СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий по Пушкину

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Однажды Анна Петровна Керн приехала недели на три в Тригорское…»  (читает в альбоме)

- «Александр Пушкин стихи для  К*…  «Я помню чудное мгновенье...Передо мной явилась ты…»

- Поэт, едва увидев ее, влюбился!

- Через два дня после ее отъезда писал: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь!!! Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа.

Пушкин (1): (спорит со  2-м)

- «Я пишу много стихов — все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то. …Будь я влюблен, в воскресенье со мной сделались бы судороги от бешенства и ревности, между тем мне было только досадно...»

 

Романс  «Я помню чудное мгновенье».

- А Вы знаете, что «Гений чистой красоты» — это и цитата из стихотворения Жуковского «Лалла Рук» ?

- Но, у Жуковского этот образ скорее мистический символ совершенства, недостижимого в реальном мире,  а у Пушкина — восхищение реальной, земной красотой.

- Позднее Пушкин и Керн встречались в Петербурге, поддерживали добрые отношения, но ничего похожего на чувство, породившее «Я помню чудное мгновение», не возникало. (сожалея) Это было действительно всего лишь мгновенье.

- В 1839 году воздействие стихов было усилено музыкой Глинки, которую тот написал, посвятив ее дочери Анны Петровны Керн —- Екатерине Ермольевне.

- Эти стихи и романс не только навеки прославили  мать и дочь Керн, но стали подлинным гимном любви, ее самым чистым выражением.

В роли Пушкина воспитанник читает отрывок из стихотворения

- Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.*

Сцена 3  - Об Авдотье Истоминой.

Фонограмма: (мизансцена -  флейтист,  девочка и Дидло)

 Вечером 3 августа 1805 года в двери Петербургского театрального училища постучал высокий худой человек, одетый в черное. Левой рукой он прижимал к груди футляр с флейтой, а за правую его руку держалась маленькая девочка с большими испуганными глазами. На вид ей было не больше шести лет… Именно так попала Дуня Истомина в театральное училище к самому Шарлю-Луи Дидло, знаменитому балетмейстеру и педагогу. Она не помнила своих родителей. Знала только, что мама умерла, и сама она оказалась на улице, а потом к ней подошел высокий худой человек в черном и за руку отвел в дом, где ее сначала накормили, а потом стали учить музыке и танцам.

(девочка-танцовщица делает несколько па под фонограмму)

Туда не брали детей «с улицы» — только своих, а человек с флейтой не только не был Дуне отцом — о нем вообще никто и ничего не знал. Словно ангел-хранитель на время принял человеческий облик, спас гениальную девочку — и снова отправился к себе на Небо, уверенный в ее счастливом будущем. И оказался совершенно прав. Ибо Авдотья стала балериной….

Дамы в ложе: (ученица старших классов танцует танец Истоминой)

- Когда в 1816 году Авдотья окончила училище, Дидло тут же предложил ей главную партию в премьере балета «Ацис и Галатея»: роль, принесшую первые лавры.

- Ученики  знаменитого танцовщика Дидло, в которых он старательно развивал не только хореографические, но и драматические способности, всегда блистали на сцене! Истомина, одна из лучших его воспитанниц также в совершенстве владела искусством пантомимы.

- Кроме того, Истомина первой из русских танцовщиц делала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда изумительным, никогда не виданным новшеством.

- Строки Пушкина, «Душой исполненный полет...», посвященные Авдотье Истоминой стали самым верным определением всего русскому балету.

(взрослая Истомина танцует)

 В роли Пушкина воспитанник читает отрывок из стихотворения

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

Сцена - 4  воспитанница в роли Татьяны  читает отрывок из романа «Е.Онегин»

 ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ

Я к вам пишу -- чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

      Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

      Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Просмотр содержимого документа
«Сценарий по Пушкину»

СЦЕНАРИЙ мероприятия по произведениям А.С.Пушкина.

Автор проекта Полякова Н.Н.

Тема «Женские образы» в произведениях А.С. Пушкина.

Цель: Вызвать интерес к творчеству поэзии А.С.Пушкина.

Задача: воспитание любви к поэтическому слову,

всестороннее развитие личности,

интерес к чтению и склонности к творчеству.

Коррекционное развитие: памяти, выразительное чтение.

Место проведения: актовый зал, оформленный стиле пушкинских времен.

Ход занятия.

Ведущий:

-Добрый день дорогие друзья. Мы вас пригласили в литературный салон.

Сцена - 1

Начало мероприятия. Пятеро воспитанников открывают литературный вечер, представляя по очереди Александра Сергеевича Пушкина - русский поэт.

«Женские образы» в произведениях А.С.Пушкина.

Сцена - 2 об Анне Керн.

(Звучит минусовка романса Глинки.)

Беседуют две дамы.

- Однажды Анна Петровна Керн приехала недели на три в Тригорское…» (читает в альбоме)

- «Александр Пушкин стихи для К*… «Я помню чудное мгновенье...Передо мной явилась ты…»

- Поэт, едва увидев ее, влюбился!

- Через два дня после ее отъезда писал: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь!!! Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа.

