«ТЫ БЫ ПОШЕЛ С НИМ В РАЗВЕДКУ?»
Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве лауреата Государственной премии СССР В. Высоцкого (внеклассное чтение)
Этот рассказ – не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.
Среди нехоженых путей
Один – пусть мой.
Среди невзятых рубежей
Один – за мной…
В.Высоцкий
Чтец:
25 июля 80-го года
Умер единственный в мире
Володя.
Рано, так рано! –
Рыдай иль молчи –
Пламя погасло у тонкой свечи.
Жил он на голом,
Натянутом нерве!
Умер Володя – последний из первых.
Может, пройдет лет десяток –
И в сквере
Памятник будет ему, его вере
В жизнь справедливую,
Как он мечтал.
Умер Володя – устал…
К мертвому странная тяга –
Скорбь посчитаю за благо.
Мы ведь совсем незнакомы,
В горле рыдания – комом.
….
Скажут, с ума я сошла –
мертвого друга нашла.
Будет ответ мой такой:
- Нету живых под рукой.
Народ любит Владимира как близкого, родного человека. Некоторые удивляются: за что, ведь, в сущности, ничего особенного… Таким не суждено понять Высоцкого, да и других творцов его Времени. Их творчество не вмещается в старые рамки. И если провести параллель с живописью, то вспомним высказывание одного художника-авангардиста: «Каждая картина имеет свое духовное поле». В этом, наверное, и ключ к пониманию Высоцкого, «секрет» его популярности.
Духовное поле Высоцкого… Можно ли его измерить? И если да, то какой должна быть единица измерения? Кто откроет ее? Или в этом нет ничего невозможного?
Известно, что в русской иконе запрещалось применять черный цвет. Значит, иконописцы еще тогда знали о духовном поле своих творений и придавали ему большое значение (черный цвет – цвет зла, его употребление могло создать отрицательное поле).
Духовное поле у разных творцов разное. У некоторых слабое, у других сильное, у третьих мощное, как при свете молнии видел все Высоцкий. Это был прорыв к пронзительной правде. Непосредственное видение – вот ценное качество таланта его. Это духовное поле является и полем притяжения людей, их желание прочесть, увидеть, услышать.
Звучит песня «Братские могилы».
1-й ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступление – в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде. На не везде его понимали. А в дефиците всегда были Правда, Искренность, открытость… Об этом он и пел.
Мы нуждались и нуждаемся в очищении. От лжи, от двоедушия, которые, как радиация, въелись в организм. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия. Поэтому все, волнуясь, слушают человека невоевавшего.
Звучит песня «Он не вернулся из боя».
Эта песня одна из главных в творчестве Высоцкого. Почему же человек невоевавший так пишет о войне? Не мог не писать?
Все дело в судьбе, которая начинается не в момент рождения человека, а гораздо раньше. Она часть огромной судьбы своего народа. И ты существуешь на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг на земле. Тех, которые жили до тебя.
2-й ведущий. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством В. Высоцкого, есть, так сказать, свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то ближе, роднее, убедительнее. Эти песни сразу как бы идут к людям.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные В. Высоцким о войне… Это песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных и добрых. Им можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Чтец:
Сегодня не слышно биенья сердец.
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой».
2-й ведущий. Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые замечательные, самые высокие понятия…
3-й ведущий. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Почему?
«Ваше любимое место?» - спросили его в одной анкете. Видевший красоты полумира, он ответил: «Самотека, Москва». «Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…». Это была песня его детства.
Звучит песня «Священная война».
1-й ведущий. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: Ты научил любви, Арбат, а дальше, дальше наше дело…) и маленького Володи Высоцкого.
Звучит песня «А на войне, как на войне».
2-й ведущий. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облек в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжил потом Высоцкий.
3-й ведущий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы – охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик как предвестник беды.
Они навсегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком…
Сменяя друг друга, звучат песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики…» и В.Высоцкого «Так случилось – мужчины ушли».
1-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своем фанатичном азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском…
2-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность.
3-й ведущий. Это говорится для того, чтобы унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.
1-й ведущий. Лучше прислушаемся к фронтовикам: им-то неведома погоня за модой.
Чтецы:
- Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…
1-й ведущий. Так писали фронтовику Владимиру Высоцкому.
