СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий, посвященный 31-й годовщине аварии на чернобыльской аэс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЦЕНАРИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 31-Й ГОДОВЩИНЕ АВАРИИ НА  ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Просмотр содержимого документа
«Сценарий, посвященный 31-й годовщине аварии на чернобыльской аэс»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










СЦЕНАРИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 31-Й ГОДОВЩИНЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС





















Подготовила:

учитель литературы,

руководитель литературно-

театрального кружка

«Вдохновение»

Нечипорук Н.С.



СЦЕНАРИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 31-Й ГОДОВЩИНЕ АВАРИИ НА АЭС

Ведущий 1: Наша память не помнит о многом,

растворились столетьем года.
Но за старым и ветхим порогом

тот апрель, что под сердцем всегда.
Если вспомню, душа оборвется,

боль ударит, как бьют палачи.

Ведущий 2: В церкви колокол плачем зальется,

и слетят шумной стаей грачи.
Черным клином уйдут в небо птицы,

тень большая, а стая мала.
Мне Чернобыль во снах часто снится,
Много в нем горькой правды и зла.

Ведущий 1: 26 апреля 1986 года произошла катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Вся страна как один живой организм отреагировала на аварию. Со всех уголков нашей необъятной Родины стали съезжаться люди для ликвидации последствий аварии, не зная о том, какая беда подстерегает их впереди.

Ведущий 2: Они начали нелегкую борьбу с невидимым зверем, который пожирал их изнутри. Каждую секунду шла борьба с чудовищем “4-й реактор”. Не на жизнь, а на смерть бились ликвидаторы много дней и ночей, порой не досыпая, нарушая все нормы радиологического контроля, они вновь и вновь шли к реактору. И они победили злобного монстра. Многих уже нет в живых, но мы помним о них и никогда не забудем, ведь многим они спасли жизнь ценой своей.

Чтец:
…Весна невспаханное поле засеет зернами беды,
И, подчинясь верховной воле, наивно зацветут сады
В обнимку с проволкой колючей — нелепо, неуместно, странно —
Как эхо дней благополучья…
Но стонет сердце, ноет рана. Кощунственно светла весна!
Бездумно веселы капели!.. А нас опять лишает сна
Жестокий колокол апреля.

(Звучит звон колоколов.)
Ученик 1: Я — житель планеты Земля. Я — землянин. Я — обитатель биосферы. Именно той биосферы, в пределах которой протекает жизнь человечества в целом и каждого из нас.

Ученик 2: С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы, особенно в последнее время.

Ученик 3: Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли.

Ученик 4: Все великолепие современной цивилизации — обилие товаров, транспорт, космические полеты, техника — все это следствие того, что мы используем не только энергию солнца, но и искусственную энергию.

Ученик 5: Если завтра не будет источника этой энергии или прекратится ее подача, все на Земле остановится. Энергетика — это не только основа экономического благополучия человечества, но и один из мощнейших загрязнителей природной среды и истощения ее запасов.

Ученик 1: Сжигание органического топлива в энергетических установках чревато огромным выбросом вредных веществ в окружающую среду.

Ученик 2: В настоящее время энергию получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных станциях.

Ученик 3: ГЭС на первый взгляд являются экологически чистыми, не наносящими вреда природе. Так считали многие десятилетия. Теперь стало ясно, этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям.

Ученик 4: Это, во-первых, истощение запасов угля, нефти, газа; во-вторых — выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, азота и золы.

Ученик 5: Последствия — «парниковый эффект», «кислотные дожди» и многое другое.

Ученик 1: ХХ век — атомный век. Появились атомные электростанции. «АЭС — это дневные звезды! Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны!» — так восклицали ученые.

Ученик 2: У атомной энергетики блестящее будущее!

Ученик 3: Что же изменило мнение людей в пользу АЭС? Почему породилась массовая радиофобия?

Ученик 4: Окунемся беглым взором в минувшие 50-е годы. И что же мы увидим?

(Выходят ученики с плакатами.)

Ученик 1: 1951. Детройт. Авария исследовательского реактора. Загрязнение воздуха радиоактивными газами.

Ученик 2: 1957. Челябинск. Ядерный разгон отходов топлива. Радиацией заражена обширная территория.

