СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве В. Высоцкого "Ты бы пошел с ним в разведку?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве лауреата Государственной премии СССР В. Высоцкого "Ты бы пошел с ним в разведку?"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве В. Высоцкого "Ты бы пошел с ним в разведку?"»

«ТЫ БЫ ПОШЕЛ С НИМ В РАЗВЕДКУ?»


Сценарий литературного вечера, посвященного военной теме в творчестве лауреата Государственной премии СССР В. Высоцкого (внеклассное чтение)


Этот рассказ – не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.

Среди нехоженых путей

Один – пусть мой.

Среди невзятых рубежей

Один – за мной…

В.Высоцкий

Чтец:

25 июля 80-го года

Умер единственный в мире

Володя.

Рано, так рано! –

Рыдай иль молчи –

Пламя погасло у тонкой свечи.

Жил он на голом,

Натянутом нерве!

Умер Володя – последний из первых.

Может, пройдет лет десяток –

И в сквере

Памятник будет ему, его вере

В жизнь справедливую,

Как он мечтал.

Умер Володя – устал…

К мертвому странная тяга –

Скорбь посчитаю за благо.

Мы ведь совсем незнакомы,

В горле рыдания – комом.

….

Скажут, с ума я сошла –

мертвого друга нашла.

Будет ответ мой такой:

- Нету живых под рукой.


Народ любит Владимира как близкого, родного человека. Некоторые удивляются: за что, ведь, в сущности, ничего особенного… Таким не суждено понять Высоцкого, да и других творцов его Времени. Их творчество не вмещается в старые рамки. И если провести параллель с живописью, то вспомним высказывание одного художника-авангардиста: «Каждая картина имеет свое духовное поле». В этом, наверное, и ключ к пониманию Высоцкого, «секрет» его популярности.

Духовное поле Высоцкого… Можно ли его измерить? И если да, то какой должна быть единица измерения? Кто откроет ее? Или в этом нет ничего невозможного?

Известно, что в русской иконе запрещалось применять черный цвет. Значит, иконописцы еще тогда знали о духовном поле своих творений и придавали ему большое значение (черный цвет – цвет зла, его употребление могло создать отрицательное поле).

Духовное поле у разных творцов разное. У некоторых слабое, у других сильное, у третьих мощное, как при свете молнии видел все Высоцкий. Это был прорыв к пронзительной правде. Непосредственное видение – вот ценное качество таланта его. Это духовное поле является и полем притяжения людей, их желание прочесть, увидеть, услышать.


Звучит песня «Братские могилы».


1-й ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступление – в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде. На не везде его понимали. А в дефиците всегда были Правда, Искренность, открытость… Об этом он и пел.

Мы нуждались и нуждаемся в очищении. От лжи, от двоедушия, которые, как радиация, въелись в организм. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия. Поэтому все, волнуясь, слушают человека невоевавшего.


Звучит песня «Он не вернулся из боя».


Эта песня одна из главных в творчестве Высоцкого. Почему же человек невоевавший так пишет о войне? Не мог не писать?

Все дело в судьбе, которая начинается не в момент рождения человека, а гораздо раньше. Она часть огромной судьбы своего народа. И ты существуешь на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг на земле. Тех, которые жили до тебя.

2-й ведущий. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством В. Высоцкого, есть, так сказать, свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то ближе, роднее, убедительнее. Эти песни сразу как бы идут к людям.

И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные В. Высоцким о войне… Это песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных и добрых. Им можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Чтец:

Сегодня не слышно биенья сердец.

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу – придет другой.

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой».

2-й ведущий. Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые замечательные, самые высокие понятия…

3-й ведущий. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Почему?

«Ваше любимое место?» - спросили его в одной анкете. Видевший красоты полумира, он ответил: «Самотека, Москва». «Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…». Это была песня его детства.


Звучит песня «Священная война».


1-й ведущий. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: Ты научил любви, Арбат, а дальше, дальше наше дело…) и маленького Володи Высоцкого.


Звучит песня «А на войне, как на войне».


2-й ведущий. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облек в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжил потом Высоцкий.

3-й ведущий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы – охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик как предвестник беды.

Они навсегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком…


Сменяя друг друга, звучат песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики…» и В.Высоцкого «Так случилось – мужчины ушли».


1-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своем фанатичном азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском…

2-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность.

3-й ведущий. Это говорится для того, чтобы унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.

1-й ведущий. Лучше прислушаемся к фронтовикам: им-то неведома погоня за модой.

Чтецы:

- Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?

- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…


1-й ведущий. Так писали фронтовику Владимиру Высоцкому.

2-й ведущий. Как мог он, невоевавший, знать о жизни фронтовиков так хорошо, что они принимали его за своего? Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвется из его военных песен? Откуда это пронзительное видение своего мира?

3-й ведущий. Он говорил: «То, что слышу сейчас, - «он сказал: «Поехали!...» - это все понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так – на заказ –не получается». (Монологи Высоцкого).

Да, наверное, невозможно на заказ написать песню такую, как «О том, кто не стрелял».


Звучит песня «О том, кто не стрелял».


2-й ведущий. А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Послушайте, как перекликаются они со стихотворениями Константина Симонова, Александра Твардовского, поэтами, прожившими войну вместе с народом.