2-й ведущий. Как мог он, невоевавший, знать о жизни фронтовиков так хорошо, что они принимали его за своего? Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвется из его военных песен? Откуда это пронзительное видение своего мира?
3-й ведущий. Он говорил: «То, что слышу сейчас, - «он сказал: «Поехали!...» - это все понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так – на заказ –не получается». (Монологи Высоцкого).
Да, наверное, невозможно на заказ написать песню такую, как «О том, кто не стрелял».
Звучит песня «О том, кто не стрелял».
2-й ведущий. А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Послушайте, как перекликаются они со стихотворениями Константина Симонова, Александра Твардовского, поэтами, прожившими войну вместе с народом.
Чтец читает стихотворение К. Симонова о событиях лета 1942 года «Безымянное поле».
1-й ведущий. А вот песня «Мы вращаем землю», написанная через десятилетия, но тем не менее достойная воинского салюта.
Звучит песня «Мы вращаем землю».
Чтецы читают стихотворения А. Твардовского «Я знаю, нет моей вины…» и стихотворение В.Высоцкого «О погибшем друге».
2-й ведущий. Высоцкий говорил о своих песнях: «если вслушаетесь в них, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времен, а в общем и идеи, и проблемы – наши, нынешние.
Расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. (Монолог Высоцкого)
3-й ведущий. А нас могут беспокоить эти песни? Можем ли мы понимать их? Хотим ли?
Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся ответить на него всю жизнь…
Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него – норма. Правильно ли это?
1-й ведущий. Высоцкий помогает нам ответить на многие вопросы. Никита Михалков написал о нем в стихотворении «Памяти Высоцкого»:
Чтец:
Он недопел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И все же он поет
И песни не дадут нам жить достойно…
2-й ведущий. Стихотворения и песни В. Высоцкого заставляют нас думать о дружбе не как о чем-то отвлеченном, а о дружбе в первозданном смысле этого слова. О дружбе, когда ради друга жертвуют собой, когда ради друга готов на все, когда веришь другу, как самому себе.
О ней и стихотворение «Их – восемь, нас – двое».
Чтец выразительно читает стихотворение «Их – восемь, нас – двое».
3-й ведущий. Его произведения учат нас смотреть на любовь не как на минутное развлечение. Она пришла, чтоб пригласить тебя на всю жизнь… Только так! И еще они учат осознавать, что на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти или, говоря проще, в критической ситуации, человек должен и может оставаться человеком – это тоже мы поняли, слушая Высоцкого.
Чтец выразительно читает стихотворение «Черные бушлаты».
1-й ведущий. Его песни учат нас таким понятиям, как честь, совесть, долг. Высоцкий объясняет, что
И во веки веков, и во все времена
Трус-предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем…
2-й ведущий. И, наверное, о многом говорит и обязывает ветеранов, всех нас, наследников Победы, его «Песня о новом времени», которую написал тогда, в послевоенных, мальчишка-проказник, с открытым ртом слушавший рассказы о войне.
«Без памяти нет совести», - сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Сохранили ли мы память о моральных ценностях, которые высветила война? Благодаря Высоцкому учимся понимать, пропускать память через сердце. Этому помогает его песня.
Звучит «Песня о новом времени».
3-й ведущий. Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или море. Есть – о жизни, мужестве, о готовности идти в разведку. Об этом его песня «Давно смолкли залпы орудий».
Звучит песня «Давно смолкли залпы орудий».
Чтец читает стихотворение «Памятник»
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.
Я хвалился косою саженью –
Нате смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен –
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей.
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подойти ко мне с меркой обычной
Опасались,
Но по снятии маски посмертной –
Тут же в ванной, –
Гробовщик подошел ко мне с меркой
Деревянной…
А потом, по прошествии года, –
Как венец моего исправленья –
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленьи народа
Открывали под бодрое пенье,
Под мое – с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась –
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан –
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули! Как я обужен –
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти!?
Командора шаги эли и гулки,
Я решил: как во времени оном,
Не пройтись ли, по плитам звеня?
И шарахнулись плиты в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
Накренился я, гол, безобразен,
Но и падая – вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я: «Похоже, живой!».
И паденье меня не согнуло,
Не сломало,
И торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно –
Шито-крыто.
Я, напротив, ушел всенародно
Из гранита.