Ученик 3: 1961. Айдахо-Фолс. США. Взрыв на АЭС. Погибло трое.

Ученик 4: 1979. Крупнейшая авария на АЭС Тримайл Айленд (США). Тысячи людей получили облучение.

Ученик 5: 1982. Чернобыль. Разрушение центральной топливной сборки на первом блоке. Переоблучение персонала.

Ученик 6: 1985. Балаковская АЭС. Авария на первом блоке. Погибли 14 человек.

Ученик 7: 1986. 26 апреля. Чернобыльская АЭС. Взрыв на 4-м энергоблоке. Радионуклидами заражена значительная часть Европейской территории страны — площадью более 100 тысяч кв.км, на которой проживает около 4,5 млн. человек.

Ученик 8: 2011. 11 марта. Техногенная катастрофа на АЭС Фукусима — Япония. Мир, кажется, сошел с ума от нового страха.

Звучит музыка. Все уходят, появляются ученик с ученицей

Ученица. За три столетия до того, как Христофор Колумб увидел берега Америки, задолго до Возрождения и Реформации, изменивших облик Европы, за пять столетий до Петра Великого, расширившего пределы Российской империи, был основан город Чернобыль. 800 лет его жители возделывали землю, сажали рожь и картофель, разводили скот. Почва была песчаной, вокруг раскинулись болота непригодные для земледелия. И, тем не менее, тогда еще деревушка жила. Обитатели Чернобыля оставались на своей земле, несмотря на нашествия Наполеона и Гитлера, невзирая на голод, чуму и жестокие морозы. Теперь Чернобыль пуст, безлюден, окружён молчащим лесом. Это один из 179-ти городов и посёлков эвакуированных после самой страшной в истории человечества ядерной аварии.

Ученик. Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной атомной электростанции, строительство которой было начато в 1971 году. Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор не совсем ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Главной же столицей энергетиков стал молодой бурно развивающийся город, расположенный от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Его назвали Припятью по имени полноводной красавицы реки, которая, причудливо извиваясь голубой лентой, соединяет Белорусское и Украинское Полесье и несёт свои воды к седому Днепру. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС. Средний возраст жителей юного города составлял 26 лет. Ежегодно здесь рождалось более тысячи детей. Но сейчас этот город без жителей, без звонких криков ребятни, без обычной повседневной жизни.

Чтец

Стучат вселенские часы…

Среди рассветной синей стыни

Я слышу перезвон росы

На горьких стебельках полыни.

Заря встаёт, клубится тень,

А соловей, укрывшись в роще,

Наивно славит новый день,

Берёза волосы полощет

В тумане бело-голубом,

А ивы водят хороводы,

Река мажорно катит воды.

Во всём – гармония и нежность.

Небес надменная безбрежность

На землю смотрит свысока.

За тихим плёсом даль легка,

Как сотни тысяч лет, как прежде…

Но горек был рассвет надежде:

В нём время метит точный признак –

Мой мёртвый город встал, как призрак…

Ведущий 1: События, которые привели к аварии, начали развиваться утром 25 апреля 1986 года. Реактор 4-го блока предполагалось остановить на плановый профилактический ремонт и, пользуясь этим, решили провести испытания, что бы определить, как долго после прекращения нормальной подачи электроэнергии турбогенератор способен производить электроэнергию для питания насосов водяного охлаждения.

Ведущий 2: В час ночи, перед подготовкой к испытаниям, уровень мощности реактора был снижен. В течение следующих суток технический персонал систематически отключал установки регулирования мощностей и аварийного охлаждения.

Ведущий 1: 26 апреля в 1 час 23 минуты аварийная система безопасности была намеренно отключена. За несколько секунд температура в активной зоне настолько возросла, что началась неуправляемая цепная реакция. В 1:23:04 реактор четвёртого блока взорвался. Один за другим с интервалом в 3 секунды произошло два взрыва.

Ведущий 2: Активная зона реактора развалилась. Тысячетонная панель перекрытия взлетела, проломив кровлю здания реактора. Смертоносный светящийся столб радиоактивных веществ – больше, чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки, – взметнулся над реактором и рассеялся в атмосфере.