Чтец читает стихотворение К. Симонова о событиях лета 1942 года «Безымянное поле».


1-й ведущий. А вот песня «Мы вращаем землю», написанная через десятилетия, но тем не менее достойная воинского салюта.


Звучит песня «Мы вращаем землю».


Чтецы читают стихотворения А. Твардовского «Я знаю, нет моей вины…» и стихотворение В.Высоцкого «О погибшем друге».


2-й ведущий. Высоцкий говорил о своих песнях: «если вслушаетесь в них, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времен, а в общем и идеи, и проблемы – наши, нынешние.

Расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. (Монолог Высоцкого)

3-й ведущий. А нас могут беспокоить эти песни? Можем ли мы понимать их? Хотим ли?

Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся ответить на него всю жизнь…

Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него – норма. Правильно ли это?

1-й ведущий. Высоцкий помогает нам ответить на многие вопросы. Никита Михалков написал о нем в стихотворении «Памяти Высоцкого»:


Чтец:

Он недопел, не досказал всего,

Что било пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да.

И все же он поет

И песни не дадут нам жить достойно…


2-й ведущий. Стихотворения и песни В. Высоцкого заставляют нас думать о дружбе не как о чем-то отвлеченном, а о дружбе в первозданном смысле этого слова. О дружбе, когда ради друга жертвуют собой, когда ради друга готов на все, когда веришь другу, как самому себе.

О ней и стихотворение «Их – восемь, нас – двое».


Чтец выразительно читает стихотворение «Их – восемь, нас – двое».


3-й ведущий. Его произведения учат нас смотреть на любовь не как на минутное развлечение. Она пришла, чтоб пригласить тебя на всю жизнь… Только так! И еще они учат осознавать, что на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти или, говоря проще, в критической ситуации, человек должен и может оставаться человеком – это тоже мы поняли, слушая Высоцкого.


Чтец выразительно читает стихотворение «Черные бушлаты».


1-й ведущий. Его песни учат нас таким понятиям, как честь, совесть, долг. Высоцкий объясняет, что

И во веки веков, и во все времена

Трус-предатель всегда презираем.

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна,

И всегда на нее уповаем…


2-й ведущий. И, наверное, о многом говорит и обязывает ветеранов, всех нас, наследников Победы, его «Песня о новом времени», которую написал тогда, в послевоенных, мальчишка-проказник, с открытым ртом слушавший рассказы о войне.

«Без памяти нет совести», - сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Сохранили ли мы память о моральных ценностях, которые высветила война? Благодаря Высоцкому учимся понимать, пропускать память через сердце. Этому помогает его песня.


Звучит «Песня о новом времени».


3-й ведущий. Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или море. Есть – о жизни, мужестве, о готовности идти в разведку. Об этом его песня «Давно смолкли залпы орудий».


Звучит песня «Давно смолкли залпы орудий».


Чтец читает стихотворение «Памятник»


Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули

И в обычные рамки не лез.

Но с тех пор, как считаюсь покойным,

Охромили меня и согнули,

К пьедесталу прибив ахиллес.


Не стряхнуть мне гранитного мяса

И не вытащить из постамента

Ахиллесову эту пяту,

И железные ребра каркаса

Мертво схвачены слоем цемента,

Только судороги по хребту.


Я хвалился косою саженью –

Нате смерьте!

Я не знал, что подвергнусь суженью

После смерти.

Но в привычные рамки я всажен –

На спор вбили,

А косую неровную сажень

Распрямили.


И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи,

И не знаю, кто их надоумил,

Только с гипса вчистую стесали

Азиатские скулы мои.


Мне такое не мнилось, не снилось,

И считал я, что мне не грозило

Оказаться всех мертвых мертвей.

Но поверхность на слепке лоснилась,

И могильною скукой сквозило

Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,

В пасти палец,

Подойти ко мне с меркой обычной

Опасались,

Но по снятии маски посмертной –

Тут же в ванной, –

Гробовщик подошел ко мне с меркой

Деревянной…


А потом, по прошествии года, –

Как венец моего исправленья –

Крепко сбитый литой монумент

При огромном скопленьи народа

Открывали под бодрое пенье,

Под мое – с намагниченных лент.


Тишина надо мной раскололась –

Из динамиков хлынули звуки,

С крыш ударил направленный свет.

Мой отчаяньем сорванный голос

Современные средства науки

Превратили в приятный фальцет.


Я немел, в покрывало упрятан –

Все там будем!

Я орал в то же время кастратом

В уши людям.

Саван сдернули! Как я обужен –

Нате смерьте!

Неужели такой я вам нужен

После смерти!?


Командора шаги эли и гулки,

Я решил: как во времени оном,

Не пройтись ли, по плитам звеня?

И шарахнулись плиты в проулки,

Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.


Накренился я, гол, безобразен,

Но и падая – вылез из кожи,

Дотянулся железной клюкой,

И, когда уже грохнулся наземь,

Из разодранных рупоров все же

Прохрипел я: «Похоже, живой!».


И паденье меня не согнуло,

Не сломало,

И торчат мои острые скулы

Из металла!

Не сумел я, как было угодно –

Шито-крыто.

Я, напротив, ушел всенародно

Из гранита.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!