СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытия недели русского языка и чтения "В музее русского языка" (7-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытия недели русского языка и чтения  для учащихся 7-9 классов в школе VIII вида "В музее русского языка" .

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия недели русского языка и чтения "В музее русского языка" (7-9 классы)»



I. Вступительное слово учителя:

В истории русского народа сложилась пословица, известная всем: "Встречают по одежке - провожают по уму". Она особенно точно указывает, что в человеке необходимо ценить, прежде всего, интеллект, его мысли. А интеллект выражается при помощи слов.

О вежливости, культуре собеседника мы судим по его речи. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать двух слов, нам неинтересны.

Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может выразить элементарную мысль, не употребив плохих слов. Особенно уродливо звучат бранные слова в устах молодежи.

Употребление скверных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития.

Знаете ли вы, что в 17 веке по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за бранные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?

А в 19 веке сквернословов воспринимали не иначе, как безбожников.

Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Музей русского языка.

Итак, мы отправляемся в путь. (Звучит музыка)

Выходят ведущие.

2 экскурсовод: Добрый день, дорогие гости, ребята! Мы приветствуем Вас в нашем необычном музее - музее русского языка. Здесь хранится удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство, - родной русский язык

1 экскурсовод: Чтобы войти в музей, надо открыть дверь. Наша дверь откроется при условии, если вы отгадаете загадку.

2 экскурсовод: Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Что это? (книга)

1 экскурсовод: Правильно, это книга. Дверь пред нами сейчас откроется, и мы войдём в первый зал. Но прежде давайте вспомним правила посещения музея. (Повторение правил поведения в общественных местах).

Слайд КНИГА

2 экскурсовод: Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник от скифов с дарами. Он принес птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы предположили, что скифы отказываются от сопротивления. (Слайды)



1 экскурсовод: Но один из советников возразил, сказав, что скифы - гордый и бесстрашный народ, их послание означает совсем другое: "Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, подобно лягушкам? Если нет, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите на нашу землю".

2 экскурсовод: Затем картинки менялись в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы

1 экскурсовод: И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.

Но это не значит, что славяне были тёмными и неграмотными тогда, когда другие народы уже читали и писали книги.

1 экскурсовод: Славяне писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки.

«Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, которых называли Волхвами или кудесниками.

2 экскурсовод: Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом месте

1 экскурсовод: Правда, «верёвочные « книжки оказывались недолговечными – клубки могли разматываться, верёвки рваться, слова-узелки легко забываться.

2 экскурсовод: Но память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме» сохранилась в некоторых выражениях, типа: узелок на память, бессвязная речь, путаные мысли.

1 экскурсовод. Как и откуда появилась наша азбука и почему её называют кириллицей?

Слайд с Кириллом и Мефодием

2 экскурсовод. И только в 863 году просветители братья Кирилл и Мефодий составили первый славянский алфавит на основе греческого письма. Он назывался глаголицей, в нем было 40 букв, созданных на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника. Азбука просуществовала 300 лет.


Чтец 1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются


Чтец 2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,


Чтец 1. В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.


Чтец 2. Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.


1 экскурсовод Слайд

Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д.

2 экскурсовод Слайд (Старинные книги) Кроме того, буквами можно было обозначать и числа.

Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, а в руках – гусиное перо, которое обмакивали в баночку с чернилами.

1 экскурсовод Слайд Гусиное перо

Чтобы подготовить гусиное перо к письму, его сначала очищали в раскалённом песке, затем обрезали под определённым углом и затачивали. Причем качество написанного во многом зависело от того как обрезано и заточено перо.

Позже писатели и поэты 19 века не доверяли никому этого «важного» дела. Хорошие перья принято было даже дарить.

2 экскурсовод А в кабинете Александра Сергеевича Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо немецкого поэта Гёте, присланное им в подарок.

1 экскурсовод Слайд Красная строка

Самым главным украшением были заглавные буквы. Их называли буквицы. Они украшались красочными узорами – орнаментами, писались красными чернилами, а все остальные буквы – чёрными.

Таким образом, начало текста стали называть «красной строкой»

2 экскурсовод. Теперь вы знаете, что выражение «красная строка» пришло к нам из глубокой древности.

1 экскурсовод слайд с книгами

Первой книгой, переведённой братьями Кириллом и Мефодием, было Евангелие. Богато украшенные переплётами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью и их берегли.

Учитель. Ценили наши предки и слово, берегли его. Об этом и говорят русские пословицы. И сейчас мы поиграем в игру. Я начну пословицу, а вы её дружно хором закончите.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Язык мой – враг мой.

2 экскурсовод Слайд Иван Федоров

Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось всё больше и больше. И вот в 16 веке Иван Фёдоров создал такой станок, где книги можно было печатать. Именно он напечатал первую в России книгу. За всю жизнь Иван Фёдоров напечатал 12 книг. Среди этих книг была и азбука для детей. Со временем появились более удобные печатные станки, а с ними и современные книги.

1 экскурсовод большой вклад в развитие русского языка внесли такие великие люди как Михайло Ломоносов, Фонвизин, Державин, Александр Сергеевич Пушкин, Гоголь, Некрасов, Лермонтов, Чехов и другие.

Учитель. В современных книгах можно встретить старинные слова, которые сегодня могут показаться нам странными и необычными. Раньше эти слова были понятны каждому. Сейчас же они живут в сказках. Среди этих слов есть слова , которые обозначают части нашего тела.

Знаете ли вы значение таких слов, как глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), ланиты (щёки), уста (рот), длань (ладонь), десница (правая рука), персты (пальцы). Молодцы!

А сейчас игра «молчанка»! Ко мне выйду 7 человек желающих, и я буду называть старославянские слова, а вы молча будете показывать части тела

Учитель. Наше путешествие по музею русского языка подходит к концу. Мне хочется обратиться к вам со словами: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его пошлыми, глупыми, скверными словами и тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!