Ведущий 1: На отрытом воздухе под воздействием гигантских температур начал гореть графитовый замедлитель. Радиоактивная вода хлынула в помещение реактора. Одновременно вспыхнуло 30 пожаров.

Чтец:

Та ночь, расколотая взрывом,

На “ДО” и “ПОСЛЕ”, навсегда

Здоровым, любящим, счастливым –

Нам – слово горькое “беда”

На юном сердце выжгла прочно.

Десятки тягостных невзгод

Закольцевала в круг порочный,

Втолкнула в жуткий хоровод

Утрат, поступков, слов, событий –

Не сотни – тысячи людей.

Ведущий 2: Через пять минут на месте уже были пожарники. Десятки пожарных с огнетушителями пошли в наступление на огонь в помещениях реактора. К утру им удалось локализировать пламя и потушить его. Но самое страшное было ещё впереди.

Ведущий 1: Четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию.

Чтец:

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Огонь и мрак – невидим враг,

До смерти шаг – потом бессмертье.

Ни перестрелок, ни атак,

Но жить лишь так – ценою смерти.


Ведущий 1:А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. Некоторые люди получили такие дозы облучения, которые привели к немедленной смерти.

Ведущий 2: 28 апреля колонна из 1100 автобусов вывезла из Припяти, Чернобыля и других населённых пунктов зоны отчуждения всех жителей. Им

позволили взять с собой только удостоверения личности и немного еды. Жизнь в радиусе 30 км от Чернобыля замерла.

Чтец:
На Земле человек — Царь Природы!
Человек, что же сделал ты с ней?
Опьянел человек от свободы,
И рабом стал свободы своей.
И за что ты на свете не брался?
Что на свете ты не штурмовал?
И в глубины морей опускался
И на высях земных ликовал.
Но на снежных вершинах познанья
Наконец-то предела достиг…
Ослепительно вспышка блеснула…
Оглушительно гром загремел…
Содрогнулся от света и гула
Весь, обжитый доныне предел…
Мир накрыло уродливой тенью,
Вырос призрак, похожий на гриб,
И толпились в тени привиденья,
Примеряя светящийся нимб…

Ведущий 1: Чернобыль — незаживающая рана на теле нашей Земли.

Ведущий 2: Давайте вместе с очевидцами вспомним тот страшный день

Сценка «Реактор»

(Квартира. Играют дети. Жена готовит. Муж собирается на смену).

Валерка: Наташа, ты не видела, где лежат мои часы?

Наташа: Валера, посмотри на столике в прихожей. Ты их там вчера оставил.

Валерка: (надевая часы на руку) Наташа, я тут вот, что подумал, может, завтра поедем к матери? Ей нужно помочь картошку посадить. И за внуками она соскучилась. Что ты на это скажешь?

Наташа: Ты знаешь, что у меня столько дел по дому.

Дочь: мама, мама! Я хочу к бабушке!

Валерка: Вот и дети тоже хотят поехать. Задумайся, свежий воздух, птички поют, да и маме, кроме нас некому помочь.

Сын: соглашайся, мама!

Наташа: ну, ладно, уговорили! Валера, а тебе разве не пора на работу?

Валера: ой, что-то я с вами тут заболтался! Ну, что ж, прощайте, мои дорогие! Значит, договорились – завтра едем садить картошку!

Сын: до свидания, папа!

(отец уходит на работу. На работе. Обычная рабочая обстановка)

Очевидец: Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел потом через одну — две секунды. Тот уже был, как один длинный удар. Посмотрел на приборы — картина была плохая. Стало понятно — произошла авария крайней степени тяжести. Пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная…

Очевидец 2: Раздался удар. Потом опять удар. Пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения. Я подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал

Очевидец: Вижу — ребята несут обожженного человека, это оказался Володя Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Володю вынесли на руках облученного врачи и пожарники.

Володя: (Он успеет простонать) «Там Валера…» (и его покинет сознание)

Врачи пытаются оказать медицинскую помощь.

Ведущий 2:Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище.

Ведущий 1:Его друга Валерия Ходемчука не найдут. Похороненный реактор стал его могилой.

(Звучит скорбная музыка.)

