СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия о великой силе слова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В сценарии использованы интересные материалы, раскрывающие великую силу слова, сказанного человеком.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия о великой силе слова»

Сценарий



С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки-прибаутки – это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза.

Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, слово, самое простое и обычное человеческое слово, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека. Об этом мы и поговорим сегодня. По утверждению Анны Ахматовой, слово – это то единственное в мире, что навсегда остаётся нетленным:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле- печаль,

И долговечней – Царственное Слово!



1-я Привет, дорогие любители и знатоки великого и могучего богатыря по имени Русский язык! Очень приятно, что в наше время находятся энтузиасты, готовые посвятить свободное время не просмотру кровавых боевиков с ужасным переводом, а ему, родному, одному из самых прекрасных языков мира. Это признаётся не только русскими учёными. Надеемся, что вы не пожалеете о своём выборе, тем более, что праздник мы будем проводить с вами вместе. Согласны? Тогда начнём!

2-й И в связи с вышеизложенной ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили…

1-я Ромочка, милый, что с тобой? Давай-ка «скорую» вызовем, совсем ты замучился, давай, а?

2-й Отстань! Причём тут «скорая»? Я просто изучаю новый язык.

1-я Что это за язык такой? Я ничего не поняла.

2-й А ты и не могла понять, это же я его изучаю, а не ты.

1-я И всё-таки, что это за язык такой странный?

2-й А ты сама догадайся. Слушай внимательно:

Консенсус, саммит, ратификация, менталитет, вотум, кворум, электорат – говорит что-нибудь твоему сердцу?

1-я Что- то до боли знакомое… Погоди-ка… Да ведь я это каждый день по телевизору слышу!

2-й А понимаешь что-нибудь?

1-я Вот ещё! Мне делать больше нечего, как вслушиваться в этот бред!

2-й Неправильно ты рассуждаешь, Алина. Вот так все говорят, а потом возмущаются: «Что творится в стране, ничего не понимаю!» Вот я и учу, чтобы понимать.

1-я Если так рассуждать, нужно всю жизнь только и делать, что изучать наши родные, но как бы иностранные языки.

2-я Почему это?

1-я А вот давай-ка я тебе прочту что-то типа стихотворения.

2-й Приличное?

1-я Слушай и трепещи!



Пиплы в умат, ринги заглохли,

Джинсы, дринки, батлы и прочее,

И на флэтах мэны умолкли,

Экстаз не в силах превозмочь.

Герлы в фирме. В велюре бэки,

Балдёж на фейсах засиял,

Тащились в хлам дурёхи-тёлки,

Когда я истину мычал.

Ты чё, в натуре, не кайфовый?

Фуфло, не знаешь ты меня?

Я супермен, торчок стритовый,

Мэйд ин Ришша суперхиппня!

Ну как, здорово?

2-й Забавно, но непонятно.

1-я Почему?

2-й Потому что мы живём как бы в иностранном государстве.





1-я Да, в наше время, когда наука, искусство становятся общим достоянием народа, заимствованные слова проникают в народную речь, становятся всем известными и общеупотребительными. Нередко малообразованные люди допускают ошибки и искажения в употреблении малознакомых заимствованных слов.

В романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» даны шутливо иронические сценки о том, как дед Щукарь, осваивая заимствованные слова, переосмысливал их и переиначивал на свой лад.

Слово монополия, по его мнению, означает «кабак»,

Слово адаптер – значит «пустяковый», а слово акварель не что иное, как «хорошая девка».

Свою старуху он называет в сердцах старой астролябией и старой апробацией. Но, испугавшись, пытается смягчить её гнев:

- Ну будет тебе, старая. И вовсе это не ругательные слова, по-учёному - вроде как и ласковые. Это всё едино, что душенька моя, что астролябия.

По- простому сказать «милочка моя», а по-книжному – «апробация», истинный бог, не брешу, так в толстой книге и написано. Своими глазами читал… Учиться надо, вот как я учусь, тогда и ты любое слово смогеши выкинуть не хуже меня».

2-й То, что простительно деду Щукарю, нельзя простить образованному человеку. Нельзя искажать ни звучания, ни смыслового значения заимствованных слов. Тем более, что многие из них это – международные термины и составляют достояние не только русского языка, но и других языков.



1-я Да уж, великий и могучий… Слушай, хватит этих новшеств, я надеюсь, что они никогда не приживутся в русском языке, исчезнут за ненадобностью.

2-й Давай-ка лучше вернёмся к нормальному русскому языку и проверим, все ли ребята находятся с ним в хороших отношениях.

