко и необъятно, что могло вместить в себя такое огромное чувство как любовь.

1-й ведущий. У Сергея Есенина было свое мироощущение, и потому чуткое сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, любимой женщиной, матерью, т.е. со всем таким родным и близким для каждого из нас.

 Чтец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать.

2-й ведущий. Сила лиризма С.Есенина исходит из его любви, он не мыслит себя без этого чувства-идет ли речь о возлюбленной или о всем человечестве. Сегодня мы хотим рассказать вам о тех женщинах, с кем сводила его судьба.

Каждая из них неповторимо, по-своему соприкоснулась с любовью, дружбой поэта, оставила след в его сердце.

У С.Есенина любовь всегда непременно находила выражение в стихах.

Чтец.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили.

Но, значит, любили и нас.

 3-й ведущий: Кто же она, девушка в « белой накидке»? Имя этой девушки-Анна Сардановская. С 1904 года по май 1909-го С.Есенин учился в Константиновском зем­ском четырехклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища — Анной Сардановской. Она была первым юношеским увлечением поэта.

4-й ведущий: Константиновский старожил И. Г. Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом свя­щенника и попросили находившуюся там мона­шенку разнять их, говоря: "Мы любим друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас. Пусть, кто первый изменит и женится или вый­дет замуж, того второй будет бить хворостом".

 1-й ведущий: Первой нарушила "договор" Анна — вышла замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о ее замужестве, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку «взять пук хвороста и бить Анну, сколько сил хватит». Своему юношескому увлечению Есенин по­святил стихотворения

 "Зачем зовешь..." и "За горами, за желтыми долами". 

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою


2-й ведущий: Август 1912 года... В пись­ме своему другу Григорию Панфилову Сергей Есенин пишет о том, что перед приездом в Моск­ву познакомился с подругой Анны Сардановской — Марией Бальзамовой. В пись­ме Есенин делится впечатлениями о новой зна­комой, называет ее "тургеневской Лизой", он убежден, что "она не изгладится из его памяти при встрече с другой такой же женщиной".

 3-й ведущий:

 Трепетный, чистый образ "тургеневской де­вушки" — Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течение нескольких лет. В 1913 году он писал ей: "...люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я... готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. На­ступит же когда-нибудь время, когда я заклю­чу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу..." 

4-й ведущий: Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли вопло­щение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой. 

Чтец.
Не бродить, не мять в кустах багряных 

Лебеды и не искать следа. 

Со снопом волос твоих овсяных 

Отоснилась ты мне навсегда. 

С алым соком ягоды на коже,

 Нежная, красивая была. 

На закат ты розовый похожа

 И, как снег, лучиста и светла.

 Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

 Имя тонкое растаяло, как звук, 

Но остался в складках смятой шали;

 3апах меда от невинных рук. 

В тихий час, когда заря на крыше

 Как котенок, моет лапкой рот, 

Говор кроткий о тебе я слышу

 Водяных поющих с ветром сот. 

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

 Что была ты песня и мечта, 

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи

 К светлой тайне приложил уста.

 Не бродить, не мять в кустах багряных

 Лебеды и не искать следа. 

Со снопом волос твоих овсяных 

Отоснилась ты мне навсегда.


 1-й ведущий: В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами.

2-й ведущий: Только курсистка Аня Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. В 1914 году она вступила в гражданский брак с Есениным. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь. В декабре 1914 года у них родился сын Юра. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем.

 3-й ведущий: Анна Романовна принадлежала к числу жен­щин, на чьей самоотверженности держится бе­лый свет. Внешне простая и скромная, вечно погруженная в житейские заботы, она обладала тонким литературным вкусом, чувством юмора, много читала. Все связанное с Сергеем Есени­ным было для нее свято, его поступков она не обсуждала и не осуждала. Анна не перечила и ничего не требовала от него, просто любила. 

4-й ведущий: Через 3 месяца после рождения сына Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила.

 Чтец.
Я помню, любимая, помню

 Сиянье твоих волос… 

Не радостно и нелегко мне 

Покинуть тебя привелось. 

Я помню осенние ночи,

 Березовый шорох теней… 

Пусть дни тогда были короче, 

Луна нам светила длинней. 

Я помню, ты мне говорила: 

«Пройдут голубые года, 

И ты позабудешь, мой милый, 

С другою меня навсегда».

 Сегодня цветущая липа 

Напомнила чувствам опять,

 Как нежно тогда я сыпал 

Цветы на кудрявую прядь.

 И сердце, остыть не готовясь 

И грустно другую любя, 

Как будто любимую повесть 

С другой вспоминает тебя.
1-й ведущий: Год 1916… Есенину – 21, он автор нашумевшего сборника стихов «Радуница», восходящая звезда русской поэзии. Лидии Ивановне Кашиной – 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н. П. Кашиным. 

2-й ведущий: Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание владелицы константиновского усадебного дома, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих… Каждый последующий приезд Есенина в родное село непременно сопровождался посещением особняка Кашиной.

3-й ведущий: Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла большую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа»

Чтец.
Зеленая прическа,

 Девическая грудь, 

О, тонкая березка, 

Что загляделась в пруд? 

Что шепчет тебе ветер?

 О чем звенит песок?

 Иль хочешь в косы-ветви

 Ты лунный гребешок? 

Открой, открой мне тайну 

Твоих древесных дум

 Я полюбил печальный 

Твой предосенний шум. 

И мне в ответ березка: 

«О, любопытный друг, 

Сегодня ночью звездной 

Здесь слезы лил пастух.

 Луна стелила тени, 

Сияли зеленя. 

За голые колени 

Он обнимал меня.