Девушка в черном:
Спи. Да будет твой сон спокоен,
Спи, мой старший, мой вечный мальчик,
Худенький, русоволосый воин,
Над тобой я дождями плачу
Не дойти до тебя ногами,
Не обнять мне тебя руками.
Я укрою тебя снегами,
Белой птицей спущусь на камень.
Я так долго живу на свете!
Матерям суждено от Бога
Жить за вас, погибшие дети,
Задыхаясь от слез и боли.

Ведущий 2:Сводки, Сводки, сводки, ежедневные, как на войне… В них номера военных частей, фамилии солдат и офицеров. Их бой был краток, меньше минуты. Противник невиден и коварен. Они проявляли не просто мужество и стойкость, они совершали настоящие подвиги.

Чтец:
Мертвый город…
Город — призрак
Плачет небо над тобой…
За обыденности призмой
Умирает чья-то боль.
Не слышны чужие стоны
И рыданья не слышны…
Пострадали миллионы,
Хоть и не было войны.
Был жестокий и незримый—
Уничтоживший покой —
Техногенный выстрел в спину
Среди радости людской.
Этот ад напомнит многим
Очень многим о себе…
Через горе — к Богу в ноги
И к молитве… о судьбе
Страшным жизненным уроком
Ожила чужая боль…
Помолчим же все немного…
Помолчим же… над собой…

(Минута молчания. Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.)

Ведущий 1: Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить укрытие — саркофаг.

Чтецы:
Так вот какой он блок четвертый,
Одетый ныне в Саркофаг.
Его, увидев облик темный,
Забыть не можешь уж никак.
Стоит, на вид как будто смирный,
Но только он на вид такой,
Продлить он может список длинный,
Людей, ушедших в мир иной.
Стоит угрюмо, величаво,
На землю смотрит свысока,
Как монумент печальной славы,
Урок народам на века.

Ведущий 2: «Товарищи, в связи с аварией на ЧАЭС объявляется эвакуация города. Иметь при себе документы, необходимые вещи, продукты на 3 дня. Эвакуация в 14.00» - такие указы дало руководство жителям.

Ведущий 1: Представьте себе колонну в тысячу автобусов с зажженными фарами, идущую по шоссе и вывозящую из пораженной зоны многотысячное население Припяти.

Ведущий 2: Людей поспешно «выкорчевывали» с родной земли. Трудно представить себе все горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землей, с которой связана вся жизнь, похоронены предки.

Ведущий 1: Люди были молчаливы, порою пребывали в шоке. Почти не было слез. Только в глазах застыли боль и тревога. Пришлось оставить позади целую жизнь.

Ведущий 2: Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять — опустели.

Чтецы:
Мы птицы одного гнезда,
Но нас по свету разбросало,
А наша скорбная звезда
Над тихой Припятью сияла.
Нам снег ложится на виски
И души заметает вьюга,
Нам не изжить своей тоски —
По ней в толпе найдем друг друга
Мы потеряли свой покой —
Но город пережить досталось…
А дети плакали домой,
Где кукла на окне осталась.

Ведущий 1: Давайте посмотрим на трагедию глазами ребенка

Сценка «В школе»

Рассказывает взрослый мужчина:

«Мне 10 лет. Исполнилось около месяца назад. Я просыпаюсь в Субботу. Мама будит, в школу не хочу жутко, но у нас в маленьком военном, секретном и закрытом городке, построенном посреди леса, по Субботам уроки. Я одеваю свою школьную форму, хватаю портфель и как полагается 10-ти летнему мальчику, ученику 3-го класса, вприприжку бегу в школу. 3-й класс у нас в школе один, без буквы, потому что городок маленький, в нём живут только военные и инженеры, которые строят специальный секретный объект, который спасёт СССР от ядерных ракет. Я живу в засекреченном городке, которого нет ни на одной карте, в который попасть можно только по пропускам и называется он Чернобыль - 2. День отличный. Солнечный. А нам ещё выделили кусочек земли рядом со школой для наших школьных огородных экспериментов. Только нам. Другим классам не выделили, а нам выделили. И мы посадили там всё, что хотели, и ходим каждый день смотреть не выросло ли уже». 

(Дети идут в школу. Смотрят на свой огород. Звенит звонок. Все садятся за парты)

(Урок. Дети сидят пишут).

«И вот во время третьего урока наша учительница выходит, возвращается в класс взволнованная, потом снова выходит, и снова возвращается. Ничего не говорит и продолжает урок.