Издавна народ говорит, что слово горы ворочает, подчёркивая этим великую силу слова. Красивая, страстная человеческая речь может и учить, и разить, надо только умело пользоваться ею.

«Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться осторожно и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти», - говорил Л.Н.Толстой.

Об этом знали ещё в древности.





Сценка «Язык»

Автор. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и, раздумывая над тем, чем угостить приглашённых, позвал Эзопа.

Ксанф. Эзоп, приготовь самое лучшее для моих гостей!

Автор. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф. Эзоп, почему ты подал только языки?

Эзоп. Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше

языка?! При помощи языка мы изучаем науки и получаем

знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом,

решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться,

давать, получать, выполнять просьбы, вдохновляться на подвиги,

выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно

думать, что ничего лучше языка.

Ксанф. Молодец, Эзоп! Твоё рассуждение пришлось мне по сердцу. Но

завтра у меня опять будут гости, и ты должен приобрести к обеду

самое худшее.

Эзоп. Хорошо, Ксанф.

Автор. Эзоп опять пошёл покупать языки. (Эзоп на подносе выносит

языки.)

Ксанф. Как?! Эзоп! Опять языки?!

Эзоп. Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?

Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг

друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать,

обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать

города и даже целые государства. Он может вносить в нашу

жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-

-нибудь хуже языка?!

Автор. Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать

этот ответ Эзопа. Почему баснописец Эзоп в одном случае

говорит, что лучше языка ничего на свете нет, а в другом – язык

самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?



2-й Мы видим, что слово может быть другом, а может быть и врагом.

А как многие из нас относятся к слову?

1-я Об этих же противоречиях языка говорится и в стихотворении

Вадима Шефнера «Слова»



Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

- Да, это Священные слова – Слава, Родина, Верность и Честь!



Заповеди и заветы



Но к священным словам прежде всего относятся заповеди Божии. Заповедями издавна принято называть основные правила христианской жизни. Все они перечислены в Библии. Наши предки их выучивали наизусть. Знают их и миллионы наших современников. Вот некоторые из библейских правил:

«Почитай отца твоего и мать». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства». «Будьте милосердны». «Мир имейте между собою».

Есть и другие заповеди: не завидуй, не сотвори себе кумира, не осуждай другого; всякому, просящему у тебя, давай.

Но важно заповеди не только знать. Куда важнее – им следовать жизни.

1-я Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете? Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:

2-й «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нём в народе плохой слух:

якобы последний живёт не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала своё дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришёл в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришёл просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний всё сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это, сказал: «Теперь иди собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнёс пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр.162).



В. А. Солоухин

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.



Оно – то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.



Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, Кто слушает тебя.



- Каким же должно быть наше слово? В чём его сила?



Великая сила слова

Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…



Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:



- Ты говоришь чепуху! Разве станешь оттого, что без конца твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

- Сядь на место, глупец! – отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться ещё больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. – От одного слова человек пришёл в ярость, от другого – успокоился.



Учитель. – В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык – это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно, беречь, любить, сохранять и защищать.

Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.

Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнёру скажут: «Наши жАлюзи более красивЕе ихних». Вам завтра позвОнят, и тогда мы напишем ходатАйство и заклЮчим дОговор, у нас их более восьмиста.»

Ещё древнегреческий философ Сократ просил своих учеников: «Заговори, чтобы я тебя увидел.»

Эти слова мудреца вовсе не свидетельствуют о том, что Сократ был слеп. Просто он понимал: наше впечатление о человеке во многом зависит от того, как и что он говорит.

По умению человека владеть словом окружающие судят не только о его культуре, но и об интеллекте. Это заметил ещё в 13 веке персидский поэт и мыслитель Саади:

«Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.»



Послушаем репортаж с футбольного поля горе-комментатора



- Внимание! Значит, такое дело, говорит Арсений Смирнов, стало быть, это самое. Одним словом, начинаем сейчас… Бросили… Бежит, бежит, бежит…Раз! Об штангу! Соловьёв это самое. Там два побежали… упал. А тот теперь вне игры. А этот ведёт, ведёт, ведёт. Раз! Раз! Трах! Есть! Готово! Это значит, это самое, гол, одним словом.

Этот ка-а-к ударил, а тот ка-а-к подпрыгнул, а этот раз – и готово!



1-я Поняли вы, ребята, что происходило на футбольном поле? Нет, не советуем вам быть похожими на такого «комментатора». Работайте над своей речью, чтобы она была яркой и убедительной. Нельзя терпимо относиться к тем, кто портит, калечит и уродует русский язык.