Пушкин (1): (спорит со 2-м)

- «Я пишу много стихов — все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то. …Будь я влюблен, в воскресенье со мной сделались бы судороги от бешенства и ревности, между тем мне было только досадно...»

Романс «Я помню чудное мгновенье».

- А Вы знаете, что «Гений чистой красоты» — это и цитата из стихотворения Жуковского «Лалла Рук» ?

- Но, у Жуковского этот образ скорее мистический символ совершенства, недостижимого в реальном мире, а у Пушкина — восхищение реальной, земной красотой.

- Позднее Пушкин и Керн встречались в Петербурге, поддерживали добрые отношения, но ничего похожего на чувство, породившее «Я помню чудное мгновение», не возникало. (сожалея) Это было действительно всего лишь мгновенье.

- В 1839 году воздействие стихов было усилено музыкой Глинки, которую тот написал, посвятив ее дочери Анны Петровны Керн —- Екатерине Ермольевне.

- Эти стихи и романс не только навеки прославили мать и дочь Керн, но стали подлинным гимном любви, ее самым чистым выражением.

В роли Пушкина воспитанник читает отрывок из стихотворения

- Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.*

Сцена 3 - Об Авдотье Истоминой.

Фонограмма: (мизансцена - флейтист, девочка и Дидло)

Вечером 3 августа 1805 года в двери Петербургского театрального училища постучал высокий худой человек, одетый в черное. Левой рукой он прижимал к груди футляр с флейтой, а за правую его руку держалась маленькая девочка с большими испуганными глазами. На вид ей было не больше шести лет… Именно так попала Дуня Истомина в театральное училище к самому Шарлю-Луи Дидло, знаменитому балетмейстеру и педагогу. Она не помнила своих родителей. Знала только, что мама умерла, и сама она оказалась на улице, а потом к ней подошел высокий худой человек в черном и за руку отвел в дом, где ее сначала накормили, а потом стали учить музыке и танцам.

(девочка-танцовщица делает несколько па под фонограмму)

Туда не брали детей «с улицы» — только своих, а человек с флейтой не только не был Дуне отцом — о нем вообще никто и ничего не знал. Словно ангел-хранитель на время принял человеческий облик, спас гениальную девочку — и снова отправился к себе на Небо, уверенный в ее счастливом будущем. И оказался совершенно прав. Ибо Авдотья стала балериной….

Дамы в ложе: (ученица старших классов танцует танец Истоминой)

- Когда в 1816 году Авдотья окончила училище, Дидло тут же предложил ей главную партию в премьере балета «Ацис и Галатея»: роль, принесшую первые лавры.

- Ученики знаменитого танцовщика Дидло, в которых он старательно развивал не только хореографические, но и драматические способности, всегда блистали на сцене! Истомина, одна из лучших его воспитанниц также в совершенстве владела искусством пантомимы.

- Кроме того, Истомина первой из русских танцовщиц делала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда изумительным, никогда не виданным новшеством.

- Строки Пушкина, «Душой исполненный полет...», посвященные Авдотье Истоминой стали самым верным определением всего русскому балету.

(взрослая Истомина танцует)

В роли Пушкина воспитанник читает отрывок из стихотворения

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

Сцена - 4 воспитанница в роли Татьяны читает отрывок из романа «Е.Онегин»

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ

Я к вам пишу -- чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи,

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

СЦЕНА - 5 Стихи, посвященные Наталье Николаевне Гончаровой

ПЕРВЫЙ.

Это событие произошло в Москве в декабре 1828 года Среди огней большого шумного бала у танцмейстера Йогеля, я встретил свою музу Натали Гончарову….Она приехала на свой первый бал. В этот знаменательный вечер Натали, несмотря на свои 16 лет.в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, поражала всех своей классической царственной красотой.

ВТОРОЙ

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

ТРЕТИЙ

По его собственному признанию, он оказался очарован, или как шутили друзья, «огончарован». К тому же «впервые был робок».

ЧЕТВЕРТЫЙ.

Пушкин поражен был красотой Н.Н. Гончаровой… Он, как сам говорил, начал помышлять о женитьбе. Холостая жизнь и несоответствующее летам положение в свете надоели Пушкину…

ПЕРВЫЙ.

Следует полагать, что Пушкин влюбился не на шутку.

ВТОРОЙ.

Наталья Николаевна Пушкина (1812—1863) была единственной героиней пушкинской лирики последних лет.

ТРЕТИЙ.

Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив

ЧЕТВЕРТЫЙ.

30 июля 1830 г. поэт писал Наталье Николаевне Гончаровой — своей невесте: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды...»

ПЯТЫЙ рассматривает на экране картину. (На экране репродукция картины знаменитого художника итальянского Возрождения Перуджино (ок. 1450—1523) «Мадонна с младенцем» на фоне гор Синая)

ПЕРВЫЙ - Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

ВТОРОЙ - В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

ТРЕТИЙ - Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.



ЧЕТВЕРТЫЙ - Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

СЦЕНА 6 – исполняют вальс под музыку «Полонез».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!