Учитель (взволновано): Дети, у нас сегодня будет только 3 урока. И нам нужно полить наш огород. Кто хотел бы это сделать?

Андрей: Лидия Михайловна, можно, я?

Учитель: Конечно, Андрюша, только сходи домой, набери воды.

Все выходят из класса. Андрей бежит домой

Пулей я долетел до дома, схватил ведро и бросился набирать воду. В ванной меня остановила мама.

Инна: Вам не говорили в школе чего-то необычного?

Андрей: (пожимая плечами) нет…

Инна: ну, ладно…

Закончив своё великое дело, я взял ведро и поплёлся к выходу. Но мама снова остановила меня

Инна: и чтобы после уроков не шёл шляться с мальчишками в лес, а сразу шёл домой!

Андрей: хорошо, мам…

Я безрадостно "угукнул" и поплёлся дальше возиться со своей великой миссией.
Можете мне поверить, лучше чем в тот день ни один огород на Земле полит не был! Затем, после выполнения миссии, я вернулся в класс, где торжественно был встречен аплодисментами, и как мне казалось тогда, восторженными девичьими взглядами.

Учитель: Ребята, в городе Припять сегодня ночью произошла авария. Идите домой, желательно не выходите на улицу, обо всём остальном вам расскажут ваши родители.

Это был последний раз, когда я видел свою первую учительницу.
Когда я шёл домой со школьным портфелем в одной руке и ведром в другой, напевая под нос какую-то песенку, в сосновом парке уже стояли две пожарные машины, которые усердно поливали деревья. Ну вот я и дома. Не знаю, что случилось с мамой за час, но она почему-то очень строгая.

Инна: Андрей никуда сегодня не ходи, а если узнаю, что вышел, то прибью тебя! Ты понял меня?

После этого она ещё раз напоминает мне о серьёзности своих намерений и уходит на работу. В тот день на Земле не было более несчастного мальчика 10-ти лет чем я. Остаток дня я просидел взаперти дома, с завистью глядя на своих одноклассников, гуляющих во дворе и веселящихся так, как-будто последний раз в жизни. Я был уверен, что всё это назло мне.

Родители вернулись домой очень поздно. Долго о чём-то разговаривали на кухне, так я и уснул.

В Воскресение утром меня разбудила мама со словами:

Мама: Андрей, вставай, одевайся, нам пора ехать...
Андрей: Куда, мам?
Мама: Куда-нибудь подальше...
Андрей: В смысле, мам???
Мама: Просто одевайся и пошли в машину!
Андрей: Мам, мы, что уезжаем из-за аварии?
Мама: Да!
Андрей: Мам, я не могу! Ребята завтра в школу придут, увидят, что меня нет и скажут, что я трус! (со слезами на глазах начал ныть я).

В то Воскресение на Земле не было более несчастного мальчика 10-ти лет, чем я. Я нехотя собрался, уже представляя себе, как мы вернёмся через неделю, и как меня ещё полгода будут дразнить трусом, и поплёлся к машине. Я уезжал на несколько дней. Я не знал, что больше никогда не увижу родной дом…

Ведущий 1: 31 год назад произошла авария на Чернобыльской АЭС.

Ведущий 2: Пятая часть территории Украины стала зоной радиоактивного загрязнения. Из 2 тысяч населенных пунктов переселили 200 тысяч человек.

Ведущий 1: 30-километровая зона вокруг станции до сих пор официально считается непригодной для проживания людей и хозяйственной деятельности, хотя часть жителей, в основном пожилого возраста, вернулась в свои дома вопреки рекомендациям властей.

Ведущий 2: Пройдут годы и десятилетия, а черный день этой трагедии все равно будет волновать людей – и тех, кого он не обошел стороной, и тех, кто родится далеко от того места.

Ведущий 1: Этот день всегда будет объединять всех живущих одним

воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.

Ведущий 2:

Всех жертв и испытаний нам не счесть,

Но целы арсеналы, полигоны,

Чернобыля убийственная весть

Предупрежденье поколеньям новым.

Ведущий 1:

Тысячелетье начало отсчет,

Век двадцать первый по земле шагает,

Пусть его детям больше повезет

И солнца луч их каждый день встречает



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!