2-й Ребята, которые вместо точных, образных, полных глубокого смысла слов употребляют грубые или же особые, выдуманные, жаргонные слова, молодёжный сленг, жалки своей беспомощностью выразить мысль, чувства человека.



Сценка «Прикольный фильмец»

Сергей. Макс, хая!

Максим. Привы, Серый!

Сергей. Где тусовался? Типа под музон оттягивался?

Максим. Харе прикалываться! Я прикольный фильмец зырил!

Сергей. Да ну?

Максим. Офигительные трюки! Крутой чувак замочил десяток, потом

ныкался, ныкался по хатам, но проморгал мента, начал ему

втирать очки, а тот уши распустил, ну, этот чувак, типа того,

начал отваливать. А мент слеганца его стволом припугнул.

Короче, Макс, я прям тащусь от этого мазового кинчика!

Максим. Да, а тут ещё гёрла с братвой на тачке подвалила и заныкала

чувака под крышу.

Сергей. Это не прогон?

Максим. Ты на кого бочку катишь? Пойдём позырим вместе!



1-я Говорят, глаза – зеркало души человека. Не спорим. Но речь его – это тоже зеркало, показатель его умственного и духовного развития. Кто не умеет говорить, тот не умеет мыслить. И наоборот.



- Здравствуй, Антон! Как прошёл день?

- Крутяк! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется! Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

-Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну давай. Что не понял? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

-Он на чём подъехал? На велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- Ну, ты его не знаешь, ходит вот с таким шнобелем!..

- С кем, с кем?

-Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит: «Дай велик!» Сел и почесал.

- У него что, короче, чесалось что-то?

- Да нет, он прокатиться типа того хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и в натуре дерябнулся.

- Чего, чего?



1-я Вы поняли, о чём говорили ребята? А ведь эти жаргонные слова употребляют многие ребята. Да, нужно следить за своей речью, иначе мы будем лишь шутами, приближёнными к её величеству Культуре и ничего серьёзного в жизни не добьёмся.

2-й Ну, например, как известный персонаж И. Ильфа и Е. Петрова Эллочка, по прозвищу Людоедка.

1-я Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» - всего триста. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (Входит Эллочка)

Эллочка. ( прислушиваясь и поднимая глаза) Мрачный муж пришёл.

Щукин. Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

Эллочка. Хо-хо!

Щукин. Нет, в самом деле?

Эллочка. Кр-расота!

Щукин. Да, стулья хорошие.

Эллочка. Знаменитые!

Щукин. Подарил кто-нибудь?

Эллочка. Ого!

Щукин. Как? Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…

Эллочка. Эрнестуля! Хамишь!

Щукин. Ну как же так можно делать? Ведь нам же есть нечего будет!

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. Но ведь это возмутительно! Ты живёшь не по средствам!

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. Нет, давай поговорим серьёзно. Я получаю 200 рублей.

Эллочка. Мрак!

Щукин. Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею.

Эллочка. Жуть!

Щукин. Вот что. Так жить нельзя.

Эллочка. Хо-хо!

Щукин. Нам надо разойтись.

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. И откуда у тебя этот идиотский жаргон?

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. О, чёрт!

Эллочка. Хамите, Эрнестуля!

Щукин. Давай разойдёмся мирно!

Эллочка. Ого!

Щукин. Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…

Эллочка. Я побью тебя, как ребёнка.

Щукин. Я перееду к Ивану Алексеевичу.

Эллочка. Ого!

Щукин. Он уехал на дачу на всё лето и оставил мне свою квартиру.

Ключ у меня, только мебели нет.

Эллочка. Кр-расота!

Щукин. До свидания, Елена!

Чтец. Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных,

металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю

важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие

для разлуки слова. Они быстро нашлись.

Эллочка. Поедешь в таксо? Кр-расота!

Чтец. Инженер лавиной скатился по лестнице.

1-я Да, стать «людоедом» сегодня не сложнее, чем раньше, - надо

просто перестать работать над своею речью.

2-й Но необходимо помнить ещё и о том, что неточность речи –

другая ловушка для ленивого.

1-я Знаете, что такое слова-паразиты? Ничего вы не знаете! Ведь из-

за них может произойти непоправимое. Не верите? А

вот послушайте!



1-й ученик.

Видит как-то гражданин:

Квартира пылает…

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

В общем, значит, стало быть,

Вот такое дело…

- Можно трубку положить –

Всё уже сгорело!

2-й Да, нужно точно, убедительно выражать свои мысли. А выдающийся адвокат Ф. Н. Плевако лучше многих понимал, насколько важны тон и музыка речи, потому он стал тем юристом, на опыте которого учатся коллеги во всём мире.