 И так, вздохнув глубоко, 

Сказал под звон ветвей:

 «Прощай, моя голубка,

 До новых журавлей».
1-й ведущий: Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты «Дело народа» и в ожидании редактора познакомился с секретарем-машинисткой Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Она отличалась жизнерадостностью и чувством юмора, умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день.

 2-й ведущий: Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего 3 месяца. Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что, в конце концов, привело к разводу. Это случилось 1921 году, когда у них было уже двое детей: Таня и Костя. После разрыва с Есениным Зинаида Николаевна поступила в Высшие театральные мастерские. Позже вышла замуж за режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Чтец.
Ты меня не любишь, не жалеешь, 

Разве я немного не красив?

 Не смотря в лицо, от счастья млеешь,

 Мне на плечи руки опустив. 

Молодая, с чувственным оскалом, 

Я с тобой не нежен и не груб. 

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

 Сколько рук ты помнишь? 

Сколько губ? 

Знаю я – они прошли, как тени, 

Не коснувшись твоего огня,

 Многим ты садилась на колени, 

А теперь сидишь вот у меня.

 Пусть твои полузакрыты очи,

 И ты думаешь о ком-нибудь другом,

 Я ведь сам люблю тебя не очень,

 Утопая в дальнем дорогом.

 Этот пыл не называй судьбою, 

Легкодумна вспыльчивая связь,

- Как случайно встретился с тобою, 

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

 Да и ты пойдешь своей дорогой 

Распылять безрадостные дни, 

Только нецелованных не трогай, 

Только негоревших не мани. 

И когда с другим по переулку 

Ты пойдешь, болтая про любовь, 

Может быть, я выйду на прогулку,

 И с тобою встретимся мы вновь. 

Отвернув к другому ближе плечи 

И немного наклонившись вниз, 

Ты мне скажешь тихо:

 «Добрый вечер…» 

Я отвечу: «Добрый вечер, мисс». 

И ничто души не потревожит, 

И ничто ее не бросит в дрожь,

- Кто любил, уж тот любить не может,

 Кто сгорел, того не подожжешь.
3-й ведущий: Несмотря на то, что брак с Зинаидой Райх был расторгнут, Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Кажется, и у нее другой любви не было. Помани ее Есенин пальцем, она бы от Мейерхольда убежала без резинового плаща и без зонтика в дождь и град.



4-й ведущий. Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста».

В 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе ее на восемнадцать лет.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
 



1-й ведущий: Сергей Есенин всю свою жизнь мечтал побывать в Персии, стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних персидских лириков. Первая часть его мечты - поездка в Персию - осталась нереализованной, но ему удалось создать удивительный поэтический шедевр - «Персидские мотивы», в которых часто встречается женское имя Шагане. Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница литературы Шагандухт Нерсесовна Тальян, с которой Есенин познакомился в 1924 году, во время путешествия в Батуми. После отъезда из Батуми Есенин больше никогда не встречался с Шаганэ Нерсесовной, но продолжал писать стихи, посвященные милой Шаге: 

Чтец.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!

 Потому что я с севера, что ли,

 Я готов рассказать тебе поле,

 Про волнистую рожь при луне. 

Шаганэ ты моя, Шаганэ. 

Потому что я с севера, что ли, 

Что луна там огромней в сто раз, 

Как бы ни был красив Шираз, 

Он не лучше рязанских раздолий… 

Шаганэ ты моя, Шаганэ! 

Там, на севере, девушка тоже, 

На тебя она страшно похожа, 

Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»

Наша цель – освежить в памяти поэзию нашего русского поэта С.Есенина, который так рано ушел из жизни, может быть, не допев своей самой важной, самой главной песни. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».
 ПАМЯТИ ЕСЕНИНА (Е.Фокина)
Плачет Муза в беде неутешная,
Завывает гармоника грешная,
Колокольчик хохочет вдали,
Да, летят над Землей журавли.

Что ж ты, власть «дорогая советская»,
Удаль русскую, молодецкую,
С озорством кабака перепутала,
Птице крылья веревкою спутала.

Травы пахнут полынью, да мятою.
Но увяла их зелень примятая.
Там гуляет стреноженный конь,
Да тоскует тальянка-гармонь.

Не скакать уже ранью на Розовом,
На коне по тропе,  меж березами.
И, не спеть, и не жить, не греша.
Улетела поэта душа.

Не поправить того, что уж сделано.
Жизнь, как тройка коней оголтелая,
Пронеслась и исчезла вдали,
За пределами русской земли.

Лишь щемящий, знакомый до боли,
Голос чистых, рязанских раздолий,
Что летит от полей и до гор,
Душу русскую рвет до сих пор.

Уход из жизни Сергея Есенина до сих пор не разгадан. По этому поводу существует много легенд. Однако одно неоспоримо – литература потеряла величайший талант: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком» (М. Горький).

(Чтец)

Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно лепет звездопада,

Вечный, словно солнечный восход.

Кто же он, как не сама природа, –

Юноша, пришедший из народа

И ушедший песнею в народ!



Колышет берёзоньки ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён,

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.

Любите Россию, любите Россию –

Для русского сердца земли нет милей!



В заключение нашей встречи хотелось бы сказать: « Есенинские стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда нам трудно. В суете повседневной жизни мы теряем что-то возвышенное и духовное.

В погоне за материальным, мы начинаем все больше терять человечность и милосердие. Поэзия Есенина по-настоящему очищает наши души. Картины природы в стихах, описанные им чувства, не только учат любить, но и хранить мир земной красоты. Стихи, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и мировоззрения. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите около себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, звук речной волны... И снова я плыву, лечу куда-то "под гипнотическими чарами любви...". И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа, он — поэт на все времена.»



Наша встреча окончена. Спасибо за внимание!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!