Однажды Плевако выступал в защиту бедной старушки, укравшей чайник стоимостью около 50 копеек. Она подлежала суду присяжных. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал всё, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, всё наше гражданское благоустройство держится на собственности. Если мы позволим потрясать её, страна погибнет.



Поднялся Плевако:

- Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…

Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако стала решающей для присяжных. Они оправдали старушку.

1-я Владеть голосом – это лишь полдела. Без умения выразить свою мысль чётко и образно ничего не добьёшься. Этому тоже надо учиться. Сейчас мы увидим результат такой кропотливой работы. Вот, кажется, обычное стихотворение, а по сути – маленькое чудо, ведь в его строках поэт Александр Кочетков передал то, что передать невозможно. Перед нами оживает душа, скорбящая о потере любимого человека. Мало найдётся людей, которым незнакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром». На самом деле стихотворение называется иначе – Баллада о прокуренном вагоне», и автором её является Александр Кочетков.

Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева.

Лето 1932 года провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться, и уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать и отложить отъезд на три дня. По истечении трёх дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло, с поездом Сочи – Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».



Юноша.

- Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся светлыми слезами.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся пламенной смолой.



Девушка.

- Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы, -

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоём.

Ты понесёшь с собой повсюду -

Ты понесёшь с собой, любимый, -

Ты понесёшь с собой повсюду,

Родную землю, отчий дом.



Юноша.

- А если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

А если мне укрыться нечем

От холода и темноты?



Девушка.



- За расставаньем будет встреча –

Не забывай меня, любимый!

За расставаньем будет встреча –

Вернёмся оба - я и ты.



Юноша.

- А если я безвестно кану, -

Короткий свет луча дневного, -

А если я безвестно кану

За звёздный пояс, млечный дым?



Девушка.



- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим!



Учитель.



Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал.

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колёса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча.

И никого не защитила рука,

Зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них, -

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!



1-я Вот она, сила любви, заключённая в СЛОВЕ!





2-й Но не секрет, что подлинный бичом нашего общества является сквернословие. Страшно, что для некоторых родной язык уже превратился в сплав жаргонов (от французского – испорченный язык) и мата. Ругаться последними словами сейчас считается чуть ли не «хорошим» тоном. Многие молодые люди, да и пожилые, не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Антон Семёнович Макаренко писал: «Матерные слова есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой человеческой красоте».



Э. Асадов. О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое,

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» от слова «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!



Академик Д. С. Лихачёв в своём произведении «Письма о добром и прекрасном» писал: «Бравирование грубостью в языке свидетельствует о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением подавить в себе чувство страха, боязни. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет ругаться, говорить плохие слова».



Э. Асадов. Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических ворот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили,

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили,

Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце всё равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему даётся,

Как ты ни толкай его во мглу,

А оно возьмёт и повернётся

Вновь, как компас, к ласке и теплу,

Говорят, любовь немногословна.

Пострадай, подумай, раскуси…



Это всё, по-моему, условно,

Мы же люди, мы не караси.

И не очень это справедливо

Верить в молчаливую любовь,

Разве молча мы всегда правдивы?

Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать,

Может быть и всё наоборот,

Ну а если говорить и чувствовать?

Разве плохо говорить и чувствовать?

Разве сердце этого не ждёт?

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песни птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек – на то и человек!

И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!



Давайте говорить друг другу больше добрых слов! От добрых слов перейдём к добрым делам!



Л. К. Татьяничева



Жизни круговорот,

Дел и поступков связь.

Народ от своих щедрот

Дал слову большую власть.

Певцы, мудрецы. Вожди

Знают спокон веков:

От нищей души не жди

Светлых высоких слов.

Лишь у того, кто смел,

Мысль отважно смела.

Слова вырастают из дел.

Из слов вырастают дела.



Исполняется песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»



Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.



Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.



Амалия Эйхман. Добрые слова

Чаще говорите добрые слова,

Пока родные с нами рядом.

В них свет, а он сродни тепла,

И обладает чудодейственным зарядом.



Давайте говорить лишь добрые слова.

Давайте будем чаще улыбаться.

Забудем всё плохое навсегда.

Как можно чаще будем все смеяться.



- Все вместе мы огромная семья, -

Читаю я написанные строчки.

Возьмёмся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.





Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, на воду.



Просмотр фильма о воде



Как видите, слова имеют силу, причём, огромную. Человеческое тело, как известно, состоит из 90% воды. Задумайтесь: если слова имеют такое сильное влияние на воду, то каково влияние положительных и отрицательных слов на наши тела?

Э. Асадов.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.



А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!